Главные вкладки

    Каждый ученик должен быть успешным
    статья (6 класс) по теме

    Лещенко Елена Семеновна

    Это мой опыт работы с классом, учащиеся которого требуют особенной педагогической поддержки. Представленна система  работы, которая дала положительный результат.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx22.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каждый ученик должен быть успешным

    В последнее время всё чаще встречается на уроке такая ситуация, когда ученики не делают домашнее задание, не хотят работать и не могут справиться с заданиями, не усваивают программного материала. Согласно стандартам второго поколения достаточно, если ученик просто осваивает учебный материал, то есть учится  на «удовлетворительно».

    Я предлагаю вам свой опыт работы с такими детьми, с такими классами.

    В школе №89 я работаю учителем географии уже третий год, до этого - 14 лет  проработала в Лицее №81. Имея опыт работы в таких разных образовательных учреждениях, я смогла полнее увидеть систему работы со снижением мотивации в обучении.

    С приходом в школу 89 столкнулась с классом, который завел меня в тупик – не работают на уроке, не проявляют интереса к учебе, срывают своим поведением урок.

    В целом успеваемость у таких детей по всем предметам снижается. Думаю, эта ситуация знакома многим. И с каждым новым учебным годом в таком классе положение только усугубляется.

    Сначала я стала разбираться с причинами возникшей ситуации и возможностями работы с детьми. Конечно, уровень воспитанности, уровень мотивации у данных учащихся снижен по отношению к лицеистам. Интерес к предмету  ребята проявляли, но прилежания в учебе и выполнение домашней работы – не отмечалось. Но ведь научить необходимо, программный материал должен усвоить каждый не ниже «удовлетворительно». Начальный курс географии включает достаточно большое количество новых терминов, понятий, которые необходимо выучить и осознавать, и главное – связывать с окружающей нас реальностью.

    Работу с классом начинаю с самого простого: пытаюсь мотивировать учащихся, подбирая к каждому уроку интересные факты, выдержки высказываний выдающихся географов и ученых, занимательный материал. Урок строю на многократном повторении. Каждый ученик встаёт и рассказывает определение или основное из домашнего параграфа, «основное» - давала под запись в тетрадь при изучении нового материала. Кто не знает, ждет второго опроса - когда весь класс расскажет. Во время многократно повторяющегося определения многие его уже выучивают на уроке. Если не справляются,  то после урока подходят ко мне и сдают домашний материал. Конечно, тратится достаточное время урока, но каждый на уроке знает, что его спросят, он обязательно ответит, и это подталкивает многих учить домашнее задание. Ещё одним плюсом стало то, что многие учащиеся, до этого стесняясь отвечать перед классом, стали преодолевать свою неуверенность.

    Позже к работе стали подключаться учащиеся, которые твердо знали определение. Они начали помогать мне, опрашивать других ребят – время тратилось уже меньше. Таким образом, определения в классе стали учить.

    При изучении нового материала «основное» повторяется и учителем, и учениками (при использовании разных методов: работа с текстом, работа в группах, работа с карточками и тд.), можно и хором. Естественно, применять это необходимо в рамках разумного, лишь бы главная мысль изучаемого материала как можно чаще повторялась. Вроде бы ничего нового для себя в применяемых методах не открыла, но данная ситуация потребовала от меня создания новой системы повторения.

    Детям трудно выделить «основное» в тексте. Составляем конспект на уроке под моим контролем вдумчиво, неторопливо, чтобы каждый понял принцип работы и мог применить его в учебе. Потом закрепление, самостоятельное выполнение работы, проверка в классе и разбор - время неумолимо теряется, но результат компенсирует все потери на уроке. Систематическая работа принесла положительную динамику в работе на занятиях; в качестве и в скорости выполнения заданий, как дома, так и в школе.

    Дети хорошо усваивают материал, если он связан с жизнью или эмоционально прочувствован. Например, термин «насыщенный воздух» сравниваю с насыщением желудка после съедения торта учеником. Дети живо представляют процесс поедания целого торта и перенасыщения желудка с улыбкой на лице, и термин осознан. В начале изучения урока я всегда стараюсь выделить, что изучаемая тема пригодится в жизни и где именно. Это помогает настроить детей на работу, активизирует их познавательный интерес.

    Работу в классе направляю на  повышение познавательной активности,  используя разные формы организации урока и формы управления познавательной деятельности. Например, все дети любят «погружение в реальность», когда они закрывают глаза, а учитель рассказывает о чем-либо, можно со звуковым сопровождением. Представление о тропическом лесе я начинаю с аудиозаписи «Звуки тропического леса» и рассказом об этой природной зоне, а в это время ученики слушают с закрытыми глазами. После ребятам дается возможность вспомнить самое интересное из услышанного. Даю непривычные задания на дом: написать стихотворение об Африке, сочинить рассказ-путешествие обманку и тд. Использую активно ИКТ на уроках географии, но перегружать детей информацией не следует. Намного лучше дать задание, чтобы учащиеся сами нашли что-то интересное и дополнили урок, подтолкнуть их на самостоятельную работу.

    Мой любимый вопрос на уроке: «Почему?». Без него не обходиться ни один ответ ученика. Ведь дети должны выстраивать логическую цепочку связей в нашем мире, выделять закономерности.

    Стараюсь дать посильную работу «проблемным»  учащимся или привести пример с их участием, занять их неуемную энергию на уроке. Часть этих детей стала намного активней включаться в работу на уроке. Приятные результаты были получены у меня с так называемыми «запущенными» детьми, их познавательная активность  возросли на моих уроках в несколько раз.

    Проделанную работу необходимо оценивать. У меня сложилась своя система оценивания: оценивает сам ответивший  ученик или учащиеся в классе. С первого урока объясняю оценочную систему ответа или письменной работы. Нельзя давать незаслуженную оценку. Часто слышу, что учителя по каждому поводу говорят:  «молодец», «хорошо» и тд. Дети перестают реагировать позитивно на данное поощрение и похвала становиться нормой. Самое лучшее, когда ученик оценивает свой ответ самостоятельно, не может – помогает класс, учитель последним анализирует и оценивает. Мой анализ ответа ученика включает в себя и  замечания, и  выделение хорошего в ответе. Я также объясняю, с чем ему нужно поработать дома и как. Вопросов по поводу выставления той или иной оценки у учащихся не возникает, выставление оценки прозрачно и обоснованно.

    Полученный результат необходимо не только удержать, а развивать, не прекращая повышать познавательную активность на уроке. Урок не должен превратиться в постоянное развлечение, необходимо научить детей работать, да так, чтобы они получали радость от проделанной работы и полученного результата. Когда мы получаем наибольшую радость? Когда мы знаем, как работать, и у нас получается эта работа, мы видим конечный результат.

    Еще очень важный аспект – это согласованная работа всех учителей параллели. Работа должна быть скоординирована и требования должны быть общими, проработанными со всеми учителями–предметниками.

    На педсовете мной было представлен этот опыт работы  и принят нашими учителями школы для применения на своих уроках. Пусть не всё сразу получиться, но результат должен быть положительным. Систематично, целенаправленно и  совместно проведенная работа в классе на всех уроках будет иметь наиболее высокий результат.

    Качество знаний в 6-м классе за III четверть повысилось на 20%. Промежуточную аттестацию по географии в этом классе прошли все учащиеся положительно.  

    Самое главное, на мой взгляд, не пасовать перед трудностями, не терять веры в себя и в своих учеников. Дети всегда заслуживают нашей веры в них, нашего уважения и нашего трудолюбия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

    Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

    Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

    В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

    Интегрированное занятие "У каждого человека должен быть дом"

    Занятие по профилактике самовольных уходов....

    Занятие из цикла "У каждого человека должен быть дом"

    Занятие по профилактике самовольных уходов....

    Статья "Философия ученика… (Современный учитель… Каким он должен быть?)"

    В чем же заключается миссия учителя? Почему же нужно поднять престиж педагогической профессии? Каким же должен быть «совершенный», идеальный учитель? Какие отношения должны быть между учителем и...

    У ученика обязательно должен быть свой источник информации

    Шпаргалки, телефоны, электронные библиотеки и т.д....