Современный урок географии
статья по географии по теме

Более 10 лет  МАОУ СОШ № 17 г. Липецка работает в эксперименте «Технология модульного обучения в УВП школы».

     Концепция обучения по модульной технологии основана на индивидуализации и дифференциации обучения посредством создания разноуровневых учебных программ по предметам и направлена на формирование у выпускников навыка самообразования при устранении перегрузки учащихся и сохранении имеющегося ресурса здоровья.

         Работа по данной педагогической технологии содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла:

  1. Общая постановка цели обучения.
  2. Переход от общей формулировки цели к ее конкретизации.
  3. Предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности.
  4. Совокупность учебных процедур (на этом этапе происходит коррекция обучения на основе оперативной обратной).
  5. Оценка результата.

Благодаря этому строению, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается  из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но наполняется разным содержанием. Сердцевиной модульного обучения является учебный модуль. Он состоит из 3 компонентов:

  1.  информационный блок;
  2.  целевая программа действия;
  3.  советы учителя.

Изучение учебного материала происходит на основе относительно самостоятельного характера труда школьников и совместного выбора оптимального пути обучения учителем и учеником. Тем самым меняется форма общения учителя и ученика. Учитель использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся , включат ученика в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала.

Педагогический процесс разворачивается во времени и имеет четкую периодизацию:

  • Шесть учебных периодов по 5,6 недель
  • Каждый период завершается неделей каникул.
  • Аттестация учебных достижений школьников  осуществляется три раза в год.

Это способствует снижению  многопредметности, перегрузки учащихся домашним заданием, обеспечивает симметричность учебной  нагрузки в течение года.

 В соответствии с требованиями технологии модульного обучения  тематическое планирование в нашей школе осуществляется в виде карты - проекта.

Для успешного освоения учебного материала по предмету каждым учеником мы предлагаем использование в практике работы технологических карт - рабочего документа, предусмотренного технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sovremennyy_urok_geografii.zip147.45 КБ

Предварительный просмотр:

             Никого ничему нельзя  учить,

             можно только помочь чему –

                                   то научиться.                                                  

                       Адольф Дистервег

Его слова как нельзя лучше определяют современную стратегию образования на сегодняшний день: создание условий для реализации личностно- ориентированного обучения

        СЛАЙД 1 Какие же это условия? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить:

  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • осознание и принятие образовательных целей обучающимися. Предполагается целенаправленное включение ученика в процесс планирования целей и постановки учебных задач;
  • развитие у учеников системы ценностных ориентаций в сфере образовательной деятельности. Развитие этой системы возможно при опоре на такие категории, как престижность высоких образовательных результатов и личностных достижений; ориентация на познание как безусловную ценность для современного культурного, развивающегося человека;
  • освоение школьниками эффективных «технологий успеха и достижения».

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности СЛАЙД2

  • умеющей познавать мир, обладающей интеллектуальной культурой, информационной  культурой, исследовательской культурой, культурой самоорганизации;
  • способной формировать у себя потребность к постоянному познанию и умеющей эту потребность удовлетворять собственными силами, умеющей работать в разных социальных и производственных условиях;
  • умеющей  жить по общим законам Мира: принимающей, понимающей другого, оказывающей помощь другому, обладающей коммуникативной культурой;
  • обладающей  верой в свои силы и успех.

И это задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Проанализировав существующие педагогические технологии наша школа остановилась на технологии модульного обучения.

 СЛАЙД3  ЧТО ТАКОЕ МОДУЛЬ?

 Модуль- от латинского слова «modulies»- «мера», «способ».

 Модуль- это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности

Основные характеристики модульной технологии: СЛАЙД 4

  • Изменение структуры учебного года: деление его на периоды по 5-6 уч. недель, с каникулами после каждого периода.

                                           

                   СЛАЙД5

Модульное построение календарного плана школы.
Структура учебного года.

  • Учебные предметы изучаются блоками, они группируются по неделям и полугодиям. Слайд 4

                  СЛАЙД 6

          РЕЖИМ РАБОТЫ

«Белая  неделя»                                               «Зеленая неделя»

             Математика-10 ч                                                 Русский язык -12ч

             Естествознание-4                                               литература  -6 ч

              История-4ч                                                          Итого-18ч

              Итого-18 ч

                                     Каждую неделю

              ин.яз-3ч                                                           физкультура2ч

              Ритмика-1ч                                                       изо-1ч

              Музыка 1ч                                                        труд-2ч

              Психология-2ч                                                 факультатив-1ч

                           

                       Всего на каждой неделе -по 31 ч.

  • При построении уч. материала используется принцип модульности: материал делится на блоки из которых строится курс. СЛАЙД 4

Например курс физической  географии  России при модульной организации обучения сохраняет общепринятую логику курса и представляет собой 10 блоков –модулей Слайд 7

Блок-модуль №1  Введение – 8 часов

Блок – модуль №2  Рельеф, геологическое строение  и полезные ископаемые- 8часов

Блок – модуль №3  Климат – 8часов

Блок – модуль №4  Внутренние воды - 4 часа

Блок – модуль №5  Почвы России – 4 часа

Блок – модуль №6  Растительный и животный мир России – 4 часа

Блок – модуль №7  Природное районирование -8 часов

Блок – модуль №8  Крупные природные районы – 16 часов

Блок – модуль №9  Моря России - 4 часа

Блок – модуль №10 Человек и природа - 4 часа

Здесь хочется обратить внимание на количество часов, которое отводиться для изучения темы. В соответствии с требованиями модульной технологии начало и окончание  модуля совпадает с завершением недельного цикла, таким образом,  предлагаются учебные модули по 4,8,16 уроков. Следующий шаг в работе- это  четкую постановку целей обучения (КДЦ) для каждого блока-модуля

! Диагностичность цели : т.е. она должна быть точно описана, поддавалась измерению и существовала шкала ее оценки   

  Д = О  + Из  +  Оц

Затем следует продумать систему уроков в модуле-будет ли это образовательный модуль…

Операционный…

Смешанный……СЛАЙД8, т.е. 

  • Освоение материала происходит в процессе завершенного цикла уч. деятельности. Слайд 9

Результатом проделанной работы становиться тематическое планирование курса географии, выполненное в форме карты – проекта ее фрагмент представлен на СЛАЙДЕ 10.  

Комментарий    

Своеобразным путеводителем по изучаемому  курсу для об-ся является технологическая карта СЛАЙД 11, которая состоит из логической структуры – взаимной цепочки уроков,с указанием их типа, блока целеполагания –указания учебных целей  и на каком уроке они будут реализовываться, в блоке диагностика указывается предполагаемый контроль со стороны учителя, в блоке коррекция учитель предполагает возможные затруднения учащихся с целью дальнейшего их устранения. Внеаудиторная деятельность представлена д/з разного уровня СЛАЙД12: стандарт, хорошо и отлично.

Значение технологической карты: СЛАЙД13

  • Формирует целостность, системность, логическую завершенность темы;
  • Помогает учащимся определить значение и место каждого урока в теме;
  • Устанавливает логическую связь между уроками;
  • Прогнозирует и активизирует учебную деятельность.

Сущность построения отдельного урока по технологии модульного обучения предполагает соблюдение требований алгоритмизации уч. деят

 Возвр. к слайду 4

  • Учебной деятельность об-ся и предусмотрении вариативность уровня сложности.
  • Предоставлении времени для самостоятельной деят-ти об-ся, формированию умений об-ся планировать, организовывать, контролировать, оценивать.

Каков же алгоритм построения отдельного Урока? СЛАЙД 14

  1. Шаг Определение интегрированной цели урока (ИДЦ) - ! ДИАГНОСТИЧНОСТЬ
  2. Шаг Разбивка содержания урока на учебные элементы
  3. Шаг Определение цели каждого учебного элемента (ЧДЦ)
  4. Шаг Формирование рекомендаций для учащихся.

Опыт показывает, что наиболее удобна форма той технологической карты на отдельный урок, которую вы видите ????

Создание уч. элементов подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учителя и ученика.

Задания ориентируют на поиск путей решения поставленных проблем, отражают механизм усвоения знаний и интегрируются целью модуля.

Деятельность об-ся при этом направлена на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения, дает возможность рационально распределять время, реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.

Принципиально меняется и деятельность учителя. Его главная задача- разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он консультирует, координирует, контролирует, организует, т.е. используя потенциал модульной технологии осуществляет рефлексивное управление обучением.

Основные части урока совершенствования знаний в модульной технологии  предлагаю  вам в видеофрагменте.

1 часть

Итак,  вы увидели момент определения  темы урока, которую  сформулировали уч-ся на ярком пятне – стихотворении,

Целеполагание осуществлялось об-ся, а не самим учителем с той целью что бы задачи были приняты и осознаны сами школьниками.

2 часть

Основная часть урока представлена в заданиях различной сложности. Которые выполняют рабочие группы по 4 человека. В результате решения заданий происходит формирование навыков самостоятельной работы , развитие интеллекта и познавательной активности, как говорил Эльконин : «Память становиться мыслящей, а восприятие думающим» Отдельным этапом урока выделена защита творческой работы об-ся по составлению описания озера Байкал в виде ЛОС. На данном этапе развиваются: внимание, память, мышление, речь, умение конспектировать.

3 часть

Для определения степени достижения цели важна самооценка или рефлексия. Учителю всегда важно знать комфортно ли чувствует себя ученик на уроке при изучении данной темы, степень познавательного интереса. Блок Д/З также важен, так как он подготавливает об-ся к успешной диагностике, предоставляет ученику право выбора оценки на основании закона «Об образовании» и призвано устранить перегрузки.

Предст. видеозапись – это только один из вариантов урока по теме «Озера России»

Что дает модульная технология? (реальный результат)СЛАЙД

Преимущества для обучающихся:

  • Учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля;
  • Учащиеся самостоятельно планируют время, эффективно используют свои способности;
  • Учебный процесс сконцентрирован на ученике.

   

Преимущества для  преподавателей:

  • Учитель имеет возможность концентрировать внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
  • Своевременно идентифицирует проблемы в обучении;
  • Выполняет творческую работу

Наряду с преимуществами существует и ряд трудностей

Трудности для обучающихся: СЛАЙД

  • Должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться успеха;
  • Должны выполнять большой объем самостоятельной работы;

    Трудности  для  преподавателей:

  • Изменить привычный образ мыслей и действий;
  • Изменить структуру и стиль работы.

 Но,  тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная технология дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации; способствует развитию познавательных, социальных, коммуникативных способностей обучающихся, сформировать у каждого выпускника школ необходимых ОУУН для дальнейшего самообразования.

Конечно же каждому педагогу сегодня самому решать – в каком направлении вести индивидуальный поиск, нельзя забывать только об одном, что школа – это не просто образовательный институт- это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные ресурсы на современном уроке географии

Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет". Наше будущее - это наши дети. Оказывается, детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать пи...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Как разр...

Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».

«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...