Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся
статья по теме

Кудрявцева Наталья Валентиновна

 

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влияние на здоровье учащихся является преобладающим.

     Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Кудрявцева Н.В.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

 Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

           Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. Учитель должен работать создавая условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

           

Хочу поделиться своими наработками злементов уроков   с использованием здоровьесберегающих технологий.

1. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий. Этот прием позволяет решить одновременно несколько  задач: позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций.

 Прием использования литературных произведений, например: при формировании экологической культуры с помощью поэтических образов иллюстрирующих то или иное воздействие человека на природу.

В теме « Глобальные проблемы человечества» уместно стихотворения И.И. Ландо «Будь милосерден человек»

У всех людей –одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас.

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды

По руслам рек и под землей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озера, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо

 В результате анализа которого происходит повторение темы, затрагиваются вопросы взаимодействия человека и природы. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же, введение в урок литературных отступлений служит психологической разгрузкой.

2. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.

Некоторые элементы уроков географии:

 1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

 Двигательные упражнения во время

 закрепления изученного материала:

 Руки вниз – южная сторона горизонта;

 Руки вверх – север;

 Правая рука в сторону – восток;

 Левая рука в сторону под прямым углом – запад.

 Поворот вокруг своей оси,

 Направо, налево и т.д. –

 для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

 1) Урок в 9-10 классе на тему «Население. Продолжительность жизни. Смертность.»

 Беседа о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей

 стране (социальных, бытовых, природных, экономических,

 медицинских и других)  сравнение с другими странами и регионами. Выработка рекомендаций  для улучшения демографической ситуации в России.

Закрепление раздела «Население России»:

Соберите материал о демографической ситуации в своей семье

 (на примерах нескольких поколений), рассматривая вопросы

 рождаемости - количество детей в семьях своих родителей,

 бабушек и дедушек, прадедов и других родственников.

 Проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о

 демографических проблемах в обществе на примере своей семьи.

 2) Урок в 8 классе на тему «Климатические условия. Комфортность (дискомфортность)  климатических условий»

 Беседа  о характеристиках климата, которые  учёные относят экстремальным, дискомфортным, наиболее  комфортным и т.д.

 Почему человеку необходимо больше находится на свежем

 воздухе, проветривать помещение…..

 3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие»

 Беседа с уч-ся о правильном питании, о полноценных белках и витаминах.

 - Какие овощи вы едите чаще других?

 В чём их польза для вашего организма?

 - Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться

 о своём зрении, особенно в компьютерный век?

  - Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?

 - Чем вредит алкоголь детскому организму?

 4) Урок в 9-10 классе на тему «Электроэнергетика »

 Беседа  о перспективных районах России для  производства «экологически чистой» энергии. Назовите эти районы и  электростанции ( Кислогубская ПЭС, Мутновская и Паужетская  ГеоЭС и др.)

 Объясните, в чём вы видите преимущества солнечных, ветровых,

 геотермальных, приливных электростанций перед традиционными

 электростанциями с точки зрения здоровья человека?

Энергия ветра В России запасы  настолько велики, что их можно приравнять всей электроэнергии, производимой в стране за год. Традиционно в стране ветровая энергия использовалась на ветряных мельницах и превышала 1 млн. кВт. Сейчас мощность ветроагрегатов в 1000 раз меньше. Ветер имеет непостоянную интенсивность, и направление его часто меняется. Энергию ветра рентабельно использовать в районах, где его среднегодовая скорость более 3 м/с. В России это Нижнее Поволжье, берег Каспийского моря, Северный Кавказ, Юг Западной Сибири, Курильские острова, побережье Северного Ледовитого океана, Арктика. В этих районах до 320 суток в году скорость ветра достигает 5-10 м/с. Наиболее перспективы для создания ветроэнергетических установок побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов. В использовании ветра Россия значительно отстает от мирового уровня.

Наибольшим потенциалом обладает солнечная энергия. Тепловой поток солнечного излучения, достигающий поверхности Земли, огромен. Он в 5000 раз превышает потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов в мире. Самое важное качество солнечной энергии - ее «вечность» и исключительная экологическая чистота. В России более благоприятные условия для использования солнечной энергии в течение большей части года имеются южнее 50° параллели.

 Солнечную радиацию при помощи гелиоустановок преобразовывают в тепловую или электрическую энергию. В России космические летательные аппараты используют в качестве основного источника энергопитания солнечные батареи, которые преобразуют энергию солнечной радиации в электрическую. Из стран СНГ в Крыму (Украина) работает Солнечная электростанция СЭС-5 мощностью 5 тыс. кВт. Она работает без выбросов в окружающую среду и без использования органического топлива.

5)  Урок в 11 классе на тему «Япония»

 Беседа «Почему Японию называют нацией здоровых людей?»

 Почему японцы живут долго?

 Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на 1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины -76 лет, женщины - 82 года). Причины долгожительства кроются в правильном, мудром отношении японцев к своему здоровью. 1. Жители считают, что употреблять в пищу необходимо только самые свежие продукты (в магазинах продают именно такие), причём самыми полноценными считаются морепродукты, их японцы употребляют очень много и ежедневно. 2 Отношение к жизни несколько отлично от европейского. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти ещё остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц.

 3) В отношениях японцев друг и другу царит доброжелательность.

 4) Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца.

 5) Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

 Вопрос: А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?

 Что из перечисленного мы смогли бы взять как рекомендацию к действию?

 Подготовьте дома ответ – размышление на тему «Японская трагедия 11 марта

 2011. Взрыв на Фукусиме. Как влияет радиация на организм человека?»

Творческие задания для учащихся

 • 7 класс, закрепление темы «Географические открытия»:

 С какими сложностями сталкивались первые путешественники в

 длительных плаваниях по океану? Почему из 265 моряков,

 отправившихся под командованием Фернана Магеллана в первое

 кругосветное плавание, вернулись в Испанию лишь 18 моряков?

 • 10 класс, тема «Города мира"

 Подготовьте презентацию на тему « Города мира, проводившие олимпиады» и много других.

3.Комплексное использование личностно ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, работа в группах.

Стараюсь внедрить в учебно-воспитательный процесс новые здоровьесберегающие технологии на принципах системного и деятельностного подходов к обучению с формированием логического и теоретического мышления.На уроках географии через здоровьесберегающие технологии проектирую учебную деятельность учащихся.

Предлагаю вам этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.

Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.

Работа с текстом заканчивается обобщением «произведенных» знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы .

Я, задавая вопросы, направляю, руковожу исследовательской деятельностью учащегося, формируем навыки работы с текстом, «умение учиться»:

выделять объекты (понятия) из среды;

раскрывать смысловое значение понятия;

выделять в объекте уровни и подуровни;

выделять связи между элементами;

проводить сравнение, классифицировать, группировать.

Объем выполненных заданий определяется учителем.

Географическая задача Сгруппируй страны. Установи их типологию.

СТРАНЫ: Франция, Саудовская Аравия, Афганистан, Норвегия, Ливия, Россия, Польша, Нигерия, Чили, Чад, США, Монголия, Китай.

Цели:

научиться: решать географические задачи:

 – сгруппировать страны,

 – установить типологию стран;

усвоить знания:

 а) о деятельности, как?

 – сгруппировать страны,

 – установить типологию стран;

 б) о понятиях: группировка, типология стран.

Учебно-исследовательская деятельность:

Определи, что такое группировка стран и как она проводится.

Для этого выполни исследовательские задания.

Материал для исследования: учебник и политическая карта.

Задание 1. Определи, для чего нужна группировка стран. (Для характеристики стран.)

Задание 2. Определи, по каким критериям проводят группировку всех стран мира.( По величине, по территории, по численности населения.)

Задание 3. Определи название этих критерий группировки. (Количественные.)

Задание 4. Определи, по какому еще критерию проводят группировку стран.( По географическому положению.)

Построй определение понятия.

Группировка стран – это объединение стран, которое проводится:

 по количественным критериям: величине территории и численности населения,

 по географическому положению.

Задание 5. Определи страны, которые относятся к разным группам по разным критериям.

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках  географии - физкультминутки. Рациональное чередование видов деятельности и двигательная активность учеников на уроке способствует лучшему овладению программным материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Физкультминутки - это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности.

Одним из самых лучших моментов отдыха, я считаю физкультминутку,  имеющую географическую направленность.

Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки”.

 Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»

 Двигательные упражнения во время

 закрепления изученного материала:

 Руки вниз – южная сторона горизонта;

 Руки вверх – север;

 Правая рука в сторону – восток;

 Левая рука в сторону под прямым углом – запад.

 Поворот вокруг своей оси,

 Направо, налево и т.д. –

 для изучения азимутов предметов в кабинете географии.

Я по Африке иду

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф

У меня над головой

Пальма шуршит листвой

Но придётся приседать,

Чтобы фиников набрать

Мы прогулку завершим

И за парты поспешим!

Пройти глазами по побережьям и по границе
РФ, начиная  от Кольского полуострова

5. Использование ТСО как средства интерактивного обучения.

 Большую роль в решении различных педагогических задач, в том числе, и в вопросах здоровьесбережения, играют технические средства обучения. В современных условиях особое место среди ТСО отводится персональному компьютеру с мультимедиапроектором.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Результат урока с использованием интерактивной доски - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Использование проектора на уроках позволяет решать большинство задач, связанных с вопросами снятия утомляемости и сохранения здоровья школьников.

6. Здоровье самого учителя.

Немало важным является сохранение здоровья самого учителя.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой. Поэтому только в том случае, когда работа  доставляет удовольствие самому учителю, этот  урок становится частью здоровьесберегающих технологий.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии

   Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках  является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение ...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...