Метапредметный подход – способ эффективного формирования УУД
статья по географии на тему

Бусыгина Елена Александровна

Метапредметный подход в образовании был разработан  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Метапредметный подход36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метапредметный подход – способ эффективного формирования УУД

ФГОС второго поколения выдвигают требование к применению в обучении метапредметного подхода. "Метапредметное содержание образования - это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого предмета", - пишет Ю.В.Громыко.  

Поэтому можно сделать вывод, что метапредметный подход в образовании был разработан  для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Очень часто мы  сетовали на то, что одни и те же научные понятия при изучении различных дисциплин трактуются по-разному, что вносит путаницу в сознание школьников (например, "амплитуда" в географии и математике).  При переходе из одной предметной области в другую у них не возникает общего понимания устройства областей. Особенно сложно связать гуманитарный и естественнонаучный тип знаний. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде. Ясно одно: мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями. В этом случае существенным становится не то, что узнал ученик в школе, а чему он научился. По мнению А.В. Хуторского, ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но порой испытывать значительные трудности при применении их на практике[1].

Главным в метапредметном подходе является формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Что же такое метапредметные УУД? Как их формировать? Ответы на эти вопросы достаточно широко освещаются в различных информационных изданиях и  в сети интернет. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, выработать свою жизненную позицию.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной деятельностью.

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, вести дискуссию.

 Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые функцией учебного предмета и его предметным содержанием

Перед вами таблица заданий, формирующих различные УУД (прил. 1)

Что же нужно изменить учителю в своей деятельности,  чтобы на уроках было возможно эффективно развивать МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ умения? С чего начать?

В Стандартах  указана  стратегия  достижении этой цели. Ответ таков: учим с использованием методов, организующих деятельность  ребенка, «запускающих» его активность и осознанность в освоении универсальных учебных действий. Методологическая основа этих методов - деятельностный подход в образовании. Это  большая  и серьезная  тема  освещена в трудах  таких теоретиков педагогики и психологии, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и их учеников.

Строить работу в этом направлении мне помогает одно из основных положений педагогической науки: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Создание проблемной ситуации на уроке позволяет организовать исследовательскую деятельность на уроке. Например, при изучении  внутренних вод Африки учителем создаётся проблемная ситуация, которая предполагает дальнейшую исследовательскую деятельность обучающихся:

- Почему вода в бессточном озере Чад пресная?

        Работая в парах, учащиеся находят противоречие, заложенное в вопросе. Далее выдвигают гипотезу, затем приступают к ее доказательству.

Еще один пример, при изучении природных зон Африки, задаю вопрос:

- Можно ли  остановить наступление пустыни Сахара? Этот вопрос вызывает  интерес у ребят, т.к. носит практический характер. Учащиеся учатся выдвигать доказательства,  отстаивать свою точку зрения. Очень важно, чтобы предлагаемые задания были доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию.

Таким образом, важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Можно ли добиться  развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Да, можно, если использовать дифференцированный подход.  

Основой дифференциации  может стать  учет сформированности учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у ребенка не развиты, и на этой основе  восполнение пробелов и устранение возникших трудностей. Для этого необходимо проводить мониторинг и анализ динамики изменений учебных возможностей ученика. В таблице представлены ресурсы учебного успеха по технологии ИСУД и система их измерения.

Ресурс учебного успеха

 Параметры     ИСУД

 

Единица или система измерения

«знаю»

объем и качество знаний

обученность

Оценка по предмету

 

«умею»

предметные и общеучебные навыки

организационные навыки

коммуникативные навыки

информационные навыки

мыслительные навыки

0 (недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2 (оптимальный уровень)

«могу»

психофизиологические механизмы, поддерживающие познавательные процессы

внимание

   

0 (недопустимый уровень)

1(недостаточный уровень)

2 (оптимальный уровень)

память

модальность

 А(ауд), В ( виз), К (кин)

доминирование полушарий мозга

Л(лев), П(прав), Р(равн)

         

«хочу»

уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы

Социально-духовный

Социальный

Познавательный

Базовый, эмоциональный

Эта технология позволяет выявить сущность важнейших  параметров учебной деятельности ученика – обученности и обучаемости.

Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету и уровнем развития у него общеучебных навыков, который я оцениваю в баллах по результатам выполнения зачетных работ, промежуточной диагностики, качеству и содержанию устных ответов.

Обучаемость  проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика и зависит от развития всех остальных характеристик. Чем ниже уровень обучаемости, тем больше доза педагогической помощи.

Свойства памяти во многом определяют для ученика СПОСОБЫ усвоения учебного материала, а для учителя являются еще одним основанием для конструирования или отбора учебных приемов и дидактических ресурсов для работы с разными учениками.

Такую же дидактическую роль - основы для выбора тех или иных форм учебной работы для конкретного ученика - играют еще два параметра индивидуального стиля учебной деятельности: модальность и доминирование полушарий головного мозга.

Говоря о модальности, мы имеем в виду именно предпочитаемый учеником канал приема информации: визуальный, аудиальный или кинестетический.

Учителю, работающему «на успех ученика», необходимо знать и такую психофизиологическую характеристику своего ученика, как наличие функциональной асимметрии полушарий мозга.

Результаты диагностики помогают получить информацию о конкретном ученике и понять, в каком виде данному ученику удобнее воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также какие формы подачи информации будут развивать «западающее полушарие».

Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей, или обучаемость.

Данные, приведенные в таблице, помогут учителю раскрыть смысл всех параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика и «увидеть» ученика как истинного субъекта учебного процесса с его личными ресурсами учебного успеха[2].

Изменение модели образования требует, прежде всего, изменения самого учителя. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни в обучении, ни в профессиональной деятельности. Одним из обязательных условий успешности данной работы будет являться координация деятельности учителей - предметников, работающих в одном классе, и преемственности деятельности педагогов начальной, основной и полной школы[3].

В заключение хочется отметить, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степени разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику. А это значит, что необходимо создавать МО учителей не по предметам, а по параллелям.

Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений.

Познавательные

«Найди отличия» (можно задать их количество);

«Поиск лишнего»;

«Лабиринты»;

«Цепочки»;

хитроумные решения;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами;

составление и распознавание диаграмм;

работа со словарями.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»;

поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль;

диспут;

 «Ищу ошибки»;

КОНОП (контрольный опрос на определенную

проблему).

Коммуникативные

Составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

 «Отгадай, о ком говорим»;

 «подготовь рассказ...», «опиши устно...»,

«объясни...» …

Приложение 1

Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия


 


[1] Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование.-2003.-№2-с.58)

[2] Н.Л.Галеева Н.Л.Мельничук. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии // Москва 2006/ с.3-47.

[3] С.Г. Воровщиков. Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении. Москва 2009. с.219.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий

При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев  отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...

Доклад: " Метапредметный подход в обучении русскому языку и литературе и способы его реализации"

Материал содержит информацию о метапредметном подходе в обучении русскому языку и литературе ....

Метапредметный подход обучения в формировании коммуникативных навыков и развития аналитического мышления.

данный материал оказывает помощь в построении метапредметного урока с целью формирования у обучающихся целостной картины мира...

Кейсовая технология как способ обеспечения метапредметного подхода в профессиональном самоопределении

Статья рассматривает преимущества кейсовой технологии обучения в рамках общего и дополнительного образования, в том числе в аспекте оказания помощи в профессиональном самоопределении молодежи...

Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).

Вниманию учителей представлена  авторская  разработка  интегрированного урока  географии – истории - литературы  в 7 классе  курса «Материки и океаны» д...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....