Моя педагогическая философия
статья по географии по теме

"Без души и помыслов высоких живых путей от сердца к сердцу нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya_-_lemtyugova_t.n.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

«Без души и помыслов высоких

живых путей от сердца к сердцу нет»

 

 

    Лемтюгова Т.Н.,

учитель географии

МОУ гимназии №1

г. Советска  

2010 г.

Всё начинается со школы. Сегодняшняя современная школа – это компьютерный центр, научная лаборатория и творческая мастерская.

Но знаете, мне по-прежнему верится,

                                    Что если останется жить Земля,

                                    Высшим достоинством Человечества

                                    Будут когда-нибудь Учителя.

Именно мои дорогие, любимые учителя, мои кумиры,  зажгли в душе огромное желание  делать в жизни то же самое – учить детей.   Рассаживая кукол, я мечтала, как буду входить в класс, объяснять детям что-то новое, проверять тетради и выставлять оценки в журнал. После уроков собирала своих подружек, и мы играли в школу.

И вот  я – учитель. Учитель географии. «Географ живет не над миром, а внутри него», - писал В.С. Преображенский. География в течение нескольких столетий была одной из самых уважаемых и знаменитых наук. Первопроходцы и путешественники, великие открытия и опасные экспедиции, новые земли и новые народы – всё  это до сих пор ассоциируется с одним словом – география.  

 Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращены взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня,  и  у меня как у педагога здесь своя роль. Я знакомлю детей с удивительным миром нашей планеты и с причинами явлений,  происходящих  на ней.

Школьный урок даёт учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые идеи, делаются открытия. От него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства. Однако тайны педагогического мастерства я открывала для себя не сразу, а постепенно. И сегодня формулой труда для меня стали мудрые слова: «Хочешь владеть душами ребят – отдай им свою душу». Каждый человек нуждается в понимании, уважении, любви. Как река берет начало от родника, так и профессия учителя начинается с Любви.

Работа учителя одновременно и сложная, и творческая, а потому очень интересная. Череда уроков, а вместе с ними масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты от общения с детьми. Общаясь на уроке с детьми, я стараюсь, прививать им любовь к окружающей природе, к своей малой родине через изучаемый предмет - географию.

Со временем я поняла простую, но великую истину: чтобы быть хорошим учителем,  надо прежде всего любить то, что преподаешь и того, кому преподаешь.

Я счастлива, что дети любят мой предмет, я вижу, как бережно и трепетно они относятся ко всему живому, как стараются внести свой вклад в дело охраны природы, принимая участие в экологических акциях, конкурсах, конференциях.

Каждая река пополняется притоками. Притоки моей реки это мои педагогические принципы: Творчество, Успешность, Профессионализм и Успешность Уважение.

Творчество. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя первейшая цель как учителя – выявить задатки  каждого ученика.

Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.

Ребята  приходят ко мне в пятом классе маленькими, доверчивыми, с широко распахнутыми глазами. Первый урок географии... Нечто новое для них, пока не изведанное. Я вижу в их глазах живой интерес, желание учиться. И всякий раз понимаю, что главное для меня, чтобы этот интерес не угасал. Вызвать интерес, увлечь идеей общего дела, думаю, можно через создание творческой атмосферы на уроке. Стараюсь сделать свой урок интересным, познавательным. Именно нестандартные уроки чаще помогают развить процесс сотрудничества и сотворчества учителя и ученика, приносящий удовольствие обоим. Урок, в котором нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач – это всегда живой, гибкий механизм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые успешные уроки – это те, когда мои ученики спорят, сомневаются, принимают самостоятельные решения, делают выводы и, конечно же, творят. Например: урок – путешествие, урок – игра, урок – соревнование…

 Я – учитель географии, поэтому на многие волнующие меня вопросы ищу ответы у природы. Вместе с детьми учимся добывать знания не только в стенах школы, но и в походах по родному краю, экскурсиях. Ребят интересует всё. Сколько водоплавающих птиц остается  зимовать на Городском озере? Каким воздухом мы дышим? Какие первоцветы остались в наших парках? Какие грибы растут в наших лесах? Как  растения предупреждают нас об экологической катастрофе? Мои ученики принимают участие в программе экологического образования учащихся «Хранители природы» по различным направлениями, каждый год они награждаются грамотами и дипломами.

Возможности творчества учителя и учеников расширяет также применение мультимедиа и интернет на уроках, что несомненно повышает интерес к предмету.

Успешность. Человек рождается для успеха. На своих уроках я стараюсь создать ситуацию успеха для каждого (в зависимости от его способностей), использую дифференцированный подход, даю разноуровневые задания, при которых каждый ученик может выбрать задание в зависимости от своих способностей. Успех - самый лучший воспитатель, ибо дает ребёнку главное: уверенность в собственных силах и веру в себя. И можно не сомневаться, что ученики, которые уходят с урока с гордостью за себя, с нетерпением будут ждать следующего урока, чтобы еще раз пережить ни с чем несравнимую радость победы.

Профессионализм. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - сказал в свое время Дени Дидро,  а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания,  не идёт в ногу со стремительно набирающей темп жизнью.

Все учителя во все времена и во всяком возрасте – ученики: они учатся у окружающих их людей, у самих себя, у своих учеников. Учительство – это вечное ученичество. Я благодарна свои ученикам за то, что в моей жизни они – компас, который не позволяет мне сбиться с пути, они помогают испытывать ни с чем несравнимую радость от чувства сопричастности к сотворению личности.

Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный и добрый  педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлечённый учитель может заинтересовать детей своим делом.

 

Уважение. Дети – это люди, только маленькие. Люди не любят, когда их

критикуют, особенно в присутствии других. Иногда для ребенка даже публичное объявление оценки (при выставлении в журнал, например) уже стресс. Если хочешь чего-то добиться от другого, критика – это самый провальный способ. Я глубоко убеждена, что даже если человек (взрослый) заявляет, что он положительно относится к критике, на самом деле критику никто не слышит. Моя педагогическая хитрость – хочешь быть услышанным – похвали, а потом предложи, что можно сделать, чтобы стало еще лучше.  Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся», - поётся в известной песне.

«Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется», - сказал Януш Корчак.  Я с уважением  принимаю ценности и ориентиры современных детей. Даже если они не совпадают с моими. Ребята затаив дыхание смотрят на Аршавина, слушают Диму Билана, восторгаются прикидами Ивана Урганта. Поэтому я стараюсь совместить в себе футбольный напор, ди-джеевскую самоуверенность и эстрадное умение любить себя, без которого человека не полюбит никто.

Мои заповеди таковы:

- верь в своего ученика;

- относись к нему так, как будто он уже такой, каким бы я хотела его видеть;
- уважай ученика и будь требовательным к нему;

- не кричи никогда и ни при каких обстоятельствах;

- начинай урок только в тишине, а если не удаётся - жди ее с видом художника, оценивающего работу сына, который только взял кисть в руки;

- не будь приятелем, но и не дидактом , церемонно сообщающим, куда впадает Волга;

- не допускай перегрузок, все задания должны быть посильными;

- не лови ребёнка на незнании;

- искренне радуйся удачам своих учеников и огорчайся их ошибкам.

Эти заповеди создают позитивный характер общения с учеником на уроке и сохраняют его здоровье.

Любой урок, любая встреча

Всех вкладов на Земле ценней,

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.

И как бы ни был путь мой труден,

Надежда помогает мне.

Я рада думать,  как о чуде,

О завтрашнем, о школьном дне.

Во имя радостных открытий

Мне быть в походе до конца.

Нельзя иначе, я Учитель,

И мне доверены сердца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...