Элективный курс "КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Селиверстова Светлана Александровна

Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он основывается на учебнике и методическом пособии Е.С. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК»

Пояснительная записка. Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он основывается на учебнике и методическом пособии Е.С. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок».

Курс включает 2 части (по 34 ч.) в первой части изучается понятие коммерческой географии, дается представление о территориальной организации рынка России, рассматриваются проблемы и развития отраслевых рынков товаров и услуг. Во второй части освещаются вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ и мира, приводится характеристика России как субъекта мирового рынка, рассматривается тенденция развития мировой торговли и экономического отношения между Россией и странами мира.

Цель курса: более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнить с рынками зарубежных государств, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.

Курс имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих задач курса:

  1. Углубить знания учащихся в области мировой географии и экономики.
  2. Дополнить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на организацию хозяйства страны и формирование внутреннего рынка.
  3. Показать современные тенденции в развитии мирового рынка и мета в ней Российской федерации, охарактеризовать внешнеэкономические связи России.
  4. Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, телевидение, интернет); научить расчетам оценочных показателей.

Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, исследование, эвристическая беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные и проблемно-поисковые задания, наблюдение и др.).

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.

В курсе представлены все принципы современной экономики и географии (диалектический, культурологический, страноведческий, экономический, статистический, принцип природопользования), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения материала.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для представления о значении России в мировой экономической политике, а так же деятельности на внутреннем и внешнем рынках ведущих отечественных компаний, занимающих доминирующее место в производстве различных видов товаров (или услуг). Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.

Учащиеся должны знать:

  • формирование политической карты мира;
  • формы экономических отношений;
  • особенности формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно рынков зарубежных государств.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными источниками информации;
  • генерализировать информацию из общего потока;
  • правильно оценивать общий уровень социально и экономического развития любой страны.

Учащиеся будут иметь опыт:

  • сотрудничества, взаимопомощи;
  • самостоятельного решения проблемных вопросов;
  • общения в процессе учебной деятельности.

Система оценивания успешности прохождения курса:

В процессе изучения данного курса выполняется 6 зачетных (промежуточных) практических работ.

Итоговая зачетная работа:

Презентация социально-экономического развития рынка любой страны и ее роль в экономике России.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 10 класса

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.

Тема 1. Введение в коммерческую географию.

4

1

Что мы знаем о коммерческой географии и что она изучает

1

2

Географическое разделение труда и рынок

1

3-4

Хозяйственная статистика в коммерческой географии

2

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА

10

Условия и факторы территориальной организации

рынка и развития предпринимательства

Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, города как центры деловой

и финансовой активности, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка.

Тема 2. Условия и факторы формирования национального рынка.

6

5

Геополитическое, экономико-географическое и рыночное положение России

1

6

Экономически активное население и рынок труда

1

7-8

Природные предпосылки формирования рынка

2

9

Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка

1

10

Законодательные основы пространственной организации рынка

1

Тема 3. Особенности и проблемы формирования национального рынка

4

Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности.

11

Причины и следствия социально-экономического кризиса в России

1

12

Направления и задачи рыночных реформ на современном этапе

1

13

Новые

формы организации предпринимательской деятельности

1

14

Зачет по теме: «Общие предпосылки формирования национального рынка»

1

РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

11

Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной

продукции и продовольствия

Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг.

Тема 4. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции

11

15-16

Рынок природного сырья и топлива

2

17-18

Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности

2

19-20

Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров

2

21

Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг

1

22-23

Рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения

2

24-25

Особенности и проблемы формирования рынка услуг

2

26

Зачет по теме: «География отраслевых рынков»

1

РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

8

Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской инвестиционной деятельности). Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов

и география инвестиций. География коммуникационных систем

Особенности и проблемы функционирования транспорта, связь, телекоммуникации, информационные системы.

Тема 5. Территориальная организация внутренней торговли

2

27

Основные виды и формы организации внутренней торговли

1

28

Региональные различия в уровне развития торговли

1

Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков

3

29

Территориальная организация банковской системы

1

30

Географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций

2

Тема 7. География коммуникационных систем

4

31-32

Транспорт

2

33

Связь, телекоммуникации и информационные системы

1

34

Зачет по теме «География инфраструктуры рынка»

1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

Неоднородность природно-географического пространства России, проблемный характер взаимоотношений территорий и различные стартовые условия вхождения их в рынок, цели и задачи региональной политики, понятие региона и регионального рынка, экономические механизмы регионального развития

и формирования региональных рынков (зарубежный и отечественный опыт).

Тема 1. Региональная политика и рынок

4

1

Неоднородность природно-географического и экономического пространства России

1

2

Цели и задачи региональной политики в условиях перехода к рынку

1

3

Экономические механизмы регионального развития и формирования региональных рынков: мировой и российский опыт

1

4

Зачет по теме «Региональная политика и рынок России»

1

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

16

Региональные рынки европейской части России

Особенности, проблемы и перспективы развития товарного производства и региональных рынков Центральной России, Северо-Запада и Севера Европейской России, Урало-Поволжья,

Европейского Юга; межрегиональные хозяйственные связи.

Рынки Сибири и Дальнего Востока Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в азиатской части России; товарные рынки Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока; проблемы и перспективы регионального развития, участие регионов в межтерриториальном обмене и внешнеэкономической деятельности.

Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере

Природно-экологические и социально-экономические условия и факторы развития предпринимательства в зоне Севера,

приоритеты региональной политики на Севере, перспективные

инвестиционные проекты в северных регионах.

Тема 2. Региональные рынки европейской части России

7

5

Центральная Россия. Общие черты и исторические предпосылки развития хозяйства

1

6-7

Регионы Центральной России (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский)

2

8

Северо-Запад и Север Европейской России

1

9-10

Урало-Поволжье (Уральский и Поволжский экономические районы)

2

11

Европейский Юг (Северо-Кавказский экономический район)

1

Тема 3. Рынки Сибири и Дальнего Востока

5

12

Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в азиатской части России

1

13

Западная Сибирь

1

14

Восточная Сибирь

1

15-16

Дальний Восток

2

Тема 4. Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере

4

17

Природно-экологические и социально-экономические факторы развития предпринимательства в зоне Севера

1

18-19

Приоритеты региональной политики на Севере

2

20

Зачет по теме: «География региональных рынков»

1

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

14

Современные тенденции в развитии мирового рынка

Международная торговля товарами и услугами, международное движение капитала и мировые финансовые центры, мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция

(современные процессы, участие в них регионов мира, групп

стран и отдельных государств, в том числе России).

Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе

Место России на мировом рынке, географическая ориентация

и товарная структура внешней торговли Российской Федерации,

зарубежные государства – ведущие деловые партнеры России,

российские регионы, наиболее активно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, новые формы и направления

внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации

с другими странами (инвестиционная деятельность, создание

совместных предприятий, свободных экономических зон и др.).

География внешнеэкономических связей России

Торгово-экономическое сотрудничество России со странами

СНГ, внешнеэкономические связи Российской Федерации с промышленно развитыми странами мира, странами с переходной экономикой и развивающимися государствами.

Тема 5. Современные тенденции в развитии мирового рынка

4

21-22

Международная торговля

2

23

Международное движение капитала и мировые финансовые центры

1

24

Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция

1

Тема 6. Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе

3

25

Место России на мировом рынке

1

26-27

Новые направления и формы внешнеэкономического сотрудничества России

2

Тема 7. География внешнеэкономических связей России

7

28

Россия и страны СНГ

1

29-30

Россия и промышленно развитые страны мира

2

31

Россия и страны с переходной экономикой

1

32

Россия и развивающиеся страны

1

33

Обобщающее повторение материала курса

1

34

Зачет по теме: « Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений»

1

Список используемой литературы:

  1. Агранат Г. А. Нужны ли России ее просторы? География. – 2001, № 35, 37.
  2. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
  3. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М. : «Просвещение», 1990.
  4. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. – СПб. : Издательство Михайлова, 1998.
  5. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. – М. ГУ ВШЭ, 2000.
  6. Климанов В. В., Лавров А. М. Проблемы экономико-географического изучения банковской системы России // Вестник Московского университета. – Сер. 5, География. – 1995. – № 2.
  7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1993.
  8. Максаковский В. П. Географическая картина мира. 10 кл. – Яросл.: Верх._Волж. кн. изд_во, 1995–1996. – Т. 1–3.
  9. Максаковский В. П. Географическая культура. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
  10. Международные экономические отношения: Учеб. для студентов вузов по специальности «Мировая экономика» / Под ред. И. П. Фаминского. – М. : Юристъ, 2001.
  11. Морев Д. Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. – СПб., 1910.
  12. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-176 с.
  13. Программы Е.Л. Плисецкого. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10-11 классы. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2005. – 56с.
  14. Атлас: Экономическая социальная география России. 9 класс. – М. : «АСТ_ПРЕСС», 2010.
  15. Атлас: Экономическая социальная география мира. 10 класс. – М. : «АСТ_ПРЕСС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"

Программа  элективного курса «География  декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и  рассчитана на 17 часов.  Содержание данного курса...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»

«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Элективный курс "География отраслей мирового хозяйства"

Данный курс предназначен для углубленного изучения структуры мирового хозяйства и географии его отраслей.Рекомендуется для прослушивания учащимися 10-х классов,ориентирующимся на географические и экон...

Элективный курс "География мирового туризма" 9 класс.

Календарно-тематический план элективного курса для 9 класса:...

Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"

География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...