Рабочая программа по географическому краеведению 6кл
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Михеенко Галина Сергеевна

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geograficheskomu_kraevedeniyu_6kl.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа        

        Подгоренского муниципального района Воронежской области                        

                

      Рассмотрено                                                                               Согласовано                                                                             Утверждаю

На заседании ШМО                                                        Заместитель директора по УВР                                     Директор МОУ Сергеевской СОШ   _____________/Светличная О.Н./                                    ______________/Беднякова И.А./                                  _______________/Слизкая Л.С./

      Протокол № ___ от «____»_______20___г.                             «_____»___________________20     г.        «_____»________________ 20     г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географическому краеведению Воронежской области

Учитель географии  1 КК  Михеенко Галина Сергеевна

Год составления  2013 - 2014 учебный год

Класс 6

Общее количество часов по плану  35

Количество часов в неделю  1

Рабочая программа составлена на основе Примерной региональной программы «Географическое краеведение. Воронежская область, в соответствии с учебным планом МКОУ Сергеевской СОШ и методическими рекомендациями и тематическим планированием для 6-7 классов общеобразовательной школы./Автор-составитель:Ю.А Чурляев.-изд.-Воронеж:ВОИПКиПРО, 2012,-44с..

 «_____»_______________ 20         г.                     _____________________        

                                                                                           (подпись учителя)

                                                                                                                 2013 г.

                                                                                                                              1Пояснительная записка

Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательньгх видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

  • создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
  • научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

шения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

2 Описание предмета

        Предмет  «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса - сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения географического краеведения  Воронежской области ученик должен знать:

- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

-  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.

- географию хозяйственной деятельности области.        

Уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

 - составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы

                3 Место предмета в учебном плане

Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 35 часов 1 час в неделю согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи,  краеведческий музеи области, района,  культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

В результате изучения географического краеведения Воронежской области ученик должен знать:

  • геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
  • особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
  • природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.

-        географию хозяйственной деятельности области. Уметь:        

  • выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
  • владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

-        уметь анализировать природные закономерности и явления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
  • решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:        

тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

-        составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме.

                                                                                          4 Ценностные ориентиры

Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, учитель должен расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами природы, так как в начальной школе осуществляется только поверхностное изучение отдельных природных компонентов (воздух, вода, горные породы, почва и взаимосвязь природа-население-хозяйство и др.)

                                          5 Личностные, метапредметные и предметные и результаты учебного предмета

Личностным результатом обучения краеведения в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения краеведению:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на  региональном и локальном уровнях (гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства своей области  и  района;
— представление о Воронежской области  как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства Воронежской области  как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране,
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой краеведческих знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по краеведению заключаются в формировании и развитии посредством краеведческого знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.    
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по краеведению являются:
• понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества; а и владение основами краеведческих знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками краеведческой информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

                                                                                6 Содержание программы

1. Введение(1 час)

Экскурсия (Практическая работа №1) Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

На какой Земле мы живём (2 часа)

2. Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.

Творческие работы.

1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.

Запуск мини-проектов  учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»

3. Тема: Современные исследования территории

Творческие работы:1.Интересные люди района (Почётные граждане).

2. Интересны люди села.(Почётные граждане).

Планета Земля(2 часа)

4. Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение  для жизни человека  и природы.

Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?

5. Тема: Смена времён года. Особенности своего края.

Творческие работа: . Народные  праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта(6 часов)

6. Тема: Ориентирование на местности.

Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

Творческие работы.  1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

7. Тема: План местности. Изображения земной поверхности моего района. Виды  изображений  местности. .

8. Тема:

Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России

Практическая работа №3 Составление плана местности  школьной территории с помощью полярной  съемки.

Творческие работы.1.План моего двора.

9. Тема: Географическая карта микрорайона проживания.

Практическая работа №4  Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.

Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды  и нанесением уникальных  географических объектов.

10. Тема: Градусная сетка на карте своей местности

Практическая работа №5  Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.

11. Тема: Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.

Практическая работа №6. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности.

Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Литосфера –  твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)

12. Тема: История формирования современного рельефа.

Творческие работы:1.Путешествие  вглубь Земли (на примере своей местности)

2. Геологический профиль своей местности.

13. Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.

Практическая работа №7. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.

14. Тема: Стихийные природные явления  в литосфере своей местности

Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

15. Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени

Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану

Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно-балочные формы рельефа. 3.Топонимы  объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

16. Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по  геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование  полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

17. Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение  крупных объектов гидросферы.

Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания

Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.

2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.

18. Тема: Внутренние воды и рельеф.

Практическая работа №10. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.

Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)

19. Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Практическая работа  №11. Описание озера, болота, родника (по выбору)

Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке

20. Тема: Памятники природы гидросферы родного края.

Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы  гидросферы»

21. Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.

Творческие работы. Картирование  водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния  реки Черемшан на   заселение края. 3.Письмо Главе района.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)

22. Тема: Режим отдельных метеорологических элементов

 Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

23. Тема: Погода моей местности

Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года.

Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

24. Тема: Тип климата территории проживания и причины, его  формирующие. Климат и человек.

25. Тема:  Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила  поведения в грозу.

3. Шаровая молния.

26. Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы

(Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)

27. Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в  устном народном творчестве народов края.3.  Проблемы использование населением даров леса

28. Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности.  Красная книга Воронежской  области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№14) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»

Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Человек на Земле(2 часа)

29. Тема: Из истории  заселение  территории края. Коренное население.

Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.

30. Тема: Народы нашего края.

Практическая работа №15. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее.

Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной»

Географическая оболочка (3 часа)

31. Тема: Природный комплекс своей местности.

Весенняя экскурсия (Практическая работа№16)  «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»

Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.

31. Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон  под влиянием человеком.

32. Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.

33. Тема: Культурный ландшафт.

 Культурные ландшафты своей местности:сельские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

34. Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся  по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»

(в рамках школьной научно-практической конференции)

 

                                                                    7  Календарно- тематическое  планирование

Дата

№п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Практические  и творческие работы

Домашнее задание

1

Введение. 

Экскурсия на местности. Организация  и обучение приемам практической работы.

Урок-практикум.

Знакомство с фенологическими и метеорологическими наблюдениями. Отработка умения ориентироваться по солнцу.

№1. Наблюдения фенологические, метеорологические измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

Собрать народные приметы о погоде

2

На какой Земле мы живём.

Вклад земляков в развитии знаний о Земле

Имена земляков на карте мира.

Урок изучения нового материала

Изучают биографии и работы ученых-географов.

Подготовить сообщения.

3

Современные исследования территории Воронежской области.

Урок изучения нового материала

Знакомятся с современными исследованиям

Учить запись в тетради

4

Планета Земля.

 Движение Земли вокруг оси и его следствия. Часовые пояса.

Урок изучения нового материала

Изучают часовые пояса

Подготовить ответы на вопросы.

5

Смена времён года. Движение Земли вокруг Солнца. Ведение фенологических наблюдений

        

Урок изучения нового материала

Обрабатывают фенологические наблюдения

Записать фенологичекие наблюдения

6

План и карта.

Ориентирование на местности по компасу и местным признакам.

Урок изучения нового материала

Отрабатывают умение ориентироваться по компасу

№2.Ориентирование на местности по компасу и местным признакам.

Подготовить сообщения

7

План местности. Топографический диктант.

Комбинированный

Проверка усвоения материала

№3. Составление плана школьного двора.

Завершить практ.раб.

8

 Изображения земной поверхности своей местности.

Комбинированный

Изучают способы изображение рельефа на карте.

№4. Определение объектов местности по плану, направлений, расстояний между ними.

Собрать материал для творческой работы.

9

Географическая карта родного края

Урок-исследование

Ознакомление с картой воронежской области

Твоческая работа.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды и нанесением уникальных геообъектов.

Творческая работа

10

Градусная сетка на карте Воронежской области. Определение географических координат.

Комбинированный

Тренируют умение определять географические координаты

№5.   Определение географических координат г.Воронежа, рп.Подгоренского.

Определить координаты своих сел.

11

Обобщение знаний по теме «План местности»

Проверочный тест

Урок систематизации знаний.

Проверка ЗУН учащихся

№6. Построение профиля по горизонталям на плане местности.

Разработать модель геопутешествия или похода своей семьи.

12

Литосфера – твердая оболочка Земли.

Изучение форм рельефа, характер залегания горных пород. Профессии, связанные с изучением литосферы.

Изучение нового материала

Конспектируют материал урока

Подготовить сообщение о профессиях

13

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Человек и мир камня

Комбинированный

Определяют свойства минералов и гп своего края

№7. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и хозяйственного использования.

Составить коллекцию гп своего села.

14

Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени. Стихийные природные явления в литосфере своей местеости.

Комбинированный

Знакомятся с особенностями рельефа

Творческая работа.

Поэтическое описание стихии.

Составить стихи о землетрясении, оползнях и тд.

15

Влияние человека на рельеф  своей местности

Комбинированный

Выясняют влияние человека на рельеф

№8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану.

ТВ.р. Топонимы объектов литосферы.

16

Геологические памятники природы

Урок изучения нового материала

Изучают геологические памятники

17

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Внутренние воды родного края.

Урок изучения нового материала

Описывают реки, наносят объекты гидросферы на к/к

№9. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания.

Подготовить сообщение «Топонимы гидросферы», «Река моего детства».

18

Внутренние воды и рельеф

Комбинированный

Выясняют,как рельеф влияет на водные объекты

№10. Описание реки по картам атласа и типовому плану.

Подобрать стихи о реке, озере, роднике.

19

Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Комбинированный

Наносят на к/к реки области

 

Составить памятку «Как правильно вести себя на реке»

20

Гидрологические памятники природы.

Комбинированный

Изучают гидрологические памятники

Тв.раб. Компьютерная презентация о водах своей местности.

21

Влияние человека на водные объекты своей местности.

Комбинированный

Определяют влияние человека на водные объекты

№11. Исследование влияния р.Дон на заселение своего района.

Завершить исследование.

22.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Режим отдельных метеорологических элементов.

Комбинированный

Сообщают результаты исследований, выявляют  режим метеоэлементов

Тв.раб. Народные приборы наблюдения за погодой.

23

Типы погоды нашей местности.

Урок-исследование

Обрабатывают материалы наблюдений, делают выводы

№12. Наблюдения  за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Сделать вывод

24

Климат родного края.

Урок-практикум

Определяют особенности климата по метеонаблюдениям и картам атласа

№13.Составление описания погоды по сезонам года.

Сообщение на тему «Народные приметы погоды», «Живые барометры»

25

Опасные явления в атмосфере

Комбинированный

Знакомятся с явлениями атмосфере

Тв.раб. Правила поведения в грозу.

Сообщение «Шаровая молния»

26

Взаимосвязь человека и атмосферы

Комбинированный

Исследуют состояние воздуха на территории школы, определяют источники загрязнения

Тв.раб. Оценка экосостояния атмосферы микрорайона школы

Определеие чистоты воздуха методом лихеноиндикации(по хвое сосны, транспорту)

27

Биосфера – оболочка жизни (2ч)

Растительный и животный мир своей местности. Почвы.

Комбинированный

Составляют список лекарственных растений своего села

Тв.раб. Лекарственные растения.

Сообщение: «Использование населением даров леса».

28

Экологические проблемы. Биологические памятники природы. Красная книга Воронежской области

Урок-практикум

Изучают и описывают видовое разнообразие

Знакомятся с документами об охране природы

№14. Видовое разнообразие растений и животных. Охрана природы».

Поведения в природе (листовка, плакат, постер)

29

Человек на Земле (2ч).

 История заселения Воронежского края. Формирование границ края.

Урок изучения нового материала

Изучают, как формировались границы области

Тв. раб. Стоянки первых людей на территории Воронежской обл.

30

Народы нашего края.

Экскурсия в краеведческий музей.

Наблюдают, знакомятся с экспонатами музея, собирают материал для отчета

№15. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой.

Народные промыслы и умельцы края,села.

Национальная одежда, традиции.

Наша семейная реликвия.

31

Географическая оболочка (3ч)

Природный комплекс. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах

Урок-практикум

Изучают компоненты ПК своей местности,

составляют схемы.

№16. Взаимосвязи компонентов природного комплекса.

Сообщение: Мой любимый уголок природы.

32

Природные зоны своей местности. Изменение природной зоны человеком.

Урок изучения нового материала

Изучают природные зоны, почвы, растительный и животный мир

Тв. раб.

Реликтовые растения края.

Оформление работы.

33

Культурные ландшафты своей местности. Человек в культурном ландшафте.

Проверочный тест по теме «Географическая оболочка».

Урок изучения нового материала

Описывают  ландшафты своей местности

Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».

Завершить проект.

34

Урок защиты проектов и выставка творческих работ по итогам изучения образовательной программы.

Урок систематизации знаний

Защищают свои проекты

35

Резервный урок

                                                       8 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Чурляев Ю.А. Географическое краеведение. Воронежская область. Примерная региональная программа, методические рекомендации и тематическое планирование для 6-7 классов общеобразовательной школы. –Воронеж,2012.
  2. Федотов В.И. Географическое краеведение Воронежской области. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений. –Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2012.
  3.  Федотов В.И., Панова В.И. Люби изнай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области учащихся общеобразовательных школ. –Воронеж «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2008.
  4. Дорогань Л.В. Экологическое краеведение: учебное пособие 6 класс. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.
  5. Кригер Л.В. Подгоренские высоты. Звенья времени. – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2011.
  6. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО,2004.
  7. Дорогань Л.В., Филиппов В.П. Экологический практикум. – Воронеж, 1994.
  8. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. – Москва «Просвещение», 1985.
  9. Подколзин В.В. География Воронежской области. – Воронеж, 1994.
  10. Мильков Ф.Н. В краю дубрав и золотистых нив.- Воронеж. 1987
  11. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. – М.:Колос, 1993.
  12. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Книга для учащихся ст.классов.– М.: Просвещение,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...