Урок по теме "особенности рек", 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Егоркина Галина Константиновна

Данное учебное занятие проводится при изучении темы «Богатство внутренних вод России», является логическим продолжением  предыдущего урока, на котором обучающиеся познакомились с географией российских рек, формированием и строением речной долины,  а также изучили понятия: бассейн, водораздел, падение и уклон реки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reki_kak_lyudi_8_klass.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии в 8 классе

Тема урока: Особенности рек России

Дидактическая цель урока:

Создать условия для усвоения, осознания и осмысления новой информации средствами технологии проблемного обучения, в процессе которых каждый обучающийся сможет:

  • давать практическую характеристику гидрографического объекта (реки) на территории России;
  • определять особенности рек России на основе анализа различных источников географической информации;
  • задуматься о важности знаний особенностей рек для хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить обучающихся с основными понятиями (питание рек, режим рек, расход воды в реке, годовой сток, твердый сток), особенностями хозяйственного использования рек.
  2. Развивающие: формировать умения делать заключения и выводы, формулировать на основе знаний собственные суждения, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте.
  3. Воспитательные: способствовать формированию навыков толерантного взаимодействия в группе, создать условия для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, уверенности в своих знаниях.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, Мультимедийный учебник «География России» (изд. Сфера), обычная школьная доска, физическая карта России, листы опорных конспектов для групп, таблица с характеристикой особенностей характера человека и реки на всех обучающихся, таблички с названием основных видов деятельности и человечков для рефлексии деятельности, бейджики с ролями для каждого обучающегося.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Актуализация

Лев Николаевич Толстой писал: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая, так и люди».

Почему великий русский писатель ассоциировал реку с человеком, его жизнью и деятельностью?  Давайте попытаемся в этом разобраться. Согласимся ли мы с ним, узнаем в конце урока.

А сейчас я предлагаю вам рассмотреть таблицу и записать в нее свои ассоциации со словом «река».  

Характерные особенности

1. Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной.   

1. И у реки есть место рождения. Оно называется исток

2.Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас, вы – для своих детей. Это и есть смысл  жизни, о котором он задумывается в конце своего пути.

2.У реки есть так же смысл жизни. Донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе.

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют - устье

3. У человека  2 руки: правая и левая

3. И у реки есть руки – рукава или притоки: правые и левые.

4. Каждый человек проходит в своей жизни несколько этапов:

детство

юность

зрелость

4. И река так же

детство реки – её верхнее течение

юность реки - её среднее течение

зрелость реки – нижнее течение

5. У человека есть дом, где собираются его друзья, семья

5. И у реки есть дом, охватывающий все ее притоки, и называется он – речной бассейн

6 Ребята, что вам необходимо ежедневно, чтобы жить?

Правильно - питание

6. И реке необходимо питание: дождевое, снеговое, подземное, ледниковое или смешанное

7. Когда приближается время школьных каникул – у вас поднимается настроение

 

7. У реки так же есть такой период, когда в одно и то же время в году поднимается уровень воды в реке. Называется этот период половодье. Как и каникулы, половодье бывает

весеннее – значительная часть рек России

летнее – реки Кавказа, Камчатки, Алтая, северо-востока страны

летнее-осеннее – реки юга Дальнего Востока

зимнее –

8. Бывает время,  когда у нас нет настроения, не все задуманное получается. Наступает депрессия, а может  это духовная межень?

8. И у реки есть межень – самый низкий уровень воды в реке.

9. Настроение может и резко улучшиться

9. И у реки может быть резкий, кратковременный подъем уровня воды. Называется этот режим – паводок. 

10. Каждый человек мечтает создавать, творить. Для этого он плодотворно работает.

10. И река так же создает, творит, работает.

Углубление, которое создала река своим течением, называется– речная долина. Река,  размывая горные породы, создает пороги и водопады, речные наносы

11. Все мы разные по характеру.

Кто-то веселый и энергичный,  кто-то спокойный, уравновешенный.

11. Реки  так же различаются по характеру течения.

Выделяются  горные: быстрые, не извилистые,  как Терек, и равнинные:  спокойные, извилистые, глубокие  реки как Обь.

12. У каждого из нас есть  в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери

12. У реки так же есть своё предназначение:

·         Орошение

·         Водоснабжение

·         Транспортный путь

·         Рыболовство

·         Зона отдыха и т.д.

  1. Целеполагание

Все ли вы смогли заполнить? Почему?

Что же нам необходимо еще узнать, чтобы закончить эту работу? (Особенности рек)

Тема урока «Особенности рек России»  (Запись в тетради)

  1. Изучение нового материала

А) Правила работы на уроке

Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша цель – работать быстро и провести ваше исследование в течение занятия. Сегодня на уроке у нас приветствуется активность, инициативность, стремление получить новые знания, что будет оценено мною и членами вашей группы.

Для плодотворной работы вам нужно распределить обязанности:

  • Координатор – организует работу группы.
  • Секретарь – оформляет решение группы.
  • Спикер – представляет результаты работы группы.
  • Исследователи

У вас на столах лежит задание. Изучите теоретический материал, а затем подготовьтесь представить результаты работы.

Б) Работа в группах по изучению нового материала

Работа по изучению теоретического материала осуществляется в микрогруппах. Затем в группе идет обобщение изученного и подготовка к представлению результатов работы.

В) Представление результатов работы

1 группа «Расход воды в реке и годовой сток»

На  каждого жителя  европейской части России  приходится по 8500 куб.м.  воды  в  год.

На каждого жителя азиатской части России приходится   свыше  100000 куб.м.  воды  в  год. Объясните,  почему?  

В  азиатской части России протекают наиболее  полноводные реки. Здесь проживает меньшая  часть  населения  страны. Поэтому  на  каждого жителя приходится  свыше 100000 куб.м. воды.

А в европейской части проживает большая  часть населения, но речной сток небольшой. Поэтому   на  одного жителя приходится всего лишь 8500  куб.м.  воды.

-Какую особенность мы с вами рассмотрели? Запишите ее в тетради (Расход воды и годовой сток)

2 группа «Питание рек»

- Почему мы говорим:  «Преимущественно снеговое, преимущественно дождевое»?

В чистом виде каждый из типов питания практически не встречается, чаще же встречается смешанный тип.

Запись в тетради: Питание рек: поверхностными водами, подземными водами, смешанное

3 группа «Режим рек. Замерзание и вскрытие рек России»

4 группа «Изменение уровня воды в реке»

Почему на Амуре часты наводнения?

Амур и его притоки Зея и Сунгари - самые беспокойные реки Дальнего Востока России. В истории освоения этого края есть немало случаев разлива этих рек. Если в Европе причиной наводнений часто являются талые снеговые воды, то здесь большие наводнения связаны с летними муссонными дождями. В это время Амур, разлившись по широкой долине, бывает очень грозен и опасен.

В 2010 году, набирая силу, паводковая волна из горных рек Краснодарского края и Адыгеи ринулась на прибрежные населенные пункты. Около полуночи, разбуженные грохотом стихии, местные жители кинулись спасать свое имущество. Выходя из берегов, вода затапливала дворы и дома, сметала заборы и хозяйственные постройки.

Поздно вечером на западные районы Краснодарского края и Адыгеи обрушились проливные дожди. Всего за несколько часов вылилась месячная норма осадков.

Почему на реках бассейна Северного Ледовитого океана весной взрывают лед?

Реки бассейна Северного Ледовитого океана текут с юга на север. Когда их верховья освобождаются ото льда и разливаются, в среднем и нижнем течении лед еще препятствует стоку. Лед на реках взрывают, если образовался затор и это может привести к затоплению населенных пунктов.

Запись в тетради: режим реки, замерзание и вскрытие рек, паводок, межень, половодье, наводнение.

  1. Закрепление изученного

А) Заполнение таблицы

Итак, мы рассмотрели характерные особенности рек. Давайте вернемся к нашей таблице и заполним ее недостающей информацией.

Б) Работа с данными таблицы

Итак, какие же ассоциации «человек-река» у вас возникли? (Разбор каждого пункта)

  1. Где река может брать свое начало? (родник, болото, ледник)
  2. Куда может впадать река? (море, другая река…)

Какие формы устья вы знаете? (дельта, эстуарий).

Покажите реку, имеющую дельту, эстуарий.

  1. Как определить притоки?
  2. Какая река имеет самый большой речной бассейн в России? (Обь). Покажите ее на карте.
  3. Что такое питание реки? (Питание рек — это пополнение их поверхностными и подземными водами).
  4. -
  5. Что такое межень? (Межень- низкий уровень воды в реке, период, когда сохраняется такой уровень). В какое время года мы можем ее наблюдать на реках? (лето, зима).
  6. Когда могут возникать паводки? (в любое время года). С чем это связано? (чаще всего – с обильными дождями, резкое таяние ледников).
  7. Как называются речные наносы? (аллювий). В какой части реки их накапливается особенно много? (в днищах долин нижних течений рек).
  8. Что влияет на характер течения реки? (рельеф).

По каким показателям можно судить о характере реки? (падение и уклон).

Что такое падение? (Превышение истока над устьем).

Что называют уклоном? (Отношение падания реки к ее длине).

  1. Итог урока

Молодцы. А теперь давайте вернемся к высказыванию Л.Н.Толстого. Согласны ли вы с высказыванием великого классика?  Почему?

  1. Рефлексия деятельности

У каждого из нас есть  в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. А какова была ваша роль сегодня на уроке? Каков ваш вклад в работу группы и класса в целом? Оцените себя.

(На доске «Лабиринт достижений» с надписями: исследовал, слушал, исследовал и анализировал, направлял и руководил работой группы, был статистом, представлял результаты работы, активно отвечал на вопросы. Дети размещают смайлик рядом с выбранным действием).

Уважаемые координаторы, вам предлагается очень сложное задание: подумайте и назовите одного члена группы, который очень плодотворно работал в течение урока.

8.Домашнее задание

В свое время выдающий философ древности Сенека сказал: «Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днем». Чтобы вы не потеряли знания, полученные сегодня на уроке, я предлагаю вам дома выполнить практическую работу, написав характеристику реки по плану. 1 группа выберет себе любую реку Северного Ледовитого океана, 2- Атлантического, 3- Тихого, 4 – бассейна внутреннего стока. Используя информацию параграфа 15 и таблицы рек России, которая у вас имеется, вы сможете освежить свои знания и выполнить работу без ошибок.

Спасибо всем за плодотворное сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....