«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».
учебно-методическое пособие по географии на тему

Хамедова Елена Евгеньевна

Учебно -методическое пособие по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактический материал по географии для учащихся 6-10 классов».                                                                                                     

                                                                                  Автор: Хамедова Елена Евгеньевна

Во всех классах:

  • 1вариант  - базовый уровень;
  • 2вариант  - сложнее;
  • 3 вариант  - самый сложный.

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализовать при помощи разноуровневого дидактического материала.

6класс

Тема: «План и карта» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Нарисуйте условные знаки, обозначающие следующие географические объекты: школа, карьер, шоссе, колодец, деревня, заросли кустарников, дом лесника.

  1. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?

  1. Какое значение имеют план и карта в практической деятельности?

Вариант 2

  1. На карте какого масштаба территория уменьшена в большее количество раз: 1:5000 или 1:10000? Обоснуйте свою точку зрения исходя из определения понятия «масштаб».

  1. Чем отличаются понятия «абсолютная» и «относительная» высота? Какая из них подписывается на картах?

  1. Сравните понятия «географическая карта» и «план местности».

Вариант 3

  1. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метров. Разность высот соседних горизонталей 5 метров. Западный склон холма крутой, восточный пологий.

  1. Длина экватора составляет 40 000 километров. Определите, чему равняется длина дуги 1°. Если расстояние между объектами, расположенными на экваторе равно 10°, то чему равно расстояние в километрах?

  1. Имеются ли на Земле точки, для определения положения которых, достаточно только одной координаты?

Тема: «Атмосфера» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Дайте определение  понятие «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферы?

  1. Отчего возникает ветер?

  1. Как зависит климат от широты местности и угла падения солнечных лучей?

Вариант 2

  1. Расскажите о значении атмосферы. От каких губительных для жизни людей явлений атмосфера предохраняет Землю?

  1. Назовите существенные признаки понятия ветер. Можно ли считать ветром вертикальное движение воздуха, поднимающегося от нагретой земной поверхности?

  1. Какое время года в Рио-де-Жанейро, Кейптауне, Мельбурне, если у нас: весна; зима?

Вариант 3

  1. Каким образом нагревается воздух? Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от земной поверхности, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?

  1. Что общего в образовании тумана и облаков?
  2. Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?

Тема: «Атмосфера».

Класс делится на 4 команды и получают карточки с вопросами, время на подготовку 5 мин. Команда подготовившая ответы раньше поднимает сигнальную карточку.

1 группа

  1. Расскажите о строении атмосферы? (тропосфера 0–20 км, стратосфера 20–55 км, верхние слои атмосферы – 55 км.)

  1. Как высчитывается среднесуточная температура?

  1. Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении)

  1. Что называется насыщенным воздухом? (воздух который не может вместить больше водяного пара, чем он содержит)

2 группа

  1. Каков состав воздуха атмосферы у поверхности земли? (азот, кислород, инертные газы, углекислый газ, водяной пар, случайные примеси: пыль, аммиак, сернистый газ)

  1. Что такое атмосферное давление? (сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся на ней предметы)

  1. Что называется бризом? (ветер который возникает на берегу моря, дважды меняет направление в течение суток днем – с моря на сушу, ночью – с суши на море)

  1. Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые ит.д.)

3 группа

  1. Какие способы изучения атмосферы вы знаете? (метеорологические станции, радиозонды, метеорологические ракеты, искусственные спутники, наблюдения космонавтов).

  1. Что такое абсолютная влажность? (количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха).

  1. Из каких облаков выпадает дождь? (слоистые, кучево-дождевые, слоисто-кучевые)

  1. Что такое погода? (состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-то промежуток времени (сутки, месяц, сезон).

4 группа

  1. Что такое климат? (многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности).

  1. Приведите примеры нормального, повышенного и пониженного давления? (760 мм рт.ст; 760 мм. рт.ст ; <760 мм. рт.ст)

  1. Что называют атмосферными осадками? (вода выпадающая на земную поверхность в жидком или твердом состоянии)

  1. Назовите размеры дождевой капли? (0,5-5 мм)

 Тема «Пояса освещённости Земли»

                                                          Карточка № 1.

  1. Как называется параллель, на которой 22 июня солнце находится в зените, то есть под углом 90 градусов?

  1. Где солнце в зените находится в день зимнего солнцестояния?

  1. На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?

Карточка № 2.

  1. Как называется параллель ,на которой 22 декабря солнце находится в зените под углом 90 градусов?

  1. Между какими параллелями находится жаркий пояс освещённости?

  1. На какой параллели 22 июня начинается полярная ночь?

                                                                               Карточка №  3.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиком и полярным кругом?

  1. На какой параллели 22 июня начинается полярный  день?

  1. Где солнце в зените находится  в день летнего солнцестояния?

Карточка  №4.

  1. Какой пояс освещённости находится между тропиками?

  1. На какой параллели 22 декабря начинается полярный день?

  1. Как называется параллель, где в день летнего солнцестояния солнце стоит в зените ,то есть под углом 90 градусов?

                                                     

7класс

Тема: «Мировой океан» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие виды волн вы знаете? Как различаются по своему происхождению и силе ветровые волны и цунами?

  1. С чем связано возникновение течений в океане?

  1. На какие группы по способу передвижения подразделяют органический мир океана? Приведите примеры организмов, относящихся к различным группам?

Вариант 2

  1. Используя знания о распределении солнечного тепла и света по поверхности Земли, объясните, как и почему изменяется температура поверхностных вод Мирового океана.

  1. Что такое теплое и холодное течение? Каким образом они показываются на картах? В каких направлениях движутся?

  1. Какими природными ресурсами располагает Мировой океан? Какие из них используются наиболее интенсивно?

Вариант 3

  1. Почему вода в океане имеет горько-соленый вкус? Откуда появились соли в морской воде?

  1. Каким образом обитатели океана приспособились к условиям жизни? Могут ли глубоководные рыбы жить в поверхностных водах? Почему у большинства рыб брюхо светлое, а спина темная?

  1. Почему Северо-Атлантическое течение, имеющее температуру воды всего +12°С, считается теплым, а Канарское течение с температурой воды +19°С – холодным?

Тема: «Южная Америка» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие основные элементы земной коры, формируют материк? Какими формами рельефа они выражены?

  1. Почему Амазонка самая многоводная река планеты?

  1. Природные зоны Южной Америки имеют специфические названия. Каким зонам соответствуют следующие термины: «сельвас», «льянос», «кампос», «пампа»?

Вариант 2

  1. Южная Америка – самый влажный материк. Подтвердите этот факт, используя необходимую карту атласа. Объясните причины этой особенности.

  1. Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, она имеет более широкий набор климатических поясов?

  1. Каким образом климатические особенности влияют на почвы и органический мир материка? Объясните этот факт на примере любой природной зоны материка.

Вариант 3

  1. Горы Анды – одни из самых высоких гор на Земле. Используя нужную вам карту, докажите этот факт с точки зрения строения земной коры и теории движения литосферных плит.

  1. На какой из ранее изученных материков Южная Америка похожа по особенностям своего животного мира? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Почему южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть?

8класс

Тема: «Географическое положение. Граница» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова площадь России, протяженность ее морских и сухопутных границ? Через какие природные объекты она проходит?

  1. Какие из морей России относятся к окраинным, какие к внутренним?

  1. Какие виды хозяйственной деятельности человека связаны с морями и океанами? Какое значение для России имеет Северный морской путь?

Вариант 2

  1. Охарактеризуйте положение России в пределах материка Евразия.

  1. Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?

  1. Вычислите примерную протяженность России с севера на юг и с запада на восток. Какие следствия имеет большая протяженность России?

Вариант 3

  1. В каких широтах расположена большая часть государства? Положение, какой крупной страны мира похоже на положение России?

  1. В разных источниках указывается неодинаковое количество морей, омывающих территорию России (12 или 13). С какими причинами это связано? Какова ваша точка зрения?

  1. Если вы 14 мая поплывете из Владивостока в Сан-Франциско и пробудете в пути 5 суток, то какого числа ваше судно прибудет в пункт назначения?

Тема: «Климат России» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Что такое солнечная радиация? Нарисуйте схему и покажите на ней все основные виды.

  1. Используя необходимую вам карту, определите территории,  на которых выпадает наибольшее и наименьшее количество осадков? С чем это связано?
  2. Территория России омывается водами трех океанов. Какой из них оказывает наибольшее влияние на климат России?

Вариант 2

  1. Докажите на примере России, что климат зависит от географической широты, циркуляции воздушных масс, характера подстилающей поверхности.

  1. Каким образом климатические условия отражаются на хозяйственной деятельности человека, его питании, одежде, особенностях жилища, способах передвижения?

  1. Говорят, что в городе существует «остров тепла». Почему в центре города температура на 3-5 °С выше чем на окраинах?

Вариант 3

  1.   В двадцатых числах марта и сентября, в дни равноденствия, угол наклона солнечных лучей к земной поверхности одинаков для одного и того же пункта.  Например, для Москвы он    составляет 34°. Почему среднемесячные температуры марта и сентября значительно различаются в одном и том же пункте? (В Москве среднемесячная температура марта составляет -5°С, а среднемесячная температура сентября + 9 °С.)  

  1. Суточная сумма радиации 22 июня в Арктике больше, чем в самых южных районах Средней Азии. Объясните, почему летом температура воздуха в Арктике ниже, чем температура воздуха в умеренных широтах.

  1. На севере и юге Западно-Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300 мм. В год). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи). С чем это связано?

Тема: «Рельеф и геологическое строение территории России»

Карточка № 1.

По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и впишите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Название форм рельефа

НИЗМЕННОСТИ

ВОЗВЫШЕННОСТИ

ПЛОСКОГОРЬЯ

ГОРЫ

Карточка №2.

По предложенному плану составьте характеристику Западно – Сибирской равнины:

  1. Географическое положение территории. К какой тектонической структуре приурочена?
  2. Породами, какого возраста сложена и как они залегают?
  3. Высота территории над уровнем моря?
  4. Какие внешние процессы формировали рельеф территории?
  5. Какими полезными ископаемыми богата территория, и как они размещены?
  6. Какие стихийные явления, связанные с рельефом, здесь наблюдаются?
  7. Как влияет деятельность человека на рельеф территории?

Карточка №3.

  1. Под действием каких сил происходит постоянное изменение рельефа Земли?

  1. По тектонической карте России определите, какие районы нашей страны являются сейсмоактивными, назовите их; укажите названия крупнейших действующих и потухших вулканов России.

Где в России в последние годы произошли сильные землетрясения? Каковы были их последствия?

Карточка №4.

  1. Вспомните, какие полезные ископаемые связаны:

А) с магматическими породами?

Б) с осадочными породами?

  1. По тектонической карте определите месторождения, каких руд характерны для палеозойской складчатости? Мезозойской складчатости?

Карточка №5.

  1. Что и как показано на тектонической карте России?
  2. По тектонической карте определите, на каких тектонических структурах расположены равнины, горы.

Карточка №6.

С помощью геохронологической таблицы определите, в какую эру и в какой период образованы:

  1. Уральские горы;
  2. Горы Кавказ;
  3. Горы Северо – Востока Сибири;
  4. Горы юга Сибири;
  5. Горы Дальнего Востока.

Карточка №7.

  1. Заполните таблицу: «Главные особенности рельефа нашей страны». С помощью учебника и атласа конкретизируйте их.

Особенности рельефа нашей страны

Примеры, подтверждающие эти особенности

Разнообразие

Преобладание равнин

Понижение территории к северу

Горное обрамление

  1. Назовите самую древнюю эру жизни Земли. В какой период, и в какой эре мы живем?

Тема: «Рельеф. Климат РФ» (Разноуровневые)

Карточка №1.

1.Устойчивый участок земной коры называется __________________.

2.Самая древняя эра в геологической истории  Земли _________________.

3.Самые древние платформы страны находятся на _______________России.

4.На западе  России находится обширная __________________равнина.

5.Самые длинные и старые горы РФ называются ______________________.

6.Способность Солнца излучать тепло и свет называется ________________.

7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре называются __________.

8.Летом циклон приносит _______________________ погоду.

9.Коэффициент увлажнения это ______________________________.

Карточка №2.

1.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента это ________.

2. Самая молодая эра в геологической истории Земли это  __________________.

3.Самая молодая складчатость находится на  _____________________России.

 4.На востоке России находится _________________ плоскогорье.

5.Самые молодые горы России это _________________.

6.Общее количество солнечной энергии,поступающее на Землю это____________.

7.Атмосферные  вихри с высоким давлением в центре  это _______________.

8.Зимой антициклон приносит _____________________ погоду.

9.Объясните почему на  западе России выпадает осадков больше чем Сибири ?

Карточка №3.

1.Самая древняя эра в геологической истории Земли это ____________.

2.Самые молодые горы России находятся на ________________.

3.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента  это _______.

4.Самые длинные и старые горы России называются ______________.

5.Самые древние  платформы России находятся на _________________.

6.Летом антициклон приносит ______________ погоду.

7.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.

8.Зимой циклон приносит _______________ погоду.

9.Объясните почему на севере России  холоднее чем в центре Европейской части страны?

Карточка №4.

1.Самая древняя эра в геологической истории Земли это ____________.

2.Самые молодые горы России находятся на ________________.

3.Выход на поверхность платформы кристаллического фундамента  это _______.

4.Летом антициклон приносит ______________ погоду.

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это _________________.

6.Зимой циклон приносит _______________ погоду.

7.Объясните почему на севере России  холоднее чем в центре Европейской части страны?

8.На востоке России находится _________________ плоскогорье.

9.Самые молодые горы России это _________________.

Данные карточки позволяют провести контроль достаточно быстро, не требуют много времени от урока, просты при проверке и позволяют достаточно полно проверить знания учащихся.Можно использовать эти задания систематически, меняя варианты.

9класс

Тема: «Население» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какова численность населения России? Какое место среди стран мира занимает Россия по численности населения?
  2. Какие народы населяют Россию? По каким признакам, и на какие группы их можно разделить?
  3. Что такое естественный прирост? От каких факторов он зависит?

Вариант 2

  1. Какие различия существуют в величине естественного прироста на территории России? Объясните этот факт.
  2. Какие зоны расселения выделяют на территории России?
  3. Как различаются города по выполняемым ими функциям?

Вариант 3

  1. Каким регионам России свойственна особая неоднородность национального состава территории? С какими причинами (историческими, природными) это связано?
  2. Какое население (городское или сельское) преобладает в России? Как различаются отдельные части России по соотношению городского и сельского населения?
  3. Что такое «трудовые ресурсы», как соотносятся понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

Тема: «Комплекс конструкционных материалов» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Какие общие черты имеют межотраслевые комплексы, производящие конструкционные материалы?
  2. Каково значение химической промышленности?
  3. Какие главные виды продукции производятся лесной промышленностью?

Вариант 2

  1. Какие типы предприятий имеются в черной металлургии? Что такое комбинат полного цикла?
  2. Каковы особенности руд тяжелых  и легких цветных металлов, и каким образом это влияет на размещение их производства?
  3. Дайте оценку лесных ресурсов России.

Вариант 3

  1. Около города Череповца (центральная металлургическая база) отсутствуют запасы руды и коксующихся углей. Однако здесь построен крупный металлургический комбинат полного цикла. Объясните данный факт.
  2. Какое значение для химико-лесного комплекса имеет комбинирование производства? Какие преимущества при этом достигаются?
  3. Коксующиеся угли Печерского бассейна расположены к металлургическим комбинатам Урала ближе, чем Кузбасс. Однако уральские заводы используют кузнецкий уголь. Почему?

10класс

Тема: «Политическая карта мира» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Вспомните основные этапы формирования политической карты мира. Как изменялась политическая карта мира в XX веке?
  2. Как различаются понятия «страна» и «государство»?
  3. Приведите примеры экономически развитых стран. На какие группы они подразделяются? Какие страны относятся к «большой восьмерке»?

Вариант 2

  1. Какие события оказали влияние на формирование политической карты с конца 80-х годов до настоящего времени? К каким изменениям на политической карте они привели?
  2. Приведите примеры территорий,  на которых продолжаются региональные конфликты. Какие стороны противоборствуют друг с другом, в чем сущность этих конфликтов?

Вариант 3

  1. Какие признаки стран вы выделили бы для их классификации? Классифицируйте страны мира по предложенному вами принципу.
  2. Какие геополитические проблемы начали разрешаться в последнее время?

Тема: «Мировые природные ресурсы» (Разноуровневые)

Вариант 1

  1. Что такое «природные ресурсы», на какие группы они подразделяются? Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
  2. В настоящее время поиски полезных ископаемых идут в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что значат эти термины,  и в каких странах мира преобладают эти направления?

Вариант 2

  1. Как соотносятся понятия «природа», «природная среда», «географическая среда»?
  2. К современным экологическим проблемам относят дефицит минеральных ресурсов, оскудение биологических, опустынивание. Каковы причины их возникновения и возможные пути решения?

Вариант 3

  1. Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития?
  2. С течением времени и развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для промежуточной аттестации учащихся 8-х классов

Материал содержит 5 вариантов заданий для проведения промежуточной аттестации по математике учащихся 8-х классов. ...

Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов

Данные словарные диктанты предназначены для формирования грамотной математической речи, для развития внимания и оперативной памяти учащихся 5-6 классов коррекционных школ V вида. Могут пригодиться и у...

Презентация Дидактический материал Словарные диктанты для учащихся 5-6 классов

Данные словарные диктанты помогают расширить словарный запас учащихся, способствуют развитию грамотной и точной математической речи....

«Дидактический материал по географии для учащихся 6 класса»

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя побе...

«Дидактический материал по географии для учащихся 6-9 классов»

Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребенок наверняка справится и почувствует себя победителем. Это можно реализ...

Дидактический материал. Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»

Комплект заданий для учащихся 5-6 классов по предмету «Физическая культура»...

Дидактический материал. "Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»

Комплект заданий для учащихся 7-8 классов по предмету «Физическая культура»...