Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий
на уроках географии»
Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. В своей работе мною предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического и психического здоровья учеников. Исследованиями ученых установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это приведет не только к удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья детей, но и снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.
Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.
Схема 1.
Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Выделяются принципы здоровьесбережения:
- «Не навреди!».
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
- Непрерывность и преемственность.
- Субьект-субьективные взаимоотношения.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Успех порождает успех.
- Активность.
- Ответственность за свое здоровье.
Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
На основании требований выделяются виды физкультминуток:
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для слуха.
- Упражнения, корректирующие осанку.
- Дыхательная гимнастика.
В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:
- Утренняя гимнастика перед первым уроком;
- Организация учебной деятельности таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
- Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
- Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
- Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
- Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.
Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.
Источники информации
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii
- http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-172051-1357207410.jpg)
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-186232-1359478487.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Выступление на РМО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-164017-1589708034.jpg)
презентация "Применение ИКТ на уроках географии"
презентацией могут пользоваться педагоги при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/17/picture-164017-1589708034.jpg)
презентация "Применение ИКТ на уроках географии"
презентацией можно воспользоваться при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-351164-1396277858.png)
Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий
Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-502765-1413807931.jpg)
"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"
Способы применения презентаций на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-603818-1425487001.jpg)
Эффективность применения игр на уроках географии.
Игра есть потребность детского организм, игра для детей — это учеба, труд и серьезная форма воспитания....