Главные вкладки

    Возможности уроков обобщения и систематизации в курсе «География. Земля и люди» для подготовки учащихся к ГИА
    методическая разработка по географии (7 класс) по теме

    Дмитриева Марина Николаевна

    Данный материал поможет в подготовке к ГИА по географии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx39.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья для публикации

    Тема: «Возможности уроков обобщения и систематизации в курсе «География. Земля и люди» для подготовки учащихся к ГИА»

                                             Выполнила:      Дмитриева М.Н., учитель географии ГБОУ СОШ №258

                                                                             

                   

    Изучение географических знаний в нашей школе осуществляется с помощью УМК «Сферы». Мой выбор данного комплекса не случаен. Одним из важных моментов являлось грамотно продуманная система подготовки к ГИА и ЕГЭ (комплекс тетрадей-тренажеров, тетрадей-экзаменаторов, контурных карт с заданиями).

                  Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» разработаны в соответствии с его общими научно-методическими принципами и требованиями:

    • обеспечение комплексности и преемственности отдельных школьных географических разделов;
    • единые методологический, методический, информационный и дизайнерский подходы к отбору, структуризации и подаче учебного материала;
    • наличие унифицированной «навигационной» системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и овладение учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации;
    • использование современных технологий обучения.

    Главными психолого-педагогическими принципами УМК «Сферы» являются актуализация, проблемность, познавательность, наглядность и доступность отбора, компоновки и подачи материала.

    Главными методическими принципами являются:

    • соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по географии;
    • активная методика, направленная на стимулирование самостоятельной деятельности учащихся;
    • усиление практической направленности курса, позволяющей использовать полученные знания и умения в повседневной жизни.

                  Для объективной оценки общеобразовательной подготовкой по географии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений были разработаны варианты письменной экзаменационной работы.

                 Отбор содержания, подлежащего проверке в экзаменационной работе, осуществляется в соответствии с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников, описанными в виде операционализированных умений так, чтобы обеспечить  проверку их сформированности на содержании всех разделов обязательного минимума содержания основного общего образования по географии.

               Анализируя распределение заданий по основным содержательным блокам, я увидела, что на раздел «Природа Земли и человек» и «Материки, океаны, народы и страны», приходится 10 заданий варианта ГИА, а это 1/3 общего объема информации. Разрабатывая рабочую программу по курсу «География. Земля и люди», среди различных типов уроков для подготовки к ГИА меня особенно привлекают уроки обобщения и систематизации.

               Обычно эти уроки близки по своему типу к урокам повторения. Специфика их заключается в том, что учитель для систематизации и обобщения, выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом. Я часто использую на таких уроках метод углубления практических умений и навыков. Широкое распространение на таких уроках схем и моделей дает учителю направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие в изучаемом материале повторяющихся, а поэтому закономерных связей и отношений, выявление сущности изучаемых процессов. Обобщение учениками фактического материала является важной, но не единственной задачей этого типа урока. Особенно важно в ходе этих уроков формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и территорий, переход от частных к более широким обобщениям. Поэтому нередко за 45 минут такого урока учителю приходится рассматривать с учащимися материал 20-30 часов.

                Тема и план урока обобщения и систематизации с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за 2-3 дня до его проведения. Обычно это делается на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуальных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы обсуждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель ставит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетается с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для учащихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученными ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения.

    Я, в своей работе, рассмотрю использование листов индивидуальных достижений, которые предшествуют работе в тетраде-экзаменаторе. Урок обобщения с включением практической работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и применение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.

                    Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявляется уровень освоения учащимся основных фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития. Эти уроки развивают логические мышления учащихся, контролирует качество знаний и умений учащихся.

                   Основными задачами уроков обобщения и систематизации являются:

    • Актуализация знаний, упрочнение знаний, имен, названий, фактов.
    • Упрочнение умений и навыков.
    • Создание целостной картины события, процесса, которые раньше изучались по частям.
    • Систематизация, обобщение знаний.
    • Выделение главных процессов, событий изучаемого периода, главных действующих лиц.
    • Рассмотрение новых связей в свете уже известных ранее фактов.
    • Углубленное объяснение уже известных сложных понятий, позволяющих на более высоком теоретическом уровне понимать явления общественной жизни.
    • Тренировочные работы учащихся.

    Основными методами уроков обобщения и систематизации являются:

    • Обзорные лекции.
    • Устный опрос.
    • Организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
    • Развернутая беседа.
    • Семинарское занятие.
    • Урок-экскурсия.

              В своей работе, я остановлюсь на тренировочных работах, т.к. они имеют непосредственную подготовку  учащихся к ГИА. В курсе «География. Земля и люди», на мой взгляд, наиболее важными уроками являются уроки систематизации и обобщения в конце тем: «Природа Земли: главные закономерности», «Человек на планете Земля». На уроках такого типа я использую листы личных достижений, которые дают возможность контролировать процесс усвоения материала каждым ребенком и предшествуют работе с тетрадью-экзаменатором, которая является неотъемлемой частью уроков обобщения и систематизации.

             Конспект  урока обобщения и систематизации по теме: «Человек на планете Земля».

    Цели:  1. Обобщить полученные знания по теме.

                 2. Закрепить новые понятия.

                 3. Используя элементы тестов ГИА (тетрадь-экзаменатор),проверить знания учащихся.

    Термины для повторения.

    Раса

    Естественный прирост

    Плотность населения

    Языковые семьи

    Народ

    Мировые религии

    Хозяйственная деятельность людей

    Форма расселения

    Агломерации

    Историко-географические области

    Формы управления государств (республики, монархии)

    Постиндустриальное государство и т.д.

    Ход урока.

    1. Постановка цели.
    2. Каждому ученику выдается лист личных достижений, контурная карта с нанесенной на ней страной (у каждого ученика индивидуальное задание).
    3. Во время устных ответов по основным темам и дополнения электронного учебника, ученики заполняют лист личных достижений.

    Лист личных достижений

    Фамилия, Имя……………………………………………………………………

    Класс ……………………………………………………………………………………

    Проверка знаний по теме «Человек на планете Земля»

    1.Название страны……………………………………………………………..

    2.На каком материке ,в какой части света находится страна………………………………………………………

    ……………………………………………………………………….

    3.Преобладающая раса………………………………………………………………..

    4.Численность населения, естественный прирост…………………………………………………………………………

    5.Размещение населения по территории страны…………………………………………………………………………

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    6.Преобладающий язык, языковая семья, народы……………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    7.Преобладающая религия…………………………………………………………………………………………………………….

    8.Преобладающая хозяйственная деятельность людей………………………………………………………………..

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    9.Какая страна: индустриальная, сельскохозяйственная, постиндустриальная     ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    10.Крупные города и агломерации (если есть)……………………………………………………………………………………….

    11.Форма управления страной………………………………………………………………………………………………………………

    12.Историко – культурный район мира……………………………………………………………………………………………………

            4. Данная работа предшествует проверке умения применять полученные на уроках знания и умения для определения географических объектов (стран) по их краткому описанию.

            Примеры вопросов ГИА по данному разделу:

    • Определите страну по ее краткому описанию.

    1) Это одна из самых больших по величине территорий стран мира. Расположена  в Северном полушарии. Ее берега омывают воды трех океанов. Самую западную часть страны занимают горы. Она исключительно богата лесными ресурсами, пушным зверем, запасами пресной воды, различными полезными ископаемыми. Имеет сухопутную границу  только лишь с одним государством.  Столица – не самый большой город страны.

    Ответ_____________

    Комментарий: В данном случае одна из самых больших по величине территории стран мира, расположена в северном полушарии, омывается водами трех океанов (Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический), имеет сухопутную границу  только лишь с одним государством (США), столица – не самый большой город страны (г.Оттава). данное описание характерно для Канады. Все другие характеристики позволяют проверить правильность ответа.

    2) Это – одна из крупных по численности населения и площади территории стран мира. Она находится на юге материка, в субэкваториальном поясе. Основную часть ее территории занимает плоскогорье, к северу переходящее в низменность, сложенную наносами двух рек. К северо-востоку от низменности протянулась величайшая горная система.

    Ответ______________

    Комментарий: В данном случае описана Индия: одна из крупных по численности населения и площади территории стран мира (примеры стран в мире: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия), находится на юге материка, в субэкваториальном поясе( только Индия), низменность, сложенная наносами двух рек (Инд, Ганг). К северо-востоку от низменности протянулась величайшая горная система(Гималаи).

    Все другие характеристики позволяют проверить правильность ответа.

    3) Географическое положение этой страны своеобразно. Она омывается водами нескольких океанов. В июле в этой стране самый разгар зимы. На материке, на котором расположена эта страна нет действующих вулканов, здесь не происходят землетрясения. Вдоль восточного побережья протянулись невысокие горы. Одной из характерных черт природы является широкое распространение пустынь. Столица – не самый крупный ее город. Средняя плотность населения составляет не более двух человек на 1 кв.км.

    Ответ______________

    Комментарий: В июле в этой стране самый разгар зимы (южное полушарие). На материке нет действующих вулканов, здесь не происходят землетрясения (платформа). Одной из характерных черт природы является широкое распространение пустынь (субтропический, тропический пояса). Столица – не самый крупный ее город. Средняя плотность населения составляет не более двух человек на 1 кв.км (большая площадь, низкая численность). Все характеристики типичны для Австралии.

    • С помощью карт атласа определите, в какой из перечисленных стран имеются наиболее обширные незаселенные территории.
    1. Аргентина
    2. Франция
    3. Китай
    4. ЮАР
    • Какая из перечисленных стран не относится к историко-Культурному району Западная Европа?
    1. Испания
    2. Великобритания
    3. Греция
    4. Польша
    • Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

    Слоган

    А) Наша страна известна своими карнавалами, футболом и кофе. Приехав к нам, вы можете искупаться в теплом, ласковом море, отправиться в путешествие в непроходимые тропические леса.

    Б) Наша страна находится в Юго-Восточной Азии. Она расположена на полуострове Малакка и в северной части острова Калимантан. Тропическая природа, теплое море, огромное количество бутиков и ресторанов сделают ваш отдых здесь незабываемым.

    Страна

    1. Конго
    2. Бруней
    3. Бразилия
    4. Малайзия

    5.Заключительная часть урока работа по вариантам  с тетрадями-тренажерами УМК «Сфера».

    Конспект  урока обобщения и систематизации по теме:                                                             «Природа Земли: Главные закономерности».

    Цели:  1. Обобщить полученные знания по теме.

                 2. Закрепить новые понятия.

                 3. Используя элементы тестов ГИА (тетрадь-экзаменатор),проверить знания учащихся.

    Термины для повторения.

    Материки

    Части света

    Рельеф

    Летоисчисление Земли

    Эры (Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой)

    Земная кора

    Платформа

    Щит

    Климатообразующие факторы

    Воздушные массы

    Пояса атмосферного давления

    Постоянные и сезонные  ветры

    Классификация климатов

    Соленость океанов

    Особенности температурного режима в океане

    Внутренние воды (реки, озера, ледники, подземные воды)

    Природная зональность

    Высотная поясность

    Ход урока.

    1.        Постановка цели.

    2.        Каждому ученику выдается лист личных достижений, контурная карта отдельного материка.

    3.        Во время устных ответов по основным темам и дополнения электронного учебника, ученики заполняют лист личных достижений.

    Лист личных  достижений.

    Фамилия .Имя……………………………………………………………………….

    Класс………………………………………………………………………………………

    Проверка знаний по теме « Природа Земли. Главные закономерности»

    Название материка……………………………………………………………………………..

    1.На какой литосферной плите  находится материк, какие складчатости принимали участие в формировании материка, какие формы рельефа представлены на материке:

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    Выводы (закономерности)………………………………………………………………………………………………………………………

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    2.В каких климатических поясах лежит материк, какой  климатический пояс занимает

    большую часть , какие воздушные массы формируют климат материка:……….....................................

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    Выводы (закономерности)…………………………………………………………………………………...................................

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    3.Какими океанами омывается материк, как они влияют на климат материка:………………………………..    

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    Выводы (закономерности)…………………………………………………………………………………………………………………….

    4.Распределение вод суши на материке:……………………………………………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    Выводы (закономерности)……………………………………………………………………………………………………………..…….

    5.В каких природных зонах располагается материк, эндемики материка:………………………………………..

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

    Выводы (закономерности)…………………………………………………………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

    4.  Данная работа предшествует проверке умения применять полученные на уроках знания и умения для определения географических закономерностей в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере.

            Примеры вопросов ГИА по данному разделу:

    • 10% мировой вулканической активности в начале 1990-х годов было зарегистрировано в Японии. До 1500 землетрясений каждый год магнитудой от 4 до 6 баллов не является чем-то необычным. Небольшие землетрясения происходят ежедневно в разных частях страны, вызывая колебания зданий и сооружений в городах.

    ? Чем можно объяснить большое количество землетрясений на территории Японии? Какие еще стихийные природные явления, связанные с литосферой здесь могут происходить?

    Для ответа на вопросы данного типа, необходимо использовать тектоническую карту мира, вспомнить причины, вызывающие землетрясения (схождение и расхождение литосферных плит).

    • Изучая тему «Климат», школьники собрали климатические данные для населенных пунктов, расположенных на одной широте, но имеющих разную долготу. Свои данные они представили в виде таблицы:

    Город

    Географические координаты

    Средняя температура воздуха, °С

    Среднегодовое кол-во осадков, мм

    Высота над уровнем моря,м

    январь

    июль

    Псков

    57°с.ш, 28°в.д.

    -5,1°С

    +18,3°С

    702 мм

    44 м

    Ярославль

    57°с.ш, 39°в.д.

    -12°С

    +17,9°С

    591 мм

    98 м

    Екатеринбург

    57°с.ш, 60°в.д.

    -12,6°С

    +19°С

    537 мм

    250 м

    Тюмень

    57°с.ш, 65°в.д.

    -14,7°С

    +18,8°С

    478 мм

    60 м

    Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод?

    1. Слава: «Чем выше над уровнем моря населенный пункт, тем выше температура июля».
    2. Андрей: «Среднегодовое количество осадков уменьшается при движении с запада на восток».
    3. Таня: «Температура воздуха в январе уменьшается с высотой».
    4. Ира: «Температура воздуха летом и зимой понижается при движении с запада на восток».

    При выполнении заданий по теме «Климат», очень важно внимательно проанализировать представленные в таблице данные наблюдения.

    5.        Заключительная часть урока работа по вариантам  с тетрадями-тренажерами УМК «Сфера».

                Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 5-6 классов  и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Земля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязи  между человеком, природой и хозяйством.

                Этим  и определяется главная цель раздела – опираясь на созданную у учащихся систему географических знаний о процессах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс страноведческих знаний о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях.

                 Уроки обобщения и систематизации, на мой взгляд, органично вписываются в общую структуру тем курса. Создавая рабочие программы, я уделяю большую роль таким урокам, т.к. считаю, что они очень важны в общей системе подготовки к ГИА.

                 

    Список используемой литературы.

    1. Рабочие программы «География» Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, М. «Просвещение», 2011г.
    2. Рабочая программа педагога «Методические рекомендации для разработки», О.Н. Крылова, Т.С. Кузнецова, СПб, «КАРО», 2013г.
    3. «География» Подготовка к ГИА-2014 9 класс, А.Б. Эртель, Ростов-на Дону, «Легион»,2013г.
    4. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме» География, ФИПИ, Интеллект-Центр, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"

    Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...

    Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

    Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

    Презентация к уроку обобщения и систематизации знаний "Развитие жизни на Земле. Эволюция человека"

    Данная презентация предназначена для урока как наглядно-обучающее пособие...

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)

    Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных»   для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс).  Тип урока -  применение знаний на практике. Урок ...

    Календарно-тематическое планирование курса география «Земля и люди». 7 класс "СФЕРА"

    Календарно-тематическое планирование курса география «Земля и люди». 7 класс...

    Географический диктант 7 класс «Введение в курс «География. Земля –планета людей»».

    Географический диктант составлен к учебнику  7 класса «География. Земля –планета людей», авторы И. В. Душина, Т.Ю. Притула, , М.: Баласс ,образовательная система "Школа 2100"...

    Рабочая программа курса «География. Земля и люди». 7 класс. Линия "Сфера"

    Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 6 класса и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. Зе...