Календарно -тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе авторской программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов.География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне, задача которого направлено на интегрирование регионального компонента в курсе географии 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_7_klass4.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков географии
Класс 7
Учитель Исаева Ольга Николаевна
Количество часов за год всего – 70
В неделю – 2 часа
Практических работ – 10
Программа: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
Учебник: География. Материки и океаны. 7 класс. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский М «Русское слово» 2010. В двух частях.
Методические пособия: Поурочные разработки по географии. 7 класс. Н.А. Никитина «Вако» М; 2005. Поурочное планирование «Физическая география». 6 класс. Г.Н. Элькин. Санкт-Петербург «Паритет», 2002.
2011-2012 учебный год
Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Материки и океаны» 7 класс
на 2013-2014 учебный год 70 часов (2 часа в неделю)
по УМК Домогацкий Е.Н., Алексеевского Н.И.
№ n\n | №урока | Тема урока | Тип урока Форма проведения | Оборудование урока | Дата | Практические работы 10 1ч-2 2ч-4 3ч-2 4ч-2 | Дом. задание | Фактический срок прохождения | ||||
Цель курса - создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков; - раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков; - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
| ||||||||||||
1. | 1. | Введение. | Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний, многообразие источников географической информации. Уметь описывать основные источники географической информации. | |||||||||
Урок изучения нового материала Рассказ. Работа с картой учебником | Атласы, учебники, презентация на интерактивной доске | Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации. (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями) |
|
| ||||||||
2. | 1 | Раздел I. Мировая суша
| Дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света». | |||||||||
Суша в океане 1час | Урок изучения нового материала. Конкурс знатоков географических | Атласы, интерактивные карты портреты путешественников, путешествий Презентация | Пар 1 | |||||||||
Раздел II. Литосфера 5 часов | «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа. Уметь оценивать и прогнозировать: по карте литосферных плит изменения очертания материков и океанов в отдаленном будущем, изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках. Называть типы земной коры. Основные тектонические структуры , мировые центры месторождений полезных ископаемых , сейсмически опасные территории. | |||||||||||
3. | 1. | Геологическое время | Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Карта строения земной коры, физическая карта мира, демонстрационная таблица «Геохронологическая таблица», | Определение по картам направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет. | Пар.2 Задания на стр.24 | ||||||
4. | 2 | Строение земной коры | Комбинир. урок Беседа, практикум | Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа Презентация |
| Пар 3,
| ||||||
5. | 3. | Литосферные плиты и современный рельеф | Комбинированный урок практикум Беседа, практикум | Физическая карта мира, карты строения земной коры, атласы, мультимедиа Презентация | Пар.4 Сложные вопросы №1 | |||||||
6. | 4 | Платформы и равнины | Комбинированный урок Беседа, практикум | Презентация | «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые». №1 | Пар5 | ||||||
7. | 5 | Складчатые пояса и горы | Комбинированный урок Беседа Практикум | Презентация | Пар6. Тест стр50 | |||||||
Раздел 111. Атмосфера – воздушный океан 4 часа | дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий. | |||||||||||
8. | 1.. | Пояса планеты | Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Климатическая карта мира, таблицы, схемы. Презентация | Пар.7 стр.54
| |||||||
9 | 2. | Воздушные массы и климатические пояса | Комбинир. урок Беседа, практикум | Физическая карта полушарий. Глобус, оборудование для опыта: воронка, стакан, вода Мультимедиа. | Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира №2 | Пар.7 Записи в тетрадях, индивид. задан: Характерист. географ. объектов | ||||||
10 | 3. | Климатообразующие факторы. | Комбинир. урок Урок -практикум | Климатическая карта мира, карта «Климатические пояса мира», физическая карта мира |
| Пар.8.
| ||||||
11. | 4. | Обобщение по теме «Атмосфера» | Урок повторения и закрепления |
| Составить вопросы для самоконтроля и взаимного контроля | |||||||
12 | 1. | Гидросфера IV Мировой океан- синяя бездна 4 часа
Мировой океан и его части. | Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли. | |||||||||
Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Карта полушарий, карта океанов, мультимедиа «География. Наш дом – Земля» 7кл. Презентация | Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
| Пар-10
| |||||||||
13. | 2. | Движение вод мирового океана | Комбинированный Беседа,практикум | Карта полушарий | Пар.11,
| |||||||
14. | 3. | Органический мир океана | Комбинированный Беседа, практикум, | Презентация | Пар.12 | |||||||
15. | 4. | Особенности отдельных океанов | Комбинированный Беседа, практикум, | Презентация | Пар.13 | |||||||
16 | 1. | Биосфера V. Геосфера- живой организм (2часа) Географическая оболочка. | Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи. | |||||||||
Урок изучения нового материала | Карта растительности и животного мира, карта природных зон Презентация | Анализ схем круговоротов вещества и энергии. | Пар14 | |||||||||
17 | 2 | Зональность географической оболочки | Комбинир. Урок Беседа, практикум | Карта природных зон, атласы, задания на карточках Презентация | Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами. №3 | Пар.15
| ||||||
18. | 1. | Человек VI 4 часа Освоение Земли человеком. | Комбинированный урок Беседа, практикум | Карта «Народы мира», карта «Плотность населения мира», атласы; мультимедиа |
| Пар.16. | ||||||
19 | 2 | Охрана природы | Комбинированный урок Беседа | |||||||||
20 | 3 | Население Земли | Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Политическая карта мира Презентация | Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас. | |||||||
21. | 4 | Страны мира | Комбинированный Беседа, практикум | Политическая карта мира | ||||||||
22. | Обобщение и контроль знаний по теме «Земля - уникальная планета» | Урок – зачет
| Карточки индивид. с заданиями | Составить блоки для взаимного контроля | ||||||||
Раздел VII. Материки и океаны. (48 часов) | Научить объяснять особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов., особенности расового этнического состава населения, различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран, различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях, особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, отдельных стран. Научить детей описывать географическое положение объектов, компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков, крупнейших стран мира и некоторых ландшафтов стран, объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ, особенности материальной и духовной культуры крупных народов. Научить определять (измерять) географическую информацию по картам различного содержания, называть или показывать важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран. Показывать крупнейшие , густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира., основные культурно – исторические центры страны их столицы и крупные города, ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности. Знать меры по охране атмосферы , вод океанов и суши.
| |||||||||||
23. | 1 | Африка (10 часов) ГП История исследования | Комбинированный Беседа, практикум | Физическая карта Африки | «Определение географических координат крайних точек, протяженность. Обучение определения географического положения материка».№4 | Пар.20 Задание по контурной карте | ||||||
24. | 2 | Геологическое строение и рельеф Африки | Комбинированный Беседа, практикум | Физическая карта Африки Презентация | Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезны ископаемых. | Пар.21 | ||||||
25. | 3 | Климат Африки | Комбинированный Беседа, практикум
| Климатическая карта Африки Презентация | Пар.22 | |||||||
26. | 4 | Гидрография Африки | Комбинир. Урок Беседа, практикум | Физическая карта Африки Презентация | Пар.23
| |||||||
27 | 5 | Разнообразие природы Африки | Комбинир. Урок Беседа, практикум | Природные зоны Африки Презентация | Пар24 Сообщения | |||||||
28 | 6 | Разнообразие природы Африки | Комбинир. Урок Беседа, практикум | Природные зоны Африки Презентация | Пар 24 | |||||||
29 | 7 | Население Африки . | Комбинированный практикум | Карта полушарий. Физическая карта Африки. | Пар. 25 | |||||||
30 | 8 | Регионы Африки: Северная и Западная Африка | Комбинированный Урок -игра | Карта строение земной коры, физическая карта Африки, контурная карта | Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке. №5 | Пар.26
| ||||||
31 | 9. | Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | Комбиниров. урок | Политическая акрта Африки |
| Пар.27 | ||||||
32 | 10. | Урок обобщающего повторения. Географический диктант. | Комбинированный Беседа, практикум | Физическая карта Африки, климатическая карта, таблицы |
|
| ||||||
33 | 1. | Австралия и Океания. (5часов) Географическое положение. История открытия. | Изучение нового материала Беседа, практикум | Презентация « Австралия», атлас, список номенклатурных объектов, справочно – информационный материал, физическая карта Австралии. | Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы. №6 | Пар.28. Работа с контурной картой | ||||||
34 | 2. | Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. | Комбинир.урок Беседа, практикум | Климатическая карта, диаграммы, трафаретыф с контурами материка | Пар.29
| |||||||
35 | 3. | Особенности природы Австралии | Комбинированный Урок -путешествие | Мультимедиа. Презентация «Своеобразие органического мира Австралии», карта природных зон. Таблицы «Растительный и животный мир материков» | Пар.30. | |||||||
36 | 4. | Население и хозяйство Австралии. Австралийский Союз. | Комбинир.урок Беседа, практикум, работа с учебником, | Атласы, карта населения, плотности населения, комплексная карта |
| Пар.31 | ||||||
37 | 5. | Океания. Природа, население, страны. | Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Мультимедиа, презентация «Океания»., атласы, физическая карта полушарий | Пар.32
| |||||||
38 | 1 | Антарктида 2 часа ГП История открытия | Урок освоения новых знаний и умений | Карта полушарий, карта Антарктиды, таблицы «Растительный и животный мир материков» | Пар 33 | |||||||
39 | 2 | Особенности природы Антарктиды | Урок освоения новых знаний и умений | Презентация | Пар 34 | |||||||
40 | 1. | Южная Америка (8 часов) Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. | Комбинированный Урок - практикум | Физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки. | «Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки».№7 | Пар.35 Подписать объекты береговой линии | ||||||
41 | 2. | Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. | Урок изучения нового материала Беседа, практикум | Карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки. Справочно-информационный материал «Высочайшие вершины» и «Действующие вулканы», мультимедиа |
| Пар.36, обозначение географических объектов на контурной карте | ||||||
42 | 3. | Климат и факторы его формирования . | Комбинированный Беседа, практикум | Карта климатических областей мира, климатическая карта Южной Америки, раздаточный материал с климатограммами, трафареты Южной Америки | Пар.37 определить к какому типу климата относятся климатограммы, приведенные в учебнике, инд. Задания: подготовить сообщения о животном и растительном мире пресных водоемов Ю. Америки | |||||||
43 | 4. | Внутренние воды материя Ю.Америка | Комбинирован. урок Беседа, практикум | Физическая карта Ю.Америки |
| Пар.38, обозначить на контурной карте водные объекты , подготовить сообщение о представителях животного мира Ю.Америки | ||||||
44 | 5. | Природные зоны Ю.Америки | Комбинированный исследовательская работа | Мультимедиа, карта природных зон Юж.Америки Табицы «Растительный и животный мир матпериков» | Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. | Пар.39, | ||||||
45 | 6. | Население Ю.Америки | Комбинированный беседа, практикум | Политич.карта Ю.Америки, контуры стран Ю.Америки, раздаточный материал со справочными данными | «Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.» | Пар.40 | ||||||
46 | 7. | Страны Ю.Америки | Комбинированный Беседа, практикум | Политическая карта мира, хрестоматии. энциклопедия |
| Пар. 41 Повторить материал раздела | ||||||
47 | 8. | Урок обобщающего повторения и контроля знаний по теме «Ю.Америка» | Урок повторения и обобщения знаний
|
| Индивидуальные задания: подготовить кроссворды по изученной теме | |||||||
48 | 1. | Северные материки. Северная Америка (9часов) Географическое положение Северной Америки. История открытия материка и исследования. | Комбинированный Беседа, практикум | Карта полушарий или физическая карта мира, физическая карта С.Америки, справочно -информационный материал Мультимедиа: Презентация «Северная Америка» | Пар.42 обозначение береговой линии на Конт.картах | |||||||
49 | 2. | Рельеф и полезные ископаемые С.Америки | Комбинированный Беседа, практикум | Физическая и тектоническая карты, раздаточный справочный материал , карточки с названиями форм рельефа, презентация «Северная Америка» | Пар.43
| |||||||
50 | 3. | Климат Северной Америки. | Комбинированный Беседа с целью установления причинно-следственных связей | Карта климатических поясов и обастей мира, климатическая карта Северной Америки, трафареты с кнтурами материка, раздаточный материал, | «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения».№8 | Пар.44 инд. задания-доп.материал о реках и озерах Америки | ||||||
51 | 4. | Внутренние воды С.Америки. | Комбинированный урок В форме беседы, практикум | Физическая карта Северной Америки, справочные таблицы, мультимедиа | Пар.45, работа на контурных картах, обозначение географ.объектов, изуч. на уроке | |||||||
52 | 5. | Разнообразие природы Северной Америки | Комбинированный формирования и совершенствования ЗУН | Мультимедиа, таблицы «Растительный и животный мир материков», карта природных зон С.Америки | Пар 46 Инд. задания составить презентацию по желанию (одна из природных зон) | |||||||
53 | 6. | Население . | Комбинированный Самостоятельная работа | Политическая и физическая карты Северной Америки, карта народов мира, карта плотности населения., карта владений Англии. Франции, Испании в 18 в., источники дополнительной информации, книги, хрестоматии | Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | Пар.47 подготовить материал о разных странах материка) | ||||||
54 | 7. | Страны Северной Америки. | Комбинированный Беседа, практикум | Карты атласа |
| Пар.48 Повторить Материал раздела | ||||||
55 | Обобщающее повторение по теме «Северная Америка» | Урок повторения и закрепления викторина тестирование | ||||||||||
56 | 1. | Евразия. (12часов) Физико-географическое положение Евразии. Исследования Центральной Азии. | Изучение нового материала Беседа, практикум | Физическая карта Евразии Презентаия | Пар.49, Обозначить на контурной карте географические объекты береговой линии материка | |||||||
57-58 | 2.-3 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. | Комбинированный Беседа,практикум | Физическая карта полушарий и Евразии, настенная контурная карта Евразии. Раздаточный справочно- информационный материал, списки номенклатуры. | Пар.50 Работа на контурной карте. | |||||||
59 | 4 | Климат Евразии. | Комбинированный урок В форме беседы,практикума | Климатическая карта, физическая карты Евразии, раздаточный материал с климатическими диаграммами. | Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. | Пар.51 Индивидуальные задания: сообщения о реках и озерах Евразии | ||||||
60- | 5 | Внутренние воды материка Евразия. Реки. | Комбинированный Беседа,практикум | Презентация Физическая карта Евразии, раздаточный материал для модульного урока, справочно-информационный материал. | Пар.52 Подготовка к уроку конференции по теме: Природные зоны Евразии. | |||||||
61-62- | 6.7 | Природные зоны Евразии. | Комбинированный Беседа, практикум | Мультимедиа, презентация «Природные зоны мира», таблицы «Растительный и животный мир материков, карта природных зон мира | «Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения».№9 | Пар53 Инд.задания: народы Евразии | ||||||
63 | 8 | Население Евразии. | Комбинированный Самостоятельная работа | Задания для учащихся на карточках, карта плотности населения, народы мира | Пар.54 Инд.задания по странам Азии | |||||||
64 | 9 | Регионы Европы | Комбинированный Беседа практикум | Политическая карта Африки | Пар 55 | |||||||
65 | 10 | Регионы Азии Юго-Западная и Восточная Азия | Комбинированный Урок-семинар | Карта комплексная, физическая , карта регионов | «Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам» №10 | Пар.56 (индивид.) Сообщения о странах и народах, по желанию – презентации в электронном виде | ||||||
66. | 11 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | Комбинированный Беседа практикум | Карта комплексная , физическая , карта регионов | Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Азии | Пар.57 (индивид) подготовка к обобщающему уроку | ||||||
67. | 12. | Обобщение и контроль знаний по теме «Евразия». | Урок проверки знаний | Раздаточный материал с задачами |
| |||||||
68 | 1. | Природа и общество (2часа)
| Комбинированный Урок образования понятий установления причинно –следственных связей, объяснения законов | Презентация | Пар 58 Подготовить сообщения о проявлениях экологического кризиса , о том, как решаются экологические проблемы на различных материках | |||||||
69. | 2. | Центры происхождения культурных растений | Комбинированный Урок- конференция | справочно- информационный материал | Пар.58 | |||||||
70. | 3. | Контроль и коррекция знаний учащихся по географии материков и океанов. . | Контрольное тестирование и работа над ошибками | Разноуровневые тесты |
|
Итого 70 часов
Рабочая программа
по географии
для 7 общеобразовательного класса
среднего общего образования
Исаева Ольга Николаевна
География. Материки и океаны
(7 класс, 70 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 6 классе составлена на основе авторской программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2008. и УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
Цель:
- апробирование УМК в школе, выбор оптимального набора методов, средств, форм обучения и воспитания.
Задачи:
- Скорректировать авторскую программу Домогацких Е.М. и УМК для 6 класса.
- Интегрировать региональный компонент в курс географии 7 класса.
Впервые весь комплект учебников по географии для средней школы написан единым авторским коллективом, поэтому его отличают преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата. Учебники географии представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования.
Проанализировав программу, я сделала небольшие изменения в количестве часов, выделенных на изучение материков. На изучение Южной Америки- 8часов вместо 9 по программе. На изучение Евразии 12 вместо 11 по программе.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Составлено по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского 2010г. Авторская программа по географии Домогацких Е.М. для 6 – 9 классов. М.: Русское слово, 2008.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- географическое положение и история исследования;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография;
- разнообразие природы;
- население;
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Учебное пособие: География. Материки и океаны: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 4-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2010.
Альтернативное учебное пособие: Учебник для общеобразовательных учреждений В.А Раковская, И.В. Душина, В.А Щенёв.-М: Дрофа, 2004
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов учебного времени или 2 часа в неделю.
Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, практические работы. Практические работы, выделенные жирным курсивом в тематическом планировании являются контрольными или итоговыми, за них выставляются оценки в журнал. (10 оценочных практических работ)
Плановый срок проведения практических работ
1 четверть- 2 | 2четверть-2 | 3 четверть-4 | 4 четверть-2 |
Содержание программы
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Практическая работа: 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: 1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира.
Тема 4. Мировой океан (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: 1. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практическая работа: 1. Анализ схем круговорота вещества и энергии. 2.Установление по тематическим картам атласа связей между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (4 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: 1. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов)
Тема 1. Африка (10 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Составление туристического план-проспекта путешествия по Африке.
Тема 2. Австралия (5 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: 1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Цент-ральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.
Практические работы: 1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. 2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. 3. Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки.
Тема 5. Северная Америка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Практические работы: 1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе. 2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия (11 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы: 1. Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам. 2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели. 3. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (2 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практическая работа: 1. Выявление связей между компонентами природного комплекса (работа на местности).
Требования к уровню подготовки учащихся:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными
особенностями отдельных стран и регионов;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и
предотвращению;
- географию крупнейших народов Земли.
2. Уметь:
- давать характеристики материков и океанов;
- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального
природопользования и др.;
- определять географическое положение природных объектов.
Географическая номенклатура
Тема «Африка»:
- Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;
- Нил, Конго, Нигер, Замбези;
- Виктория, Танганьика, Чад;
- Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).
Тема «Австралия и Океания»:
- Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;
- Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;
- Муррей, Эйр;
- Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема «Южная Америка»:
- Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;
- горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;
- Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;
- Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).
Тема «Северная Америка»:
- Флорида, Калифорния, Аляска; Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;
- Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;
- горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;
- Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;
- Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое;
- Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»:
- Таймыр, Кольский Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;
- Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;
- Финский, Ботанический, Персидский заливы;
- проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский;
- острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; - - - равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;
- горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;
- реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;
- озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование для 8 класса по Информатике и ИКТ / Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
В документе дано календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ в рамках УМК авторов: Семакина И.Г., Залоговой Л.А., Русакова С.В., Шестаковой Л.В. в соответствии с требованиями Государстве...
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...