Использование метода проекта для совершенствования практических навыков обучающихся.
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Некрасова Надежда Николаевна

Использование элементов метода проекта для развития практических навыков учащихся  image7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchat_effektivno.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  метода проекта для совершенствования практических навыков обучающихся.

           Некрасова Надежда Николаевна учитель географии высшей категории,

Замышляева Марина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

 высшей категории,

ГОУ СО С(К) школа-интернат № 78  для слабовидящих г. Екатеринбург.

     

Обучать эффективно - это значит использовать приемы, затрагивающие личность ученика, актуализирующие его опыт, с тем чтобы стимулировать самостоятельный поиск, с помощью которого учащиеся открывают новые знания, и вооружить их необходимыми способами умственной деятельности, решения задач личностной направленности и внутренней дифференциации

В условиях специального коррекционного учреждения педагогам приходиться учитывать своеобразие психического развития детей, которое существенно влияет на качество познавательной деятельности.

Одним из возможных и перспективных путей формирования практических умений и навыков, приемов и способов умственной деятельности слабовидящих школьников, их личностной реализации является, на наш взгляд, проектно-исследовательская деятельность учеников.

       Метод проектов вызывает вполне заслуженный интерес со стороны педагогической науки и является неотъемлемым дидактическим средством образования. Он представляет собой конкретную педагогическую технологию - четкую последовательность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих способов деятельности ученика и учителя. Метод подразумевает ситуацию неопределенности в познавательном процессе, для разрешения которой у учащихся нет достаточных средств и необходимого опыта, вследствие чего срабатывает принцип «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом становится субъектом деятельности по добыванию новых знаний.

       Метод проекта адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета, и этот аспект (его универсальность) был использован для планирования проектов межпредметного уровня. Сравнительный анализ предметного содержания курсов географии и литературы выявил несколько сквозных тем, в которых изучаются различные аспекты одних и тех же явлений, что дало возможность для интеграции материалов различных образовательных областей.

       Учащимся была предложена общая тема: «Арктический проект», в основу которой легли разделы программы: «Географическое положение России», «История географических явлений», «Освоение севера» (география); изучение романа В. Каверина «Два капитана» (внеклассное чтение).

Ниже представлены формы реализации проектной деятельности, выбранные учениками.

 Индивидуальные формы                                   Коллективные формы

«Роль прототипов в создании                              «Образ Арктики и ее

 литературных персонажей»                                исследователей в литературе

(доклад)                                                                  и живописи»

                                                                                (литературная гостиная).

«Пленники дрейфующих                                Деловая игра «Арктика в 21 веке»

 полей» (история освоения                             (локальный географический

 Арктики – доклад).                                         прогноз вероятности использования

                                                                          определенной территории в данном регионе.

       Включение в проект предварила экскурсия в музей Севера, целью которой было преодоление вербализма знаний, уточнение и обогащение имеющихся у учащихся представлений о природном комплексе Севера, истории его освоения, знакомство с этническими особенностями культуры народов Севера, создание эмоционального настроя, погружение в атмосферу проекта.

          На протяжении, всего проектного цикла делался упор на самостоятельность действий ученика. Это касалось и постановки цели, и принятия решений, но более всего выполнения самого проекта. При этом качественно поменялась роль учителя и ученика. Учителя, они же руководители проекта, выступали в роли консультантов и помощников, а не только экспертов, учащиеся - в роли активных участников процесса

проектирования. Часть проектов носила описательный характер (доклад, литературная гостиная), другая часть в большей степени характер исследовательский, аналитический (деловая игра, реферат). Но каждый из них способствовал формированию практических умений и навыков.

       В ходе реализации проекта происходило закрепление, расширение и детализация основных теоретических знаний курсов литературы и географии, активно изучалась географическая номенклатура, совершенствовались навыки литературоведческого характера, происходило накопление фактического материала, формировались умения осуществлять самостоятельные теоретические обобщения. Каждый проектант проработал не менее 3-4 информационных источников. Учащиеся использовали разнообразные дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические (диапроектор, кодоскоп, компьютер). Это способствовало формированию у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

       Презентация проектов проходила в различных формах. Реферат и доклады были заслушаны и обсуждены на уроках географии и литературы.

       Финалом презентации стала конференция  «Вымысел и реальность Арктической одиссеи» и открытый урок по теме «Кто ты такой и зачем существуешь на свете?». Кульминацией урока стала поисковая работа по сопоставлению маршрутов экспедиции к островным территориям Арктики реальных исследователей (Г. Брусилов, Г. Седов, А. Альбанов, Г. Вилькицкий) и литературных персонажей (капитан Татаринов, штурман Климов) с последующими заключениями и выводами о значимости для России Северного Морского пути.

   Экспертная оценка - заключительный, необходимый компонент проектной технологии- позволила отработать навыки оценивания. Эксперты (из числа школьников и учителей) осуществляли оценку проектов по диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный (отражает заинтересованность школьника проектом), познавательный (умение оперировать знаниями, осуществлять междисциплинарный перенос), коммуникативный (умение отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, оказывать помощь товарищу), организационный (выражается в четкости работы по плану и ее продуктивности). Оценка результатов осуществлялась посредством совместного обсуждения проекта учителем и самими проектантами, чтобы каждый учащийся пережил ситуацию успеха.

       Анализ итогов проектно-исследовательской деятельности подводит к выводу  о целесообразности и эффективности его применения в школе слабовидящих. Реализация потенциала метода проекта позволяет оказывать дифференцированную помощь ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя.. Он стимулирует формирование практических и рефлексивных умений ,необходимых для преодоления трудностей, связанных с дальнейшей социальной и профессиональной адаптацией выпускников коррекционных школ. Метод проектов, предоставляя шанс на продвижение в интеллектуальном развитии, создает условия для успешной самореализации ребенка инвалида по зрению, придает его деятельности осмысленный и творческий характер.

Список литературы

  1. Грачева Л.М., Оноприенко Т.Н. Организационная деятельность учащихся при работе над проектом. //  «География в школе», 2002, № 6.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе игры и дискуссии, - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995.
  3. Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога. // «Дефектология», 2000, № 1.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и инновационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр  «Академия», 1999.
  5. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. – М., 1999.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и практическое совершенствование силовых возможностей обучающихся старших классов на уроках ОФП.

Формирование умения адекватной  оценки собственных физических возможностей.Воспитание потребности сознательно применять  умения в целях укрепления и сохранения здоровья;Воспитание чувства от...

Консультация для родителей: «Приемы закрепления у обучающихся знаний и практических навыков в домашних условиях»

В материале представлены рекомндации для родителей по закреплению знаний, умений, навыков при выполнении домашних заданий....

АПО «Развитие практических навыков и умений обучающихся на уроках технологии на основе проектного метода обучения».

Основной целью автор считает формирование практических навыков и умений обучающихся 5-8 классов в ходе изучения образовательной области «Технология», обеспечивающих развитие самостоятельно...

Совершенствование коммуникативных навыков в области иностранных языков при помощи метода проектов

В презентации рассмотрен метод проектов, как один их наиболее эффективных в преподавании иностранных языков....

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...