Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сади Чойгана Алексеевна

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе мною  предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках  географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках географии»

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе мною  предпринята попытка решения данной проблемы, создав на уроках  географии условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников. Исследованиями ученых   установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой. Значит, если психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья  детей,  но и  снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною,  выделяю три основных направления в своей работе по здоровье сбережению на уроках географии.

     Все вышеуказанные формы, методы и приемы работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

                

Схема 1.

Структура здоровьесберегающих мероприятий на уроках географии

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Выделяются принципы здоровьесбережения:

  • «Не навреди!».
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
  • Непрерывность и преемственность. 
  • Субьект-субьективные взаимоотношения.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. 
  • Комплексный, междисциплинарный подход.
  • Успех порождает успех.
  • Активность.
  • Ответственность за свое здоровье. 

Также выдвигаются требования к ведению физкультминуток на уроках:

  • Комплексы подбираются в зависимости от   вида урока, его содержания.
  • Упражнения должны быть разнообразны, так   как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

На основании требований выделяются виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  • Упражнения для кистей рук.
  • Гимнастика для глаз.
  • Гимнастика для слуха.
  • Упражнения,  корректирующие осанку.
  • Дыхательная гимнастика.

В своей работе я использую следующие приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Утренняя гимнастика перед первым уроком;
  2. Организация учебной деятельности  таким образом, чтобы избегать неподвижности учащихся в течение длительного времени, что достигается частой сменой деятельности на уроке;
  3. Проведение динамических физкультминуток на 18 минуте каждого урока: учащиеся обязательно встают со своих мест, разминаются, под руководством учителя или одноклассников выполняют упражнения на расслабление утомленных групп мышц (гимнастика для кистей рук, физические упражнения, ладушки на ускорение, растерание ладоней и пр.);
  4. Проведение в 5-7 классах игровых физкультминуток с предметами (эстафеты): перебрасывание мяча с озвучиванием номенклатуры, какой либо группы географических объектов (городов, гор, рек и т.д.), передай карандаш, и др.;
  5. Ритмических физкультминуток под зажигательные мотивы этнической музыки с попыткой исполнения народных танцев;
  6. Применение технологии Базарного: зарядка для глаз по карте, использование конторок, массажных ковриков для ног, вращающихся картинок и пр.

Использование перечисленных приемов здоровьесбережения позволяет разрядить обстановку на уроке, создать благоприятный доброжелательный климат на уроке, расслабить группы мышц, улучшить кровообращение, снять усталость от напряженной учебной деятельности.

Источники информации

  1. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologii-na-urokakh-geografii
  2. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

презентация "Применение ИКТ на уроках географии"

презентацией могут пользоваться педагоги при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий на уроках географии....

презентация "Применение ИКТ на уроках географии"

презентацией можно воспользоваться при рассмотрении вопроса о применении информационно-коммуникативных технологий....

Применение ИКТ на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий

Методическая разработка по применению ИКТ на уроках географии...

"Эффективные способы применения презентаций на уроках географии"

Способы применения презентаций на уроках географии...

Эффективность применения игр на уроках географии.

Игра есть потребность детского организм, игра для детей — это учеба, труд и серьезная форма воспитания....