Разработка урока "План и карта"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Обобщающее повторение по теме"План и карта".Урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_plan_i_karta.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «План и карта»

Урок – путешествие

Цели и задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „План и карта”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы.

2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами и планом местности.

3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта полушарий, карточки-задания, компас,  атласы, линейки, карандаши, маркер, флажки, мультимедийная установка, проектор, ИД, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

Класс делится на 4 команды, выбирается название, девиз, эмблема, капитан.

II. Начало путешествия.

Вступительное слово учителя:  

Здравствуйте ребята!

Сегодня нас ожидает неожиданный урок. Это урок – путешествие в мир знаний, открытий, переживаний.

Наш урок будет посвящён обобщающему повторению раздела «План и карта».

Нам предстоит нелегкая задача - покорение морских просторов. Путь наш  будет трудным. Только самые смелые и отважные смогут доплыть до конца пути. Вам потребуются все ваши знания и умения.

- Я думаю, вы не испугались, и я вам предлагаю отправиться в путешествие. В путешествие в виде игры.

Девизом нашего урока будет эпиграф:

«Только смелым, покоряются моря!»

Прежде чем мы начнем путешествие, нам надо хорошо потренироваться,  чтобы собрать свою волю и силы.

 «Географическая разминка»

Он крутит стрелкой так и сяк

Как будто чутким носом:

Найти дорогу не пустяк

Чтоб указать матросам.

(КОМПАС)

Моря есть плавать нельзя

Дороги есть скакать нельзя

Земля есть пахать нельзя

Луга есть косить нельзя.      

(КАРТА)

Их давно – давно открыли

Из под снега их отрыли

Землю всю, проткнув насквозь

Вышла к ним земная ось.

(ПОЛЮСА)

Посмотри перед тобою

Длинные предлинные

Словно делят шар земной

На дольки апельсиновые.

(МЕРИДИАНЫ)

Шар не велик,

Да лениться не велит

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет.

(ГЛОБУС)

Учитель:  Молодцы ребята! Справились. Размялись. Отправляемся в путь.

- А сейчас давайте вспомним.

Вопрос: Что такое ориентирование?  (умение находить стороны горизонта)

Вопрос: А какие стороны горизонта вы знаете?

 (Север – Юг – Запад - Восток)

Вопрос: А какие это были стороны горизонта? (основные)

Вопрос: А какие вы ещё знаете? (промежуточные)

 (СЗ –ЮВ – СВ- ЮЗ)

Вопрос: Скольким градусам соответствует каждая из сторон горизонта?

Запад – 270

Восток – 90

Юг – 180

Северо-восток – 45

Юго-запад – 225

Северо-запад – 315

Юго-восток – 135

Север – 0

Учитель: Молодцы ребята!

Ну а теперь работа в тетради

Ради проверки и истины ради

Работа в тетрадях и  один учащийся работает с ИД.

Вы хорошо усвоили теоретический материал, а теперь посмотрим, как вы свои знания применяете на практике.

Задание: Пройти маршрут используя масштаб и условные знаки.

Нам дан масштаб 1 : 10000 переведите  в именованный (1см = 100м)

Используя  масштаб  1см = 100м выполним следующее задание.

Рассказ: (каждая команда получает своё задание в конверте)

Учитель: Молодцы ребята!

-А сейчас!

Для разрядки поиграем,

Тест любимый разгадаем.

Тест-опрос:

1  Географическая долгота   6

2  Относительная высота      5

3  План местности                   4

4  Географическая широта    3

5  Азимут                                   2

6 Параллели                            1

1). Угол между направлением на север и направление на какой-то предмет.  (Азимут)

2). Величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки. (Географическая широта)

3). Превышение точки земной поверхности над другой по отвесной линии. (Относительная высота)

4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков. (План местности)

5. Величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или востоку от заданной точки. (Географическая долгота)

6. Линии, условно проведённые на поверхности Земли параллельно экватору. (Параллели)

Проверка:

  1. вариант: 5, 4, 2, 3, 1, 6

      2 – вариант: 2, 3, 5, 4, 6, 1

Учитель: Молодцы ребята!

Где-то под руками были близко

Капитана Врунгеля записки.

Он себя считает знатоком

С географией он знаком.

-Капитан оставил вам послание .

-Кто первым выполнит задание, тот и первым клад найдёт.

Задание: На плане класса проложить маршрут.

Учитель: Молодцы ребята!

Хотя задание и было с подвохом,

Справились вы с ним неплохо.

Физминутка:

Поднимает руки класс – это раз

Повернулась голова – это два

Руки вниз, вперёд смотри – это три

Руки в стороны по шире развернули на четыре

С силой их к плечам прижать – это пять

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Зарядка для глаз.

Учитель: И так все наши корабли …. уже в открытом океане, у всех команд взят свой курс.

Вопрос: А знаете ли вы, где вы находитесь? НЕТ!!!  Так давайте отгадаем.

Как узнать, где этот материк,

Путешественник без карты не привык.

Выйдем просто мы из положенья,

Карту все возьмём в одно мгновенье.

Задание на определение координат:

Корабль «Витязь» - 5 с. ш. 80 в. д.

Корабль «Чёрная Жемчужина» - 30 с. ш. 160 з. д.

Корабль «Атлантида» - 50 ю. ш. 90 з. д.

Корабль «Карпатия» - 40 ю. ш. 10 в.д.

-Ставим флажки на карте полушарий.

Учитель: Ребята!

  • Сигнал SOS. Это всемирная команда бедствия. Подающаяся по радиосигналам, её слышат все корабли находящиеся в открытом море, потому что все готовы прийти на помощь бедствующему судну. Все прекрасно понимают, что от их помощи зависит спасение людей.
  • Я даю вам координаты корабля терпящего бедствие. Дети спешите на помощь!

20° ю.ш. 130° з.д. 

Вопрос: Какому кораблю точно удастся спасти тонущий корабль?

Молодцы!!!

За спасение корабля, капитан судна «….» подойдите ко мне.

«Спасибо вам за сохранение человеческих жизней, за спасение людей».

- Спасибо дети, переходим к заключительной части нашего путешествия.

Подведение итогов

Я знала, всё у нас получится,

Америку мы с вами будем знать.

Всем орденоносцам Врунгеля

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

- И так вы увидели, что сегодняшний урок показал, что некоторые моменты вызывали трудности, но насколько живо и с горящими глазами вы принимали участие в обнаружении бедствующего корабля «Бригантина» это дало вам толчок к новым неизвестностям, к поиску новых знаний. И мне хочется наш урок закончить словами А.С.Пушкина.

«О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…»

Надеюсь в будущем старанья ваши всех нас будут радовать и вдохновлять. И ни зря девизом нашего урока были слова капитана «Только смелым покоряются моря».

Домашнее задание:  

Придумать рассказ бывалого моряка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

Методическая разработка "Запоминание фрагментов карты"

Благодаря этой разработке у детей развивается зрительная память, они учатся чувствовать и грамотно распределять свое внимание и скорость....