Рабочая программа по географии в 7 классе
рабочая программа по географии (7 класс) по теме

Рабочая программа по географии в 7 классе за 2 часа в неделю. Планирование рассчитано для работы по учебнику «География 7 класс». Авторы учебника Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_za_7_klass.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа

с чувашским этнокультурным компонентом

«Согласовано»

Руководитель МО

______________________

Протокол № 1 от 27 августа 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ ЕООШ

______________________

«____»____________2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ЕООШ

__________________________

Приказ № ___от «___»______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Романова Василия Митрофановича,

учителя I квалификационной категории

по учебному курсу  «География»

7 класс

Базовый уровень

Программа Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «28» августа 2013 г.

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании»
  2. Закона РТ «Об образовании»
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии в 7 классе.
  4. Примерной программы основного общего образования по географии.
  5. Авторской программы к учебнику «География. Материки и океаны», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
  6. Базисного учебного плана РТ
  7. Учебного плана МБОУ «Ерсубайкинская основная общеобразовательная школа с чувашским этнокультурным компонентом»
  8. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях

 
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, в неделю – 2 часа.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе.
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:

  1. Планета, на которой мы живём.
  2. Материки планеты Земля.

Учебно-методический комплект:
1.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.

2.  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.

4.  Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5.  Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6.  Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Дополнительная литература:
1.  География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2.  Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
3.  Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4.  Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).

Источники информации:

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.  
  2. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») / Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 312 с. – (Образовательный стандарт).
  3. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
  4. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия:  учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
  5. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
  6. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2.  / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких  - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
  7. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

Согласно примерной программе на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов, по учебному плану МБОУ Ерсубайкинской основной общеобразовательной школы с чувашским этнокультурным компонентом отводится 70 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов.

Содержание

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

Введение

1

1

Литосфера – подвижная твердь

5

5

Атмосфера и климаты Земли

3

3

Гидросфера. Мировой океан – синяя бездна

4

4

Геосфера

2

2

Земля – планета людей. Человек разумный.  

4

4

Африка

9

9

Австралия

6

6

Антарктида

3

3

Южная Америка

8

8

Северная Америка

8

8

Евразия

11

11

Земля – наш дом

2

2

Повторение  

2

4

Итого

68

70

Календарно-тематическое планирование

         

Тема урока

Кол
-во
ча-
сов

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат)

Дополни-
тельный
материал

Формы контроля

Практические работы

Д/З

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Введение  (1 час)

1

Суша в океане

1

Урок изуче-ния нового материала

Суша в океане

Презентации, карточки-задания, сообщения

Эвристическая беседа

§ 1 р/т с.6

02.09

Литосфера – подвижная твердь  (5 часов)

2

Геологическое время

1

Урок изуче-ния нового материала

Геологическая история Земли.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов;  прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Карта настенная, геохронологическая таблица

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем  в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры. Составление таблицы, отражающей взаимодействие внутренних и внешних рельефообразующих процессов

§ 2 р/т с.8

04.09

3

Строение земной коры

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»,  схемы литосферных плит,  презентации, карточки-задания

Работа с картами атласа

§ 3 р/т с.10

09.09

4

Литосферные плиты и современный рельеф

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 4 р/т с.13

11.09

5

Платформы и равнины

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Презентации, карточки-задания, сообщения,

Работа с картами атласа

§ 5 р/т с.16

16.09

6

Складчатые пояса и горы

1

урок актуа-лизации знаний и умений

Работа с картами атласа

§ 6 р/т с.18

18.09

Атмосфера и климаты Земли  (3 часа)

7

Пояса планеты

1

Урок изучения нового материала

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим  картам распределение на поверхности Земли темпера-тур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйствен-ную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле.

Презентации, карточки-задания, сообщения,

Работа с картами атласа

Составление таблицы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поясов и областей Земли

§ 7 р/т с.21

23.09

8

Воздушные массы и климатические пояса

1

Урок актуализации знаний и умений

Презентации, карточки-задания, сообщения,

Работа с картами атласа

Анализ климатических карт и климатограмм

§ 8 р/т с.23

25.09

9

Климатообразующие факторы

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта «Климатические пояса», схемы: «Пояса Земли», «Тепловые пояса»

Фронтальный опрос, тестирование

Анализ карты климатических поясов Земли

§ 9 р/т с.26

30.09

Гидросфера. Мировой океан  - синяя бездна  (4 часа)

10

Мировой океан и его части

1

Урок изучения нового материала

Части гидросферы: Миро-вой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в оке-ане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот во-ды. Минеральные и орга-нические ресурсы океана, их значение и хозяйст-венное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана.

Карта океанов, схемы «Течения в океане», «Части океана», презентации, карточки-задания

Эвристическая беседа с ис-пользованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§ 10 р/т с.29

02.10

11

Движение вод Мирового океана

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Беседа по результатам анализа карт

Работа в рабочей тетради

§ 11 р/т с.31 

07.10

12

Органический мир океана

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Карта океанов, презентации, карточки-задания

Сопоставление карт атласа.

Индивидуаль-ная работа по заполнению контурных карт

Обозначение   на   контурной   карте

различных богатств Океана.

§ 12 р/т с.34 

09.10

13

Особенности отдельных океанов

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

презентации, карточки-задания, книги и журналы

Составление по карте маршрута путешествия

Работа в рабочей тетради

§ 13 р/т с.37 

14.10

Геосфера  2 часа

14

Географическая оболочка

1

Урок изуче-ния нового материала

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговоро-ты (воды, биологический, геоло-гический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного ком-плекса; объяснять влияние осве-щенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; прогнозировать: из-менения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности.

Схемы, презентации, карточки-задания

Вводная беседа

Анализ карты природных зон Составления прогноза

«Изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности».

§ 14 р/т с.40

16.10

15

Зональность географической оболочки

1

Урок актуализации знаний и умений

Схемы, презентации, карточки-задания,

Беседа  по результатам анализа карт

§ 15 р/т с.42

21.10

Земля – планета людей. Человек разумный.  (4 часа)

16

Освоение Земли человеком.

1

Урок изуче-ния нового материала

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности

называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам

Беседа по результатам анализа карт

Работа в рабочей тетради

§ 16 р/т с.44

23.10

17

Охрана природы

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Красная книга,

Беседа по результатам анализа карт

§ 17 р/т с.47

28.10

18

Население Земли

1

Практикум

География современных религий

Беседа по результатам анализа карт

§18 р/т с.49

30.10

19

Страны мира

1

Семинар

Политическая карта мира, сайты по географии, газета и журнал по Географии

Тестирование

Работа в рабочей тетради

§19 с.51

04.11

МАТЕРИКИ  ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

Африка  (9 часов)

20

Географическое положение и история исследования Африки

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

География основных типов хозяйственной деятельности

Называть имена исследователей континента и результаты их рабо-ты; показывать элементы берего-вой линии,  определять геогра-фическое положение материка, координаты крайних точек, про-тяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах,  объяс-нять существенные признаки по-нятия «географическое положе-ние материка»,  прогнозировать (оценивать) влияние географии-ческого положения на особеннос-ти природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источ-ники питания рек, характерные типы погод на материке, разме-щение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климати-ческой карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, разме-щение месторождений полезных ископаемых, влияние компонен-тов природы на жизнь, быт, хо-зяйственную деятельность народов материка, изменение при-роды континента под влиянием деятельности человека, особен-ности растительности и живот-ного мира природных зон, особенности питания и режима рек.

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Чтение климати-ческих диаграмм.

Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон.

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 20 р/т с.54

13.11

21

Геологическое строение и рельеф Африки

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 21 р/т с.58

18.11

22

Климат Африки

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

§ 22 р/т с.62

20.11

23

Гидрография Африки

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте гео-графическое положение страны и ее столицы, крупные регионы ма-терика и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности разме-щения и состав населения; опи-сывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельнос-ти населения, а также особеннос-ти устройства жилищ, средств пе-редвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изу-ченные объекты, определять их географическое положение; опи-сывать природный объект, страну (по плану); объяснять влияние природы на жизнь людей

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§23р/т с.64

25.11

24

Разнообразие природы Африки

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§24р/т с.67

27.11

25

Население Африки.

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§25р/т с.70

02.12

26

Регионы Африки: Северная и Западная Африка

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§26р/т с.73

04.12

27

Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка

1

Урок актуализации знаний и умений

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

§27р/т с.76

09.12

28

 Африка

1

Урок повторения и обобщения (практикум)

Карта Африки,

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Работа в рабочей тетради

11.12

Австралия  (6 часов)

29

Географическое положение. История открытия и исследования Австралии.

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, все изучаемые объек-ты береговой линии, формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых; определять географическое положение мате-рика, сравнивать его с положени-ем Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности конти-нента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависи-мости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое поло-жение крупных островов и архи-пелагов; описывать природу од-ного из островов (по выбору); объяснять  связь особенностей природы островов с их происхож-дением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения.

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протя-женности матери-ка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 28 р/т с.79

16.12

30

Компоненты природы Австралии

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 29 р/т с.82

18.12

31

Особенности природы Австралии

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные мас-сы, климатические пояса, харак-терные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира мате-рика, размещение на материке природных зон, примеры рацио-нального и нерационального ис-пользования природных богатств материка; определять климати-ческие показатели по карте; объ-яснять влияние истории заселения материка, его рельефа и кли-мата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, разме-щение отдельных месторожде-ний полезных ископаемых, различия в климате отдельных тер-риторий материка, образование артезианских бассейнов, особен-ности питания и режима рек, осо-бенности органического мира, причины опасных природных явлений (засух, пожаров и т. д.), размещения природных зон; про-гнозировать тенденции измене-ния природных объектов (рек, подземных вод, почв, раститель-ного и животного мира, природ-ных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности.

Пустыни Австралии,

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради

§ 30 р/т с.85

23.12

32

Австралийский Союз

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде

Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 31 р/т с.87

25.12

33

Океания

1

Урок актуализации знаний и умений

Уметь: называть и показывать основные районы высокой плот-ности населения на материке, ос-новные народы, виды хозяйст-венной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью на-селения; определять географи-ческое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описы-вать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние гео-графических открытий на совре-менный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельнос-ти в отдельных регионах страны

Полинезия, Меланезия,

Работа с картами атласа

Описание географического положения страны по политической карте

§ 32 р/т с.90

30.12

34

Обобщающее повторение темы «Австралия»

1

Урок повторения и обобщения (практикум)

Схемы, презентации, карточки-задания,

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради, по карточкам,

13.01

Антарктида  (3 часа)

35

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1

Путешест-вие

Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Основные черты природы. Особенности открытия и изучения территории.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, клима-тические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

История открытия и русские имена на карте Антарктиды

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 33 р/т с.3

15.01

36

Особенности природы Антарктиды.

1

Исследование

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради

§ 34 р/т с.6

20.01

37

 Полярные области Земли

1

Урок повторения и обобщения (практикум)

Современные исследования полярных областей Земли

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради

22.01

Южная Америка  (8 часов)

38

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности

Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешествен-ников и исследователей, все изу-чаемые объекты береговой ли-нии; определять черты сходства и различия в географическом по-ложении Южной Америки и Аф-рики; описывать географическое положение континента; объяс-нять влияние географического положения на особенности при-роды континента; называть и по-казывать крупные формы рель-ефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных иско-паемых крупных территорий, раз-личия в климате (применительно к климатическим поясам), осо-бенности питания и режима рек, различия в растительности и жи-вотном мире природных зон и высотных поясов в горах, особен-ности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (нали-чие охрняемых территорий); на-зывать и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки и религии, ареалы их распростра-нения, основные густонаселен-ные районы материка, крупней-шие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйст-венной деятельности населения; описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных райо-нах страны, своеобразие культу-ры населения отдельных стран.

Биография путешественников и исследователей материка,

Заполнение таблицы,

работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 35 р/т с.9

27.01

39

Геологическое строение и рельеф Южной Америки

1

Практикум

Карты материка

Работа с картами атласа

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 36 р/т с.12

29.01

40

Климат Южной Америки

1

Практикум

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 37 р/т с.15 

03.02

41

Гидрография Южной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф-климат.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 38 р/т с.18

05.02

42

Разнообразие природы Южной Америки

1

Практикум

Частично-поисковая беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 39 р/т с.21

10.02

43

Население Южной Америки

1

Семинар

Частично-поисковая беседа

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 40 р/т с.24

12.02

44

Регионы Южной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради

§ 41 р/т с.27

17.02

45

Обобщающее повторение темы «Южная Америка»

1

Урок повторения и обобщения (практикум)

Работа с картами атласа

Работа в рабочей тетради

19.02

Северная Америка  (8 часов)

46

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества

Уметь: называть и показывать имена путешественников и иссле-дователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; оп-ределять географическое поло-жение материка; описывать осо-бенности береговой линии мате-рика; объяснять влияние геогра-фического положения материка на его природу; называть и пока-зывать основные формы релье-фа, месторождения полезных ископаемых, климатообразую-щие факторы, основные воздуш-ные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей раститель-ного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое по-ложение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные ком-поненты (рельеф, климат, внут-ренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в  це-лом,  составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк  в результате длительно-го развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость разме-щения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате терри-торий, расположенных в одном климатическом поясе, особен-ности питания и режима рек, раз-личия в почвенном, раститель-ном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека;

называть и показывать крупней-шие народы континента, наибо-лее распространенные языки, ре-лигии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наи-более характерные черты приро-ды стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельнос-ти населения стран Северной и Южной Америки,  определять особенности географического по-ложения страны, размещение на-селения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни населе-ния; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особеннос-ти размещения населения по тер-ритории стран, своеобразие ду-ховной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием при-родных богатств

Карты материка, имена путешественников, сообщения учащихся, презентации

Фронтальный

Работа с картами атласа Составление по карте маршрута путешествия

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах

§ 42 р/т с.30

24.02

47

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 43 р/т с.33

26.02

48

Климат Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 44 р/т с.36

03.03

49

Гидрография Северной Америки

1

Практикум

Работа с контурной картой. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф-климат

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§ 45 р/т с.39

05.03

50

Разнообразие природы Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Составление таблицы. Групповая работа.

Фронтальная беседа

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 46 р/т с.43

10.03

51

Население Северной Америки

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде

Сопоставле-ние карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание географического положения страны по политической карте.

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 47 р/т с.46

12.03

52

Регионы Северной Америки

1

Практикум

Тестирование

§ 48 р/т с.49

17.03

53

Обобщающее повторение темы «Северная Америка»

1

Урок повторения и обобщения

Сопоставле-ние карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Задания в рабочей тетради, по карточкам, тестирование электронное,

19.03

Евразия  (11 часов)

54

Географическое положение.  История исследования Евразии

1

Урок изучения нового материала

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Уметь: называть и показывать имена путешественников и ис-следователей континента, терри-тории или исследованные эле-менты береговой линии матери-ка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического по-ложения в сравнении с другими материками; объяснять роль гео-графических исследований рус-ских путешественников для раз-вития географической науки, вли-яние размеров и географического положения материка на его при-родные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, климатообра-зующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и об-ласти, основные речные и озер-ные системы; определять клима-тические показатели для отдель-ных регионов материка, питание и режим рек; описывать геогра-фическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рель-ефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с дру-гими материками, зависимость размещения месторождений по-лезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особеннос-ти питания и режима рек, их эко-логическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей рас-тительного и животного мира природных зон материка, терри-тории, природа которых в наи-большей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географиическое по-ложение природных зон, смену высотных поясов в горах, компо-ненты природных зон (по выбо-ру); объяснять причины размеще-ния отдельных природных зон и различия в их почвах, раститель-ности, животном мире и в антро-погенных изменениях; называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее рас-пространенные языки и религии, характерные природные особен-ности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять геогра-фическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особен-ности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источ-никам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природ-ных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое поло-жение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в це-лом (по выбору); объяснять осо-бенности размещения населения, природные различия на террито-рии страны, своеобразие духов-ной и материальной культуры на-родов, виды хозяйственной дея-тельности, обусловленные при-родными условиями и ресурсами страны

Вводная беседа Составление по карте маршрутов путешествий

Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

§ 49 р/т с.52

31.03

55

Геологическое строение и рельеф Евразии

1

Путешествие

Работа с контурной картой, географический диктант

Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 50 р/т с.55

02.04

56

Климат Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с картами атласа

Чтение климатических диаграмм

§ 51 р/т с.59

07.04

57

Гидрография Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.

Характеристика речной системы

§ 52 р/т с.61

09.04

58

Разнообразие природы Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Описание одной из зон по учебным картам по типовому плану.

Обозначение на контурной карте природных зон

§ 53 р/т с.65

14.04

59

Население Евразии

1

Урок актуализации знаний и умений

Влияние природы на формирование духовной и матери-альной культуры человека и общества. Жизнедеятельность человека Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание).

Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Работа по таблицам,

§ 54 р/т с.68

16.04

60

Регионы Европы: Средняя и Северная Европа.

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с кар-тами атласа.

Подготовка сообщений на тему, написа-ние реклам-ного ролика «Приглашение в страну»

Работа с кар-тами атласа, сообщения

Описание географического положения страны по политической карте

§ 55 р/т с.71

21.04

61

Регионы Европы: Южная и Восточная Европа.

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа по картам, задания в рабочей тетради

§ 55

23.04

62

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа по картам, задания в рабочей тетради

§ 56 р/т с.74

28.04

63

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

1

Урок актуализации знаний и умений

Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран

§ 57 р/т с.77

30.04

64

Обобщающее повторение темы «Евразия»

1

Урок актуализации знаний и умений

Сопоставление карт атласа.

Индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Работа по картам, задания в рабочей тетради, по карточкам

05.05

Раздел  III.   ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ  (2 часа)

65

Взаимодействие природы и общества

1

Урок актуализации знаний и умений

Этапы развития географической оболочки, состав географической оболочки связи между ее компонентами

Уметь: называть состав географи-ческой оболочки, источники энергии процессов, в ней проис-ходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и эта-пы развития ГО; объяснять при-чины географической зональнос-ти, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных бо-гатств для человечества, влияние природы на условия жизни лю-дей, причины изменений приро-ды под воздействием хозяйствен-ной деятельности, необходи-мость международного сотрудни-чества в использовании природ-ных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздейст-вием человеческой деятельности.

Экология и состояние отношений в настоящее время

Эвристическая беседа с использованием карт атласа

Составление таблицы, отражающей основные свойства географической оболочки и их проявления

§ 58 р/т с.82

07.05

66

Земля – наш дом

1

Урок повторения и обобщения (практикум)

Тестирование

Работа в контурных картах, задания в рабочей тетради, карточки-задания

12.05

67

Повторение темы «Африка»

1

Урок повторения и обобщения

Тестирование

14.05

68

Повторение темы «Антарктида»

1

Урок повторения и обобщения

Тестирование

19.05

69

Повторение темы «Америка»

1

Урок повторения и обобщения

Тестирование

21.05

70

Повторение темы «Евразия»

1

Урок повторения и обобщения

Тестирование

26.05

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...