технологическая карта урока
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учителя географии МБОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова,

г. Волжского

      Глушонковой С.Н.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

География

Класс       7

 

Тема урока

Население Северной Америки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать численность населения континента, самые крупные страны и столицы.  Смогут показать на карте ареалы  и страны с большой численностью населения, крупные города. Смогут объяснить причины неравномерности размещения населения.

Смогут находить в тексте учебника информацию о численности населения региона.

Анализировать текст учебника и выделять главное.

Анализировать и сравнивать карты атласа, делать выводы о причинах неравномерности размещения населения на континенте.

Смогут выдвигать версии о причинах разнообразия населения на континенте.

Смогут выражать свое мнение, аргументировать и подтверждать фактами.

Смогут оценивать влияние колонизации на развитие коренного населения.

Высказывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям.

Решаемые учебные проблемы

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

вигвам, эскимосы, афроамериканцы, Карибским бассейн, США, Американское Средиземноморье, Вест-Индия, резервация.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютеры, мультемедийный проектор.

Образовательные интернет-ресурсы

 Интернет урок Страны североамериканского континента. Типовая характеристика страны

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя      

1) Вспомните, каково происхождение населения Южной Америки? Как заселялся этот материк?

2)  Кто такие индейцы? Почему их так называют?

3)  Вспомните, что вы знаете об истории открытия и исследования Северной Америки?

4) Расскажите о том, что вам известно о населении материка Северная Америка.

5) Что нам нужно узнать сегодня и откуда это можно почерпнуть?

 

Деятельность обучающихся

1) Рассказывают о составе населения континента и истории заселения материка Южная Америка.

Задание на опережающее обучение (дома, используя различные информационные источники, познакомиться с населением Северной Америки)

2)Рассказывают о том, почему коренных жителей Америки назвали индейцами.

 

3)Рассказывают, что уже известно из ранее прочитанной дополнительной литературы об истории открытия Северной Америки.

 

4)Делятся своими знаниями о населении Северной Америки.

 

 

5)Определяют, каких знаний  не хватает, где и как их добыть.

 

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя      

 

-Почему коренные жители материка, встречаясь, не понимают друг друга?

 

-  Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание?

 

Деятельность обучающихся

 

-  Вступая в диалог с учителем  выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 Сообщение:

Языки коренного населения Северной Америки чрезвычайно разнообразны: насчитывается до 1000 языков и диалектов, которые объединяются почти в 100 лингвистических групп.  Главными языковыми группами индейцев является: атапаска, селишь, сну, хока, пенуты, шошонска, кеддо, мускаги, нахуа, майя. По структуре язык индейцев достаточно сложный и по большей части принадлежат к так называемым полисинтетическим языкам. Плюс нужно учитывать пришлое население.

 

3. ЭТАП целеполагание.

 На каких языках разговаривает население в разных частях материка и почему? Каковы основные виды их хозяйственной деятельности, чем отличаются?

 

Деятельность учителя

Эскимосы проживают на севере континента, занимая север Канады, Гренландию.

- Где проживает пришлое население и индейцы?  Почему?

- Чем отличаются занятия коренного и пришлого населения и образ их жизни?

Подумайте, где можно найти ответы на эти вопросы?

Деятельность обучающихся

 

Отвечают на вопросы. Предлагают использовать учебник и карты в атласе: «Плотности и народов», физическую карту материка Северная Америка. Смотрят фрагмент интернет урока.

 

 

 

 

 

 

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Предлагает разделиться на группы по 6-7  человек.

 

Деятельность учителя

 

Каждой группе выдает инструктивную карточку с алгоритмом выполнения задания. На выполнение дается 10 минут. Помогает с поиском материалов, консультирует, заранее готовит презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность обучающихся

Работа в группах с использованием инструктивных карточек, текста учебника, карт атласа.

1 группа – Историки.

(Знакомятся с текстом учебника стр. 158- 161) Составляют план ответа: « Этапы формирования Сев.Америки»; на карте расставить флажки с порядковыми номерами освоения территории. Рассказать что узнали о вигваме, об эскимосах , резервации (изображения на слайдах презентации приготовленной учителем)

2 группа – Географы- картографы

( Знакомство  с текстом учебника стр.161- 164) Почему в США основной язык- английский; Кто такие афроамериканцы? ( изображение на слайде)

 Объяснить, почему  много географических названий испанского происхождения. Показать эти объекты на карте; Откуда на карте Сев.Америки города с названием Париж, Берлин, Одесса и т.д. Выписать все географические объекты с данных страниц. Найти и показать их на карте.( слайды презентации с изображением Нью-Йорка, Мехико и т.д.);Выяснить сколько стран на политической карте Сев.Америки. Выделить крупнейшие. Что такое Вест-Индия

3 группа – Эксперты – консультанты ( группа сильных обучающихся, заранее посещавших консультацию учителя)

(Знакомство с текстом учебника 158-165) Обобщают полученные в результате выступления групп знания.  Под руководством учителя готовят ответы на вопросы на стр. 165 и впоследствии работают с классом фронтально. Помогают сформулировать  вывод.

 

 

 

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. Организовывает выступление представителей каждой группы.

Деятельность обучающихся

 

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Выступают с подготовленными краткими сообщениями. Представители группы консультантов дополняют, исправляют. Задают друг другу вопросы.

 

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

 

Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

 Предлагает дать развернутый устный ответ на вопросы: На каких языках разговаривает население в разных частях материка и почему? Каковы основные виды их хозяйственной деятельности, чем отличаются? Определить столицы государств Сев.Америки.

 

Деятельность обучающихся

 

 

Отвечают на вопросы предложенные учителем.

 

 

 

 

Заполняют с использованием атлас таблицу (образец в учебнике стр. 165)

 

 

 

 

 

 

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания отметить на контурной карте Северной Америки страны и их столицы, наиболее густонаселенные территории с помощью штриховки.

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

 

 

 

Работают с контурной картой. (если остаётся время, если нет, то будет д.з.)

8 ЭТАП Домашнее задание.  П. 47  Знать и уметь показывать на карте страны континента и их столицы, закончить заполнение контурной карты

      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Учителя географии МБОУ кадетская школа имени Героя Российской Федерации С.А. Солнечникова,

г. Волжского

      Глушонковой С.Н.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

География

Класс       7

 

Тема урока

Население Северной Америки

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать численность населения континента, самые крупные страны и столицы.  Смогут показать на карте ареалы  и страны с большой численностью населения, крупные города. Смогут объяснить причины неравномерности размещения населения.

Смогут находить в тексте учебника информацию о численности населения региона.

Анализировать текст учебника и выделять главное.

Анализировать и сравнивать карты атласа, делать выводы о причинах неравномерности размещения населения на континенте.

Смогут выдвигать версии о причинах разнообразия населения на континенте.

Смогут выражать свое мнение, аргументировать и подтверждать фактами.

Смогут оценивать влияние колонизации на развитие коренного населения.

Высказывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя людям.

Решаемые учебные проблемы

 

Основные понятия, изучаемые на уроке

вигвам, эскимосы, афроамериканцы, Карибским бассейн, США, Американское Средиземноморье, Вест-Индия, резервация.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютеры, мультемедийный проектор.

Образовательные интернет-ресурсы

 Интернет урок Страны североамериканского континента. Типовая характеристика страны

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

•  развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

•  формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя      

1) Вспомните, каково происхождение населения Южной Америки? Как заселялся этот материк?

2)  Кто такие индейцы? Почему их так называют?

3)  Вспомните, что вы знаете об истории открытия и исследования Северной Америки?

4) Расскажите о том, что вам известно о населении материка Северная Америка.

5) Что нам нужно узнать сегодня и откуда это можно почерпнуть?

 

Деятельность обучающихся

1) Рассказывают о составе населения континента и истории заселения материка Южная Америка.

Задание на опережающее обучение (дома, используя различные информационные источники, познакомиться с населением Северной Америки)

2)Рассказывают о том, почему коренных жителей Америки назвали индейцами.

3)Рассказывают, что уже известно из ранее прочитанной дополнительной литературы об истории открытия Северной Америки.

4)Делятся своими знаниями о населении Северной Америки.

5)Определяют, каких знаний  не хватает, где и как их добыть.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя       

-Почему коренные жители материка, встречаясь, не понимают друг друга?

-  Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность обучающихся

-  Вступая в диалог с учителем  выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

 Сообщение:

Языки коренного населения Северной Америки чрезвычайно разнообразны: насчитывается до 1000 языков и диалектов, которые объединяются почти в 100 лингвистических групп.  Главными языковыми группами индейцев является: атапаска, селишь, сну, хока, пенуты, шошонска, кеддо, мускаги, нахуа, майя. По структуре язык индейцев достаточно сложный и по большей части принадлежат к так называемым полисинтетическим языкам. Плюс нужно учитывать пришлое население.

3. ЭТАП целеполагание.

 На каких языках разговаривает население в разных частях материка и почему? Каковы основные виды их хозяйственной деятельности, чем отличаются?

 

Деятельность учителя

Эскимосы проживают на севере континента, занимая север Канады, Гренландию.

- Где проживает пришлое население и индейцы?  Почему?

- Чем отличаются занятия коренного и пришлого населения и образ их жизни?

Подумайте, где можно найти ответы на эти вопросы?

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Предлагают использовать учебник и карты в атласе: «Плотности и народов», физическую карту материка Северная Америка. Смотрят фрагмент интернет урока.

4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Предлагает разделиться на группы по 6-7  человек.

 

Деятельность учителя

Каждой группе выдает инструктивную карточку с алгоритмом выполнения задания. На выполнение дается 10 минут. Помогает с поиском материалов, консультирует, заранее готовит презентацию.

 

Деятельность обучающихся

Работа в группах с использованием инструктивных карточек, текста учебника, карт атласа.

1 группа – Историки. 

(Знакомятся с текстом учебника стр. 158- 161) Составляют план ответа: « Этапы формирования Сев.Америки»; на карте расставить флажки с порядковыми номерами освоения территории. Рассказать что узнали о вигваме, об эскимосах , резервации (изображения на слайдах презентации приготовленной учителем)

2 группа – Географы- картографы

( Знакомство  с текстом учебника стр.161- 164) Почему в США основной язык- английский; Кто такие афроамериканцы? ( изображение на слайде)

 Объяснить, почему  много географических названий испанского происхождения. Показать эти объекты на карте; Откуда на карте Сев.Америки города с названием Париж, Берлин, Одесса и т.д. Выписать все географические объекты с данных страниц. Найти и показать их на карте.( слайды презентации с изображением Нью-Йорка, Мехико и т.д.);Выяснить сколько стран на политической карте Сев.Америки. Выделить крупнейшие. Что такое Вест-Индия

3 группа – Эксперты – консультанты ( группа сильных обучающихся, заранее посещавших консультацию учителя)

(Знакомство с текстом учебника 158-165) Обобщают полученные в результате выступления групп знания.  Под руководством учителя готовят ответы на вопросы на стр. 165 и впоследствии работают с классом фронтально. Помогают сформулировать  вывод.

 

5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

•     овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

•     формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

•     воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. Организовывает выступление представителей каждой группы.

Деятельность обучающихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Выступают с подготовленными краткими сообщениями. Представители группы консультантов дополняют, исправляют. Задают друг другу вопросы.

 

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

 

Предлагать ученикам рассказывать  о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

 Предлагает дать развернутый устный ответ на вопросы: На каких языках разговаривает население в разных частях материка и почему? Каковы основные виды их хозяйственной деятельности, чем отличаются? Определить столицы государств Сев.Америки.

 

Деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы предложенные учителем.

Заполняют с использованием атлас таблицу (образец в учебнике стр. 165)

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания отметить на контурной карте Северной Америки страны и их столицы, наиболее густонаселенные территории с помощью штриховки.

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Работают с контурной картой. (если остаётся время, если нет, то будет д.з.)

8 ЭТАП Домашнее задание.  П. 47  Знать и уметь показывать на карте страны континента и их столицы, закончить заполнение контурной карты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...