разработка урока для 6-х классов по теме: "Живая вода"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Исмаилова Мадина Шакулыевна

Данная работа представляет собой разработку урока по теме «Живая вода» в 6-х классах. Данный урок является нестандартным и его можно провести после изучения раздела «Гидросфера» как урок, расширяющий кругозор учащихся.

Данный урок выполняет общие функции урока – формирование и развитие личности учащихся: 1) вооружает учащихся глубокими и осознанными знаниями, способствующими всестороннему развитию личности; 2) обучение их деятельности по овладению знаниями; 3) формирование прочных мотивов учения; 4) воздействие содержания урока на умственное развитие учащихся; 5) формирование нравственных основ личности учащихся, ориентированных на общечеловеческие ценности; 6) воспитание культуры чувств ребят и т.д. Основными видами педагогических технологий, используемые на уроке, являются: 1) технологии  объяснительно – иллюстративного обучения, в основе которых лежит информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных (интеллектуальных, информационных и др.), так и специальных (предметных) умений; 2) технология учебно – игровой деятельности. Игровая технология позволяет развить у учащихся активное проявление интеллектуальных сил; состязательность и соревнование побуждают к активной самостоятельной деятельности и мобилизуют весь потенциал физических, интеллектуальных и душевных сил школьников; в процессе игры развиваются личностные качества школьников и, наконец, символический характер игры позволяет участникам раскрепоститься, раскрыть свои способности.

Выделяется пять этапов работы: организационный момент, повторение ранее изученного материала, изучение нового материала, закрепление и домашнее задание. Организационный момент включает в себя приветствие учащихся, работу с классным журналом, где отмечаются учащихся, которые отсутствуют на уроке. Повторение ранее изученного материала представлено в форме  фронтального опроса: ответов на вопросы для всех членов команд. Изучение нового материала представлено различными методами. Словесный метод представлен передачей учебной информации при введении новых знаний учителем, обобщении и систематизации учебного материала. Особенно он важен для организации мыслительной деятельности школьников. Он помогает формировать у школьников умение рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях и т.д. Наглядный метод - использование презентации, видеосюжета, позволяет развить у школьников наглядно - образное мышление, остроту восприятия, наблюдательность, зрительную память, благотворно воздействует на эмоциональную сферу личности. Данный метод сочетается с объяснительно – иллюстративным (информационно – рецептивным) методом, который используется на уроке при передачи учебной информации в форме объяснения с использованием средств наглядности. Учебная информация передается и современными техническими средствами – с помощью компьютера, мультимедийного проектора, и т.д. Ребятам показаны примеры особенности воды, её использования, почитания, далее учащимся предлагается самим сделать выводы, исходя из той информации, которую они собрали сами по своей теме. Используя информацию презентации, учащиеся выделяют все самое главное, что связано с водой. В процессе объяснения новой темы используется также и самостоятельная деятельность учащихся, при которой школьники собирают информацию, заполняют таблицу, которая заполнена лишь частично дома. Ребята выделяют из выступлений своих одноклассников нужную информацию и до конца заполняют таблицу. Физкультминутка проводится под звуки журчания воды из фонтанчика, а позы йоги позволят учащимся ознакомиться с этим учением, которое, возможно, в дальнейшем может заинтересовать учащихся. Этап закрепления новой темы представлен проверкой правильного заполнения таблицы, основных выводов, сделанными ребятами и ответить на вопросы, в том числе и на главный, который волновал всех  на протяжении урока: «А всю ли правду о воде мы знаем?». Затем следует подведение итога урока-игры и  определения команда - победителя. Последний этап работы - запись домашнего задания.

На уроке используется   мультимедийный проектор, компьютерная техника, презентация, подготовленная учителем в программе PowerPoint, музыкальные композиции и видеофрагменты из фильма «Живая вода»).

Разнообразные формы и методы работы позволяют сделать урок интересным и результативным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon это план урока344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Живая вода.        

Цель урока: расширить кругозор учащихся при изучении водной оболочки Земли; продолжить воспитание духовно – нравственных ценностей у ребят; развитие навыков в сборе и систематизации информации; развитие логических умений формулировать суждения и умозаключения, обобщать и делать правильные выводы.

Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта мира, компьютер, фонтан.

Ход урока.

I. Организационный момент-2 мин.

II. Проверка знаний учащихся-3 мин.

Класс делится на три команды: 1ряд – служители веры; 2 ряд – астрологи (в шляпах); 3 ряд – ученые (в шапочках – конфедератках). На доске висят результаты учащихся, принимавших участие в сборе информации. Оценки выставлены капитаном команды.

Разминка. 

Ответить на вопросы:

1. В каком виде вода существует на Земле?

2. Меняется ли уровень Мирового океана? Почему?

3. Какой воды на Земле больше?

III. Изучение новой темы- 25 мин.

Учитель: Ребят, тема нашего урока «Живая вода». Всё ли мы о ней знаем? Вам было дано задание подготовить информацию о воде, сделать свой вывод о ее особенностях и поделиться ими с нами. А в конце урока мы ответим на главный вопрос «Удалось ли нам открыть все тайны живой воды?».

Культ воды характерен для многих народов мира. Предки наши, как и другие древние народы, предпочитали селиться у воды, по берегам озер и рек. Воде, как источнику жизни, поклонялись кочевники, земледельцы и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя). Древние славяне поклонялись богине Мокше, которую можно было видеть, когда шел дождь. Дождевые струи считались волосами Мокши. Мокша была для них праматерью всего живого — и человека, и зверя, и хлебного колоса. Египтяне боготворили Изиду — богиню водной стихии, считали ее матерью всех людей. Древние греки почитали бога моря Посейдона и строили в честь него храмы. Римляне особенно торжественно праздновали день бога Фонталия и украшали цветами в его честь водоемы. Ацтеки были убеждены, что праведная душа после смерти возвращается к воде.

Дающий жизнь земным растениям, а от них по биологической цепочке животным и человеку дождь,  поневоле навёл наших далёких пращуров на мысль о могущественной силе, от которой во многом зависят условия жизни, да и сама жизнь человека. Эта сила и воплотилась, возможно, в образе славянского божества Даждьбога – дающего жизнь, проливающегося долгожданным дождём. В Египте был праздник, посвященный дню, когда разливался Нил, в этот день приносили жертвы Богам. Живая вода небесных источников по сказаниям индоевропейских племён наделяет дарами высшей мудрости и предвидения. Эта сила была перенесена и на земные источники. Возникли и гадания водою. Отсюда, наверное, и пошло выражение "как в воду смотреть", т.е. угадать.

Каждой команде (служители веры; астрологи; ученые) было дано задание подготовить информацию о том, что значит для них вода и записать выводы в свою колонку таблицы. После выступления команды, к доске приглашаются двое участников (все из одной команды) из числа соперников для заполнения таблицы, остальные ребята продолжают заполнять ее в тетради. (Начинают служители веры, а у доски работаю ученые и т.д.). Вам предлагаются готовые заготовки словосочетаний, которые раскрывают знания о воде, и их необходимо  правильно распределить в колонках таблицы по выводам, сделанным каждой командой (таблица записана на доске). Те, кто заполнит ее правильно, получит дополнительные баллы и улучшит свои результаты.

Таблица на доске и в тетрадях учащихся:

Выводы служителей веры

Выводы астрологов

Выводы ученых

Для многих первобытных религий были характерны ритуальные омовения. Давайте предоставим слово служителям веры и послушаем их выводы о воде.

Выступают с сообщениями учащиеся 1 ряда – служители веры.

1-й учащийся: Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. В самом начале творения мира Бог вначале сотворил небо и землю, затем «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.

2-й учащийся: Вода это начало, несущее жизнь, но  вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа (уровень  Мирового океана поднялся на 3-5км за 40 дней и ночей, и затопил огромные территории). Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром.

3-й учащийся: Для христианина одним из важнейших праздников является Крещение. "Как известно из Библии, Иисус Христос обрел духовную силу после купания в реке Иордан в возрасте тридцати лет. Его крестил Иоанн Предтеча. Праздник Крещения носит и другое название – Богоявление.

4-й учащийся: В праздник Крещения Господня 19 января в церквях совершают Великое освящение воды в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую богоявленскую воду и сохраняют ее в течение года. Эту воду пьют и ею окропляют жилища. Святая вода, освящённая в церкви на Крещенье, может простоять до 70 лет, не испортившись. Она освящает души и тела, исцеляет страждающих, защищает от темных сил. А также способна очистить грехи и нечистоту, тем самым открывая путь к перерождению человека.

5-й учащийся: На Троицу распространены обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга (отголосок магического ритуала вызывания дождя), катание на лодках, украшенных зеленью и цветами.

6-й учащийся: Обычай освящения воды известен во Франции, скандинавских странах, Нидерландах. При этом троицкой воде, как и пасхальной, приписывают целебные свойства. Такой водой окропляют посевы, орошают сады, виноградники - во имя будущего урожая.

7-й учащийся: Завершается гимн культу воды у христиан (7 июля) в праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, известный у славян как праздник Ивана Купала. Купальский праздник был распространен у многих народов Европы. Традиционными были обряд купания, омовения, а также юноши и девушки водили хороводы вокруг костров, прыгали через них.

8-й учащийся: Большое значение воде придается и в исламе.  Сам пророк говорил, что чистота – это уже половина веры. Перед тем как обратиться к Богу с молитвой, мусульманин обязан пройти через ритуальное омовение. Главная мечеть всех мусульман в Мекке (это в Саудовской Аравии) построена прямо над  древним священным источником.

 9-й учащийся: К Будде приходило озарение, когда он смотрел на капли росы, сверкающие на зеленых листьях. Вода является одним из главных «материальных подношений» Будде.

Особое место вода занимает и в индуизме. Для индуса священна любая вода, особенно речная; в Индии поклонением пользуются семь священных рек, самая крупная - Ганг. Индусы считают, что в воде заключена энергия Космоса.

Учитель: Какой же мы можем сделать вывод служители веры?

Варианты ответов учащихся:

1-й учащийся:  Фактически сейчас нет ни одной религии, в которой не использовался бы элемент водного ритуала. Вода – священный символ во всех религиях.

2-й учащийся: Наши предки издавна боготворили воду, использовали ее  целительные свойства, использовали для духовного очищения.

3-й учащийся: Вода имеет большую разрушительную силу в виде потопа.

4-й учащийся: Все праздники тем или иным образом связаны с водой.

Учитель: Хорошо, а теперь мы предоставим слово астрологам. Что они скажут нам.

1-й учащийся: Астрология – это учение о  воздействии звезд, Космоса на земной мир и человека. В античных представлениях, по Аристотелю, вода один из 4-х основных стихий или элементов, на которых основана Вселенная (Вода, Огонь, Воздух, Земля).

2-й учащийся: Изображение воды с глубокой древности было одинаковым у всех народов и особенно чётко было закреплено в античное время – это волнистая линия, синусоида. В таком виде эмблема воды сохранилась и в средние века, и в новое время как знак Зодиака Водолей – две волнистые линии одна под другой. Это знак в настоящее время, как полагают астрологи, управляется планетой Уран. Ранние цивилизации связывали Водолея с сезоном дождей. Символ изогнутых линий, как полагают, возник в Египте, обозначая собой поток воды, возможно - течение Нила.

3-й учащийся: В славянском фольклоре существовали мифические образы существ, обитающих в воде. Это русалки, водяные и морские драконы. Водяной – это дух, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Появлялся из воды ночью и пугал прохожих. Русалка – человекоподобное существо, преимущественно женского пола (или дух), связанное с водоемами, полями, лесом, часто считалось, что это была утопленница.

4-й учащийся: Знак Водолея считается знаком России. На вышивках, на орнаментах глиняной посуды и деревянной резьбы у славян символические знаки воды были одними из самых распространённых. Планета Земля сейчас находится под влиянием знака Водолея, а так как он покровительствует России, это значит, что наша страна имеет все шансы для реализации всех своих планов на будущее.

5-й учащийся: Люди, родившиеся под этим знаком, отличаются человеколюбием, независимостью, оригинальностью. Будучи постоянным знаком, отличается решительностью, упрямством. Черпает уверенность из общения с другими. Не бывает одинок. Любит природу, при этом предпочитает быть в комфорте. Любит материальные блага, но не жаден. Интересы лежат в духовной области. Имеет развитый интеллект, предпочитает глубокое в духовном отношении общение.

6-й учащийся: В Крещение вода становится чистой, несет в себе заряд святости и омоложения. И это не просто так. Астрологи предполагают, что Солнце, Земля, центр галактики расположены так, что 18–19 января открывается линия связи между нашей планетой и центром галактики, все начинает взаимодействовать. Земля попадает под энергетический канал, который меняет все, в частности и воду на Земле.

7-й учащийся: Вода, согласно учению йоги, содержит довольно значительное количество космической энергии. При купании или питье часть энергии усваивается организмом.

Учитель: Какой же мы можем сделать вывод астрологи?

Варианты ответов учащихся:

1-й учащийся: Астрологический знак России – это Водолей и планета сейчас находится под его влиянием.

2-й учащийся: Символ воды - является древним.

3-й учащийся: В Крещение вода, по предположению астрологов, меняется из-за открытия энергетического канала.

4-й учащийся: Согласно учению йоги, вода содержит космическую энергию, которую может передавать человеку.

Физкультминутка – 1мин.

 Учитель: Хорошо! Ребят, а давайте, и мы попробуем несколько поз, которые используют йоги для укрепления своего здоровья. (Под журчание воды небольшого фонтанчика встать в несколько поз).

Молодцы, а теперь мы предоставим слово ученым. Что же они скажут нам с научной точки зрения?

1-й учащийся: В Институте медико-биологических проблем РАН ученый Станислав Зенин  дал определение воды как вещества в информационно-фазовом состоянии, вещества, обладающего структурой, пригодной для хранения данных, биологического накопителя информации. Он выяснил, чтобы сформировать определенную структуру воды, достаточно в течение какого-то времени передавать воде определенную эмоцию.

2-й учащийся: Японский ученый Масару Эмото обнаружил, что вода образует  кристаллы, что абсолютно похожих кристаллов не встречается и что эти кристаллы, несомненно, отражают свойства воды.

3-й учащийся: Ученые брали различную воду, замораживали ее и смотрели под микроскопом. Кристаллы водопроводной воды выглядели уродливыми монстрами, вода из обычной реки или озера – почти так же. Но кристаллы воды, над которой читали молитвы, и особенно крещенская святая вода – это идеальной формы симметричные кристаллы. И свою гармонию она передает людям, которые пьют ее или окунаются в крещенскую прорубь.

4-й учащийся: Масару Эмото пришел к выводу, что любая вода «слышит», воспринимает и впитывает информацию: если ей играть музыку, говорить добрые слова, читать молитвы (на любом языке), то ее структура становится гармоничней и чище. 
Просмотр небольшого отрывка из видеофильма «Живая вода» (2 мин.).

5-й учащийся: Физики и химики в разных странах проводили опыты и выяснили: структура святой крещенской воды удивительна, в ней гибнут все микробы, а ее энергетика и полезные свойства просто уникальны.

6-й учащийся: В сообщении Института полярных исследований России, говорится, что вода в Мировом океане сохраняет информацию о живущих в ней организмах в виде одиночных молекул, по распространению которых, как по запаху, можно отследить пути миграции животных. Профессор Борис Кох сообщил, что «вода имеет химическую память и сохраняет информацию о находившихся в ней организмах».

7-й учащийся: С точки зрения химии этот феномен пока не имеет объяснения. По мнению ученых, применение такой технологии послужит решению разных научных задач, например, определять пути редких морских млекопитающих в океане.

Учитель: Уважаемые ученые, какой вывод сделали вы?

1-й учащийся: Вода живая, она слышит и запоминает информацию.

2-й учащийся: Святая вода имеет идеальную форму кристалла, ее энергетика и свойства уникальны.

3-й учащийся: Вода любит и реагирует на хорошую музыку, добрые и красивые слова, а также на плохие.

4-й учащийся: Вода в Мировом океане сохраняет информацию о живущих в ней организмах.

IV. Закрепление пройденной темы- 10 мин.

Учитель: А теперь, давайте посмотрим, как справились наши ребята с заполнением таблицы.

Заполненная таблица:

Информация служителей веры

Информация астрологов

Информация ученых

небо и земля        вода        жизнь;

всемирный потоп;

«святая вода»;

обливание, купание;

омовение;

священный Ганг;

озарение.

4 стихии;

 -древний символ;

планета Уран;

русалки, водяные;

знак России;

энергетический канал;

космическая энергия.

гармоничная структура;

накопитель информации;

эмоция => кристаллические формы;

«слышит»;

«химическая память».

Учитель: И так ребята, давайте теперь ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока. Удалось ли нам открыть все тайны живой воды?

Варианты ответов учащихся:

1-й учащийся: Мы много нового узнали и увидели о воде, но очень много ещё неизвестного.

2-й учащийся: Ученые продолжают её изучать.

3-й учащийся: А люди продолжают ее почитать.

Учитель: Правильно, ну а сейчас проведен небольшой опыт. Я набираю из крана воду, ставлю его перед вами, под хорошую музыку (в это время звучит классическая музыка) вы говорите друг другу и воде добрые и приятные слова, дарите друг другу снежинки, которые сделали дома. Зарядим эту воду и друг друга положительными эмоциями. И всякий раз, когда вы будете смотреть на воду и снежинки, вспоминайте о том, о чем мы с вами сегодня говорили. Дарите всему живому доброе слово, чистые мысли и приятные эмоции!

Подводятся результаты урока – выставляются оценки (3 мин.).

V. Домашнее задание (на доске) – 1мин. Подготовить примеры сказок, песен и примет, связанных с водой.