«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и истории - фактор создания комфортных условий обучающихся».
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Яцуренко Елена Александровна

Методическая разработка по истории и географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) учреждение для воспитанников – учащихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

 (VI вида)№ 49 г. Санкт-Петербурга «Школа здоровья»

Методическая разработка по истории и географии:

 «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии и истории - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Работа выполнена ГерасимовойС.А. и

Яцуренко Е.А.

Санкт- Петербург 2014 год

«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии и истории - фактор создания комфортных условий обучающихся».

   

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей.

С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья – способность адаптироваться, приспосабливаться  к жизни во все менее  эволюционной среде обитания.

Болезнь – медицинская категория.

Здоровье – категория педагогическая.

 Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.

            Цель здоровьесберегающих технологий обучения отвечающего педагогическому принципу: «Не навреди!»- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается. Причин много.

Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье ребёнка, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем ребёнка предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги  к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.

           Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

           В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся. И это, конечно же, урок.

           Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

          Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

           Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках– так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам. Дети – это чудо природы. Работа с ними  – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что он обеспечивает ребёнку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. На таких уроках необходимо следовать трём важным принципам: оздоровительный режим, что предполагает соблюдение санитарно-гигиенических норм, психологический комфорт, то есть взаимоотношения «учитель-ученик» и «ученик-ученик», а также учёт индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, все эти принципы направлены на сохранение физического и психологического здоровья учащихся.

Для решения вопросов здоровьесбережения в преподавании школьных предметов, в том числе истории и географии, часто используются игровые технологии. Игра является одной из эффективных  форм, при использовании которой происходит не простое запоминание нового материала, а активная интеллектуальная деятельность учащихся.   На подобных уроках  школьники учатся анализировать, обобщать, делать выводы, постоянно работать с дополнительной научной и художественной литературой, историческими и географическими картами, выполнять различные творческие работы. Всё это способствует и формированию интереса к предмету, создаёт в детском коллективе дружескую атмосферу. В ходе таких уроков, как правило, ученики, которые не отличаются особой активностью, незаметно для себя, увлекаются, начинают размышлять, так как положение «последнего» мало кого устраивает.  Игровые уроки целесообразно проводить при повторении какой-либо темы, но и при изучении нового материала такая форма работы оправдывает себя .

На уроках истории и географии, особенно если материал сложный и требует концентрации внимания, на помощь учителю приходят физкультминутки. На данный момент специалистами методически разработаны и предложены упражнения, которые стимулируют работу кровеносной системы и головного мозга, а значит, помогают справиться с напряжением организма.  Хотелось бы привести примеры нескольких физкультминуток на уроках истории.

Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности».

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке
(шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты).

Урок по истории России «Возвышение Москвы».

И раздрася, земля русская, (разводим руки в стороны)

На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)

И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)

Да у Бога прося помощи (…и тянемся)

Люди русские так трудилися, (сгибаем и разгибаем локти)

Что порою суставы кручила (крутим кистями рук)

Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)

И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки.).

Конспект урока

по географии и истории для учащихся 6 класса.

Тема: Господин Великий Новгород

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1академический час (40минут)

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • обучающая  сформировать представление учащихся об исторических и географических особенностях новгородского княжества.
  • развивающие – развивать познавательные способности, развивать навыки и умения работать с различными источниками информации , презентовать материал.
  • воспитательные – воспитать интерес к предмету и умение работать в группе, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • показать особенности социально- политического устройства Великого Новгорода;
  • рассмотреть торговые связи и развитие ремесел в Новгороде;
  • способствовать развитию у учащихся умению работать с различными источниками информации.

ТИП УРОКА: урок актуализации изученного материала.

ВИД УРОКА: комбинированный.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: решение ситуационных задач, практическая работа, самостоятельная работа.

ФОРМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: коллективная работа, индивидуальная работа.

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающего обучения

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет географии школы.

ОБОРУДОВАНИЕ: карты, атласы, энциклопедии, мультимедийный проектор, презентация урока, УМК « Вентана- Граф»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки для учащихся,

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 15-00-15-40

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ: 10 чел.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 11.03.2014 г.

КОНСПЕКТ СОСТАВИЛА: Яцуренко Елена Александровна и Герасимова Светлана Анатольевна, учителя высшей квалификационной категории ГБС (К)ОУ школы-интерната № 49 «Школы здоровья» Петродворцового района СПб.

ПЛАН УРОКА:

  • Организационная часть – 1 мин.
  • Основная часть – 20 мин.
  • Физкультминутка – 1 мин.
  • Самостоятельная работа -10 мин.
  • Домашнее задание –2 мин.
  • Подведение итогов –6 мин

ХОД УРОКА:

Части урока

Содержание учебного материала. Действия учителя

Организационно – методические указания. Действия учеников

Организационная

Приветствие учителя. Проверка готовности учеников к уроку.

Основная часть урока

Самостоятельная работа

Физминутка

Подведение итогов

Домашнее задание

Учитель истории:

сегодня у нас необычный урок, на котором мы будем заниматься и историей, и географией.

У истории и географии много общего. Веками карты служат для познания и преобразования окружающего мира. Во все века картография отражала эпохи политического и экономического развития стран и народов. (слайд 1)

Учитель географии: ( слайд 2)

Определить объект нашего изучения на уроке поможет карта.

По физической карте России опр. название древнерусского города по координатам 58 с.ш. 31в.д.

Какой древний город находился в это время на территории нашего края?

Опр. расстояние от Новгорода до Ладоги с помощью масштаба и с помощью градусной сетки карты.

Новгород севернее или южнее?

На берегу какой реки расположился Великий Новгород?

Благодаря чему именно здесь появился Господин Великий Новгород?

Учитель истории:

Предлагается определить цели и задачи урока, класс разделяется на 2 группы и получают карточки с ситуационными задачами.(Слайд 3)

Задание для первой группы:

Основные занятия жителей Новгородской земли.

Большинство новгородских земель было малопригодно для земледелия. И новгородцы сосредоточили свои усилия на совершенствовании навыков  ремесла и торговли. Изделия новгородских плотников, ткачей, кузнецов, гончаров, кожевников, оружейников славились по всей Руси.

Почему Новгород стал крупным ремесленным и торговым центром Руси?

Проанализируйте документы. Ответьте на вопросы.

      «В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч

ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех

известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма

разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали – 152 вида, дерева

– 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить

детали сложных орудий труда, применявшихся в прядильном и ткацком

производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали

подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники

и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII

веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке…»

       «… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с

возами, все в городе запасались на распуту дровами и сеном. Везли

мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись…

обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из

Угры, Печоры, Двины везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки),

жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов

свозили воск, мед, жито,  мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар,

хмель, коноплю, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы)

переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к

летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.

… Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской

собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на

подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили

бочки, чистили амбары… (Д.Балашов «Господин Великий Новгород»).

      «Торговые связи Великого Новгорода распространяются от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли, от Скандинавии до Астрахани и Константинополя. Поселения новгородских купцов появляются на острове Готланд, в шведской Ситгуне и эстонской Линданисе (Таллине). В свою очередь купцы с Готланда уже в середине XII в. разворачивают в Новгороде Готские торговые дворы, а еще один - Немецкий, открывают купцы Ганзейского союза…»

  1. Перечислите ремесленные изделия, производимые в Новгороде.
  2. Для чего изготавливали ремесленные изделия?
  3. Составьте таблицу «Новгородская торговля».

Ввоз

Вывоз

1.

2.

1.

2.

  1. Проанализируйте таблицу.
  2. Изложите в виде рассказа иноземного купца, как шла торговля на новгородском торге.
  3. Оцените значение Новгорода как европейского центра ремесла и торговли.

Задание для 2 группы:

Новгород -  один из политических центров Руси.

В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Этим политический строй отличался от остальных русских земель – княжеств.

Благодаря чему Новгород имел такие политические особенности?

Проанализируйте документы. Ответьте на вопросы.

         «Причина особого положения Новгорода лежала во всём строе жизни древнего города. Город с самого начала вырос не столько как резиденция варяжских князей, но в первую очередь как торговый и ремесленный центр. Уверенное хозяйственное развитие Новгорода объяснялось не только выгодными природными и географическими условиями, но и тем, что он не знал внешней опасности. Ни печенеги, ни половцы не доходили до здешних мест. Немецкие рыцари появились здесь позднее. Это оберегало труд новгородцев, создавало благоприятные условия для развития края».    

         «Большую силу в Новгороде получили крупные бояре - землевладельцы. Именно их земельные владения, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию – пушнину, мёд, воск, рыбу… Верхушка города, так называемая аристократия или «лучшие люди» (бояре-землевладельцы, купцы, церковь) играла очень большую роль в жизни города. Аристократия вела за собой в политической жизни «меньших людей» -  ремесленников и прочий люд.

        «В Новгороде звон колокола обозначал очень важное событие – народ должен был собираться на вече – народное собрание. Вечевой колокол был символом народовластия. По-разному историки оценивают количество участников вече. Одни считали, что это все взрослое мужское население. Историк Николай Михайлович Карамзин считал, что это 10 тыс. человек. Василий Осипович Ключевский отмечал: “На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином”. Современные историки говорят о том, что площадь не велика – 1500 кв. м. Участники вече не стояли, а сидели на скамьях. Поэтому она вмещала от 400 – 500 человек (богатых жителей). На вече решались важнейшие вопросы жизни города, в том числе и приглашение князя. Вот отрывок из Новгородской летописи:  

          «В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода (Мстиславича); посадили его в епископский двор с женой, детьми и тещей, месяца мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: 1) не бережет смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых ...»    

  1. На какие категории делились жители Новгорода?
  2. Какая форма правления сложилась в Новгороде?
  3. Изобразите информацию об обязанностях должностных лиц в Новгороде в виде схемы.
  4. Проанализируйте эту схему.
  5. Изложите в виде рассказа новгородца того времени, как проходило вече.

Оцените значение Великого Новгорода как политического центра .

« Новгородский люд проснулся, встал, умылся, подтянулся,

Осмотрел свои владенья, принял верное решенье:

Богатырским шагом дружно выйти в поле, если нужно,

Поклониться Земле низко, предстоит нам путь неблизкий.

Маршируем строем в ногу, отправляемся в дорогу.»

Выступление групп (Слайды 5-7)

Учитель географии : используя «фишбоун», подводят итоги урока.(Слайд8)

Работа с гербом города Новгород (Слайд9)

Выскажите своё отношение к данному уроку, используя синквейн.(Слайд-шоу)

 

Составить кроссворд по истории и географии Новгорода

Записывают тему урока в тетрадь 

Ученики определяют задачи урока

Ответ по цепочке, за правильный ответ- жетон

Ученики определяют задачи урока

Получают задания

Каждая группа зачитывает свой вариант

Высказывают своё мнение

Конспект урока

по географии для учащихся 6 класса.

Тема: Из истории географических карт

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1академический час (40минут)

ЦЕЛЬ УРОКА:

  • обучающая  сформировать представление учащихся об истории географических карт.
  • развивающие – развивать познавательные способности, развивать навыки и умения работать с различными источниками информации
  • воспитательные – воспитать интерес к предмету и умение работать в группе

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • показать этапы создания географических карт;
  • рассмотреть карты ,созданные в разные времена;
  • способствовать развитию у учащихся умению работать с различными источниками информации.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ВИД УРОКА: комбинированный.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: изложение нового материала, практическая работа, самостоятельная работа.

ФОРМА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: коллективная работа, индивидуальная работа.

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающего обучения

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет географии школы.

ОБОРУДОВАНИЕ: карты, атласы, энциклопедии, мультимедийный проектор, презентация урока, УМК « Вентана- Граф»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: карточки для учащихся,

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 13-00-13-40

КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ: 10 чел.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 12.12.2012 г.

КОНСПЕКТ СОСТАВИЛА: Яцуренко Елена Александровна, учитель высшей квалификационной категории ГБС (К)ОУ школы-интерната № 49 «Школы здоровья» Петродворцового района СПб.

ПЛАН УРОКА:

  • Организационная часть – 1 мин.
  • Основная часть - объяснение нового материала – 20 мин.
  • Физкультминутка – 1 мин.
  • Самостоятельная работа (закрепление изученного материала)-10 мин.
  • Домашнее задание –2 мин.
  • Подведение итогов –6 мин

ХОД УРОКА:

Части урока

Содержание учебного материала. Действия учителя

Организационно – методические указания. Действия учеников

Организационная

Приветствие учителя. Проверка готовности учеников к уроку.

Основная часть урока

Новый материал

Физминутка

Самостоятельная работа

Подведение итогов

Домашнее задание

Ученикам объявляется  тема урока (слайд 1)

Фронтально актуализация знаний о карте.

С какими понятиями у вас ассоциируется словосочетание географическая карта?

Предлагается определить цели и задачи урока

Ученикам предлагается составить таблицу: знал, хочу узнать, узнал

Вдумайтесь: всё о чём люди знают сейчас, когда-то было неизвестно. Кто был тем самым первым узнавшим? Кто они? Как их назвать? (слайд 2)

Кто был первым создателем карты?

Рассмотрите внимательно, вспомните, что вам известно о создании древнейших карт мира

Игра «Веришь ли ты»?

Как первобытные люди создавали свои примитивные карты?

Человек начал рисовать карты, когда даже не задумывался над тем : круглая Земля или плоская.

Самым древним подобием геогр. карты пока считается найденный под Житомиром бивень мамонта с выцарапанным на нём  планом-картой.

Работа с презентацией (слайд3-5)

История развития картографии неразрывно связана с историей экономического ,политического и культурного развития народов и стран.

Веришь ли ты , что познание мира не сделало карты совершеннее?

Многие великие люди древности внесли свой вклад в становление картографии. Это Гомер, Пифагор, Геродот, Аристотель, Птолемей.

Большинство античных географов придерживались мнения, что Земля шарообразна

Новую для своего времени карту ойкумены - обитаемой части Земли, создал Эратосфен. (слайд 6)

Выполните задачи 1-3, сравните карту Эр. С картой Птолемея (300лет) (слайд 7)

В средние века  достижения античной картографии были забыты, церковь вела жестокую борьбу с научными представлениями о Земле. Как они изображали всё географическое? (слайд 8)

Лишь в 15 веке возрождается учение о шарообразности Земли.

Назовите известные вам путешествия, подтверждающие  шарообразность Земли.

Выполняют упражнения

Стремительное развитие мореплавания, торговли, открытие новых земель способствовали созданию навигационных карт- портолан ( слайд9)

Крупнейшим картографом средневековья был Герард Меркатор, создал карты и объединил их в атлас.(слайд 10)

В чём преимущества атласов?

Примерно к этому же времени относится появление первых карт Русского государства (слайд11)

В 1964 году в нашей стране вышел подробный атлас мира и Океанов.

В1977- уникальная географическая карта мира в масштабе 1: 250000

Что вам известно о современных способах создания карт?

Тысячи лет и усилия многих путешественников и учёных потребовались для того, чтобы географическая карта приняла современный вид (слайд 12)

Оцените свою работу и  работу вашей групп на уроке .

С именами каких людей мы связываем развитие картографии?

« Я уверена, что современная карта- итог развития географии, и в тоже время- инструмент, позволяющий  использовать её достижения. Согласны со мной?»

Выскажите своё отношение к данному уроку, используя синквейн.

 На раздаточном материале вам даны адреса сайтов, где можно прочитать об истории географических карт, выберите статью и напишите к ней аннотацию

.

Записывают тему урока в тетрадь 

Ответ по цепочке, за правильный ответ- жетон

Ученики определяют задачи урока

Ученики заполняют таблицу

Атлас на с.1, энциклопедия с.15-16

Отвечают

Работают с таблицей

Высказывают своё мнение

Работают с таблицей

Приводят примеры из уроков истории

Отвечают на вопрос

«Мир географии» стр.36 Карта по Гомеру

«РОСМЭН» стр.9

Учебник О,В,  Крыловой стр. 23 Решают задачи 1,2,3.

«АВАНТА» стр.233

Работают с раздаточным материалом№1

Отвечают у карты

Учебник О.В.Крыловой, стр.25 задачи 1.2

Раздаточный материал №2

Рассказывают о современных способах создания карт

Называют оценки

Отвечают

Каждая группа зачитывает свой вариант

Получают задания

План-конспект урока по истории Древнего мира.

Тема урока: «Ассирийская держава».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель урока: формирование представления учащихся об изменениях, произошедших после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их  нравами и обычаями.  

Задачи урока:

         образовательные: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела;  подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии;

         воспитательные: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо; формировать интерес к предмету.

         развивающие: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях; развивать монологическую речь учащихся, их мыслительные способности.

        Средства обучения: настенная карта, раздаточный материал,  компьютерная презентация.

Ход урока.

№ этапа

Работа учителя

Работа учащихся

1.

Организация учащихся, проверка орт.режима

Подготовка к уроку

2.

Организация работы по проверке домашнего задания (работа с компьютерной презентацией)

1.1. Загадки.

1. Евреи после странствий и скитаний

    Искали плодородную долину,

    Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

    Ведет их в область, названную…                (Палестиной).

2. У этой крепости решалась их судьба,

    Все это было правда, а не сон,

    В едином крике завершилась та борьба,

    Названье этой крепости…          (Иерихон).

3. Есть главный город в каждом государстве,

    Его столицей называют.

    И таким для всех евреев Израильского царства

    Стал город, называемый…            (Иерусалим).

4. В его правление на холме построен храм,

    В честь бога Яхве появился он,

    Народ был благодарен мастерам,

    Правителя же имя…           (Соломон).

1.2. Историческая викторина «Вопрос – ответ».

1. С каким народом израильтяне вели борьбу за крепость Иерихон?       (Филистимляне).

2. По преданиям, у этого богатыря сила была в волосах. Как звали этого библейского героя?                      (Самсон).

3. Назовите первого правителя Древнееврейского царства.             (Саул).

4. Как звали мальчика – пастушка, убившего огромного Голиафа и ставшего царем после смерти Саула?                           (Давид).

5. Назовите город Древнееврейского царства, ставшего столицей в 10 в. до н.э.        (Иерусалим).

6. Самый мудрый правитель Израильского царства.                    (Соломон).

Отвечают на вопросы учителя

3.

Постановка цели урока: сегодня на уроке мы продолжим с вами изучать Древний Восток, познакомимся с историей образования и гибели такого государства как Ассирия.

Мы будем работать с исторической картой и историческими документами, решать исторические задачи. Работать будем в парах.

Распределяет задания.

Делятся на пары, получают задание от учителя.

4.

Организует работу с картой. Местоположение и природа Ассирии.

Организует работу в парах.

1. Начало обработки железа.

1) Решение задачи: “В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”.

? Как Вы считаете, почему железных вещей было так мало?”

2) Учебник стр. 82. пункт 1. абзац 1

? Когда начали выплавлять железо?

? Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

2. Ассирийская армия и завоевания Ассирии.

1) Задание: по иллюстрациям и тексту учебника стр. 83 пункт 2 найти ответы на вопросы.

? Чем была вооружена армия Ассирии?

? Почему армия ассирийцев была маневренной и быстро передвигалась?

? Какие технические средства они использовали во время боя?

Какие выводы можно сделать на основании данных фактов?

2) Работа с картой стр.82

? С какими странами воевала Ассирия?

3. Ассирия -  “логовище львов”, столица государства Ниневия - “город крови”.

Прочитайте отрывки из документов и рассмотрите иллюстрацию стр. 85, ответьте на вопросы.

“В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.

“Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.

? С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?

? Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?

? Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

? Цари какой страны также активно вели военные походы?

4. Столица державы Ниневия.

1) Город Ниневия: царский дворец, рельефы, библиотека, царь Ашшурбанапал.

2) Гибель Ниневии в 612 г. до н.э.

?Каким был царский дворец в Ниневии?

? Почему погибла Ассирия?

?Какие книги были собраны в библиотеке царя Ашшурбанапала? Почему они уцелели при пожаре?

Работают с картой - стр. 31

? В южном или северном Двуречье находится Ассирия?

? Рассмотрите географический рельеф и сделайте вывод о занятиях жителей на территории этого государства?

? Есть ли города на территории Ассирии?

Работа в парах, подготовка ответов на вопросы, предложенные учителем.

Основные понятия и даты должны быть записаны в тетрадях.

5.

Заключительное слово.

  1. Достижения ассирийцев. Вклад в мировую историю.
  2. Завоевания ассирийцев.

Организует повторение пройденного.

Историческая путаница. Правильно расположить карточки (понятие и их толкование)

Вывод о том, что государство, основанное путём завоеваний, долго существовать не может.

Выполняют задание учителя в парах.

6.

Подводит итоги урока.

Выставление оценок.

7.

Информирует о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению.

Выполнить задания в рабочих тетрадях

Мы понимаем, что каждый учитель вправе разработать  для себя такой здоровьесберегающий урок, который подходит для учащихся его школы, ведь необходимо учитывать индивидуальные особенности класса, так как современная педагогика должна стремиться к максимальному развитию не только творческих и познавательных способностей каждого отдельного ученика, но и заботиться о воспитании физически  и нравственно здорового поколения граждан.

                     Литература.

  1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.
  2. Ильющенков В. В., Берсенева Т. А. Здоровье и образование. СПб, 1993.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии, 1-4 классы М.: ВАКО, 2004 г.
  4. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе.-2005.-№5.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  6. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.– 2005.-№2.-С.19-22.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
  8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся...

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии

   Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках  является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках географии

Развитие и совершенствование образовательного пространства требует с каждым годом все больше внимания оказывать укреплению здоровья учащихся на уроках. В связи с этим считаю важным для себя внедрение ...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...