Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Гуляева Людмила Николаевна

Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulyaeva_lyudmila_nikolaevna.docx14.35 КБ
Файл urok_kriticheskogo_myshleniya.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гуляева Людмила Николаевна

Открытые уроки критического мышления. Природоведение 5 класс. Учебник и рабочая тетрадь по природоведению Н.И. Сонин, А.А.Плешаков.

Тема: Среды обитания. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к условиям обитания в ней.

Цели на уроке: Познакомиться с многообразием сред обитания, с организмами, обитающими в наземно-воздушной среде; определить условия жизни в этой среде и приспособления живых организмов в этой среде (тема урока и цели на уроке заранее не объявляются)

Вызов

Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились с многообразием живых организмов.

А где живут организмы? (на Земле, везде, в воде и т.д. - ответы учащихся)

-одни летают в воздухе, другие бегают по земле или стоят укоренившись----примеры????

- вторые ни на минуту не выходят из почвы-----------примеры?????????

-третьи превосходно чувствуют себя в воде-----------примеры????????

-а иные живут в других организмах--------------примеры?????????

Делаем вывод – каждый живет там, где ему комфортно!

О чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно о средах обитания. Читаем учебник на стр.118 первый абзац. А четвертая среда называется организменная.

А что такое среда обитания?  (заслушиваю варианты ответов)  и даю определение

Среда обитания - это часть природы, в которой живут данные организмы, испытывая на себе разнообразное ее воздействие.

На доске перечень живых организмов, ребятам нужно определить и сказать где каждый из них обитает, и понять кто из них лишний и почему?

Антилопа, рысь, белка, заяц, еж, кенгуру, лев, страус, аист, чайка, кит, ворона

Животные обитают в воздухе , на деревьях, на земле……. Значит о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о наземно-воздушной.(записываю тему урока)

Осмысление

Далее использую прием ЗНАЮ-ХОЧУ ЗНАТЬ-УЗНАЛ

Давайте подумаем и скажем, что мы знаем о наземно-воздушной среде? Записываю на доске

Знаю                                                         хочу узнать                                        узнал

Кто живет                                       какие условия в этой среде                (проговариваем в конце                            

????                                                 Какие организмы еще обитают                      урока)

??????????                          как животные приспособились к этой среде

Итак, формулируем цель урока.

Далее поэтапно выполняем поставленные цели.

1)Какие условия необходимы организмам для жизни?(свет, кислород, вода, температура)    

Работа с учебником стр.118-119, индивидуальная работа с последовательным озвучиванием результатов. Самопроверка по рабочей тетради  зад.2,стр.67.

Итог- много света, кислорода, не всегда достаточно воды, большие перепады температуры .

2)А теперь знакомимся с многообразием живых организмов, обитающих в наземно-воздушной среде. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.120.Среди живых организмов встречаются рекордсмены – читаем учебник стр.120. Просмотр презентации по многообразию организмов с голосами .

3)  Как  организмы приспособились  к условиям среды?

Работа по учебнику стр.118-119 в парах:

1-я пара –какие приспособления к недостатку воды?

2-я пара – какие приспособления к перепадам температуры?

3-я пара – какие приспособления для передвижения?

Подведение итогов- отчеты по парам.

Физкультминутка

Рефлексия

Вспоминаем, какую цель мы перед собой ставили?

-что узнали об условиях среды (ответы)

-какие организмы обитают в воде (ответы)

-как организмы приспособились к условиям среды (ответы)

Цел достигнута? Да.

Ребята, теперь настало время оценить вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки, оцените пожалуйста свою работу:

Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе индивидуальной и парной, поставьте себе «5»

Если же считаете, что могли работать лучше, то поставьте «4»

Если сильно ленились –«3»

Выставление оценок учителем.

Домашнее задание :учебник стр.118-120 по наземно-воздушной среде, составить кластер по наземно-воздушной среде, приготовить сообщения по водным растениям.

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Гуляева Людмила Николаевна

Открытые уроки критического мышления. Природоведение 5 класс. Учебник и рабочая тетрадь по природоведению Н.И. Сонин, А.А.Плешаков.

Тема: Водная среда. Приспособленность организмов  к условиям обитания в этой среде.(заранее не озвучивается)

Цели на уроке: (заранее не озвучиваются)

Познакомиться с условиями водной среды, определить отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде

Вызов

Ребята, на прошлом уроке мы с вами  узнали, что на нашей планете есть 4 среды обитания и познакомились с наземно-воздушной средой.

А как называется наша планета? ---Земля

А почему космонавты, глядя на нашу планету из космоса называют ее Океаном? (более 70% нашей планеты занято водой)Включаю звуки природы- шум воды и крики чаек, прослушиваем 30 секунд, прошу закрыть глаза и представить себя на берегу моря…

Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь? Правильно, о водной среде.

( записываю тему урока на доске)

Осмысление

Далее использую прием    Знаю-Хочу знать-узнал

Давайте выясним , что мы знаем об этой среде (дети высказываются, я записываю на доске)

Знаю                                                 Хочу знать                                                                      Узнал

Заполнена водой                   какие условия среды

Обитатели рыбы                   Какие организмы живут и чем питаются

  И т.д.                                  Как приспособились  к этой среде  

                                             Чем отличается наземно-воздушная среда от водной  

Помогаю детям сформулировать цели на уроке. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.

1)Определяем условия среды по учебнику стр.119, чтение учебника вслух по очереди и разбираем по  основным факторам среды – вода, температура, кислород, свет. Сравниваем с условиями в наземно-воздушной среде и заполняем таблицу в рабочей тетради задание 2,стр.67

2)С организмами, обитающими в водной среде знакомимся по презентации. Это только небольшая часть организмов. А как животные передвигаются в воде ? (плавают, ползают по дну, парят)

3)На столах лежат листочки, на которых представлен перечень организмов, обитающих в воде. Задача ребят сгруппировать их по приспособлениям к плаванию 

Сгруппируй живые организмы по приспособлениям к плаванию

Бобры  Дельфины Лягушки Киты Тюлени Моржи Выдры  Водоплавающие птицы  Рыбы Жуки-плавунцы

На выполнение работы дается 3-5 минут

По завершении ребята проверяют правильность выполненной работы по учебнику, стр.119 абзац «Самая заметная особенность…»(самопроверка)

Проговариваем  вслух полученные результаты.

4)Разбираемся как разные организмы дышат в воде, работа в парах по партам с учебником на стр.121 Водная среда

1-я пара -  выясняет как дышат раки и рыбы

2-я пара – как дышат земноводные и водные жуки

3-я пара -  как дышат звери. Заслушиваем отчет о работе каждой пары

Физкультминутка

5) Кто-нибудь из вас был на рыбалке? Легко ли удержать рыбу в руках? Нет, а почему? Рыба имеет слизь, которая снижает трение о воду, а еще этому способствует обтекаемая форма тела - это еще одна приспособленность организмов к среде.

6) В полярных широтах вода бывает достаточно холодной, поэтому организмам нужно как-то сохранять тепло, как? Животные накапливают толстый слой подкожного жира

7)Кроме животных в воде живут и растения. Какие? Сообщение детей о водных растениях

Рефлексия

Что же вы сегодня узнали на уроке?

Дети поочередно проговаривают освоенный материал последовательно по тем этапам, какие использовались на уроке.

Итак,  мы с вами достигли всех поставленных целей? Да.

Настало время оценить свою работу на уроке. Возьмите листы самооценки и поставьте себе оценку. Оценка работы учителем.

Домашнее задание:  стр.119,121 о водной среде, рабочая тетрадь зад.5 стр.68, составить кластер по водной среде

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс

План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....

Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"

«Водные ресурсы России. Охрана вод»   Цель урока: 1.  Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического   материа...

Открытый урок по теме " Модальный глагол Can" в 3 классе

Открытый урок для 3 класса по теме "Модальный глагол can" с использованием видеоматериалаов....

Открытый урок по теме "Животные в моей жизни" 6 класс

конспект урока по теме "Животные в моей жизни" в 6 классе по УМК Биболетовой...

Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...