Кейсовая технология как способ обеспечения метапредметного подхода в профессиональном самоопределении
статья (10 класс)

Куликова Мария Викторовна

Статья рассматривает преимущества кейсовой технологии обучения в рамках общего и дополнительного образования, в том числе в аспекте оказания помощи в профессиональном самоопределении молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.38

Куликова М.В.

Кейсовая технология как способ обеспечения метапредметного подхода

в профессиональном самоопределении

ГБУ ДО ЦДиК ППМСП «Здоровье» Петроградского района

Частица “мета” имеет смысл предлога “за”, “через”, “над”, то есть предполагает выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной" (не межпредметная).

Метапредметный подход в отечественном образовании получил свое развитие в работах А. В. Хуторского, Н. В. Громыко и Ю. В. Громыко, став в дальнейшем одним из основных ориентиров при создании Федеральных государственных образовательных стандартов. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека (1).

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию (2).

Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  • подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
  • подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
  • метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

В соответствии с этим метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.

К ним относят следующие показатели:

  1. самостоятельное определение цели своего образования
  2. развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности
  3. самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели
  4. способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами
  5. самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата
  6. выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий
  7. способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать,
  8. самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги
  9. способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками;
  10. работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

В рамках метапредмета— «Знание»— формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

Как же метапредметный подход связан с оказанием помощи в профессиональном самоопределении молодежи?

На сегодняшний день отмечается возрастание требований к выпускникам ВУЗов.  Сегодня мало иметь диплом об окончании одного вуза. Если хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов. Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.

В связи со всем выше сказанным весьма целесообразным представляется использование в процессе профориентационной работы с учащимися метода ситуационного анализа, или кейс-стади (англ. case-study, case method).

Этот метод активного проблемно-ситуационного обучения основан на решении конкретных задач – кейсов (учебных ситуаций). Обучающиеся анализируют ситуацию, разбираются в сути проблемы, предлагают возможные решения и выбирают лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальности, моделируют будущую профессиональную деятельность. У старшеклассников, которые узнают, что проблемы, с которыми они сталкиваются, не являются уникальными, а уже многократно выявлялись и успешно решались другими людьми в сходных обстоятельствах, сложится более позитивная мотивация жизненного самоопределения и профильной предпрофессиональной подготовки.

Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем это нужно. Учащимся в ходе работы с кейсом необходимо найти ответ на вопрос – как? Как достичь поставленной цели и получить необходимый результат?

Источники кейсов делятся на две группы: базовые или первичные источники и вторичные, носящие производный характер формирования от первичных.

К первой группе источников формирования кейсов относятся:

1. Общественная жизнь во всем своём ее многообразии.

2. Образование.

3. Наука.

Ко второй группе источников относятся:

1. Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса.

2. Местный материал о деятельности разных компаний, предприятий, организаций, учебных заведений, их товарах и услугах, имеющих определенное личное значение для учащихся, молодежи.

3. Статистические материалы, сведения о состоянии рынка, социально-экономические характеристики предприятия и т.п.

4. Научные статьи, отчеты, монографии, посвященные той или иной проблеме.

5. Интернет с его ресурсами.

Этапы работы специалиста с кейсом на занятии или уроке выглядят примерно так:

1. Подготовка специалиста и учащихся к занятию:

Специалист проводит отбор материала, формулирует проблемы. Материал, должен быть систематизирован, что облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов, способствует эффективности запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

3. Проверка усвоения изученного материала, представление итогов групповой работы.

4. Центральное место занимает работа в подгруппах, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Метод кейсов развивает способность быстро вникнуть в суть сложной проблемы, найти рациональное решение, обсудить его и представить для других в сжатой и доступной манере. Помещение в живой контекст облегчает изучение фактов, понятий, теорий, законов, методов и процедур. Обеспечивая обсуждение конкретных тем, кейс-метод стимулирует диалог и рефлексию. Создавая представление о поступках людей, действиях организаций, метод также поощряет или, напротив, осуждает тот или иной тип поведения.

Данный метод обучения предназначен для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; умение работать в группе.

Универсальность данного метода позволяет использовать ее не только в рамках профориентации, но и на любых других учебных предметах в школе, в любом возрастном диапазоне.

Кейсовая технология позволяет формировать метаумения, к которым относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Таким образом, можно предположить, что применение кейсовой технологии в рамках профессиональной ориентации подростков создает реальную возможность перехода от традиционной диагностической модели профориентации (ориентированной на выявление соответствия профессии отдельной личности) к опережающей модели профориентационной работы (ориентированной на развитие активности, ответственности личности, формирование профориентационных компетенций, которые являются основой для профессиональных компетенций.

Использованные источники

  1. Станкевич О. В., Шевченко С. В., Баркалова Е. Ю., Прокудина Е. П., Станкевич А. В., Пантыкина Е. М., Томенко Л. В., Сычёв Ю. В. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 01.03.2019).
  2. https://multiurok.ru/blog/mietapriedmietnyi-podkhod-v-obrazovanii.html (метапредметный подход в образовании)
  3. http://открытыйурок.рф/статьи/657167 (кейс метод на уроках предпрофильной подготовки)
  4. https://pandia.ru/text/78/250/22539.php (метапредметный подход в обучении)
  5. http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/109 (Социально-педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе

Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...

Психологическая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении

Предлагаемый методический сборник содержит психологические профориентационные игры и упражнения, расчитанные для учащихся 8-11 классов, как при работе с целым классом, так  и с небольшой группой....

Изучение иностранного языка как способ влияния на профессиональное самоопределение школьника

Представление опыта по формированию профессионального самоопределения школьников...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

«Модульно – кейсовая технология обучения проектированию поясных швейных изделий на занятиях профессиональной подготовки по программе «Швея».

Обучающиеся ознакомятся с краткой историей появления юбок, типами фигур, возможными силуэтами, расчетно-графическим методом построения чертежа прямой юбки, через использование интернет-ресурсов, бесед...