маршрут доктора Айболита
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

мижева анжела александровна

Обобщить знания о физико-географическом положении материков: Евразия и Африка; формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, работать с картами; воспитывать любовь к окружающему миру через литературные произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план открытого урока16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Маршрут Айболита

Цель: обобщить знания о физико-географическом положении материков: Евразия и Африка; формировать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, работать с картами; воспитывать любовь к окружающему миру через литературные произведения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие в детство. Всем нам известна сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Сегодня мы вместе с доктором Айболитом отправимся в путешествие в Африку.

  1. Реконструкция маршрута Айболита.
  1. Пункт отправления.

Слайд 1, 2.

Давайте определим место, откуда Айболит отправляется в путь.

Во-первых, это лесная зона (он под деревом сидит), Северное полушарие ( приходи к нему лечиться…медведица), район, который освоен человеком (и корова), но освоенный недавно и не полностью, так здесь можно встретить диких зверей (и волчица). Как вы думаете, какая это страна?

Ответы детей. ( При затруднении обратить внимание на славянский генезис имени Айболит).

Слайд 3,4.

( Мой мальчик, мой зайчик попал  под трамвай)- значит, дело происходит на окраине большого города, где ходят трамваи. Давайте определим город где может находиться Айболит. Дети высказывают несколько версий. Обратить внимание, что действие всех сказок К. Чуковского происходит в Санкт-Петербурге («Крокодил», «Мойдодыр»).

  1. Маршрут Айболита.

Слайд 5,6

Определить по карте ближайший путь из Петербурга в Африку (морской или сушей на юг).

Но судя по всему доктор не знает, где находится Африка и твердит только одно: «Лимпопо». Давайте вернемся немного назад и уточним в какое время года была получена телеграмма.. Это лето, может быть начало осени, потому что к нему приходят пациенты- насекомые: жучок, паучок, укусившая барбоса оса. И так доктор отправился в путь в начале осени, но тут же  наступает зима( а в лицо ему ветер, и снег, и град).

Слайд 7, 8

В какой природной зоне находиться доктор? Правильно в зоне тайги( из-за елки выбегают мохнатые волки). Судя по всему Айболит двинулся на север и достиг в начале зимы или в конце осени Баренцева моря. На контурной карте начертить маршрут.

Ребята , почему это не Балтийское море а Баренцево?

Слайд 9. ( но тут выплывает кит)

Может ли Айболит на ките достичь Африки? Ответы детей (пользуются атласами)

Слайд 10 . Перед ним горная цепь, какая? (Атласский хребет). Где высадил кит Айболита?

( Марроканский берег). Достиг ли доктор своих пациентов? Работа  с картой.

Как раз эта точка континента не доступна для больных зверей.

Слайд 11, 12

 И так перед нами горы Атласс. Каков возраст гор(а горы все круче, а горы все выше), характер эрозионного расчленения( с высокой скалы), класс ландшафта( а горы уходят под самые тучи). Слово под дает нам понять высоту гор – не выше 2000 метров. Определить высоту Атласских гор. Работа с картами.

  1. Пункт назначения

Слайд 13.

Пересев на орла айболит отправляется к  последней точке маршрута- побережье( на море из Африки без отдыха глядят), это тропические леса или саванновые редколесья ( под пальмою сидит), фаунистический состав приславших телеграмму: бегемотики, страусята, тигрята, верблюжата. Отметить, что Айболит будучи узким специалистом называет их «зверями лесными». Какую еще географическую ошибку допускает в вопросе Айболит (только где же вы живете? На горе или в болоте?).В Африке с ее обширными сухими равнинами сочетание болот и гор не характерно.

Ответ зверей существенен: Мы живем на Занзибаре, в Калахари и в Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо. По карте дети отмечают что этим определением охвачена почти вся территория Африки, преимущественно сухие и пустынные области, чего и следовало ожидать исходя из персонального состава больных. От метить, что звери ведут кочевой образ жизни.

Слайд 14

Так как орлы не обладают большой дальностью полета можно считать ближайшей точкой назначения – берег Сенегала.

На контурных картах отметить, что маршрут Айболита проходил недалеко от трасс Петербург-Мурманск- Касабланка- Дакар.

  1. Подведение итогов.

  1. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©

ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово  “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...

Урок английского языка в 3 классе «Советы доктора Айболита»

При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках - что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спор...

Путешествие с доктором Айболитом

Внеурочное мероприятие, данный материал разработан по УМК М.З. Биболетовой, 2 класс....

Программа « Советы доктора Айболита».

Данная программа ориентированна на детей  младшего школьного возраста, которые  в силу обстоятельств оказались в учреждениях социального обслуживания. В основном это дети из неблагополучных ...

Конспект занятия "На приеме у доктора Айболита"

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, о кроликах,  их  болезнях, ветеринарно-профилактических мероприятиях и правильном их  содержании, а также полученные навыки и умения под...

Маршрут Доктора Айболита

Исследовательская работа по произведению К.Чуковского "Маршрут Доктора Айболита"Цель нашего исследования- выяснить маршрут Доктора Айболита в сихотворной сказке К.И.Чуковского "Айболит...