Конспекты уроков по географии
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
разработки уроков по географии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61.5 КБ | |
| 85 КБ | |
| 51 КБ | |
| 55.5 КБ | |
| 85 КБ |
Предварительный просмотр:
______________________________________________________________________
Итоговый урок по теме: «Внутренние воды России».
Задание А
1. Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке_____________
2. Превышение истока реки над устьем_______________________
3. Распределение стока реки в течение года_________________________
4. Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности_________________
5. Грязекаменные потоки_____________________
6. Низкий уровень воды в реке_______________________________
7. Воды суши, пригодные для хозяйственного использования____________________
8. Скопление льда________________________________________
9. Переувлажненный участок местности________________________________
10. Уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед______
11. Внезапный подъем уровня воды в реке______________________________
12. Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода___________
13. Начало реки_________________________________
14. Распределение стока реки в течение года__________________________
15. Время, когда реки покрыты льдом_______________________
Тест. Б
1. Большинство рек России имеет питание:
а) дождевое; б) ледниковое;
в) снеговое; г) смешанное.
2. Размыв горных пород, почв текущей водой называется:
а) аккумуляция;
б) эрозия;
в) падение реки.
3. Самая полноводная река в России:
а) Енисей; б) Лена;
в) Амур; г) Волга.
4. Пограничными реками России являются:
а) Волга; б) Амур;
в) Енисей; г) Уссури.
5. Внезапный уровень воды в реке:
а) половодье; б) наводнение; в) паводок.
6. Воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря:
а) эстуарий; б) дельта.
7. Основные причины распространения болот:
а) плоский рельеф;
б) расчлененный рельеф;
в) коэффициент увлажнения больше 1;
г) увлажнение недостаточное;
е) многолетняя мерзлота;
ж) близкое залегание грунтовых вод;
з) тектонические впадины на земной поверхности.
8. Реки бассейна тихого океана:
а) Уссури ; б) Анадырь;
в) Колыма; г) Амур.
9. Реки бассейна внутреннего стока:
а) Урал; б) Дон;
в) Кама; г) Северная Двина.
Кроссворд. С
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 11 | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||
13 | 14 | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | 16 | 17 | 18 | |||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
По горизонтали. 2. Закономерный, ежегодный подъем уровня воды в реке. 5. Самая длинная река Европейской части России. 7. Углубление, занятое рекой. 10. Река Чукотки. 12. Река Сибири, имеющая самую крупную дельту.
15. Замкнутое природное углубление, заполненное водой. 18. Низвержение массы снега с горного склона. 19. Стихийное явление, сопровождается затоп-лением местности при подъеме уровня воды. 20. Превышение истока реки над устьем. 21. Аккумулятивная равнина в устье реки.22.Крупное озеро на Дальнем Востоке. 23. Изгиб, излучина в русле реки.
По вертикали. 1. Река, вытекающая из Ладожского озера. 2. Река бассей-на Северного Ледовитого океана, исток на Урале. 3. Граница между бассейнами рек. 4. Самая полноводная река России. 6. Правый приток Волги. 8. Правый приток Амура. 9. Внезапный подъем уровня воды в реке. 11. Самая крупная река Дальнего Востока (пограничная река). 13. М.Шолохов «Тихий …». 14.Территория, с которой река получает питание. 16.Озеро на северо-западе России с заповедником Кижи. 17. Самое глубокое озеро мира. 18.Скопление льда в горах.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Человек и природа».
Цели:
Образовательные: повторить и обобщить знания по теме «Человек и природа».
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные качества учащихся.
Воспитывающие: воспитывать экологическое сознание, чувство прекрасного, любовь к природе, Родине, своему краю, взаимопомощь при групповой работе, повышать интерес к изучению географии. Формировать навыки здорового образа жизни.
Оформление: физическая карта России, плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе, репродукции с изображением природы, дидактический раздаточный материал, материал ИКТ.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Проверить готовность к уроку).
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя (Под звуки природы)
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Сегодня на уроке мы вспомним основные понятия по теме «Человек и природа», повторим и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках, поговорим о благоприятных условиях для жизни человека, взаимодействии человека и природы и постараемся сделать вывод в конце урока, кем человек является для природы – другом или врагом?
III. Содержание урока.
Беседа учителя.
Природа – среда существования людей, то есть, окружающая нас среда.
- Что включает в себя понятие «окружающая среда»? (Природные условия и природные ресурсы)
- Что такое природные условия? (Те условия, которые влияют на расселение, жизнь и здоровье людей)
- А какие условия благоприятные для человека?
Работа с сигнальными карточками (Выбрать их трех карточек благоприятные условия для человека и показать).
Задание 1.
Выполнить тест на повторение природных условий. (Проверка).
В России 10 млн. человек проживают в условиях крайнего севера. Люди живут в местах, где часто природные условия экстремальные, опасные для жизни и здоровья.
- Что заставляет людей жить в этих условиях? (Там находятся богатые природные ресурсы).
- Что такое природные ресурсы? (Компоненты природы, которые человек использует и будет использовать в хозяйственной деятельности).
Задание 2.
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
Сделать вывод:
1. Природные ресурсы могут кончиться.
2. Некоторые природные ресурсы можно восстановить.
3. Необходимо рационально использовать природные ресурсы.
- Что значит рационально использовать? ( Изучать, осваивать, преобразовывать, охранять.)
Задание 3.
Географический диктант на понимание терминов.
- Система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий (Мониторинг)
- Ядовитый туман (Смог)
- Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества (Охрана природы)
- Неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов (Стихийные явления)
- Условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека (Экстремальные)
- Научная разработка представлений о природе будущего (Прогноз)
- Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности (Заказники)
- Навечно изъятые из хозяйственного использования территории, природа на которых охраняется (Заповедник)
(Проверка написания терминов).
Динамическая пауза.
Проверка знания карты. Цепочкой, по очереди, учащиеся берут на столе карточку с названием заповедника и устанавливают магнит на карте .Задание рассчитано на каждого ребенка.
(Кроноцкий, Сихоте-Алинский, Баргузинский, Тунгусский, Астраханский,
Денежкин Камень, Лапландский, Остров Врангеля, Усть-Ленский, Кавказский, Нижнесвирский).
Просмотр кадров антропогенного воздействия на природу.
(Беседа по ходу просмотра. Анализ ситуаций, формирование положительного отношения к взаимодействию с природой, правила поведения на природе.)
Работа в группах. (Оптимисты и пессимисты)
Ответить на вопрос: «Человек природе – друг или враг?»
Вывод: Человек может быть врагом природы, но он и друг её. Природу надо беречь и любить, помогать ей.
Творческая работа.
1.Оформление плаката. «Берегите природу». Каждый ребенок на ватман наклеивает фрагмент с картинкой о природе.(Дополнительная динамическая пауза)
2.Стихотворение о природе читают учащиеся (домашнее задание) с учителем.
1. На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Растут деревья до небес.
2. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
(Учитель)
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
IV. Итог урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Человек и природа» (Не менее 10 терминов)
Приложения к уроку
«Человек и природа»
8 класс
- Контрольный лист ученика.
- Сигнальные карточки.
- Карточки для динамической паузы.
- Опорные карточки для работы в группах.
Фрагменты антропогенного воздействия на природу (отрицательного)
Просмотрев такие фотообвинения хочется сказать словами стихотворения В.Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Давайте сейчас мы разделимся на две группы.
tº зимой – 10º С
tº летом + 25º С
Относительная влажность воздуха
40 - 60%
tº зимой – 10º С
tº летом + 25º С
Относительная влажность воздуха
40 - 60%
tº зимой – 40º С
tº летом + 35º С
Относительная влажность воздуха
50 - 70%
tº зимой – 40º С
tº летом + 35º С
Относительная влажность воздуха
50 - 70%
tº зимой – 70º С
tº летом + 15º С
Относительная влажность воздуха
20 - 30%
tº зимой – 70º С
tº летом + 15º С
Относительная влажность воздуха
20 - 30%
Засоление почв, истощение почв, заболачивание, усиление эрозии почв | Мелиорация, внедрение эффективных агротехнических мероприятий |
Вырубка лесов, ухудшение пастбищ, истребление отдельных видов растений. | Посадка леса, лесополос, озеленение населенных пунктов, внедрение специальной агротехники, улучшение пастбищ. |
Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий их обитания. | Искусственное переселение животных, разведение и восстановление видов животных, их охрана. |
Загрязнение вод, обмеление рек, озер | Строительство очистных сооружений и очистных систем. |
Образование карьеров, отвалов | Рекультивация земель |
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи лес,
Растут деревья до небес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дальний Восток»
Цели:
Образовательные: Изучить новый природный комплекс по типовому плану.
Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов, показать уникальность природы Дальнего Востока, формировать умение работы с разными источниками.
Коррекционные: Развитие мотивации учебной деятельности, внимания, памяти, мышления, умения сопоставлять, сравнивать. Развивать активную и пассивную речь.
Воспитательные: Воспитание самостоятельности при выполнении задания, приобщение к нормам и ценностям общества, саморегуляции поведения во время урока.
Оборудование: тематические и контурные карты, учебник, дополнительный материал, ИКТ (видео материал о природе Дальнего Востока), модульный лист.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. По отрывкам определите, о каких географических объектах идет речь:
а) «Море было спокойно. Дул не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине, стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более тридцати: верховик и низовик, сивер и култун, бережник и полуденник, наконец, жуткий, смерчевый – сарма».
Что это за море? (Озеро Байкал. Только здесь бывает ветер, который называют баргузин).
б) Эти озера нашей Родины называют еще морями. Одно из них является самым большим на Земле, другое – самым глубоким. Одно отличается своими самыми низкими берегами, лежащими ниже уровня океана, другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2000 метров над его водной поверхностью. Хотя первое из них – соленое, а второе – пресное, в водах этих озер обитают тюлени, а каждое из них отличается своеобразной флорой и фауной.
Назовите эти моря. (Каспийское море, озеро Байкал).
2. Природная святыня России – «славное море, священный Байкал» Почему сибиряки величают озеро Байкал морем? В чем его уникальность?
III. Изучение нового материала.
А сейчас мы посмотрим на еще один уникальный объект природы нашей страны. (просмотр видеоматериала)
Он поможет познакомимся с основными особенностями природы Дальнего Востока. Это последний природный район России. Сегодня мы самостоятельно изучим этот регион, используя текст учебника, карты атласа.
Вы – участники экспедиции на Дальний Восток. Самый удивительный край, загадочный, контрастный: здесь можно увидеть белых медведей и тигров, бурого и гималайского медведей, лишайники и лианы. Только на Дальнем Востоке России есть действующие вулканы и гейзеры.
На столе каждого учащегося – лист модуль. (После просмотра, самостоятельная работа)
1. Познакомимся с составом Дальнего Востока. По физической карте найдите следующие объекты:
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.
Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.
Мысы: Дежнева, Лопатка.
Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
Полуострова: Чукотка, Камчатка.
Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Толбачик, Алаид.
Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихоте-Алинь.
Нагорья: Чукотское, Корякское.
Равнины: Зейско-Буреинская.
2. По тектонической карте определи возраст земной коры. Ответь на вопросы:
- Почему на Дальнем Востоке есть, действующие вулканы и бывают землетрясения? (на Д.В. – молодая земная кора, здесь проходит граница литосферных плит)
- Почему здесь преобладает горный рельеф? (Территория Д.В. расположена в области кайнозойской складчатости, а складчатым областям соответствуют горные формы рельефа.)
3. Ты выяснил, что Дальний Восток относится к области кайнозойской складчатости. Значит возраст Дальнего Востока - …(молодой). Тектоническая территория – это подвижная территория, т.к. она находится…(на границе литосферных плит)
Здесь часты землетрясения и …(Извержения вулканов), в море возникают гигантские волны – … (цунами). Вспомни землетрясение 1995 г., стершее с лица земли город…(Нефтегорск).
4. Найдем полезные ископаемые Дальнего Востока.
На Сахалине – …(нефть, газ, уголь)
Приморье богато…(полиметаллическими рудами, оловом). На Колыме, на Чукотке добывают…(золото)
5. Какой тип климата на дальнем Востоке? Прочитай учебник (§ 41)
На климат Дальнего Востока большое влияние оказывают:
Большая протяженность с…(севера) на …(юг). Дальний Восток вытянут от Северного Полярного круга до …(широты Сочи). Поэтому климат здесь… (от арктического – до умеренного).
Тихий океан оказывает влияние на побережье, так как…(хребты вытянуты вдоль побережья и являются препятствием для умеренного морского воздуха)
Ветры господствующие здесь – …(муссоны). Они определяют главную особенность климата: осадки: - ливневые и выпадают … (летом). Снега зимой выпадает… (мало).
6. Реки и озера Дальнего Востока.
Используя физическую карту, найди реки: Амур, Зея, Бурея, Селемжа, Уссури, Анадырь.
Озеро…(Ханка) самое крупное.
Реки напугали первых переселенцев. Особенно пугала стремительность, невиданное обилие воды в Амуре, внезапные паводки, самый сильный из которых бывает не весной, а…(летом).
7. В чем особенность растительного и животного мира?
Природные зоны на Дальнем Востоке от тундры на севере до смешанных лесов на юге – их называют… (Уссурийская тайга).
На Дальнем Востоке много эндемиков: женьшень, амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград, лимонник, корейские кедры, березы - белая, черная, желтая, железная. В лесу – тигры и бурые медведи.
8. Проверь себя.
- Я знаю, что такое Ханка, Уссурийская тайга, цунами, муссон, Сихоте-Алинь, женьшень, Ключевская Сопка, гейзер.
- Я могу объяснить. Почему реки Дальнего Востока разливаются летом и весной?
- Почему здесь до сих пор землетрясения и вулканизм?
IV. Работа по контурным картам:
1. Обозначить на контурной карте:
а) состав территории Дальнего Востока: Хабаровский край, Амурская область, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Курильские острова, остров Врангеля;
б) проливы: Берингов, Лаперуза, татарский, Невельского, Кунаширский.
2. Отметить на контурной карте формы рельефа:
а) нагорья Чукотское, Корякское;
б) хребты: Ждугджур, Срединный, Сихоте-Алинь.
3. Указать направление летних муссонов, границу вечной мерзлоты, Долину Гейзеров, озеро Ханка, Уссурийский край, Паужетскую геотермальную электростанцию.
V. Подведение итогов работы на уроке.
VI.Домашнее задание.
Прочитать учебник § 41. Подготовить сообщения о флоре и фауне, природных ресурсах региона;
Перед заданием 5 динамическая пауза для глаз.
Перед заданием 7 динамическая пауза общая.
Модульный лист ученика(цы) ______________________________________
1. Познакомимся с составом Дальнего Востока. По физической карте найдите следующие объекты:
Моря: _____________________________________________________________
Заливы: ___________________________________________________________
Мысы: ____________________________________________________________
Острова: __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Полуострова: ______________________________________________________
Вулканы: __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Хребты: ___________________________________________________________
Нагорья: __________________________________________________________
Равнины: __________________________________________________________
2. По тектонической карте определи возраст земной коры. Ответь на вопросы:
- Почему на Дальнем Востоке есть, действующие вулканы и бывают землетрясения? _________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Почему здесь преобладает горный рельеф? ____________________________
__________________________________________________________________
3. Ты выяснил, что Дальний Восток относится к области кайнозойской складчатости. Значит возраст Дальнего Востока -_______________. Тектоническая территория – это подвижная территория, т.к. она находится на ______
__________________________________________________________________
Здесь часты землетрясения и_________________________, в море возникают гигантские волны –____________________. Вспомни землетрясение 1995 г., стершее с лица земли город ________________________.
4. Найдем полезные ископаемые Дальнего Востока.
На Сахалине – _____________________________________________________
Приморье богато ___________________________________________________
На Колыме, на Чукотке добывают _____________________________________
5. Какой тип климата на дальнем Востоке? Прочитай учебник (§ 41)
На климат Дальнего Востока большое влияние оказывают:
Большая протяженность с______________на___________. Дальний Восток вытянут от Северного Полярного круга до_____________________. Поэтому климат здесь _______________________________________________________
Тихий океан оказывает влияние на побережье, так как ___________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Ветры господствующие здесь –_____________________. Они определяют главную особенность климата: осадки: - ливневые и выпадают ____________.
Снега зимой выпадает________________.
6. Реки и озера Дальнего Востока.
Используя физическую карту, найди реки: _____________________________
__________________________________________________________________
Озеро____________самое крупное.
Реки напугали первых переселенцев. Особенно пугала стремительность, невиданное обилие воды в Амуре, внезапные паводки, самый сильный из которых бывает не весной, а___________________.
7. В чем особенность растительного и животного мира?
Природные зоны на Дальнем Востоке от тундры на севере до смешанных лесов на юге – их называют… (Уссурийская тайга).
На Дальнем Востоке много эндемиков: ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод: Дальний Восток – это ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Закрепление материала урока по теме:
«Факторы, влияющие на климат России». 8 класс.
- Что называется солнечной радиацией?__________________________ ___________________________________________________________
- Что такое суммарная радиация?________________________________
___________________________________________________________
3. На какие виды делится суммарная радиация? ____________________
_____________________________________________
4. В пасмурный день, какой вид радиации преобладает? ______________
5. Можно ли загореть в пасмурный летний день?_____________________
_____________________________________________________________
6. Почему на одинаковой географической широте зимой температура воз-
духа разная? _________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7. Как влияет характер подстилающей поверхности на величину отражен-
ной радиации? ________________________________________________
______________________________________________________________
8. Что такое радиационный баланс? ________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Какие ветры господствуют в умеренных широтах России? ___________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
10. Что такое трансформация воздушных масс? _______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
11. Как свойства воздушных масс зависят от подстилающей поверхности?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
12.Какое давление преобладает зимой над Сибирью? __________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Тестовые задания.
1. Общее количество радиации, достигающей поверхности Земли называется:
а) солнечная радиация; б) радиационный баланс; в) суммарная радиация.
2. Самый большой показатель отраженной радиации имеет:
а) песок б) лес в) чернозем г) снег.
3. Над Россией зимой перемещаются?
а) арктические воздушные массы; б) умеренные воздушные массы;
в) тропические воздушные массы г) экваториальные воздушные массы.
4. Роль западного переноса воздушных масс усиливается на большей части России:
а) летом б) зимой в) осенью.
5. Самый большой показатель суммарной радиации в России имеет:
а) юг Сибири б) Северный Кавказ в) юг Дальнего Востока.
6. Разница между суммарной радиацией и отраженной радиацией и тепловым излучением называется:
а) поглощенной радиацией б) радиационным балансом.
7. При движении к экватору величина суммарной радиации:
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
__________________________________________________________________
Проверка домашнего задания по теме:
«Хозяйство России».
1. Что такое хозяйство России? _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Что такое отрасль хозяйства? ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Приведите примеры отраслей хозяйства _____________________________
__________________________________________________________________
4. На какие сферы делится хозяйство России___________________________
__________________________________________________________________
5. В чем развитие между сферами производства? _______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое МОК? _________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Что такое структура хозяйства?____________________________________
__________________________________________________________________
8. Назовите ведущую отрасль хозяйства России. ________________________
9. Назовите 3 сектора экономики _____________________________________
10. Какие структуры хозяйства характерны для этих секторов?_____________
__________________________________________________________________
11. Назовите 3 этапа развития общества и экономики.____________________
__________________________________________________________________
12. На каком этапе развития находится Россия? _________________________
__________________________________________________________________
6 класс.
Задания на знание понятий.
1. Что называется полюсом?__________________________________________
__________________________________________________________________
2. Экватор – это ____________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Меридианы – это _________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Параллели – это __________________________________________________
__________________________________________________________________
Задания на проверку понимания связей между объектами.
Чем отличается меридиан и параллель? _______________________________
__________________________________________________________________
В чем сходство параллели и экватора?_________________________________
Какой меридиан самый длинный?_____________________________________
На каком расстоянии находится Северный полюс от экватора?_____________
Задания на проверку применения знаний.
Какие континенты находятся в северном и южном полушарии?____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли совершить кругосветное путешествие вокруг Земли, двигаясь с запада на восток по экватору? _________________________________________
Можно ли пройти вокруг Земли, двигаясь по меридиану все время на север?
__________________________________________________________________
Тестовые задания.
1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:
а) меридианами б) экватором
в) полюсами г) параллелями
2. Кратчайшая линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса до другого – это:
а) меридианы б) экватор
в) полюса г) параллели
3. Самая длинная параллель ____________________________
4. Длина параллелей от экватора к полюсам:
а) уменьшается б) увеличивается в) не изменяется
5. Найдите соответствие:
а) экватор 1. дуга
б) меридиан 2. окружность
в) параллель 3. 360º
4. 180º
6. Найдите соответствие:
а) экватор 1. 20000 км
б) меридиан 2. 40000 км
в) параллель 3. различной длины
7. Направление север-юг указывает:
а) экватор
б) меридиан
в) параллель
Работа с контурными картами.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амудсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Бенгальский, Гудзонов.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка, Ямал, Кольский.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов, Гибралтарский.
Течения: Северное Пассатное, Южное Пассатно6е, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных ветров.
Работа с контурными картами.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амудсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Бенгальский, Гудзонов.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка, Ямал, Кольский.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов, Гибралтарский.
Течения: Северное Пассатное, Южное Пассатно6е, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных ветров.
Работа с контурными картами.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амудсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Бенгальский, Гудзонов.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка, Ямал, Кольский.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов, Гибралтарский.
Течения: Северное Пассатное, Южное Пассатно6е, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных ветров.
Работа с контурными картами.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амудсена, Беллинсгаузена.
Заливы: Аляска, Калифорнийский, Бенгальский, Гудзонов.
Острова: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галаппагос, Гавайские.
Полуострова: Камчатка, Корея, Малакка, Ямал, Кольский.
Проливы: Магелланов, Дрейка, Берингов, Гибралтарский.
Течения: Северное Пассатное, Южное Пассатно6е, Куросио, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, Западных ветров.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Человек и природа».
Цели:
Образовательные: повторить и обобщить знания по теме «Человек и природа».
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные качества учащихся.
Воспитывающие: воспитывать экологическое сознание, чувство прекрасного, любовь к природе, Родине, своему краю, взаимопомощь при групповой работе, повышать интерес к изучению географии. Формировать навыки здорового образа жизни.
Оформление: физическая карта России, плакаты с высказываниями выдающихся людей о природе, репродукции с изображением природы, дидактический раздаточный материал, материал ИКТ.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Проверить готовность к уроку).
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя (Под звуки природы)
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Сегодня на уроке мы вспомним основные понятия по теме «Человек и природа», повторим и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках, поговорим о благоприятных условиях для жизни человека, взаимодействии человека и природы и постараемся сделать вывод в конце урока, кем человек является для природы – другом или врагом?
III. Содержание урока.
Беседа учителя.
Природа – среда существования людей, то есть, окружающая нас среда.
- Что включает в себя понятие «окружающая среда»? (Природные условия и природные ресурсы)
- Что такое природные условия? (Те условия, которые влияют на расселение, жизнь и здоровье людей)
- А какие условия благоприятные для человека?
Работа с сигнальными карточками (Выбрать их трех карточек благоприятные условия для человека и показать).
Задание 1.
Выполнить тест на повторение природных условий. (Проверка).
В России 10 млн. человек проживают в условиях крайнего севера. Люди живут в местах, где часто природные условия экстремальные, опасные для жизни и здоровья.
- Что заставляет людей жить в этих условиях? (Там находятся богатые природные ресурсы).
- Что такое природные ресурсы? (Компоненты природы, которые человек использует и будет использовать в хозяйственной деятельности).
Задание 2.
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
Сделать вывод:
1. Природные ресурсы могут кончиться.
2. Некоторые природные ресурсы можно восстановить.
3. Необходимо рационально использовать природные ресурсы.
- Что значит рационально использовать? ( Изучать, осваивать, преобразовывать, охранять.)
Задание 3.
Географический диктант на понимание терминов.
- Система наблюдения и оценки состояния окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий (Мониторинг)
- Ядовитый туман (Смог)
- Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества (Охрана природы)
- Неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов (Стихийные явления)
- Условия чрезвычайно неблагоприятные для организма человека (Экстремальные)
- Научная разработка представлений о природе будущего (Прогноз)
- Охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности (Заказники)
- Навечно изъятые из хозяйственного использования территории, природа на которых охраняется (Заповедник)
(Проверка написания терминов).
Динамическая пауза.
Проверка знания карты. Цепочкой, по очереди, учащиеся берут на столе карточку с названием заповедника и устанавливают магнит на карте .Задание рассчитано на каждого ребенка.
(Кроноцкий, Сихоте-Алинский, Баргузинский, Тунгусский, Астраханский,
Денежкин Камень, Лапландский, Остров Врангеля, Усть-Ленский, Кавказский, Нижнесвирский).
Просмотр кадров антропогенного воздействия на природу.
(Беседа по ходу просмотра. Анализ ситуаций, формирование положительного отношения к взаимодействию с природой, правила поведения на природе.)
Работа в группах. (Оптимисты и пессимисты)
Ответить на вопрос: «Человек природе – друг или враг?»
Вывод: Человек может быть врагом природы, но он и друг её. Природу надо беречь и любить, помогать ей.
Творческая работа.
1.Оформление плаката. «Берегите природу». Каждый ребенок на ватман наклеивает фрагмент с картинкой о природе.(Дополнительная динамическая пауза)
2.Стихотворение о природе читают учащиеся (домашнее задание) с учителем.
1. На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,
Растут деревья до небес.
2. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
(Учитель)
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
IV. Итог урока.
Оценка работы учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Составить кроссворд на тему «Человек и природа» (Не менее 10 терминов)
Приложения к уроку
«Человек и природа»
8 класс
- Контрольный лист ученика.
- Сигнальные карточки.
- Карточки для динамической паузы.
- Опорные карточки для работы в группах.
Фрагменты антропогенного воздействия на природу (отрицательного)
Просмотрев такие фотообвинения хочется сказать словами стихотворения В.Шефнера:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
Давайте сейчас мы разделимся на две группы.
tº зимой – 10º С
tº летом + 25º С
Относительная влажность воздуха
40 - 60%
tº зимой – 10º С
tº летом + 25º С
Относительная влажность воздуха
40 - 60%
tº зимой – 40º С
tº летом + 35º С
Относительная влажность воздуха
50 - 70%
tº зимой – 40º С
tº летом + 35º С
Относительная влажность воздуха
50 - 70%
tº зимой – 70º С
tº летом + 15º С
Относительная влажность воздуха
20 - 30%
tº зимой – 70º С
tº летом + 15º С
Относительная влажность воздуха
20 - 30%
Засоление почв, истощение почв, заболачивание, усиление эрозии почв | Мелиорация, внедрение эффективных агротехнических мероприятий |
Вырубка лесов, ухудшение пастбищ, истребление отдельных видов растений. | Посадка леса, лесополос, озеленение населенных пунктов, внедрение специальной агротехники, улучшение пастбищ. |
Истребление отдельных видов животных, ухудшение условий их обитания. | Искусственное переселение животных, разведение и восстановление видов животных, их охрана. |
Загрязнение вод, обмеление рек, озер | Строительство очистных сооружений и очистных систем. |
Образование карьеров, отвалов | Рекультивация земель |
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи лес,
Растут деревья до небес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
Заполнить таблицу « природные ресурсы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"
В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....
Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»
Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Урок «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...

Конспект урока по географии в 6 классе «Атмосфера» Учитель географии: Табунова Т. Ю.
Предмет: география Класс: 6Тема урока: Атмосфера и ее состав. Значение атмосферы.урока по теме: урок № 1 в теме «Атмосфера» Цель: сформировать представление об атмосфере, её гран...
