Урал
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Обобщающий урок в 8 классе по теме "Урал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ural.docx887.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающее закрепление по теме: «Урал»

Цель: закрепить и обобщить полученные знания по теме «Урал»

Задачи урока:
- проверить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Урал
- использовать групповые формы работы;
- совершенствовать умения по применению знаний в нестандартных ситуациях.
Форма урока: командная игра «Восхождение»
Оборудование: карта России, рисунок горы, карточки с заданиями, 2 цветных человечка.

Дети заходят в класс и берут жетоны, садятся согласно жетонам.

Ход урока:

  1.  (Вдох, выдох, улыбка)

Здравствуйте ребята!

 Посмотрите отрывок из мультфильма.

Прием активизации внимания. Отрывок из мультфильма «Хозяйка медной горы»

Кто скажет, что это за мультфильм? Как он связан с темой нашего урока?

( Это «Хозяйка медной горы». О богатствах Урала.)  

Вы изучали Урал в течение трех предыдущих уроках, как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?  (Обобщающий урок по теме Урал).

И что мы будем делать на уроке? (обобщать и закреплять знания, повторять пройденный материал )

 (Видео, музыка) 

На фоне видео и музыки. Обобщить знания об Урале мы сможем в форме игры «Восхождение». Сегодня вам представится возможность покорить самую высокую горную  вершину Урала.

Слайд 1

Каждой команде задаются на привалах задания, выполняя задания, команды поднимаются до следующего привала. (Показываю на доску)

Итак, мы у подножия горы.

 (Покажу на человечков)

У отважных путешественников всегда в коллективе все слажено. Посовещайтесь и придумайте название своей команде. полминуты

(Записываю на доске)

Итак, в добрый путь.

1.Привал «География Урала» 3 мин

Перед вами текст. Внимательно прочтите и найдите ошибки в нем. Слайд 2

В старые времена Урал так и называли «Каменный пояс». Этот «пояс» разделяет две огромные равнины – Восточно-Европейскую и Среднесибирское плоскогорье. По Уральским горам проходит граница между Европой и Азией. Самая высокая точка Урала – гора Наро᷾дная 1895м. Из-за большой высоты гор вертикальная поясность выражена слабо.

Слайд 3

В старые времена Урал так и называли «Каменный пояс». Этот «пояс» разделяет две огромные равнины – Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую. По Уральским горам проходит граница между Европой и Азией. Самая высокая точка Урала – гора На᷾родная 1895м. Из-за небольшой высоты гор вертикальная поясность выражена слабо.

(Наро – в переводе с языка ненцев «дремучий лес»)

2.Привал «Богатства Урала» 5 мин

Слайд 4 (с видеоозвучкой)

Видела я тут Степана, что на Уральских рудниках трудится,  велел он вам передать такое сообщение. Демонстрация видео. (Ребята, рассыпала Хозяйка медной горы свои камни, да задала мне задачу. Покажи ребятам мои богатства и собери в малахитовую шкатулку, пусть камнями полюбуются да определят их название. Ну как поможете мне ребята собрать самоцветы в шкатулку?)

Поможем, ребята, Степану?

У вас на столе есть образцы горных пород  и копии самоцветов.

Вам нужно правильно разложить карточки с названиями под камнями, в этом вам поможет ноутбук, откройте, найдите вордовский документ на рабочем столе «Богатства Урала», там есть информация, с помощью которой вы можете определить название минерала или горной породы.

Правильно определенные камни мы сложим в шкатулку для Степана по велению Хозяйки медной горы.

Ученики определяют минералы и горные породы.

 

№1 Изумруд

минерал бериллиевой группы, драгоценный камень 1-го класса. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

Имеет метаморфическое происхождение.

 

№2 Магнетит

Магнетитовые руды — главный тип железных руд

№3 Медный колчедан  

  Происхождение гидротермальное, входит в состав полиметаллических руд, однако сам по себе больших скоплений не образует. Образуется также при метаморфических процессах. В близповерхностных условиях неустойчив и в процессе выветривания довольно быстро разрушается с образованием вторичных минералов меди. Важнейшая медная руда; в виде кристаллов - ценный коллекционный минерал.        

№4 Мрамор

 метаморфическая горная порода. Образование мрамора есть результат так называемого процесса метаморфизма: под воздействием определенных физико-химических условий структура известняка меняется и в итоге рождается мрамор.

№5 Яшма

скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированная примесями других минералов, полудрагоценный поделочный камень.

               

 

Гранат

Гранаты пользуются широким распространением и особенно характерны для метаморфических пород — кристаллических сланцев и гнейсов.

Гранаты входят в состав некоторых магматических пород.

Гранит

Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре. Магматические породы.

Асбест

собирательное название группы тонковолокнистых минералов из класса силикатов. В природе это агрегаты, состоящие из тончайших гибких волокон. Применяется в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной промышленности и ракетостроении.

Каменный уголь

осадочная порода черного цвета, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений.

Боксит

Алюминиевая руда.

Структура их весьма разнообразна. Бокситы бывают плотные, с землистым изломом, или пористые, с грубым ячеистым изломом. Эти тельца образованы окислами железа и иногда глиноземом.

Проверяем у первой команды и у второй. Я называю, а вы показываете камень. (складываем камни в шкатулку) Слайд 5

  1. Изумруд                                1. Гранат
  2. Магнетит                              2. Гранит
  3. Медный колчедан               3. Асбест
  4. Мрамор                                4. Каменный уголь
  5. Яшма                                    5. Боксит

3 Привал «Рельеф Урала»2 мин

 

Слайд 6 (6 картинок)

Ребята, вы уже знаете, что вследствие неодинаковой активности тектонических движений на  Урале, одни участки гор оказались ниже, а другие выше. Это хорошо выражено в современном рельефе, поэтому горная система делится на части в зависимости от рельефа. Перед вами карточки с названиями  частей горной системы Урала. Разложите на карте  карточки так, как они должны быть. Прикрепите их с помощью магнитов на доску названия частей горной системы.

Пай-Хой

Полярный Урал

Приполярный Урал

Северный Урал

Средний Урал

Южный Урал

Самопроверка: по атласу (с. 42-43) проверьте себя.

Молодцы,

Физминутка «Пошли куда-нибудь»

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Мы идем все выше, выше.

4.Привал  «Климат Урала»3 мин

Слайд 7 (без щелчков)

Перед вами карточки с пропусками в тексте.

Вставь пропуски в тексте, можно использовать учебник с.213, 215.

Урал тянется с севера на юг более чем на 2 тыс. км, поэтому климат его северной и южной частей _______. Юг Урала получает в два раза больше солнечного тепла, чем его ________. Урал стоит на пути ветров с _________, в результате на западных склонах выпадает в два раза __________ осадков. Большое влияние на климат оказывает и _______.

Зимой воздушные массы из Арктики проникают вдоль Урала далеко на ______, что приводит к сильным похолоданиям. Летом регион испытывает воздействие со стороны горячих и сухих воздушных масс, поступающих из Средней _____. Они могут быть причиной _______ на юге Урала.

(проверяем по щелчкам мыши)

Урал тянется с севера на юг более чем на 2 тыс. км, поэтому климат его северной и южной частей различен. Юг Урала получает в два раза больше солнечного тепла, чем его север. Урал стоит на пути ветров с Атлантики, в результате на западных склонах выпадает в два раза больше осадков. Большое влияние на климат оказывает и Арктика. Зимой воздушные массы из Арктики проникают вдоль Урала далеко на юг, что приводит к сильным похолоданиям. Летом регион испытывает воздействие со стороны горячих и сухих воздушных масс, поступающих из Средней Азии. Они могут быть причиной засух на юге Урала.

5.Привал  «Реки Урала» 2 мин

Слайд 8 (без щелчков)

Ребята, вам пришли письма, в них названия рек. Выберете из предложенного списка именно реки Урала. Можно пользоваться картами в атласе (с. 14-15 физическая карта России, с. 42-43 общегеографическая карта Урала)

Печора

Кама

Лена

Урал

Чусовая

Индигирка

Енисей

Лена

(проверяем по щелчкам мыши)

6.Привал «Природные комплексы Урала» 3 мин  Прием «Узнай меня»

Слайд 10 (без щелчка)

Ребята, перед вами таблица, в которой нужно установить соответствие: по описанию узнайте природный комплекс Урала.

Северный Урал

Состоит из нескольких веерообразно расходящихся складчато-глыбовых хребтов. Здесь находится много месторождений полезных ископаемых. Тут находится знаменитый Ильменский минералогический заповедник.

Средний Урал

Самая высокая часть Урала. Отличается суровыми климатическими условиями, особенно суровой зимой. Здесь много месторождений полезных ископаемых, из которых главными являются железные, медные, алюминиевые руды.

 

Южный Урал

 Самая низкогорная часть района. Поэтому именно здесь Уральские горы пересекают железнодорожные магистрали. Здесь горы сильно разрушены. Открыты месторождения руд и самоцветов. Здесь находится знаменитая Кунгурская Ледяная пещера.

(проверяем по щелчкам)

Северный Урал

Самая высокая часть Урала. Отличается суровыми климатическими условиями, особенно суровой зимой. Здесь много месторождений полезных ископаемых, из которых главными являются железные, медные, алюминиевые руды.

Средний Урал

Самая низкогорная часть района. Поэтому именно здесь Уральские горы пересекают железнодорожные магистрали. Здесь горы сильно разрушены. Открыты месторождения руд и самоцветов. Здесь находится знаменитая Кунгурская Ледяная пещера.

 

Южный Урал

 Состоит из нескольких веерообразно расходящихся складчато-глыбовых хребтов. Здесь находится много месторождений полезных ископаемых. Тут находится знаменитый Ильменский минералогический заповедник.

Вот мы покорили самую высокую вершину Урала. Ребята, кто может её назвать? Молодец! Мы об этом вспоминали.

Какую цель ставили в начале урока?

Нам удалось достигнуть цели?

(Да, мы обобщили и закрепили знания о Урале)  

Цитату об Урале (лучше Бажова!) на слайд. –читаешь.  Ребята, поделились своими впечатлениями об уроке.

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

Если есть время, пусть лучше прочитают.

Если резерв:

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 8 классе по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала"

Открытый урок проводился по географии в 8 классе, с целью обобщения темы "Урал"...

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"....

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....

Виртуальная экскурсия «Урал, Урал! Тело каменно, сердце пламенно...» (уральские пейзажи в рассказах Д.Н.Мамина-Сибиряка)

Материал данной экскурсии может быть использован на уроках внеклассного чтения, а также во внеурочной деятельности по предмету....

Р. Шәкүрҙең “Урал батыр иле - сал Урал” шиғырын өйрәнеү.

Р. Шәкүрҙең тормошо һәм ижады менән таныштырыу, шиғырҙың идея-тематик йөкмәткеһен асыу, Уралдың матурлығын күрһәтеү, тасуири уҡырға өйрәтеү,  уҡыусыларға тыуған ер төшөнсәһен тулыраҡ асып биреү, ...