Работа с одаренными детьми
статья по географии по теме

Муртазина Надежда Александровна

"Работа с одаренными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_odarennymi.docx51.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми»

                                                                                 г. Ноябрьск

МБОУ СОШ №12

                                                                                               учитель географии Муртазина Надежда Александровна

Познание начинается с удивления.

(Аристотель)

Не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность. Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным.  Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка, но многое зависит от активной жизненной позиции педагога, его фантазии, увлечения детьми и их проблемами. Творчество - необходимый аспект деятельности педагога. Каждый урок должен иметь творческую составляющую. Это способствует повышению мотивации к учению у детей и стимулирует. Именно такие уроки и помогают зажечь звездочки, которые потом становятся призерами и победителями олимпиад.

"Уча других - учишься сам" (Сенека). В первую очередь учитель сам по себе обязан быть творческой личностью. Если учитель хочет достичь определённых результатов в своей работе, получить удовлетворение от неё - это необходимость. Только у такого педагога дети могут постичь всю глубину знаний с интересом, и только к нему они будут идти с желанием на урок и прибегать на дополнительные занятия…

Принимая детей после начальной школы, обязательно знакомишься заочно с каждым через учителей - предметников, классного руководителя, по результатам диагностики. А  затем более близкое знакомство происходит в ходе работы и личных наблюдений. Способных детей очень много, но склонных к дополнительной нагрузке гораздо меньше. Дети часто ждут очень быстрого результата, а он приходит в основном только после длительной работы. Главный стимул любой деятельности – ее результат. Ребенок стремится к немедленному результату, и этот результат – источник новых потребностей,  стимул новых стремлений к деятельности.

Ведущая идея: выявить ученика, проявляющего особый интерес к предмету или одаренного способностями, и создать условия для развития личности, накопления им опыта, комфортную среду, способствующую максимальному проявлению индивидуальных особенностей, успешности каждого.

В своей деятельности  столкнулась с рядом противоречий, которые по-своему пытаюсь решить с помощью различных форм и методов работы.

Возросли требования к качеству знаний, а уроки сократились на 5 минут, количество детей не должно быть меньше 25 и получается, если чисто арифметически, то на каждого ученика по полторы минутки, поэтому провожу дополнительные занятия, приглашаю детей принять участие в предметной неделе, в конкурсе викторине или игре по географии. Учащихся старших классов жду на элективные курсы. В течение последних лет проводила курсы соответственно по следующим темам: «Политическая карта мира», «Города мира», «Географическое положение России».

Постоянные корректировки  учебных изданий и методических пособий. Стараюсь  работать на дополнительных занятиях со всеми  имеющимися пособиями, отбирая наиболее удачные статьи или задания, но предпочтение отдаю учебным пособиям по программе «Школа 2100».

         Общество заинтересовано в активной, свободной, самоопределяющейся личности, а мотивация к обучению зачастую низкая, поэтому стараюсь заинтересовать предметом. На уроках использую следующие виды презентаций: вспомогательную (используется «одномоментно» в ходе урока); линейную (иллюстративную); слайд-презентацию (урок-лекция, урок изучение нового материала, проверка домашнего задания, урок – обобщение, закрепление, или итоговый урок). Также провожу мультимедийные уроки и  создаю  электронные  версии учебных  пособий. Включаю в урок загадки, кроссворды, географическую информацию занимательного характера. Все это ученикам нравится, но я не стремлюсь этим их развлекать, я пытаюсь будить их мысли весь урок, чтоб активизировать процессы познания... И,  замечая интерес ребенка, стимулирую его оценкой, похвалой при классе, одобрительными записями в дневник или в тетрадь, звоню родителям, хвалю ребенка и благодарю их за воспитание, а также прошу оказать поддержку ребенку.  Провожу конкурсы «Лучший по предмету» или «Знаток географии», награждаю грамотами и дипломами. Бывает, что дети приходят на урок очень взволнованные из-за только что прошедшей и  оказавшейся  сложной контрольной работы и очень помогает,  если их позитивно настроишь, например: «Я люблю географию, я пришел на урок, чтобы стать грамотнее, буду внимательным и старательным, обязательно запомню что-нибудь новое или чему-то полезному научусь…» Уделяю внимание изготовлению наглядных пособий. Привлекаю к изготовлению учащихся (например, условные знаки, географическое лото, макет горы, вулкана, шаблоны и контуры островов, материков, экономических районов, стран). Все это помогает развитию пространственного воображения, усвоению темы урока, закреплению изученного, проверке понимания. В результате большинство ребят с удовольствием приходят на урок, с порога сообщая, «Мы рады вас видеть» и уходят с урока, говоря «Спасибо за урок», и  есть такие, которые любят географию.

Бывает, что  из-за недостатка времени новый материал преподносится в виде последовательного изложения готовых результатов и сведений, как правило – ученики его глубоко и осознанно не усваивают. Считаю, что знания должны создаваться на глазах учащихся с их посильным участием. Подаю новый материал в зависимости от сложности темы, подготовленности класса в разной форме. Это может быть увлекательный эмоциональный рассказ,  сопровождающийся показом на карте, беседа, презентация,  несложные  опыты (например: «Есть ли вода в атмосфере? Специально, в начале урока влажной тряпочкой вытираю доску, через несколько минут обращаю внимание детей на то, что доска сухая, а где же вода?). Предлагаю детям отправиться в кругосветку (например,  при изучении Мирового океана, проложив маршрут на  карте), погрузиться на дно океана в батискафе, предварительно закрыв глаза и слушая только голос на аудиозаписи, отправиться в экспедицию на Байкал, разбившись на группы с целью сбора информации о климате, геологии, органическом мире… И опять же в помощники себе беру способных ребят, так как эта роль требует особой подготовки. В старших классах объяснение нового материала проходит  в основном лекционным методом, но готовим лекцию мы группой, состав которой меняется от урока к уроку, по желанию дети берутся за подготовку опережающих сообщений. Чтобы для учеников - победителей олимпиады, одаренных  урок был максимально полезным, возлагаю на них обязанности экспертов, специалистов-климатологов, гидрологов, консультантов, главного помощника учителя, словом какую-нибудь ответственную роль. Об этом предупреждаю заранее и предлагаю при подготовке к уроку изучить  дополнительную литературу. В конце каждой темы: тесты, практические, где ребята разбиваются на группы по уровню своих способностей. У каждой группы есть консультант (способный ученик), с которым я держу связь, и они  выполняют определенные задания, после чего консультант их оценивает, а я контролирую. Урок - КВН, где класс разбивается на команды, урок проходит в виде соревнования, урок-игра "Это полезно знать", где в процессе урока  связь географии  с другими предметами.

Например,

1) Какая самая высокая гора? Ребятам предлагаются некоторые вычисления и, если они эти вычисления вставят в карту (как лото), получится слово Джомолунгма (8км 848 м).

2)  На координатной прямой расположены буквы с определенными координатами.  Назови буквы, у которых координаты (3), (7), (1), (2), (10), (9). Ребята с удовольствием угадывают слово Графит, а я знакомлю их, откуда это слово произошло. (Графит был найден в 1565г.  в одном английском графстве. Кусками графита пастухи метили овец, а торговцы - ящики, бочки, сейчас графит используют в карандашах с конца 18 века).  Таких заданий много, а у ребят растет интерес на уроке, они заняты расчетами из любопытства, а сам урок проходит увлеченно. Ценность таких уроков в том, что мысль учащихся весь урок работает целенаправленно.  После таких обобщающих уроков и уроков повторения предлагаю контрольную работу.

Необходимо формировать прочные знания, умения и навыки, но  большой объем теоретических сведений, получаемых на уроках,  не всегда этому способствует, следовательно, нужно подобрать  соответствующие формы и методы работы на уроке и дома. Отдаю предпочтение опорным конспектам с элементами условно-графической наглядности. Значительно помогает ученикам зрительная опора в усвоении базовых знаний. Главные факты в виде опорных сигналов скомпонованы в блоки, в них выделено самое главное. Такой опорный конспект позволяет обращать внимание на главные факты и легко запоминать их. Материал можно представить  в виде конспектов с опорными сигналами. Опорные символы помогают ученику запоминать информацию – факты главные и неглавные. В своей работе я использую памятку, разработанную В.Ф.Шаталовым:

-   Внимательно читайте главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

- Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком следуют в тексте.

-Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

При разработке конспектов с опорными сигналами могут применяться знаки символическо - словесные; рисуночные; условно-графические (фрагменты планов местности, карт, схем).

Использование опорных конспектов на уроках  целесообразно, так как позволяет задействовать и зрительную, и слуховую память учащихся. Работая дома, рекомендую использовать памятку работы с опорным конспектом (В.Ф.Шаталова), исключая момент повторения по учебнику, заменив его работой с дополнительной литературой. В начале такой системы возникают трудности, но впоследствии ребята выполняют такую работу с удовольствием, включая в этот процесс элементы исследовательской работы, основанной на своем опыте. В ходе реализации работы с опорным конспектом я использую частично-поисковый метод - включение поиска в познавательные и практические задания, а также эвристический и проблемный методы. Например, работа с контурной картой, работа с документами - их анализ и синтез и т.п.

Каждая живая душа приветствует посильные задачи, прочие же игнорирует или объявляет вредными, либо невыносимыми.

                                               Джордж Сантаяна  

Хороших результатов добиваюсь на основе осуществления дифференциации обучения, при котором школьники в своих результатах не ограничиваются уровнем обязательной подготовки, в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей, что помогает выявить одарённого ученика.  И, по-прежнему, считаю главной работу с учебником, энциклопедиями, справочниками, различными картографическими источниками… При индивидуальной работе с учеником обращаюсь ко всем имеющимся учебным пособиям (обязательно использую учебные пособия по программе «Школа-2100»), сравниваем разные точки зрения на один и тот же вопрос, высказываем свою. Ученикам, с которыми работаю индивидуально, даю домашние  задания порою даже, казалось бы,  примитивные, но, дающие хороший результат.  Например, подробно ответить на вопросы к параграфу, придумать опросник  для класса по теме, которую будем изучать, подготовить пересказ статьи, составить кроссворд для класса, исследовать различные проекции и т.д. Необходимо весь класс заставить целенаправленно трудиться, а урок строить так, чтобы слабым и сильным ученикам работа была по душе. Бывает, ответы слабых учеников поощряю удовлетворительной оценкой, авансирую, оказываю «кредит доверия»,  а сильным повышаю уровень. За  урок стараюсь опросить многих.  Одним- задание по карточкам,  другим - по карте, третьих (обычно сильных) - прошу проверить одноклассников по вопросам к параграфу, одному (обычно им бывает отвлекающийся ученик) поручаю найти интересную информацию по теме из интернета  и т.д.. Часто применяю такие приемы, как «О чем идет речь», «Узнай по описанию», «Что подсказала тебе книга ». Ребятам они очень нравятся, зачастую  они сами подсказывают интересные идеи, придумывая задания. Сильным даю на уроке несколько минут побыть в роли учителя и даже, бывает, разрешаю ставить оценку.

    Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определение понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Если специально не развивать его исследовательские способности, то взяться им будет просто неоткуда. Технологию проектной деятельности  использую в своей работе с 2002 года. Внедряя в педагогическую практику, обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:

 • выявление талантливых детей;

 • активизация учебного процесса;

 • формирование у учащихся интереса к научной работе;

 • формирование навыков публичного выступления;

 • профессиональной ориентации учащихся старших классов;

Вовлекаю их в проектную деятельность разного вида. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В начале учебного года, учитывая сложности в обеспечении учащихся учебной литературой, а также специфику программы, предлагаю  разбиться на группы и начать подготовку мини-проектов по разделам или отдельным темам программы. Включаюсь в работу творчески, с ориентацией на личность каждого ребенка, реализуя педагогический замысел. Предложенные проекты различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков, самостоятельную или  внеурочную деятельность учащихся; а затем представляются на ученической конференции. Для себя я делю проекты: обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков, как зачетная работа по какой-то теме. Лучшие результаты таких проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" - более продолжительные и могут продолжаться по мере роста ученика. Стараюсь темы таких проектов согласовывать с интересами учащихся и своими личными, так чтобы я потом могла использовать результаты на уроках. Ученикам - интересно, а для меня -  экономия времени. Результатам этой деятельности может стать доклад, сочинение, плакат, реферат, книжка - раскладушка, презентация работы перед учащимися. Поэтому же принципу строится и работа в группах.

В среднем звене проектная деятельность постепенно усложняется с учетом возрастных особенностей учащихся. Проекты на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) являются интегрированными. Такая форма работы наиболее продуктивна для учащихся старших классов. Учащиеся имеют возможность выбрать конкретное содержание в рамках целостной темы. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и публичная защита с презентацией.  Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников.

С момента применения в работе этого метода для участия в ученической конференции были подготовлены следующие  работы:

  1. «Природопользование и охрана недр»- Закирова Регина 9а
  2. «Физико-географическая характеристика Тюменской области»- Хуббатова Альбина 9б
  3. «Утечки при транспортировке нефти и газа»- Аллагулова Вероника 11а
  4. «Нефтегазовый комплекс ЯНАО»- Манапова Анастасия 8г
  5. «Ландшафты ЯНАО»- Гудина Наталья 8г
  6. «Демографическая ситуация ЯНАО»- Яворская Ира 9г
  7. «Тайны Северной Авроры»- Рахмангулова Светлана 9а
  8. «Геральдика ЯНАО»- Белик Наталья 9г
  9. «Золотое кольцо России»- Крюков Павел 9г
  10. «Северный сфинкс»- Иванов Николай 9в
  11. «Болезни  цивилизации»- Каргин Тимофей 7а
  12.  «Влияние природы на мировоззрение народов Севера»- Алиева Рита 6а.

Проекты носили исследовательский  характер. Выполнялись в течение нескольких месяцев, требовали от авторов огромных затрат сил и энергии, играли огромную роль в обучении учащихся написанию пробного научного труда. Все работы были  представлены на школьной ученической конференции. Первые десять участвовали в городской научной конференции. Работа Яворской Ирины «Демографическая ситуация ЯНАО»- получила диплом. Несомненно, учащиеся, выполнявшие проекты,  получили опыт  исследовательской деятельности, но стимула к продолжению было недостаточно. Интерес к такому виду работы стал угасать.  Найти желающих  подготовить работу к конференции сначала стало меньше, а потом и вовсе переставали участвовать. И вот теперь, когда уже проводятся окружные и федеральные олимпиады, поощряются все участники (хотя, считаю недостаточно стимулируется участие наших одаренных), появились возможности и новые перспективы у ребят. Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.

Использование технологий проектной и исследовательской деятельности, РКМ, проблемное обучение, использование опорных конспектов с элементами условно-графической наглядности, информационно-коммуникационных технологий и др. помогают  выявить одаренных детей, и, продолжив работу с ними по индивидуальному маршруту, вывести на определенный уровень.  Позволяют учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету.

      Наша профессия такова, что каковы бы не были успехи, на достигнутом останавливаться нельзя,  надо продолжать совершенствование.

Мой вектор развития- через внедрение принципов индивидуализации.

Без педагогической эмпатии  (способности понимать и чувствовать внутренний мир другого человека) ни о какой индивидуализации не может быть и речи. Мы, взрослые именно со взрослыми людьми, к сожалению, проводим большую часть  своего рабочего времени или с отчетами…. А надо бы – с детьми. Надо бы с ними побольше продумывать, придумывать, обсуждать, творить, стремиться…  и расти, работая над образовательной программой. В ней нужно и можно отразить суть урока географии в  ракурсе индивидуализации: чем разнообразнее и вариативнее образовательная среда на уроке – тем большему числу «индивидуальных типов» учащихся будет заведомо соответствовать этот урок. Обучение и воспитание через проживание, через непосредственную деятельность, через совместные проекты, через интегрированные работы, выявление  приоритетных учебных интересов учащихся, зная которые,  можно разрабатывать задания, включающие межпредметные связи, учет ожиданий учащегося, установки на предмет (познавательной, социальной, практической) – вот мой вектор роста, развития как учителя географии.

Изучить каждого способного ребенка всесторонне и основательно, чтобы все, что есть в ребенке хорошего, развивать, а чего не достает ребенку, помогать приобретать. Каждый ребенок должен стать «штучным товаром», и мне хочется верить, что при тесном сотрудничестве с родителями (всегда стараюсь наладить тесный контакт с семьей, если заметила особый интерес  к предмету), психологической службой, создавая ситуацию выбора во внеурочной деятельности, мы вырастем.

Дети, включенные в группу одаренных, самые разные – и по возрасту, и по полу, и по характерам. Именно в этом направлении реализуется индивидуализация. Выступаю в роли наставника и координатора при сопровождении ребенка. В дальнейшем планирую разработать программу индивидуального образовательного движения детей, которые показали хорошие результаты на олимпиадах или проявляют особый интерес к предмету. На данный момент это Шуняев дмитрий-6а, Михайлич Никита-6б, Лоза Александр-6б, Иванов Дмитрий-6а, Гизатуллина Азалия-7в, Соколовская Ксения-8а, Тунгуссков Константин-8а, Баклина Мария-9а, Козловский Александр, Искорнев Алеша-9в,  Разумовская Катя-10б, Ярушина Юлия-11а. Работа с самопознанием ученика, поиском границ его собственных возможностей, с разными типами самоопределения. Индивидуальная, штучная работа с каждым. При индивидуальном сопровождении необходим учет реальных достижений учащегося, динамики развития личных качеств, способностей, компетентностей. Каждый осуществляет процесс индивидуализации по- своему. Я, прежде всего, воспитываю, а потом – обучаю. (Знания без совести - погибель души!).  Необходимо создание банка информации по индивидуализации образовательного процесса и оценке его состояния… Моя педагогическая  интуиция подсказывает мне, что индивидуализация реализуема, если есть профессионально значимые личностные качества: эмпатия; вариативное и творческое мышление, опирающиеся на развитую педагогическую фантазию.

Таким образом, основной моей  задачей является - принять ученика таким, каков он есть, положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию учебного материала, стимулировать любые проявления к познанию. На этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Ученика необходимо учить учиться…

Рассматривая слабые и сильные стороны своей профессиональной деятельности, я пришла к выводу, что их поровну.  Все мои минусы – это поле для  деятельности, своего рода «непочатый край». И в моих планах совершенствоваться, а не просто функционировать должным образом. Девизом моей работы остается заповедь моего любимого педагога Ш.А. Амонашвили - «дари себя детям».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...