География России 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Данная рабочая программа разработана по предметной линии "полярная звезда" под редакцией А.и,Алексеева 2011 год . Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл география 9 класс40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии построена на основе линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева,  соответствует требованиям к освоению основной образовательной  программы  основного общего образования, представленных  в Федеральном  государственном образовательном  стандарте  второго поколения В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Программы направлены на развитие  и формирование универсальных учебных действий, а так же на духовно-нравственное  развитие и воспитания личности.

Вклад географии как учебного предмета в достижении целей основного общего образования трудно переоценить.  

География  - предмет,  содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся :

- комплексного представления о географической среде  как о среде (жизненном пространстве) человечества на  основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей  в разных географических условиях.

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных  территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;

-умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств( план ,карта и т. д.),а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими ,экологическими ,демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной  ориентации

ОБЩАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА    КУРСА     ГЕОГРАФИИ

География в основной школе формирует  у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете  людей ,об основных закономерностях развития природы ,о размещении населения и хозяйства ,об особенностях  и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия  природы и общества,  об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.

ЦЕЛЯМИ  изучения   географии в основной  школе  являются:

-формирование  системы географических знаний  как компонента  научной картины мира

- формирование целостного географического образа планеты Земля  на разных уровнях ( планета в целом, территории материков ,России, своего региона)

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе  его развития   с учетом исторических факторов

-понимание основных природных ,социально- экономических ,экологических геополитических процессов  и закономерностей ,происходящих  в географическом пространстве  России и мира

-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных ,учебных ,оценочных, коммуникативных  умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде

-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных  с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой   о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта,  космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства

-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей   ,интересов ,проектов

-формирование опыта творческой деятельности,  социально- коммуникативных  потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы .карты, компьютерные  программы. презентации)

-понимание закономерностей размещения населения  и территориальных организации хозяйства в связи  с природными ,социально- экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья  человека от географических условий проживания

-всестороннее изучение географии России, включая различные виды  ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимосвязи ,ориентацию в разнообразных  природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание их истоков ,сущности и путей  решения проблем для устойчивого развития страны

- выработка  у учащихся понимания общественной потребности  в географических знаниях ,а также формирование  у них отношения  к географии  как возможной области  будущей практической деятельности

МЕСТО     ПРЕДМЕТА    В    УЧЕБНОМ    ПЛАНЕ

В 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю)

В соответствии с базисным учебным (образовательным ) планом  курса географии на ступени основного общего образования   предшествует курс «Окружающая среда»,  включающий  определенные  географические сведения ,по отношению  к курсу географии данный курс  является  пропедевтическим.

 В  свою очередь ,содержание курса географии основной  школе является базой для изучения  общих географических закономерностей ,теорий ,законов ,гипотез для старшей школы. Таким образом ,содержание курса в основной школе представляет собой  базовое звено в системе непрерывного географического образования  и является  основой для последующей уровневой  и профильной дифференциации.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (РЕЗУЛЬТАТЫ),ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности,  развивать мотивы  и  интересы  своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  9 КЛАCСА

В результате изучения географии в 9 классе учащиеся должны:

Знать

  • Основные  средства  и  методы  получения  географической  информации;
  • Субъекты  РФ;
  • Пограничные  государства;
  • Особенности  ЭГП;
  • Народы России, наиболее  распространенные  языки, религии;
  • Примеры  рационального  и  нерационального  размещения  производства;
  • Экологически  неблагополучные  районы  России;
  • Межотраслевые  комплексы  России: ТЭК, МСК, ККМ, АПК, ТК, Инфраструктурный  комплекс (структура, значение, факторы  размещения,  основные  центры  размещения, проблемы  и  перспективы  развития).
  • Основные  виды  природных  ресурсов  и  примеры  их  рационального  и  нерационального  использования;
  •  Экономические  районы   в  европейской  части  России: их  особенности, состав, природные  и  трудовые  ресурсы,  отрасли  специализации.
  • Основные  виды  природных  ресурсов  и  примеры  их  рационального  и  нерационального  использования;
  •  Экономические  районы   в восточной  части  России: их  особенности, состав, природные  и  трудовые  ресурсы,  отрасли  специализации.
  • Историю образования НСО
  • Основные  виды  природных  ресурсов НСО  и  примеры  их  рационального  и  нерационального  использования;
  • Важнейшие  природно-хозяйственные  объекты НСО, в  том  числе  центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические;

Уметь

  • Определять  географическое  положение  объектов, параметры  природных  и  социально-экономических  объектов  и  явлений  по  различным  источникам  информации;
  • Описывать  ЭГП  страны, отдельных  географических  объектов, особенности  быта  и  религий  отдельных  народов;
  • Определять  параметры  природных  и  социально-экономических  объектов  и  явлений  по  различным  источникам  информации;
  • Описывать  особенности  быта  и  религий  отдельных  народов;
  • Объяснять  роль  географических  знаний  в  решении  социально-экономических, экологических  проблем  страны,
  • Объяснять  влияние  географического  положения  на  особенности  природы, хозяйства  и  жизни  населения  России; различия  в  естественном  приросте  населения, темпах  его  роста  и  уровня  урбанизации, отдельных  территорий направления  миграций,  
  •  Объяснять образование  и  развитие  разных  форм  городского  и  сельского  расселения;
  • Оценивать  и  прогнозировать  природно-ресурсный  потенциал  страны, региона;
  • Объяснять  роль  географических  знаний  в  решении  социально-экономических, экологических  проблем  страны
  • Объяснять роль  географического  фактора  в  развитии  человеческого  общества  на  примере  РФ;
  • Объяснять особенности  размещения  основных  отраслей  НХ  и  основную  специализацию  районов,
  •  Объяснять факторы  и  условия  размещения  предприятий;
  • Оценивать особенности  природы, населения, хозяйства  отдельных  регионов,
  • Объяснять различия  в  уровнях  их  социально-экономического  развития; роль;
  • Оценивать  и  прогнозировать  природно-ресурсный  потенциал  страны, региона; экологическую  ситуацию  в  стране, регионе; изменения  в  численности  населения, изменения  соотношения  городского  и  сельского  населения, развитие  системы  городских  поселений; развитие  и  проблемы  хозяйства  районов  страны, своего  региона  и  своей  местности.
  • Оценивать  и  прогнозировать  природно-ресурсный  потенциал  региона;
  • Оценивать  и  прогнозировать  экологическую  ситуацию  в  регионе;
  • Оценивать  и  прогнозировать  изменения  в  численности  населения,
  •  Оценивать  и  прогнозировать  изменения  соотношения  городского  и  сельского  населения региона, развитие  системы  городских  поселений;
  • Оценивать проблемы  хозяйства  региона  и  своей  местности.
  • Объяснять  изменение  пропорций  между  сферами, секторами, межотраслевыми  комплексами  и  отраслями  в  структуре  хозяйства НСО, особенности  размещения  основных  отраслей  НХ , факторы  и  условия  размещения  предприятий;

Учебно – тематический план

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Регионы России

9

3

Европейская Россия

31

4

География Саратовской области

6

5

Азиатская Россия

12

6

Соседи России

4

7

Резерв учителя

5

8

Итого

68

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Форма контроля

Дата

План

Факт

Введение – 1 час

1

Что мы будем изучать

Изучение нового материала

Знать: Роль и значение экономической географии в системе географических наук. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.

Беседа

Регионы России – 9 часов

2

Районирование России

Комбинированный урок

Знать: Исторические особенности освоения территории России.

ЭГП, геополитическое  положение, транспортно-географическое  положение, субъекты  РФ

Учащиеся должны знать/понимать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях

Типы адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов.

Типы адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов.

Особенности обеспечения России природными ресурсами. Уметь: анализировать картографические данные, находить в разных источниках и анализировать необходимую информацию; выделять, описывать  и объяснять влияние природных условий на жизнь  и здоровье человека. Выделять, описывать  и объяснять опосредованное влияние природных условий на жизнь  и здоровье человека, находить в разных источниках информацию необходимую для оценки природных ресурсов страны.

Фронтальный опрос

3

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

4

Великие равнины России – Восточно-европейская и Западно-сибирская.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

5

Ура и горы Южной Сибири

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, тест

6

Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

7

Экзотика России – Северный Кавказ и Дальний Восток

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

8

Экологическая ситуация в России,

Фронтальный опрос

9

Экологическая безопасность России  

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

10

Учимся с «Полярной звездой»

Освоение новых знаний

Оценивание  практической работы

Европейская Россия – 31 часов

11

Пространство Центральной России

Изучение нового материала

Знать/понимать основные географические термины и понятия, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-запад, Центральная Россия Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Уметь выделять, описывать  и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирования культуры народов. Районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Фронтальный опрос

12

Центральна Россия: освоение территории и население

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

13

Центральный район

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

14

Волго-Вятский район

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

15

Центрально-Черноземный район.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

16

Учимся с «Полярной Звездой»

Урок закрепление

Индивидуальный опрос

17

Москва и Подмосковье

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

18

Учимся с «Полярной Звездой» Дискуссия «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос

19

Пространство Северо-Запада

Изучение нового материала

Индивидуальный опрос

20

Северо-Запад: «окно в Европу»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

21

Северо – Запад: хозяйство

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

22

Калининградская область

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

23

Санкт-Петербург-вторая столица Росси.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

24

Учимся с «Полярной звездой»

Комбинированный урок

Беседа

25

Пространство Европейского Севера

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

26

Европейский Север: освоение территории и население

Комбинированный урок

Тестирование

27

Европейский Север: хозяйство и проблемы

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

28

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

Тестирование

29

Пространство Северного Кавказа

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

30

Северный Кавказ: освоение территории и население.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

31

Северный Кавказ: хозяйство и проблемы.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

32

Учимся с «Полярной Звездой».

Комбинированный урок

Тестирование

33

Пространство Поволжья

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

34

Поволжье: освоение территории и население.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

35

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

36

Учимся с «Полярной Звездой».

Комбинированный урок

Тестирование

37

Пространство Урала

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

38

Урал: освоение территории и хозяйство

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

39

Урал: население и города.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

40

Учимся с «Полярной Звездой».

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

41

Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»

Урок закрепления полученных знаний

Тестирование

География Саратовской области – 6 часов

42

Особенности ЭГП, формирования природы, территории.

Изучение нового материала

Знать основные этапы заселения региона. Уметь характеризовать современное хозяйство

Фронтальный опрос

43

Население и хозяйственное освоение

Комбинированный урок

Знать особенности развития хозяйства региона, важнейшие природно-хозяйственные объекты, основные виды природных ресурсов

Фронтальный опрос

44

Особенности хозяйства региона. Промышленность

Комбинированный урок

Объяснять изменение пропорций между сферами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства

Фронтальный опрос

45

АПК

Комбинированный урок

Уметь объяснять причины экономических проблем, прогнозировать путь их решения

Фронтальный опрос

46

Социально-экономические проблемы региона

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

47

Обобщающий урок по теме «Саратовская область»

Урок закрепления полученных знаний

Тест

Азиатская Россия -   12 часов

48

Пространство Сибири

Изучение нового материала

Знать/ понимать основные географические термины и понятия, особенность основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера, основная зона.

Географические особенности отдельных регионов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный  и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Регионы экологического неблагополучия. Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их  обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Фронтальный опрос

49

Сибирь: освоение территории и население

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

50

Сибирь: хозяйство

Комбинированный урок

Работа с картами, индивидуальный опрос

51

Западная Сибирь

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

52

Восточная Сибирь

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

53

Учимся с «Полярной звездой»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

54

Пространство Дальнего Востока

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

55

Дальний Восток: освоение территории и население (1)

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

56

Дальний Восток: освоение территории и население (2)

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

57

Дальний Восток: хозяйство

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

58

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

 Фронтальный опрос

59

Обобщающий урок по теме «Азиатская Россия»

Урок закрепления полученных знаний

Тест

Соседи России – 4 часа

60

 Соседи России

Изучение нового материала

Знать: какие страны являются соседями России. Уметь: находить их на карте, показывать.

Фронтальный опрос

61

Сфера влияния России

Комбинированный урок

Знать: внешние экономические связи  России с другими странами. Уметь: находить и показывать их на карте.

Фронтальный опрос

62

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

63

Учимся с «Полярной Звездой»

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

64

Резерв учителя – 5 часов

Список литературы

1.Учебник «География. Россия» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева М. Просвещение 2009 год

2.Поурочные разработки. В.В.Николина. М. Просвещение 2010 год.

3.Мой тренажер. В.В. Николина М. Просвещение  2009г.

4. Атлас для учащихся. М. Просвещение 2009г.

Дополнительная литература:

1.Алексеев А.А.География России, часть 2,М. Дрофа 2007

2.Мультимедийная обучающая программа: География 8-9 класс. География России.М., Просвещение , 2006.

3.Интернет –ресурсы.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии

Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»

МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.

Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...