Календарно -тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

Рабочая программа по географии в 6 классе  составлена на основе   авторской программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов.География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне, задача которого направлено на интегрирование регионального компонента в курсе географии 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_7_klass4.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

                                      уроков  географии

                                                                                                                                                     

Класс 7

Учитель Исаева Ольга Николаевна

Количество часов за год всего – 70

В неделю – 2 часа

Практических работ – 10

Программа: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

Учебник: География. Материки и океаны. 7 класс. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский М «Русское слово» 2010. В двух частях.

 

Методические пособия: Поурочные разработки по географии. 7 класс. Н.А. Никитина «Вако» М; 2005. Поурочное планирование «Физическая география». 6 класс. Г.Н. Элькин. Санкт-Петербург «Паритет», 2002.

2011-2012 учебный год

Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Материки и океаны»  7 класс

на 2013-2014 учебный год                    70 часов   (2 часа в неделю)

 по УМК   Домогацкий Е.Н., Алексеевского Н.И.

n\n

№урока

Тема урока

Тип урока

Форма

проведения

Оборудование урока

Дата

Практические работы

10

1ч-2           2ч-4

3ч-2           4ч-2

Дом.

задание

 Фактический срок прохождения

Цель курса

 - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

 

1.

1.

Введение.  

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности  человека. Практическое значение географических знаний,  многообразие  источников географической информации. Уметь описывать  основные источники географической информации.

Урок изучения нового материала

Рассказ. Работа с картой учебником

Атласы,  учебники, презентация на интерактивной доске

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации. (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями)

 

 

2.

1

Раздел I. Мировая суша

         

Дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Суша в океане

1час

Урок изучения нового материала.

Конкурс знатоков географических

Атласы, интерактивные карты   портреты путешественников,   путешествий

Презентация

Пар 1

Раздел II.   Литосфера 5 часов

«Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Уметь оценивать и прогнозировать: по карте литосферных плит изменения очертания материков и океанов в отдаленном будущем, изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках.  Называть типы земной коры. Основные тектонические структуры , мировые центры месторождений полезных ископаемых , сейсмически опасные территории.  

3.

1.

 Геологическое время

Урок изучения нового материала

Беседа,

практикум

Карта строения земной коры, физическая карта мира, демонстрационная таблица «Геохронологическая таблица»,    

Определение по картам направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.

Пар.2

Задания на стр.24

4.

2

Строение земной коры

Комбинир. урок

Беседа,

практикум

Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа

Презентация

 

Пар 3,

 

5.

3.

Литосферные плиты и современный рельеф

Комбинированный урок практикум

Беседа, практикум

Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа

Презентация

Пар.4

Сложные вопросы №1

6.

4

Платформы и равнины

Комбинированный урок

Беседа, практикум

Презентация

«Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые». №1

Пар5

7.

5

Складчатые пояса и горы

Комбинированный урок

Беседа

Практикум

Презентация

Пар6.

Тест стр50

Раздел 111. Атмосфера – воздушный океан 4 часа

дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

8.

1..

 Пояса планеты

Урок изучения нового материала

Беседа,

практикум

Климатическая карта мира, таблицы, схемы.

Презентация

Пар.7 стр.54

 

9

2.

Воздушные массы и  климатические пояса

Комбинир.

урок

Беседа,

практикум

Физическая карта полушарий. Глобус, оборудование для опыта: воронка, стакан, вода

Мультимедиа.

Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира  №2    

Пар.7

Записи в тетрадях, индивид. задан:

Характерист. географ. объектов

10

3.

 Климатообразующие факторы.  

Комбинир.

урок

Урок -практикум

Климатическая карта мира, карта «Климатические пояса мира», физическая карта мира

 

Пар.8.

 

11.

4.

Обобщение по теме «Атмосфера»

 Урок повторения и закрепления

 

Составить вопросы для самоконтроля и взаимного контроля

12

1.

Гидросфера IV

 Мировой океан- синяя бездна 4 часа

 

Мировой океан и его части.

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Урок изучения нового материала

Беседа,

практикум

Карта полушарий, карта океанов, мультимедиа «География. Наш дом – Земля» 7кл.

Презентация

Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

 

Пар-10

 

13.

2.

Движение вод мирового океана

       Комбинированный    Беседа,практикум

Карта полушарий

Пар.11,

 

14.

3.

Органический мир океана

Комбинированный   Беседа, практикум,

Презентация

Пар.12

15.

4.

Особенности отдельных океанов

Комбинированный   Беседа, практикум,

Презентация

Пар.13

16

1.

Биосфера V.

Геосфера- живой организм

(2часа)

  Географическая оболочка. 

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона.  Экваториальный лес,  арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Урок изучения нового материала

Карта растительности и животного мира, карта природных зон

Презентация

Анализ схем круговоротов вещества и энергии.

Пар14

17

2

Зональность географической оболочки

Комбинир.

Урок

Беседа, практикум

Карта природных зон, атласы, задания на карточках

Презентация

Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами. №3

Пар.15

 

18.

1.

 Человек  VI

4 часа

Освоение Земли человеком.

Комбинированный урок

Беседа, практикум

Карта «Народы мира», карта «Плотность населения мира», атласы;

мультимедиа

 

Пар.16.

19

2

Охрана природы

Комбинированный урок

Беседа

20

3

Население Земли

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Политическая карта мира

Презентация

Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

21.

4

Страны мира

Комбинированный

Беседа, практикум  

Политическая карта мира

22.

Обобщение и контроль знаний по теме «Земля  - уникальная планета»

Урок – зачет

 

Карточки индивид. с заданиями

Составить блоки для взаимного контроля

Раздел VII.  Материки и океаны.

(48 часов)

  Научить объяснять особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов., особенности расового этнического состава населения, различия в условиях  жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран, различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях, особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран. Научить детей описывать географическое положение объектов, компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран, объекты  и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ, особенности  материальной и духовной культуры крупных народов. Научить определять (измерять) географическую информацию по картам различного содержания, называть или показывать важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран. Показывать крупнейшие , густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира., основные культурно – исторические центры страны их столицы и крупные города, ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности. Знать меры по охране атмосферы , вод океанов и суши.

 

23.

1

Африка (10 часов)

ГП

История исследования 

Комбинированный

Беседа, практикум  

Физическая карта Африки

«Определение географических координат крайних точек, протяженность. Обучение определения географического положения материка».№4

        Пар.20

Задание по контурной карте

24.

2

Геологическое строение и рельеф Африки

Комбинированный

Беседа, практикум  

Физическая карта Африки

Презентация

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезны ископаемых.

Пар.21

25.

3

Климат Африки

 Комбинированный

Беседа, практикум  

   

 Климатическая карта Африки

Презентация

Пар.22

26.

4

Гидрография Африки

Комбинир.

Урок

Беседа,

практикум

Физическая карта Африки

Презентация

Пар.23

 

27

5

Разнообразие природы Африки

Комбинир.

Урок

Беседа,

практикум

Природные зоны Африки

Презентация

Пар24

Сообщения

28

6

Разнообразие природы Африки

Комбинир.

Урок

Беседа,

практикум

Природные зоны Африки

Презентация

Пар 24

29

7

Население Африки .

Комбинированный     практикум

Карта полушарий. Физическая карта Африки.

Пар. 25

30

8

 Регионы Африки:

Северная    и Западная Африка

Комбинированный

Урок -игра

Карта строение земной коры, физическая карта Африки, контурная карта

Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. №5

Пар.26

 

31

9.

 Регионы Африки:

Центральная, Восточная и Южная Африка

Комбиниров.

урок

Политическая акрта Африки  

 

Пар.27

32

10.

 Урок обобщающего повторения. Географический диктант.

 Комбинированный

Беседа,

практикум

Физическая карта Африки, климатическая карта, таблицы

 

 

33

1.

Австралия и Океания. (5часов)

Географическое положение. История открытия.

Изучение нового материала

Беседа,

практикум

Презентация « Австралия», атлас, список номенклатурных объектов, справочно – информационный материал, физическая карта Австралии.

Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы. №6

Пар.28.

Работа с контурной картой

34

2.

Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды.

Комбинир.урок

Беседа,

практикум

Климатическая карта, диаграммы, трафаретыф с контурами материка

Пар.29

 

35

3.

 Особенности природы Австралии

Комбинированный

Урок -путешествие

Мультимедиа. Презентация «Своеобразие органического мира Австралии», карта природных зон. Таблицы «Растительный и животный мир материков»

Пар.30.

36

4.

Население и хозяйство Австралии. Австралийский Союз.

Комбинир.урок

       Беседа,

практикум, работа с учебником,

Атласы, карта населения, плотности населения, комплексная карта

 

Пар.31

37

5.

Океания. Природа, население, страны.

Урок изучения нового материала

Беседа,

практикум

Мультимедиа, презентация «Океания»., атласы, физическая карта полушарий

Пар.32

 

38

1

Антарктида 2 часа

ГП История открытия

Урок освоения новых знаний и умений

Карта полушарий, карта Антарктиды, таблицы «Растительный и животный мир материков»

Пар 33

39

2

Особенности природы Антарктиды

Урок освоения новых знаний и умений

Презентация

Пар 34

40

1.

Южная Америка  (8 часов)

Географическое положение. Из истории открытия и  исследования материка.

Комбинированный

Урок - практикум

Физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки.

«Определение черт сходства и различия географического положения Африки  и Южной Америки».№7

Пар.35

Подписать объекты береговой линии

41

2.

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

Урок изучения нового материала

Беседа,

практикум

Карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки. Справочно-информационный материал «Высочайшие  вершины» и «Действующие вулканы», мультимедиа

 

Пар.36, обозначение географических объектов на контурной карте

42

3.

Климат и факторы его формирования .

 Комбинированный

Беседа,

практикум  

Карта климатических областей мира, климатическая карта Южной Америки, раздаточный материал с климатограммами, трафареты  Южной Америки

Пар.37 определить к  какому типу  климата относятся климатограммы, приведенные в  учебнике, инд. Задания: подготовить сообщения о животном и  растительном мире пресных водоемов Ю. Америки

43

4.

Внутренние воды материя Ю.Америка

Комбинирован.

урок

Беседа,

практикум

Физическая карта Ю.Америки

   

Пар.38,  обозначить на контурной карте водные объекты ,   подготовить сообщение о  представителях животного мира Ю.Америки

44

5.

Природные зоны Ю.Америки

Комбинированный    исследовательская работа  

Мультимедиа, карта природных зон  Юж.Америки

Табицы «Растительный и животный мир матпериков»

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Пар.39,  

45

6.

Население Ю.Америки

Комбинированный    беседа, практикум

Политич.карта Ю.Америки, контуры стран Ю.Америки, раздаточный материал со справочными данными

«Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.»

Пар.40

46

7.

Страны Ю.Америки

Комбинированный  

Беседа,

практикум

Политическая карта мира, хрестоматии. энциклопедия

 

Пар. 41

 Повторить материал раздела

47

8.

Урок обобщающего повторения и контроля знаний по теме «Ю.Америка»

Урок повторения и обобщения знаний

 

 

Индивидуальные задания: подготовить кроссворды по изученной теме

48

1.

Северные материки. Северная Америка (9часов)

Географическое положение Северной Америки. История открытия материка и  исследования.

Комбинированный  

Беседа,

практикум

Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта С.Америки, справочно -информационный материал Мультимедиа: Презентация «Северная Америка»

Пар.42  

обозначение береговой линии на Конт.картах

49

2.

Рельеф и полезные ископаемые С.Америки

 Комбинированный

Беседа, практикум

Физическая и тектоническая карты, раздаточный справочный материал , карточки с названиями форм рельефа, презентация «Северная Америка»

Пар.43

 

50

3.

Климат Северной Америки.

Комбинированный

 Беседа с целью установления причинно-следственных связей

Карта климатических поясов и обастей мира, климатическая карта Северной Америки, трафареты с кнтурами материка, раздаточный материал,

«Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом  поясе, оценка  климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения».№8

Пар.44

  инд. задания-доп.материал о реках и озерах Америки

51

4.

Внутренние воды С.Америки.

Комбинированный урок

В форме беседы, практикум

Физическая карта Северной Америки, справочные таблицы, мультимедиа

Пар.45, работа на контурных картах, обозначение географ.объектов, изуч. на уроке

52

5.

Разнообразие природы Северной Америки

Комбинированный

 формирования и совершенствования ЗУН

Мультимедиа, таблицы «Растительный и животный мир материков», карта природных зон С.Америки

Пар 46

Инд. задания составить презентацию по желанию (одна из природных зон)

53

6.

Население .  

Комбинированный

 Самостоятельная работа

Политическая и физическая карты Северной Америки, карта народов мира, карта плотности населения., карта владений Англии. Франции, Испании в 18 в., источники дополнительной информации, книги, хрестоматии

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Пар.47

  подготовить материал о разных странах материка)

54

7.

Страны Северной Америки.

Комбинированный Беседа,

практикум

Карты атласа

 

Пар.48

Повторить

Материал раздела

55

Обобщающее повторение по теме «Северная Америка»

Урок повторения и закрепления

викторина

тестирование

56

1.

Евразия. (12часов)

Физико-географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии.

  Изучение нового материала

 Беседа, практикум

Физическая карта Евразии

Презентаия

Пар.49,

Обозначить на контурной карте географические объекты береговой линии материка

57-58

2.-3

Рельеф и полезные ископаемые  Евразии.

Комбинированный

Беседа,практикум

Физическая карта полушарий и Евразии, настенная контурная карта Евразии. Раздаточный справочно- информационный материал, списки номенклатуры.

Пар.50

Работа на контурной карте.

59

4

Климат Евразии.

Комбинированный урок

В форме беседы,практикума

Климатическая карта, физическая карты Евразии, раздаточный материал с климатическими диаграммами.

Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам.    

Пар.51

Индивидуальные задания: сообщения о реках и озерах Евразии

60-

5

Внутренние воды материка Евразия. Реки.

Комбинированный

 Беседа,практикум

Презентация

Физическая карта Евразии, раздаточный материал для модульного урока, справочно-информационный материал.

Пар.52

Подготовка к уроку конференции по теме: Природные зоны Евразии.

61-62-

6.7

Природные зоны Евразии.

Комбинированный

 Беседа, практикум

Мультимедиа, презентация «Природные зоны мира», таблицы «Растительный и животный мир материков, карта природных зон мира

«Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании  зон, в степени их антропогенного изменения».№9

Пар53

Инд.задания: народы Евразии

63

8

Население Евразии.

Комбинированный

 Самостоятельная работа

Задания для учащихся на карточках, карта плотности населения, народы мира

Пар.54

Инд.задания по странам Азии

64

9

Регионы Европы

Комбинированный

 Беседа

 практикум

Политическая карта Африки

Пар 55

65

10

 Регионы Азии Юго-Западная и Восточная Азия

Комбинированный

Урок-семинар

Карта комплексная, физическая , карта регионов

  «Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам»    №10

Пар.56 (индивид.)

Сообщения о странах и народах, по желанию – презентации в электронном виде

66.

11

 Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия

Комбинированный

 Беседа

 практикум

Карта комплексная , физическая , карта регионов

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Азии

Пар.57

(индивид)

подготовка к обобщающему уроку

67.

12.

Обобщение  и контроль знаний по теме «Евразия».

Урок проверки знаний

 Раздаточный материал с задачами

 

68

1.

 Природа и общество (2часа)

 

Комбинированный

Урок образования понятий установления причинно –следственных связей, объяснения законов

Презентация

Пар 58

Подготовить сообщения о проявлениях экологического кризиса , о том, как решаются экологические проблемы на различных материках

69.

2.

 Центры происхождения культурных растений

Комбинированный

Урок- конференция

  справочно- информационный материал

Пар.58

70.

3.

Контроль и коррекция знаний учащихся  по географии материков и океанов. .

 Контрольное тестирование и работа над ошибками

Разноуровневые тесты

 

        Итого 70 часов

 

 


Рабочая программа

по географии

 

для  7   общеобразовательного класса

 среднего  общего  образования

                                                 

Исаева Ольга Николаевна

                                        

География. Материки и океаны

(7 класс, 70 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 6 классе  составлена на основе   авторской программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2008.  и  УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.

Цель:

- апробирование УМК  в школе, выбор оптимального набора методов, средств, форм обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Скорректировать авторскую программу Домогацких Е.М. и УМК для  6 класса.
  2. Интегрировать региональный компонент в курс географии 7 класса.

         Впервые весь комплект учебников по географии для средней школы написан единым авторским коллективом, поэтому его отличают преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата.  Учебники географии представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования.

Проанализировав программу, я сделала небольшие изменения в количестве часов, выделенных на изучение  материков. На изучение  Южной Америки- 8часов вместо  9 по программе. На изучение Евразии 12 вместо 11 по программе.

Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Составлено по УМК  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского 2010г. Авторская программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2008.

География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

Цели и задачи курса:

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Курс состоит из двух частей:

  1. Планета, на которой мы живем.

  2. Материки планеты Земля.

Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.

Учебное пособие:   География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,  4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское  слово- РС», 2010.

Альтернативное  учебное пособие:           Учебник для общеобразовательных  учреждений В.А Раковская, И.В. Душина, В.А Щенёв.-М: Дрофа, 2004

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю. 

Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура,  практические работы. Практические работы, выделенные жирным курсивом  в тематическом планировании являются контрольными или итоговыми, за них выставляются оценки в журнал. (10 оценочных практических работ)

Плановый срок проведения практических работ

1 четверть- 2

2четверть-2

3 четверть-4

 4 четверть-2

Содержание программы

Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)

Тема 1. Мировая суша (1 час)

Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.

Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.

Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними  формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические  пояса планеты.

Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.

Персоналии: Альфред Вегенер.

Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.

Тема 3. Атмосфера (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата.  Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. 

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.

Тема 4. Мировой океан (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар. 

Практическая работа: 1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

Тема 5. Геосфера (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона.  Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2.Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.

Тема 6. Человек (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Практическая работа: 1. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)

Тема 1. Африка (10 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.

Тема 2. Австралия (5 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

 Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.

Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.

Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт. 

Тема 4. Южная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная  Америка.

Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.

Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.

Тема 5. Северная Америка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе.  Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.

Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.

Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия (11 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.

Практические работы: 1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.

Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.

Практическая работа: 1. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Знать (понимать):

 - географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

 - причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

 - основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

 - связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными    

   особенностями отдельных стран и регионов;

 - причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

   предотвращению;

 - географию крупнейших народов Земли.

2. Уметь:

 - давать характеристики материков и океанов;

 - характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

 - приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

   природопользования и др.;

 - определять географическое положение природных объектов.

Географическая номенклатура

Тема «Африка»: 

- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

-  Нил, Конго, Нигер, Замбези;

- Виктория, Танганьика, Чад;

-  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

Тема «Австралия и Океания»: 

-  Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

- Муррей,  Эйр;

 - Сидней, Мельбурн, Канберра.

Тема «Южная Америка»: 

- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

 - Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

Тема «Северная Америка»: 

- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

 - Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

- Великие Американские озера, Виннипег,  Большое Соленое;

 - Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»: 

 - Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

 - Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

- Финский, Ботанический, Персидский заливы;

- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн,  Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...