Личностно-ориентированный подход
методическая разработка по географии по теме

Полунина Светлана Витальевна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Личностно ориентированный подход в обучении географии

Содержание:

1. Теоретическое обоснование опыта.

2. Технология опыта.

- Формирование устойчивой мотивации к учению.

- Факторы, влияющие на познавательный интерес.

- Дифференцированный подход к учащимся на уроках географии.

-Виды ученической деятельности на уроках географии при личностно ориентированном обучении.

- Технология игровой деятельности.

- Технология проектной деятельности.

- Отслеживание результатов.

3. Результативность опыта.

4. Перспективы развития опыта.

5. Библиографический список.

6. Приложения к опыту.

1. Теоретическое обоснование опыта.

Цель: воспитание личности, способной к творческой, самостоятельной деятельности через современные информационные технологии, интерактивные формы и методы обучения и развития.

Задачи:

- дать систему прочных знаний и умений;

- сформировать навыки диалогового общения, работы в группах;

- развить интерес к исследовательской деятельности;

- дать возможность каждому ученику реализовать свои способности.

Средства:

- материальная база кабинета;

- учебно-методический комплекс по географии.

Формы:

- традиционные и нетрадиционные творческие;

- самостоятельная работа;

- уроки – семинары, деловые игры, конференции, путешествия и так далее.

Методы:

- метод дискуссий;

- метод проектов;

- метод проблемного изложения материала;

- интерактивный метод;

- исследовательский метод.

Условия: Индивидуальный, дифференцированный подход и подбор новых интерактивных форм учебных занятий и специальных развивающих заданий.

…Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому что самое трудное для человека - это сделать выбор. Даже самый маленький выбор для него – микро - трагедия. А почему? М. Анчаров.

Однозначно ответить на поставленные писателем М. Анчаровым вопросы, означало бы решить проблему поиска общего для всех смысла жизни. Как показывает опыт мировой философии, окончательно решить её нельзя, но отказаться от поиска – невозможно. Обучение этому поиску составляет одну из основных задач современной педагогики, решение которой облегчает бесконечный путь познания. Личность ищет смысл своей жизни, познавая различные смыслы бытия, обогащается, наполняясь культурой, т.е. всем тем, что было создано специально для развития человека.

 В школе создаются условия для формирования у школьников потребности к саморазвитию через обучение исследовательской деятельности:

• осуществляется работа творческих мастерских при методических объединениях, где реализуются содержание и организационные формы, направленные на обучение учащихся исследовательской деятельности;

• продолжается работа научного общества «ЭВРИКА».

Субъективность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).

Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъективного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

Способ учебной деятельности – это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где как в сплаве объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.

В способах учебной работы отражается субъективная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует учитель на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.

Нами было проведено анкетирование среди старшеклассников. Хотя треть учащихся на вопрос «Как, на Ваш взгляд, нужно организовать учебный процесс, чтобы было интереснее учиться?», ответили: «Мне и так интересно», или «Меня всё устраивает», были и такие предложения:

- проводить больше игровых уроков, конкурсов и викторин;

- показывать видеофильмы по тематике уроков и использовать другие современные средства обучения;

- применять тестовую форму опроса;

- проводить больше творческих заданий.

А ведь если разобраться, ребята желают раскрываться лично, а не в общей массе. А это и есть основная мысль личностно - ориентированного обучения.

По анкетам учащимся больше нравятся игровые формы, поисковые задания и групповые формы работы на уроках. Задания творческого характера даются ребятам не часто. Это понятно, ведь нужно понимать и принимать точку зрения учащегося, пускай даже и неверную. А это всегда сложно.

Одним из факторов личностно-ориентированного подхода учащихся являются нетрадиционные уроки, которые в практике  приобретают все большее значение. Их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на её мотивационно-потребностную сферу, стимулирует познавательные интересы учащихся, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, воспитывает коллективизм, развивает творческие способности личности. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника средствами массовой информации. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей становится развитие умений самостоятельной оценки отбора получаемой информации. Развивать подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний полученных на уроке и во внеурочное время.

При изучении нового материала на уроках географии использую нетрадиционные уроки, такие, как уроки-путешествия, которые помогают осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, дают возможность, исходя из индивидуальных особенностей учащихся, связать их восприятие и осмысление с научными и прикладными знаниями.

На уроках можно применять следующие педагогические технологии:

— Технология дифференцированного обучения;

— Технология коммуникативно-диалоговой деятельности;

— Технология игровой деятельности;

— Технология проектной деятельности.

Эффективность классно-урочной системы заключается в том, что дети получают базовые знания, навыки, предметные умения, которые можно рассматривать как ресурс для формирования исследовательской деятельности.

Дополнительное образование в свою очередь делится на эпизодическое и систематическое. Эпизодическое – экскурсии, семинары, недели географии, встречи с учеными. Это вызывает мотивацию к исследованию. А олимпиады, конференции, позволяют реализовать свои возможности одаренным детям.

Систематическое дополнительное образование, а это факультатив и индивидуальные занятия позволяют углубленно изучать природу родного края видеть его проблемы, а так же пытаться их решить.

2. Технология опыта.

Современность диктует необходимость изменить установившуюся систему образования. Раньше на изучение сложной темы отводилось 10 часов, и этого было достаточно, чтобы практически все учащиеся её усвоили хорошо; сейчас же это количество сократилось вдвое или даже больше; раньше ученику достаточно было послушать учителя на уроке и прочитать дома учебник – он сможет ответить на вопросы учителя так как необходимо, сейчас, как правило, учебники мало в этом могут помочь и требуется использовать дополнительные средства обучения; раньше мы в основном требовали пересказ материала, так как все экзамены проводились в устной форме и необходимо было научить ребёнка правильно излагать свои мысли, сейчас же устная форма заменена на письменную, тестовую, где от ученика требуется запоминание большего объёма информации, способности его обобщить и умение выбирать главное и нужное. Учиться стало намного труднее, а учить?

Всё чаще мы, учителя, говорим, что заинтересовать детей трудно, им ничего не нужно, они ничего не хотят. А действительно ли это так?

В основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделённого своим неповторимым субъективным опытом. Содержанием термина «субъективный» фиксируется принадлежность опыта конкретному человеку без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции общественного исторического познания. В рамках этого подхода ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта. Следовательно, образование – это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.

Основная цель личностно ориентированного обучения – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Поэтому учебные предметы, которые наряду с тем, что остаются объектами изучения, всё больше становятся средствами развития учащихся. Задача школы учить не столько фактам теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения.

Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения.

Главным звеном в образовательном процессе школы является обеспечение оптимальных для каждого ребенка условий для развития индивидуальных способностей, самореализации вне зависимости от его психологических особенностей, способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается гуманизм и демократизм адоптивной модели школы.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижения четко спланированных результатов обучения.

Формирование устойчивой мотивации к учению

Сегодня социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человека, владеющего способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развивать общество» тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства в котором каждый ученик школы может самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Для достижения новых целей образовательная школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.

Цель современной педагогики заключается в воспитании всесторонне-развитой личности и в развитии познавательной деятельности школьников.

Для успешного усвоения новых видов познавательной деятельности, необходим мотив. Если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, необходимо завлечь учащихся.

Мотивация - установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения (способность воспринимать информацию, слушать, осмысливать, запоминать).

Мотивы - внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию: желание, стремление учиться и так далее.

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.

Если у ребенка появляется интерес к предмету, то развиваются и мотивы к учению.

Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

-обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности;

-сознательное отношение к их усвоению;

-эмоциональный подъем;

-формирование познавательных интересов.

Способов мотивационной деятельности много

1) Разъяснение школьникам практического значения географических знаний, их роль в повседневной жизни каждого человека (прогнозы погоды, сведения о плодородии почвы, ориентирование в пространстве, а также по плану и карте, читать карты различного содержания). Мотивацией учебной деятельности может служить опора на знания и умения, приобретенные в жизни: при работе на огороде; наблюдения за погодой; ориентирование по народным признакам.

2) Ознакомление школьников с профессиями, для которых необходимы знания географии (геологи, метеорологи, гидрологи, работники транспорта, экологи).

3) Привлечение внимания школьников необычными фактами, процессами, феноменами природы. Это все возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, любознательность, пробуждает эмоциональную сферу личности (образование нашей планеты; землетрясения; цунами; миражи).

4) Привлекают учеников и исторические факты (история географических путешествий и открытий; изучение судеб народов; развитие отдельных территорий).

5) Большую роль в мотивации играет организация учебной деятельности с различными источниками информации: учебники, карты, справочники, приборы, гербарии, коллекции горных пород. Всё это материальное обеспечение способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.

6) Методы обучения также влияют на мотивы учения (частично-поисковый, исследовательский, создание проблемной ситуации), побуждают школьников к активной деятельности.

7) Немалое влияние оказывает на мотивацию и личность учителя, его мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов учеников.

8) Еще одним средством формирования положительных мотивов учебной деятельности служит проблемное обучение, которое в методике географии рассматривают как принцип, подход к обучению. Необходимо чтобы учащиеся умели добывать знания самостоятельно, находя при этом сначала способы их получения. Возникает у школьников познавательная потребность - самый эффективный мотив, побуждающий его к учению. Проблемное обучение – обязательный признак современного урока, это способ развития творческого мышления учащихся.

9) Еще одно направление создания мотивации – увеличение информативной емкости урока. В начале каждой темы я обрисовываю общую картину всей темы, рассказываю о связи отдельных частей между собой, раскрываю практическую значимость, роль новых знаний в целостной картине мира.

10) Определенную роль в мотивации играет оценка учебной деятельности школьников. На своих уроках использую нестандартные способы контроля за результатами обучения: зачеты по контурной карте, тестирование разного содержания, взаимопроверка, самопроверка, устные и письменные фронтальные опросы.

Таким образом, мотивация учебной деятельности обеспечивает понимание ценности географических знаний, ведет к сознательному отношению к их усвоению, вызывает эмоциональный подъем, облегчает формирование познавательных интересов и в целом всей учебной деятельности школьников.

Дифференцированный подход к учащимся на уроках географии

При помощи дифференцированных творческих заданий можно вовлекать учащихся в творческую деятельность. Одно из важнейших требований педагогики – максимальная активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся. Поэтому наряду с восприятием или готового учебного материала его запоминанием и воспроизведением по требованию учителя следует ставить школьников перед необходимостью поиска новых фактов, их объяснений и построения доказательных выводов, использования различной информации – создать условия, при которых часть новых знаний школьники приобретают самостоятельность.

Каждый ребенок – индивид, значит, и подход к каждому ребенку на уроке должен быть индивидуальным.

Дифференцированный подход – это особый подход учителя к различным группам учеников, заключающийся в организации учебной работы различной по содержанию, объему, сложности, методикам, приемам и так далее.

Схематично всех учащихся можно разделить на группы (в личностных проявлениях с точки зрения учителя):

1) Ученики - отличники, сотрудничающие с учителем. Гордость учителя. Учитель доверяет этим ученикам, надеется на них. Ученики этой группы являются лидерами в классе и моими помощниками по работе с отстающими учащимися. Они помогают отстающим ребятам. Общаясь со своими одноклассниками, «отстающие» учащиеся становятся уверенней, ведь ни каждый ребенок находит в себе смелость сказать учителю о том, что ему не понятно (стесняются).

2) Ученики, которых учитель считает способными, но в определенном смысле трудными (недисциплинированные, работающие не систематически, не использующие свои природные задатки). Таких учеников стараюсь чаще загружать дополнительными заданиями и систематически спрашивать, даю важные поручения в виде индивидуальных заданий

3) Хорошие ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными. Таким учащимся даю посильные задания, чтобы они не потеряли уверенность в себе и сохранили уровень успеваемости.

4) Конфликтные ученики, с которыми возникают противоречия. На уроке ими можно управлять только зная их психологические особенности. Наблюдая за их состоянием, делаю выводы о работе с данными учащимися (либо дать отвечать устно, либо дать индивидуальное задание).

5) Неопределенные ученики, не привлекающие внимание учителя. Но я стараюсь, чтобы таких ребят у меня не было.

Чтобы лучше узнать каждого ученика, я выделяю консультационные дни. В эти дни учащиеся могут прийти по любому вопросу: не поняли тему; желают получить дополнительную оценку; пересдать зачет и тому подобное. В такой неофициальной обстановке дети раскрепощаются и нет никаких преград для общения.

Постоянные наказания, недооценка, выговоры, демонстративное проявление недоверия не способствуют успешному развитию способностей у учеников. Чтобы успешно шло изучение темы, развитие интереса у ребят необходимо продумывать задания для каждой группы учащихся. Используя задания, соответствующее реальным возможностям школьников, учитель вселяет уверенность у учеников в свои силы (даже в самого слабого ученика), побуждая тем самым у него желание учиться. Однако, если все время давать более слабым ученикам легкие задания, нельзя рассчитывать на их рост и на переход в группу, стоящую на ступень выше. Поэтому одно и тоже задание может выполняться самостоятельно одной группой учащихся и при помощи учителя – другой группой учеников. На проверочных и зачетных уроках я стараюсь давать дополнительные задания (вопросы) для более сильных ребят, и если «средний ученик» пытается эти задания выполнить, значит, процесс обучения в действии. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из слабой группы в более сильную.

На современном уроке учитель должен перестать ориентироваться на «среднего ученика» и стараться так вести обучение, чтобы создать оптимальные условия для развития и продвижения, как сильных учащихся, так и слабых школьников к более высоким целям.

Виды ученической деятельности на уроках географии при личностно ориентированном обучении.

При личностно ориентированном подходе в обучении используются различные виды ученической деятельности на уроках, но я отдаю предпочтение следующим:

- игровая форма, она всегда приветствуется, но при личностно ориентированном обучении это больше будет не совместная игра по командам, а ролевая, при которой каждый учащийся может высказать свою точку зрения. К тому же, предлагаемые мною темы всегда применимы в жизни, так как именно это прививает интерес к предмету и стремление к познанию. Например, в 6 классе – фрагмент урока «Условные знаки» - работа «Письмо домовёнка Кузи»; в 7 классе – урок обобщающего повторения в форме ролевой игры «Конференция по материку Африка»; по странам «Туристическое бюро предлагает…»;

- групповая форма – но отличие этого метода от традиционного состоит в том, что группы формируются по способностям – слабые, средние и сильные. При этом и задания даются разного уровня сложности, который соответствует реальным возможностям школьников. Таким образом вселяется уверенность учеников в свои силы (даже в самых слабых), побуждая тем самым у них желание учиться. Но при этом я всегда учитываю, что если всё время давать более слабым ученикам лёгкие задания, нельзя рассчитывать на их рост и переход в группу, стоящую на ступень выше. Эффективность дифференцированного подхода проявляется в продвижении учащихся из слабом группы в более сильную. К тому же применение групповой формы способствует раскрытию и творческого потенциала учащихся.

- самостоятельная работа, но в отличие от традиционной формы, я применяю разно - уровневые задания. Каждый учащийся может выбрать для себя задание по своим силам и способностям. Конечно, бывает так, что сначала ребята выбирают либо слишком сложные вопросы, завышая свою самооценку, или наоборот, слишком простые, если ребёнок не уверен в своих силах. Но периодичное применение этого метода со временем всё расставляет на свои места, и ребята впоследствии правильно оценивают свои возможности.

Развитию самостоятельности очень способствует использование современных информационных технологий и интерактивных форм обучения, которые позволяют разнообразить и объяснение нового материала, и осуществление обратной связи.

Часто на своих уроках я применяю готовые мультимедийные уроки:

- в частности – тестовую форму контроля, предлагаемую ими;

- практические задания;

- а так же создаю свои собственные презентации и флипчарты для интерактивной доски.

Такая форма работы очень увлекает ребят, и они сами через время тоже создают свои презентации, подготовка которых подразумевает использование и сети Интернет. Материалы Интернет я применяю и в течение уроков, благодаря тому, что в моём кабинете есть возможность выхода напрямую в эту информационную сеть.

Особого внимания заслуживают проблемные задания исследовательского характера, которые позволяют развивать логику учащихся, применять полученные знания, умения и навыки на практике, чувствовать практическое значение изучаемых предметов и явлений. Наиболее удачно это проходит при изучении объектов на местности в 7-х классах, когда ребята исследуют окружающую среду и выявляют степень антропогенного влияния на неё.

Технология игровой деятельности.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

  • игры способствуют становлению творческой личности ученика;
  • формируют умение выделять проблемы;
  • принимать решения;
  • развивают познавательный интерес к предмету;
  • оказывают сильное воздействие на учащихся;
  • формируют черты характера;
  • стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Система творческих заданий может составить основу системы учебных игр.

Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, навыков и умений. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом. Таким образом, деловые игры мобилизуют резервы умственной деятельности т.к. усиливают познавательно-оценочное восприятие информации и восполняют пробелы знаний за счет комплексного видения микропроблем, возникающих в процессе игры, что расширяет диапазон мышления.

Игра  только  внешне  кажется  беззаботной  и  легкой.  А  на  самом  деле  требует  максимум  энергии,  ума,  выдержки,  самостоятельности.  В  игре  формируются  многие  особенности  личности  ребенка:  вырабатывается  ловкость,  находчивость,  выдержка,  активность.  Игра,  как  свободная  творческая  деятельность  обладает  воспитательными,  коммуникативными  и  развивающими  свойствами,  формирует  воображение,  развивает  фантазию  и  интеллект  учащихся.

Название  игр, предназначенных  для  обучения,  имеют  различные  эпитеты:   обучающие,  учебные,  ролевые,  имитационные   и.т.д.   Существует  и   такое  мнение,  что  все  игры,  используемые  для  обучения,  необходимо   называть  дидактическими.  Если  принимать  за  основание  время  проведение  игры,  то  они  подразделяются  на  игры-уроки,  игры-эпизоды,  игры-минутки и.т.д.  Уроки-игры  отличаются  масштабностью.  Такие  игры  должны  быть  досконально  запланированы,  заранее  учащиеся  должны быть  предупреждены.  Если  это игра  ролевая,  то  заранее  распределить  роли. Например,  урок-игра «Таинственный  остров»  в  6  классе, «Малахитовая  шкатулка»  в  7  классе.  Так  же  можно использовать игровые  моменты,  которые  придадут  уроку  живости  и  яркости.  При  этом  желательно  в  начале  урока  предупредить  о  предстоящей  игре  и  сделать  ее  мотивационной.

В  методическом  плане  наиболее  интересна  классификация  дидактических  игр  по  Т.А.Шакурову.

Процессуальный  аспект:

-  уровень  познавательной  активности   (репродуктивный,  конструктивный,  творческий);

-  логика  чередования  шагов  игры  (индуктивные,  дедуктивные,  трансдуктивные);

-  способ  принятия  решений  (дискретные,  непрерывные,  комбинированные);

-  время  протекания  игры  в  процессе  обучения  (кратковременные,  длительные,  деловые).

Управленческий  аспект:

-  формы  организации  контроля  и  самоконтроля  (устные,  письменные,  машинные);

-  способ  определения  результатов  принимаемых  решений  (свободные,  жесткие,  контурные);

-  формы  проведения  игр  (коллективные, групповые,  индивидуальные).

Социально-психологический   аспект:

-  характер  игрового  процесса  (комбинированные, азартные,  стратегические);

-  виды  игры  (соревновательные,  художественные, организационные,  загадочно-выигрышные);

-  соотношение  учебных  и  игровых  целей  и  интересов  субъектов  игры  (общность  целей  и  интересов,  общность  целей  и  различие  интересов,  различие  целей  и  интересов).

Любая  игра  начинается  с  постановки  учебных  целей  и  задач:  обучающей, развивающей и  воспитывающей.

  Разработка  условий  и  правил  игры  включает:

- выбор  материала,  который  надо  закрепить  в  ходе  данной  игры;

- описание  стартовой  ситуации;

- материальное  обеспечение  игровой  деятельности;

- выбор  стимулов;

-опережающие  задания  для  учащихся (при  необходимости);

- описание  конкретных  действий  игроков.

При  использовании  игр  на  уроке  необходимо  выполнять  следующие  условия:

-  тематически  и  методически  игра  должна  соответствовать  теме  урока;

-  игра  должна  соответствовать  возрасту и  интересам  учащихся;

-  дать  возможность  участвовать  в  игре  всем,  но  при  этом  никого  не  принуждать.

Игра  дает  результат  только  тогда,  когда  учащиеся  играют  с  удовольствием.  Игра -  это  творчество,  увлечение  и  даже  страсть.  Но  ни  в  коем   случае  нельзя  увлекаться  играми  до  перенасыщения.  Избыток  немедленно  ведет  к  их  обесцениванию.  Игра  должна  проходить  в  непринужденной  обстановке  и  должна  отличаться   от  учебных  занятий,  поэтому  желательно  не  сдерживать  двигательную  активность.

При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление началом урока.

Технология проектной деятельности.

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути.

Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы.

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса.

Метод проектов можно применять в сочетании классно-урочной системы с дополнительным образованием:

Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информаций и технологий, выходящих за его приделы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.

Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы достижения других результатов образования базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение.

В этой ситуации основной задачей школы является совмещение классно-урочной системы с дополнительным образованием.

В сентябре каждому ребенку дается задание определить тему, над которой он будет работать. Темы рефератов ребенок выбирает сам, в связи с его увлечением и литературой, которую он подобрал по данной теме. Единственное, нужно ориентировать учащихся на окружные и городские конференции.

География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.

Правила выбора темы исследования.

- Содержание элементов новизны, творчества, оригинальности.

- Возможность высказать собственную точку зрения.

- Следует объективно представить реальность выполнения намеченной работы, ее объем, строки, доступность источников определения.

Затем организуются мини курсы, в которых идет индивидуальная работа с учащимися по конкретным темам.

Отслеживание результатов.

Контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, является неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и географии в частности.

Учебный процесс – это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Учитель осуществляет обучающую деятельность, воздействует на учащегося. Испытывая это воздействие, ученик в результате учебной деятельности, переходит в качественно иное состояние, характеризующееся усвоением некоторого объема материала. Для продолжения учебного процесса учителю необходима информация о новом состоянии ученика. Единственный способ получения такого рода информации – осуществление проверки и контроля, или «обратной связи».

Таким образом, проверка и контроль, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, являются важнейшим звеном учебного процесса. Без «обратной связи» учитель не может адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.

Проверка носит не только контрольную, но и обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учится логически мыслить, развиваются его воображение, внимание, другие познавательные процессы. Результаты обучения являются одним из главных критерием качества образования.

Познание – вид деятельности. Всякая деятельность представляет собой некоторую совокупность действий. Усвоенные учащимися действия должны быть результатами обучения, а значит, и главными объектами контроля.

Это действия, которые должны выполнять учащиеся на уроках географии. Рассмотрим примеры некоторых действий:

1) Называть и показывать: виды горных пород, источники питания рек, основные области оледенения, старо - промышленные районы мира и т. д.

Однако чтобы назвать или показать по карте различные географические объекты, необходимо, прежде всего, знать это. Таким образом, фактически на этом уровне проверяется знание, а не действие.

2) Определять (измерять): азимут, географическое положение объектов, особенности размещения отраслей хозяйства, коэффициент увлажнения по картам и т. д.

Данные действия носят общий характер. Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, определять тенденции развития объектов и явлений.

3) Описывать: деятельность ледников, миграционные процессы отдельных стран, погоду в циклонах и антициклонах.

Для выполнения этого действия необходимо существование в сознании учащегося соответствующих представлений или образов. Представления как результат чувственного познания являются, наряду с фактами, составной частью эмпирических знаний.

4) Объяснять: влияние оледенения на природу Земли, воздействие теплых и холодных течений на климат, изменение ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Здесь подразумевается способность учащегося раскрывать причинно-следственные связи, которые являются одним из важнейших компонентов теоретических знаний.

5) Прогнозировать: изменение природных объектов под воздействием человеческой деятельности; темпы роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах мира.

Данное действие, является наиболее сложным, замыкает систему требований к подготовке учащихся. Здесь идет речь об обоснованных прогнозах, которые можно осуществить, имея в виду современное состояние объекта, или явления, а также тенденции его развития. Без знаний этого прогнозирование невозможно.

Таким образом, четыре из пяти действий, которым должны овладеть учащиеся основаны на знании. Но в одних случаях проверяется знание на уровне воспроизведения информации («называть»); в другом на уровне понимания («объяснять»), и наконец, применять знания, осуществляя действия «прогнозировать».

В методике преподавания географии сформировалась позиция, согласно которой необходимо использовать различные формы и способы проверки. При их сочетании образуются основные виды контроля, как устные, так и письменные.

Как уже говорилось выше, учебный процесс подразумевает взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося. Оценить знания учащегося, полученные на уроке – это значит, получить «обратную связь». Без обратной связи нет результатов, а значит, могут появиться пробелы в знаниях

Чтобы разнообразить учебный процесс, необходимо разнообразить формы контроля. Рассмотрим некоторые формы контроля.

Индивидуальный устный опрос. Школьник имеет возможность доказательно и лаконично построить свой ответ, выразить свою личную точку зрения.

Фронтальный устный опрос. Эта форма контроля позволяет вовлечь в беседу большинство учащихся. Беседа проходит оживленно, никто из ребят не расслабляется: «Вдруг и меня спросят!?».

Зачет по картам. Чтобы владеть общей географической информацией, давать характеристику стране, континенту и т. д. необходимо знать карту. Учащемуся предлагается выйти к доске и показать на карте географические объекты, которые называют учащиеся класса. Такую работу можно проводить в любой параллели: 6 класс - проверяются знания крупных форм рельефа; 7 класс – проверяются знания физических географических объектов по континентам (горы, равнины, реки, моря);

Взаимопроверка. Такую работу удобнее проводить в паре с соседом. Эту форму я использую при проверке определений, знания фактического материала, или номенклатуры.

Письменная проверочная работа. Эта форма позволяет проверить глубину знаний по конкретно заданным вопросам, которые помещаются на доске. Учащиеся имеют возможность последовательно и четко изложить свои знания на бумаге за определенный промежуток времени.

Тестирование. Данная форма имеет широкое распространение в современной школе, так как направлена не только для проверки фактического материала, но и на подготовку к ЕГЭ. Кроме того эта форма не требует больших временных затрат на проверку. Но нельзя забывать, что тесты ни в коем случае не должны проводиться на слух, у каждого ребенка тест должен лежать перед глазами.

Фронтальная письменная работа. Данная работа рассчитана на быстрые односложные ответы. Учащимся диктуются вопросы, на которые необходимо быстро отвечать на бумаге. Такую работу можно проводить при проверке терминологии или каких-либо географических или исторических фактов.

Географический диктант. Это письменная форма зачета по карте. Учитель диктует под номерами географические объекты, а учащиеся обозначают эти объекты на карте цифрами. Такая форма экономит время зачета и быстро проверяется.

Индивидуальная работа. Эта форма работы может проводиться как в устной форме, так и в письменной. Учащимся предлагается подготовить устно индивидуальное сообщение или доклад и выступить с ним на уроке. Либо предлагается написать реферат или доклад и также выступить с ним на уроке. Такой вид работы развивает умения работать с дополнительными источниками информации: энциклопедии, справочники, газеты и т.д.

Таким образом, используя различные формы контроля, урок становится оживленным (скучать некогда) и результативным.

Идя на мой урок, каждый учащийся знает - «Опрос будет! Вот только в какой форме?» Поэтому готовиться к уроку стараются всегда.

3. Результативность опыта

- повысился познавательный интерес и активность учащихся (до 86 %);

- увеличилась заинтересованность учащихся к образовательному процессу.

Заключительным этапом исследовательской работы является конференция, где дети имеют возможность реализовать свои творческие возможности.

1 этап: школьная конференция:

2 этап: районная конференция, где дети выступали по разным направлениям.

Увеличилось число учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью (приложение 9):

2007-2008 г. – 1 учащийся

2008-2009 г. – 3 учащихся

- улучшился результат участия в научно-практических конференциях:

2008-2009 г. – 1 призёр районной научно-практической конференции учащихся «Эврика»

4. Перспективы развития опыта

- перевести диалоговую форму общения с учащимися в процессе обучения на более высокий уровень;

- воспитывать личности, способные к творчеству и самостоятельной деятельности;

- накапливать методический и дидактический материал по применению современных информационных технологий.

Список литературы

1. О. О. Жебровская. Игровой комплекс. География в школе 1996. № 6.

2. С. Г. Кулинич, В. В. Николина. Географические игры. География в школе. 1991. №1.

3. В. В. Мартемьянов. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001

4. С. П. Спичак, С. В. Тесленко. Игры на уроках географии. География в школе. 1996. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся

Статья  "Личностно - ориентированный подход в обучении математике учащихся...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Личностно ориентированный подход в обучении

Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения.  Основополагающим элементом этого подхода является действенное внимание к каждому ученику, его инд...

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...