конспект урока 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

тема: "География населения мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_naseleniya_mira.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА».

ЦЕЛЬ: 1Усвоение всеми учащимися не ниже Госстандарта знаний по теме: «География населения мира» и обобщение этих знаний.

            2 Продолжить формирования надпредметных коммуникативных  умений и навыков: доносить свою позицию, понимать позицию другого и договариваться, формировать умение добывать и преобразовывать информацию из разных источников.

            3 Формирования личностной, нравственной позиции, умение делать свой выбор в мире ценностей, самооценка.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта плотности населения, атлас, интерактивная доска.

ТИП УРОКА: обобщающего повторения.

ХОД УРОКА:1. вступительное слово учителя:

СЛАЙД: «География населения мира».

      Мы с вами закончили изучения темы: « География населения мира». Сегодня на уроке мы будем рассматривать данную тему с позиции глобальных  проблем, таких как

Продолжающийся  быстрый рост населения, межнациональные отношения, урбанизация.

При подготовке к уроку вы использовали различные источники информации, пользовались документами и хотелось бы от вас услышать, какие меры сегодня необходимо для решения этих проблем.

Обратите внимание на дополнительные источники информации, план  действий который каждая группа приготовила для работы и  карточки для самооценки.

ИНСТРУКТАЖ:

    На прошлом уроке мы с вами разбились на группы. В каждой группе выбран консультант, который распределяет работу в группе, следит за ходом ее выполнения. Группа должна оценить работу каждого учащегося, с занесением оценок в специально подготовленную карточку.

Во время ответа каждая группа продумывает выводы, пути решения этих проблем и каждый для себя заносит в тетрадь дополнительные данные, которые приготовили учащиеся других групп.

СЛАЙД: План

    Вам был предложен план  обобщающего урока. Каждая группа выбрала вопрос по которому  провела работу, используя дополнительные источники информации.

Несмотря на то, что это было вашим д/з,  я  даю вам дополнительное время для подготовки 5 минут. Вам предстоит проанализировать материал, сравнить, классифицировать, обобщить, сделать выводы и найти пути решения этих проблем.

      План 1группы:

Численность и воспроизводство населения.

1. Рост численности населения.

2. Демографический взрыв.

3.Воспроизводство населения.

4. Демографическая политика.

5. Вывод. Пути решения проблем.

        План  2 группы.

Состав (структура) населения.

1.Половой состав населения.

2.Возрастной состав населения.

3. Классификация народов

а) по численности;    б) по языку

4.Три мировые религии.

5. Вывод. Пути решения.

        План  3 группы.

Размещение и миграции населения.

1. Сравнение плотности населения.

2. Миграции и их виды.

3. Центры миграции.

4. Вывод. Пути решения.

          План 4 группы.

Городское и сельское население. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации.

1.Характеристика городского и сельского населения.

2 Процесс роста городского населения

3 Урбанизация.

4.Уровень и темпы урбанизации.

5. Вывод. Пути решения.

1 группа: ЧИСЛЕННОСТЬ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ.

       1. Один из наиболее точных прогнозов численности населения был дан английским биологом  Джулианом  Хаксли в 1964 году на основании вычислений он заключил, что к 2000 году население планеты достигнет цифры 6 млрд. чел.

    Фонд народонаселения Организации объединенных наций  объявил, что 12 октября 1999 года население земли составило 6 млрд. чел,  а 4.11.2004 года численность мира достигла  6,4 млрд. чел. Об этом говорится  в докладе ООН « ОБЗОР И ОЦЕНКА ПРОГРЕССА, ДОСТИГНУТОГО В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ  ПРГОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ  ПО НАРОДОНАСЕЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ».

Страны мира резко различаются по числу жителей, например:

СЛАЙД: Сравнение стран по  численности населения.

Половина населения мира  проживает в шести странах: ----------

Наряду с такими «гигантами» есть страны карликовые с населением ---------

       2.На протяжении почти всей истории человечества рост численности населения невелик, но наибольшие темпы роста населения пришлись на 60-80 годы 20 века.

СЛАЙД: Таблица.

Такой резкий скачок численности населения получил название демографического взрыва.

СЛАЙД: карты: смертности, рождаемости и смертности.

Проанализировав таблицу и карты мы пришли к выводу, что динамика численности населения в наши дни растет.

СЛАЙД: динамика.

Но в разных регионах мира рост численности неодинаков. Это объясняется различным характером его воспроизводства.

      3.Под воспроизводством  понимается соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

СЛАЙД: формула воспроизводства.

Уровень рождаемости зависит от ряда факторов:

1.уровень жизни
2. здравоохранение

3.питание, условие труда, быта,

4. структура населения ( пол, возраст, брак)

5. образ жизни,  занятость женщин

6. национальные и религиозные традиции

Так современные достижения в медицине, санитарии и гигиене, борьба с эпидемическими заболеваниями, привело к сокращению смертности.

Отрицательное воздействие на воспроизводство населения оказывают войны, распространение голода и болезней.

Среднемировой показатель ЕП составляет 17 чел. На 1000 чел.

СЛАЙД: табл. Среднемировой показатель ЕП.

Из таблицы видно, что в разных регионах и странах мира среднемировой показатель ЕП различен.

      4.Таким образом, выделяется два типа воспроизводства населения, которые имеют свои характерные особенности.

СЛАЙД: табл. Два типа воспроизводства населения.

 

  Большинство стран стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику — комплекс мер (экономических, пропагандистских и др.), направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения и сокращения естественного прироста населения.

В странах 1 типа воспроизводства населения  мира демографическая политика направлена на повышения рождаемости , а в странах со 2 типом воспроизводства населения на сокращения рождаемости. И всё же в целом наблюдается рост численности населения в мире.

         Вывод: В настоящее время мировая демографическая ситуация имеет свои особенности:

Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности.

В странах третьего мира живёт в 3 раза больше людей, чем в развитых.

Сохраняются неблагоприятные социально-экономические условия.

Увеличиваются экологические проблемы (превышены предельно допустимые нагрузки на экосистему, загрязнение окружающей среды, опустынивание и обезлесивание).

Ученые отмечают, что пик демографического взрыва, пришедшийся на 60-е, уже позади и происходит постоянное снижение уровня рождаемости во всех странах со вторым типом воспроизводства населения, исключая Африку.

Мы познакомились с документом ООН « Всемирный план действий в области народонаселения». Где указываются пути решения этой проблемы.

Мы обсудили это в группе, согласны и предлагаем эти пути решения:

 Для решения актуальных демографических проблем мировая демографическая политика должна сопровождаться

  1. улучшением экономических и социальных условий жизни.
  2.  Важна просветительская работа среди верующих (церкви необходимо изменить установку на высокую рождаемость и запрет контрацепции).

2 группа: Состав (структура) населения.

      1. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

СЛАЙД: Карта половой состав населения.

Из анализа карты видно преобладание мужчин характерно для большинства стран  Азии (КИТАЙ, ИНДИЯ, ПАКИСТАН).

Равное соотношение мужчин и женщин характерно для большинства стран АФРИКИ и ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в ЕВРОПЕ.

        2.Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Для  анализа используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы.

СЛАЙД: половозрастных пирамид.

Для стран с 1 типом воспроизводства характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых)

Для стран со 2 типом воспроизводства., напротив характерно очень широкое основание  и узкий верх.

Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеют столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, женского в пожилых - заметно.

        3.Всего в мире насчитывается 4-5 тыс. народов. Классифицируются народы по численности и языку. Народы и большие, и малые вносят свой вклад в мировую культуру.

Страны государственные границы  которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90%  всего населения называют однонациональными. Таких стран около половины. Например: Германия, Италия, Китай, Япония, Египет.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных  границ которых проживают несколько этносов. Например: Россия, Франция, Китай, США, Марокко.

В многонациональных странах  стоит достаточно остро проблема межнациональных отношений. Это связано с фактическим экономическим и социальным неравенством в некоторых странах.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Например, религиозные столкновения между католиками  и протестантами в Северной Ирландии.

        4.Каждая религия по - своему самобытна и интересна. Существуют три мировые религии. Это христианство, буддизм и ислам.

Британская энциклопедия за 1998 год приводит следующие данные о религиозном составе населения различных стран.

СЛАЙД: религиозный состав населения

 СЛАЙД: карта религий.

В Зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство. В Зарубежной Азии распространены все мировые религии. В Северной Африки господствует ислам. В Северной Америке господствует христианство. В Латинской Америке преобладает католицизм. В Австралии среди верующих преобладает протестанты.

География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран и народов.

      Вывод: Религиозные противоречия часто переплетаются с расовыми и национальными, приводя  к возникновению конфликтов. Причины, мешающие решению этих конфликтов, это экономическое и политическое неравенство, противопоставление религии национальному вопросу, религиозный экстремизм. В последнее время  в международных отношениях, политике, экономике, идеологии, культуре всё большую роль начинают играть страны мусульманского мира.

1.Ликвидация религиозного экстремизма, борьба за экономическое и политическое равенство народов помогут разрешению национальных конфликтов.

3 группа: Размещение и миграции населения.

      1.Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения.

 СЛАЙД: карта плотности населения.

Средняя плотность Земли  - 40 чел./км.2.Однако неравномерность размещения населения в разных регионах  и странах мира огромна.

Сравнение плотности населения отдельных стран позволяет выделить три группы стран:

СЛАЙД: сравнение плотности населения (таблица)

1.Страны с очень высокой плотностью населения более 200чел.\км2.

Китай, Япония, Республика Корея, Индия.

2.Страны с плотностью населения, близкой к мировому показателю 40 чел./км2 Марокко, Малайзия, Ирландия.

3. Страны с низкой плотностью населения менее 2 чел./км2 Монголия, Австралия, Намибия.

Неравномерность размещения  населения объясняется рядом факторов:

Влиянием природного фактора;

- слабая освоенность территории;

- концентрации населения вблизи морского побережья.

- высокая освоенность территории с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями.

      2.Заселение человеком территории положило начало миграции  перемещение людей с одного места жительства на другое.

В настоящее время принято выделять две основные формы миграций:

     внутренние миграции - перемещение населения внутри страны из сел в города, из          городов в села, из одного региона в другой;

    внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую.

 Эмиграция - это выезд из страны.

 Иммиграция - въезд в страну.

   Причин миграций довольно много. Главной из них является экономическая. При этом принято различать два вида миграций, имеющих экономические причины. Переселенческие миграции, связанные с освоением новых земель. Трудовые миграции, связанные с заключением трудовых контрактов. Особое место занимает такое явление, как "утечка умов", имеющее в своей основе экономические причины.

СЛАЙД: Миграционная карта.

       3. Важным центром притяжения рабочей силы стала Центральная Европа, новый район трудовой иммиграции сложился в нефтедобывающих странах - Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, Бахрейне, Катаре. Сюда приезжают рабочие из Египта, Йемена, Сирии, Судана, Индии, Пакистана, Бангладеш и др. США и Канада также остаются важным центром трудовой иммиграции. Общая численность иностранной рабочей силы в этих странах оценивается примерно в 6 млн. человек. Новое миграционное явление последних лет - увеличение числа беженцев из зон территориальных конфликтов. Количество беженцев в настоящее время составляет около 20 млн. человек.

         Вывод: Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так, трудовая миграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины.

История миграций объясняет появление метисов, мулатов и самбо в странах Америки, многонациональную структуру населения США. С миграцией связано двуязычие в Канаде, а также распространение испанского и португальского языков в Южной Америке, английского - в Индии, французского - в Алжире.

1.Создание социальных и экономических условий  для проживания собственного населения правительствами стран мира поможет снять напряженность миграционных процессов.

4 групп.   Городское и сельское население мира. Урбанизация, проблемы урбанизации в современном мире

  1. По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.

СЛАЙД: городское  и сельское население

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15-20 млн.

Существуют две формы сельского расселения:

групповая  (деревенская) - наиболее характерна для стран Центральной и Южной Европы, России, Японии, а также для большинства развивающихся стран;

рассеянная  (ферма) – наиболее  распространены в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы.

В районах кочевого скотоводства постоянные поселения вообще отсутствуют.

Городское расселение.

Определение города в разных странах различно. Например, в США городом  считается поселение  свыше 2,5  тыс. человек, в  Индии  - свыше 5 тыс., Нидерландах - 20 тыс., Японии - 30 тыс., а в Швеции, Дании,  Финляндии - лишь более 200 человек. В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения (промышленность, сфера обслуживания).

В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов, они постепенно становятся основной формой расселения людей.

СЛАЙД: городское и сельское население

     2. Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

      3.Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Черты урбанизации        Примеры проявления

1. Быстрые темпы роста городского населения        За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн чел.)

2. Концентрация населения преимущественно в больших городах. В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500

Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн. чел.

3. "Расползание" городов, расширение их территории        Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан - Паула, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн. чел.

Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн. чел.), Токайдо (60 млн.чел.) и др.

Города дают 80% всех выбросов в атмосферу и 3/4 общего объема всего загрязнения окружающей среды.

Все города мира ежегодно "выбрасывают" в окружающую среду до 3 млрд тонн твердых отходов, свыше 500 м3 промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд тонн аэрозолей.

Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и агломерации, их загрязняющее и тепловое воздействие прослеживается на расстоянии 50 км.

Кроме того, города изменяют естественные ландшафты. В них формируются городские антропогенные ландшафты.

      4.При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации можно выделить:

СЛАЙД: уровень урбанизации

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название "городской взрыв". Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

       Вывод: Экологические проблемы городов - главные проблемы урбанизации.

Еще одной проблемой урбанизации является то, что этот процесс носит стихийный характер и трудноуправляем. "Городской взрыв" в развивающихся странах приводит к так называемой "трущобной урбанизации", связанной с притоком малоимущего сельского населения в крупные города.

В развитых странах прилагаются усилия по регулированию процесса урбанизации. Принимаются различные меры по охране и улучшению городской среды. Это проблема междисциплинарная, и ее решение требует участия различных специалистов и разных стран.

 Учитель:  Вспомните, с каких позиций мы с вами рассматривали сегодня  материал связанный с населением? Что нового вы сегодня узнали и каковы главные выводы урока?

Ответ: Население мы сегодня рассматривали с позиции: таких глобальных проблем, как быстрый рост численности населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Какой же вывод урока мы с вами должны сегодня сделать?

СЛАЙД: Вывод.

Вывод:

Проблемы населения тесным образом связаны с глобальными проблемами человечества:

  1. Продолжающийся рост населения планеты требует продуманной демографической политики правительств  стран мира.
  2. Межнациональные, религиозные  конфликты уносят много жизней, необходимо бороться  с религиозным и национальным экстремизмом в масштабах всей планеты.
  3. Регулирование миграционных процессов требуют усилий всех стран мира.
  4. Рост урбанизация вызывает  множество экологических, социальных и продовольственных  проблем во всех странах мира.

     ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Наш мир единое целое и ни одну из этих проблем не разрешить в одиночку. Это возможно только усилиями всех стран мира.

Домашнее задание: повторить тему: «Мировые природные ресурсы».

 А теперь нам предстоит оценить свою работу. Попробуйте оценить её сами.

Фамилия, имя

теория

Практика

(анализ, сравнение и т.д.)

Доп. источники

информации

Работа с интерактивной доской

   

Спасибо!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...