календарно-тематическое планирование 8 класса
календарно-тематическое планирование (география, 8 класс) по теме

Петрова Елена Ивановна

Тематическое планирование для 8 класса из расчета 2 часа в неделю. Автор Баринова

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Тематическое планирование

 

№ урока

      Дата проведения

 

Тема урока

Основные виды деятельности

 Примечание

прогр

Факт.

1.

    01.09.-06.09

Что изучает физическая география России.

 

Познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой, методами географических исследований.

Раздел I.  Наша Родина   на карте мира

2.

02.09.-07.09    

Географическое положение России.

 

Знать: особенности ГП России. Уметь: оформлять сведения о ГП России на контурной карте. Практ.раб. 1 «Характеристика особенностей ГП России».

 

3.

 09.09.-14.09

Моря России.

 

Знать: особенности морей, омывающих территорию России. Уметь: работать с тематическими картами, показывать на карте моря и океаны.

4.

 09.09.-14.09  

Сравнительная характеристика морей, омывающих Россию.

 

Уметь: составлять сравнительную характеристику на основе карт, таблиц, текста учебника, показывать на карте Северный морской путь, характеризовать моря у карты Практ.раб  «Сравнительная характеристика морей, омывающих Россию».

5.

16.09.-21.09

Россия на карте часов поясов.

 

Знать: понятие «часовой пояс», линия перемены дат

Уметь: определять время в разных точках России. Практическая работа 2 «Решение задач на определение поясного времени».

6.

16.09.-21.09

История освоения и изучения территории России. Освоение Сибири и Дальнего Востока

 

Знать: основные этапы освоения пространства России, имена исследователей.

Уметь: показывать на карте маршруты путешествий.

 

7.

23.09.-28.09  

Исследование территории России в XVIII-XX веках,  

Знать: основные этапы освоения пространства России, имена исследователей.

Уметь: показывать на карте маршруты наиболее важных путешествий, открытые географические объекты. Провер. работа по изученному разделу

Раздел

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России

  Тема1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

8.

23.09.-28.09  

Главные особенности рельефа России и строение земной коры.

 

Знать: основные особенности рельефа России. Особенности строения земной коры на территории России.

9.

30.09.-05.10    

Геологическое летоисчисление.

 

Познакомиться с понятиями «геохронологическое летоисчисление». Уметь пользоваться геохронологической таблицей. Работа в группах

10.

30.09.-05.10  

Связь рельефа России и строения земной коры.

 

Уметь: сопоставлять различные карты, выявлять зависимость между строением и формами рельефа.

11.

 

Минеральные ресурсы России.

 

Знать: связь минеральных ресурсов с

геологической историей.

Уметь: показывать на карте основные

крупнейшие месторождения полезных

ископаемых. Практ.работа 3 «Связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми».

 

12.

  07.10-12.10

Развитие форм рельефа.

 

Знать: как развивается рельеф, какие стихийные явления связаны с рельефом. Уметь: составлять обобщающую схему, приводить примеры. Подтверждающие изменение рельефа во времени. составлять схему, строить ответ по ней.

13.

   14.10.-19.10

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение, пол.иск-е».

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

14.

  14.10.-19.10

Факторы, влияющие на климат России

Знать: климатообразующие факторы, радиационный баланс, воздушные массы над территорией России. Циклон, антициклон, атмосферный фронт.

Уметь: приводить примеры влияния факторов на климат.

 

15.

    21.10.-26.10  

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Знать: понятия «атмосферные фронты», «циклоны и антициклоны». Уметь: объяснять особенности погоды

16.

 21.10.-26.10  

Закономерности распределение  тепла и влаги на территории России.

 

Испоряемость , испарение, коэффициент увлажнения.

Уметь: работать с климатической картой, определять коэффициент увлажнения.

17.

   28.10.-02.11  

Определение элементов климата по климатическим картам,  

Уметь: анализировать климатические карты, определяя элементы климата, определять коэффициент увлажнения. Практ.раб 4 «Определение по картам суммарной радиации, средних температур, количества осадков, коэффициента увлажнения»

 

18.

28.10.-02.11    

Типы климатов России.

 

Знать: тип климата, прогноз погоды,

синоптическая карта.

Уметь: характеризовать типы климата,

читать климатическую диаграмму,

определять данные на синоптической

карте. Практическая работа «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

19.

11.11.-16.11

Климат и человек.

 

Знать: агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления.

Уметь: объяснять влияние климата на жизнедеятельность человека. Приводить примеры неблагоприятных климатических явлений и защиты от них.

20.

 11.11.-16.11

Итоговый урок по теме «Климат»

 

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

Тема З. Внутренние воды и водные ресурсы.

21.

18.11.-23.11

 Главные речные системы России, водоразделы, бассейны рек

 

 

режим, типы питания рек, падение и уклон реки.

Уметь: определять характеристики реки с помощью карт и справочников. Показывать на карте реки, речные системы, водоразделы.

22.

18.11.-23.11  

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

 

Знать: Типы озёрных котловин, артезианские воды, условия образования болот. Уметь: показывать на карте озёра, ледники, районы распространения мерзлоты. Составление опорного конспекта. Работа с картами.

23

25.11.-30.11  

Водные ресурсы.

 

Знать: понятие «водные ресурсы. Уметь: объяснять неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны. Практ. раб.5  «Характеристика реки»

24.

25.11.-30.11

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Знать классификацию стихийных явлений, меры защиты и предотвращения этих явлений

25.

02.12.-07.12

Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»

Уметь  работать со статистическими данными и источниками информации, типовым планом характеристики. Практическая работа

26.

02.12.-07.12  

Итоговый урок по теме «Внутренние воды»

 

Уметь: пользуясь знаниями, полученными при изучении темы, выполнять задания, отвечать на вопросы Географический конкурс.

27.

09.12.-14.12  

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона. Сохранение  и использование вод.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

28.

09.12.-14.12      

Образование почв и их разнообразие.

 

Знать: факторы почвообразования, почвенные горизонты. Уметь: рассказывать по схеме.

29.

16.12.-21.12    

Главные типы почв и закономерности их распространения.

Знать: главные типы почв России. Уметь: показывать на карте районы распространения разных почв. Практ.раб. 6 «Изучение закономерностей распространения почв»

30.

16.12.-21.12    

Почвенные ресурсы.

 

Знать: понятие «почвенные ресурсы». Уметь: оценивать почвенные ресурсы России.

31

     

Итоговое обобщение по темам «Внутренние воды», «Почвы», «Климат», «Рельеф»  

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

32

Растительный мир России.

 

Знать: особенности растительного мира России. Уметь: объяснять особенности распространения растений, называть факторы, на это влияющие.

33

 

Животный мир России.

 

Знать: особенности животного мира России, понятие «биологические ресурсы», охраняемые виды. Уметь: называть меры по охране животных и растений, приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных. Выполнение проблемных задач, заданий творческого характера.

Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при  изменении других   компонентов ПК»

34

Биологические ресурсы

Знать все биологические ресурсы, уметь их классифицировать, показывать заповедные места России Практическая работа 7 «Определение роли  особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России»

                                        Раздел II. Природные комплексы России

Тема1. Природное районирование

35

 Разнообразие природных комплексов России.

Уметь: объяснять зависимость компонентов в ПТК, характеризовать распределение природных зон на территории России. Знать: Природно-территориальный комплекс.

Понятие «природная зона», природная зона как природный комплекс Составление схемы,

характеризующей

ПТК.

Нанесение Природных зон на контурную карту

36

Природные зоны.  Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Уметь: составлять комплексную характеристику природной зоны, показывать природные зоны на карте, объяснять взаимосвязь компонентов на примере природной зоны тундры, тайги, степи.

Характеристика высотных поясов на примере Кавказа. Доказывать необходимость сохранения компонентов природной зоны для её полного сохранения. Составить схему ПТК зона тундры. Практ. раб. 8 «Составление комплексной характеристики двух природных зон России»

Творческая работа в парах - презентация прир.зоны

37

 Разнообразие лесов России

38

Безлесные зоны на юге России.

39

  Высотная поясность.

Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов. Практическая   работа.     «Объяснения принципов выделения КПР на территории России.»

40

Итоговое обобщение по теме «Природные комплексы России».

Сочетание форм самостоятельной работы в малых группах и индивидуального контроля.

                                                                                        Тема 2. Природа регионов России.

41

10.02.-15.02  

Русская равнина.

Знать: основные черты природы Русской равнины, природные комплексы Русской равнины.

Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины. Составление описания мест природного района Работа у карты, проблемные задания.

42

10.02.-15.02  

Природные комплексы Русской равнины

43

17.02.-22.02  

Природные ресурсы Русской равнины. Рациональное использование.

44

17.02.-22.02  

  Кавказ- самые высокие горы России

Знать: особенности размещения и характеристику компонентов природы Сев. Кавказа Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Характеризовать Сев. Кавказ как уникальный природный район России, традиции населения, связанные с природой и условиями жизни.

Творческая работа «Прекрасный Северный Кавказ»

Практическая работа «Характеристика ПТК Сев.Кавказа по плану»

45

24.02.-01.03    

Природные комплексы северного Кавказа

46

 24.02.-01.03    

Урал  - «каменный пояс Русской земли».

Знать: основные черты природы Уральских гор, природные комплексы Урала Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные Составление опорного конспекта –

характеристики района.

47

03.03.-08.03  

Своеобразие природы  Урала.

и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы района. Самостоятельная работа - сравнение частей Урала.

48

03.03.-08.03    

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

Путешествие по карте, сообщения.

49

10.03.-15.03  

Природные районы Европейской части России и Урала.

Контрольная работа с заданиями разных типов на проверку знаний, умений, сформированности  ценностного отношения к изучаемым объектам. Работа в группах и индивидуально.

50

10.03.-15.03  

Западная Сибирь: особенности природы.

Знать: основные черты природы Западной Сибири, природные комплексы района. Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы района. Оценивать влияние природных условий на жизнь и деятельность человека в данном природном районе.

51

17.03.-22.03

Природные ресурсы Западной Сибири и  условия  их освоения.

52

17.03.-22.03

Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.

53

31.03.-05.04

 Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

Знать: названия основных природных объектов территории, их местонахождение. Уметь: составлять характеристику территории, объяснять особенности климата, рельефа, растительности, пользуясь кар- Практическая работа 9 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири» Построение схемы причинно-следственных связей. Составление плана ответа.

54

31.03.-05.04  

Природные районы Восточной Сибири

Должны уметь показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте горы, равнины, реки, озера и т.д. Давать комплексную физико-географическую характеристику.

55

 07.04.-12.04

Жемчужина Сибири – Байкал

Уметь определять объекты –уникальные места России, знать их значимость,  относиться к святыням природы с уважением, знать ПК характеристику. Зарисовка карты-схемы в тетради

56

07.04.-12.04

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

 Уметь отбирать объекты, определяющие географический образ территории. Оценивать природные условия и ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.

57

14.04.-19.04  

Дальний Восток – край контрастов

Должны уметь показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте горы, равнины, реки, озера и т.д. Давать комплексную физико-географическую характеристику.

58

 14.04.-19.04  

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

  Уметь отбирать объекты, определяющие географический образ территории. Оценивать природные условия и ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.

59

21.04.-26.04    

Природные комплексы, природные ресурсы. Дальнего Востока, освоение их человеком

Сравнивать  ПК территории, называть имена исследователей, первопроходцев, изучавших данный район. Географические  описания ПК Дальнего Востока.

Проверочная работа

60

21.04.-26.04    

Итоговое занятие по теме «Природа регионов России»

61

28.04.-03.05    

Повторение раздела «Общая характеристика природы»

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера. Работа в группах, составления обобщающих схем.

62

28.04.-03.05    

Повторение тем «Почвы, растительный и животный мир России».

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера, называть редкие виды растений и животных.

63

05.05.-10.05

Повторение темы «Природные комплексы».

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера. Работа в группах, составления обобщающих схем

64

05.05.-10.05

Урок-зачёт по курсу «Физическая география России».

Контрольная работа из заданий разных типов, соответствующих требованиям программы по географии.

65

 12.05.-17.05

Анализ контрольной работы.

Отработка вопросов и тем, в которых допущены ошибки. Индивидуальная коррекция.

Раздел  III. Человек и природа.

66

12.05.-17.05  

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Знать: понятия: природные условия, рекреационные ресурсы. Уметь: характеризовать влияние природных условий на различные виды деятельности человека, оценивать природные условия для жизни и деятельности людей.

67

 19.05.-24.05  

Воздействие человека на природу

Знать: виды стихийных природных явлений. Уметь: объяснять причины стихийных природных явлений, характеризовать пути предотвращения, уменьшения последствий стихийных природных Практическая работа    «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из ПК»

68

  19.05.-24.05

Рациональное природопользование

Уметь: характеризовать виды природных ресурсов, приводить примеры различных природных ресурсов, примеры их правильного и неправильного использования человеком. Контроль умения работать со схемой и текстом учебника.

69

26.05-30.05  

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России

Знать: отличия видов охраняемых территорий. Уметь: показывать на карте районы экологического неблагополучия, заповедники Решение проблемных задач

70

 26.05-30.05  

 Объекты Всемирного природного наследия в России.

 Уметь: показывать на карте объекты Всемирного природного наследия в России, описывать данные объекты. Составление схемы ПК.

 



Предварительный просмотр:

                     Календарно - тематическое планирование

2013/2014  учебный год 8 класс

№ урока

Дата

Тема урока, тип урока

Основное содержание

ЗУН

Средства обучения

Практические работы

Контроль знаний

Домашнее задание

Повторение и коррекция

1.

    02.09.-07.09 

Что изучает физическая география России.

(урок изучения нового материала)

Физическая география России. Источники географической информации. Методы физической географии.

Познакомить учащихся с особенностями курса «География России» и его структурой, методами географических исследований.

Учебник. Карта России. Атлас. Различные карты России.

Фронтальный контроль

Crp. 3-5

вопр. 1,2. Принести контурные карты.

Раздел I.  Наша Родина   на карте мира

2.

02.09.-07.09   

Географическое положение России.

(урок-практикум)

Физико-географическое положение России Э особенности ФГП Росс Крайние точки, протяжённость, границы.

Знать: особенности ГП России. Уметь: оформлять сведения о ГП России на контурной карте.

Физическая карта России, атласы и конт. карты.

Практ.раб. 1 «Характеристика особенностей ГП России».

Закончить работу на контурной карте, характеристика ГП.

Стр.6-13 §1

Понятие «географическое положение»

3.

 09.09.-14.09 

Моря России.

(комбинированный урок)

Океаны и моря, омывающие Россию. Россия - морская держава. Особенности природы морей.

Знать: особенности морей, омывающих территорию России. Уметь: работать с тематическими картами, показывать на карте моря и океаны.

Физическая карта России, атласы и конт. карты.

Ответить на вопросы на стр.21

Стр.14-21 §2

4.

 09.09.-14.09   

Сравнительная характеристика морей, омывающих Россию.

(урок-практикум)

Особенности ГП и природы морей разных океанов, использование морей человеком, экологические проблемы.

Уметь: составлять сравнительную характеристику на основе карт, таблиц, текста учебника, показывать на карте Северный морской путь, характеризовать моря у карты

Физическая карта России, атласы, справочная информация учебника.

Практ.раб  «Сравнительная характеристика морей, омывающих Россию».

Составить вопрос о морях. §22 стр.127-128

 знать номенклатуру.

5.

16.09.-21.09

Россия на карте часов поясов.

(урок изучения нового материала)

Различия во времени на территории России. Местное, поясное декретное, летнее время.

Знать: понятие «часовой пояс», линия перемены дат

Уметь: определять время в разных точках России.

Карта часовых поясов. Инструкции для практической работы.

Практическая работа 2 «Решение задач на определение поясного времени».

§3 ответить на вопр.   стр. 25

Сообщения по истории освоения России.

6.

16.09.-21.09 

История освоения и изучения территории России. Освоение Сибири и Дальнего Востока

(комбинированный урок)

Освоение и изучение территории России вХ-XVII в.в. Русские землепроходцы, учёные-исследователи.

Знать: основные этапы освоения пространства России, имена исследователей.

Уметь: показывать на карте маршруты путешествий.

Физическая карта России, атласы и конт. карты.

Показывать на карте крупнейшие открытия периода. Сообщения. § 4

Повторить материал о великих путешественниках

7.

23.09.-28.09  

Исследование территории России в XVIII-XX веках, (комбинированный урок)

Освоение и изучение территории России в XVIII-XX вв. вклад русских путешественников и учёных в изучение России и географическую науку.

Знать: основные этапы освоения пространства России, имена исследователей.

Уметь: показывать на карте маршруты наиболее важных путешествий, открытые географические объекты.

Физическая карта России, атласы и конт. карты.

Провер. работа по изученному разделу

§ 4. Стр.30-31 Составить план ответа. Стр. 31 ответить на вопросы

Раздел

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России

  Тема1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

8.

23.09.-28.09  

Главные особенности рельефа России и строение земной коры.

(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма, минеральные ресурсы России, закономерности размещения полезных ископаемых.

Знать: основные особенности рельефа России. Особенности строения земной коры на территории России.

Физическая и тектоническая карта.

Индивидуальные задания

§ 5 стр. 35-37, прочитать, ответы на вопросы стр. 37

Повторить тему

«Строение земной коры» за 7 кл.

9.

30.09.-05.10     

Геологическое летоисчисление.

(урок изучения нового материала)

Познакомиться с понятиями «геохронологическое летоисчисление». Уметь пользоваться геохронологической таблицей.

геохронологическая таблица.

Работа в группах

§6, в. 1.2 стр.43 вопросы 3,4  ответить письменно

10.

30.09.-05.10   

Связь рельефа России и строения земной коры.

(комбинированный урок)

Уметь: сопоставлять различные карты, выявлять зависимость между строением и формами рельефа.

Карты атласа, инструктивные карточки для практ.работы.

§6.

Ответить на вопросы к параграфу.

Знать геохронологическую таблицу

11.

  07.10-12.10 

Минеральные ресурсы России.

(урок-практикум)

Знать: связь минеральных ресурсов с

геологической историей.

Уметь: показывать на карте основные

крупнейшие месторождения полезных

ископаемых.

Физическая и тектоническая карта.

Практ.работа 3 «Связь тектонического строения с рельефом и полезными ископаемыми».

§ 7 показывать на карте месторождения полезных ископаемых.

Виды горных пород

12.

  07.10-12.10 

Развитие форм рельефа.

(Урок систематизации и обобщения знаний)

Знать: как развивается рельеф, какие стихийные явления связаны с рельефом. Уметь: составлять обобщающую схему, приводить примеры. Подтверждающие изменение рельефа во времени.

Физическая и карта.

Контроль умения составлять схему, строить

ответ по ней.

§  8 готовиться к контролю по вопросам с.55-56

13.

   14.10.-19.10

Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение, пол.иск-е».

(урок контроля знаний и умений)

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

Отработка вопросов, вызвавших затруднение. Знать номенклатуру

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

14.

  14.10.-19.10 

Факторы, влияющие на климат России, (урок изучения нового материала)

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Знать: климатообразующие факторы, радиационный баланс, воздушные массы над территорией России. Циклон, антициклон, атмосферный фронт.

Уметь: приводить примеры влияния факторов на климат.

Климатическая карта, атласы, карты в учебнике.

Фронтальный устный опрос

§9. изучить, работать над вопросами стр. 63.

Климатообразующие факторы.

15.

    21.10.-26.10  

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт». Погодные

Знать: понятия «атмосферные фронты», «циклоны и антициклоны». Уметь: объяснять особенности погоды

Рисунки учебника, таблица

Выборочный контроль выполнение тестовых заданий

§  9  Рассказ по рисунку в тетради.

16.

 21.10.-26.10  

Закономерности распределение  тепла и влаги на территории России.

(комбинированный урок)

деления тепла и влаги на территории России. (Средние температуры января и июля. Осадки, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Испоряемость , испарение, коэффициент увлажнения.

Уметь: работать с климатической картой, определять коэффициент увлажнения.

атласы, карты в учебнике.

работать с климатическими картами.

§ 10  стр. 63-68 ответить на один из вопросов письменно: с. 72, в.2,3,4,5.

17.

   28.10.-02.11 

Определение элементов климата по климатическим картам, (практикум)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России, (средние температуры января и июля. Осадки, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Уметь: анализировать климатические карты, определяя элементы климата, определять коэффициент увлажнения.

Атласы, тематические карты в учебнике.

Практ.раб 4 «Определение по картам суммарной радиации, средних температур, количества осадков, коэффициента увлажнения»

Сделать вывод по практической работе

Типы климатических карт

18.

28.10.-02.11   

Типы климатов России.

(урок-исследование)

Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России, факторы их формирования, климатические пояса.

Знать: тип климата, прогноз погоды,

синоптическая карта.

Уметь: характеризовать типы климата,

читать климатическую диаграмму,

определять данные на синоптической

карте.

Климатическая карта, атласы, карты в учебнике.

 Практическая работа «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны».

§10, закончить таблицу, сообщения о климатических явлениях.

 

19.

11.11.-16.11

Климат и человек.

(урок повторения и      обобщения знаний)

Степень благоприятности климатических условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, одежду. Способы передвижения. Здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления.

Знать: агроклиматические ресурсы, неблагоприятные климатические явления.

Уметь: объяснять влияние климата на жизнедеятельность человека. Приводить примеры неблагоприятных климатических явлений и защиты от них.

Дополнительная литература. Климатическая карта,

Индивидуальный устный опрос.

Повторить тему «Климат»,

Прочитать § 11

20.

 11.11.-16.11

Итоговый урок по теме «Климат»

(урок контроля знаний и умений)

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

Повторить вопросы, вызвавшие затруднение. Знать номенклатуру

Тема З. Внутренние воды и водные ресурсы.

21.

18.11.-23.11

 Главные речные системы России, водоразделы, бассейны рек

(урок изучения нового материала)

 

тории России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны, распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

режим, типы питания рек, падение и уклон реки.

Уметь: определять характеристики реки с помощью карт и справочников. Показывать на карте реки, речные системы, водоразделы.

России.

работа с физической картой, схемой реки.

 §12 стр.77-84

22.

18.11.-23.11 

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

(урок-  самостоятельная работа)

Важнейшие озёра России и их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Знать: Типы озёрных котловин, артезианские воды, условия образования болот. Уметь: показывать на карте озёра, ледники, районы распространения мерзлоты.

Физическая карта России.

Составление опорного конспекта. Работа с картами.

§13   стр.84-89

23

25.11.-30.11 

Водные ресурсы.

(комбинированный урок

Водные ресурсы и особенности их размещения на территории России.

Знать: понятие «водные ресурсы. Уметь: объяснять неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны.

Физическая карта России.

Практ. раб.5  «Характеристика реки»

 § 14 стр.89-92

24.

25.11.-30.11

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Стихийные явления происходящие в результате  природных катаклизмов и деятельности человека. Дать характеристику  явлениям.

Знать классификацию стихийных явлений, меры защиты и предотвращения этих явлений

Экологическая карта России

Стр.91-92 вопросы на стр.92 Уметь показать по карте районы стихийных явлений.

25.

02.12.-07.12

Практическая работа «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования»

Работа с информационными источниками по характеристики водных систем.

Составление прогнозирования

Уметь  работать со статистическими данными и источниками информации, типовым планом характеристики.

Тематические карты России

Практическая работа

  Повторить тему «Внутренние воды»

26.

02.12.-07.12  

Итоговый урок по теме «Внутренние воды»

(урок обобщения и систематизации знаний)

Понятия, факты, закономерности, изученные в данной теме.

Уметь: пользуясь знаниями, полученными при изучении темы, выполнять задания, отвечать на вопросы

Листы с заданиями.

Географический конкурс.

Повторить материал, который вызвал затруднение. Знать номенклатуру

27.

09.12.-14.12  

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона. Сохранение  и использование вод.

Стр.90-91 вопросы на стр.92

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы

28.

09.12.-14.12     

Образование почв и их разнообразие.

(урок изучения нового материала)

Понятие «почва», условия образования почв -почвообразующие факторы.

Знать: факторы почвообразования, почвенные горизонты. Уметь: рассказывать по схеме.

Схема (презентация), почвенная карта.

Составление опорного конспекта.

§15 стр.93-97 .   рассмотреть рис.52, запомнить типы почв

29.

16.12.-21.12    

Главные типы почв и закономерности их распространения.

Закономерности распространения почв на территории                России. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения.

Знать: главные типы почв России. Уметь: показывать на карте районы распространения разных почв.

Почвенная карта, схема учебника (рис.бЗ)

Практ.раб. 6 «Изучение закономерностей распространения почв»

§16 стр.98-100

30.

16.12.-21.12    

Почвенные ресурсы.

(конференция)

Почвенные       ресурсы. Размещение   почвенных ресурсов на территории России. Охрана почвенных ресурсов.

Знать: понятие «почвенные ресурсы». Уметь: оценивать почвенные ресурсы России.

Почвенная карта, схема учебника(рис.бЗ)

индивидуальные выступления

§ 17 стр. 100-104  

31

 23.12.-28.12   

Итоговое обобщение по темам «Внутренние воды», «Почвы», «Климат», «Рельеф» (урок контроля и оценки знаний)

Контрольная работа: задания в тестовой форме, задания на контроль умений, задания со свободным ответом.

Индивидуальные задания - сообщения о растениях, животных. номенклатура

32

23.12.-28.12   

Растительный мир России.

(урок изучения нового и первичного закрепления знаний)

Растительный мир России. Разнообразие видов растений в нашей стране и факторы его определяющие. Особенности растительного мира разных природных зон.

Знать: особенности растительного мира России.

Уметь: объяснять особенности распространения растений, называть факторы, на это влияющие.

Карта растительности

Индивидуальный устный опрос

§18, с. 105-112. сообщения об охраняемых видах организмов.

33.

13.01.-18.01

Животный мир России.

(урок комплексного применения знаний)

Животный мир России. Разнообразие животных в нашей стране и факторы его определяющие. Особенности животного мира разных природных зон.

Знать: особенности животного мира России, понятие «биологические ресурсы», охраняемые виды. Уметь: называть меры по охране животных и растений, приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.

Карта растительности, природных зон, фотографии представителей органического мира.

Выполнение проблемных задач, заданий творческого характера.

Практическая работа «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при  изменении других   компонентов ПК»

§18, стр.105повторить темы «Почвы. Орг.мир»

 

34

13.01.-18.01

Биологические ресурсы России.

Растительные ресурсы, лесные ресурсы, лекарственное сырьё, кормовые, охотничье-промысловые ресурсы, Красная книга. Заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы

Знать все биологические ресурсы, уметь их классифицировать, показывать заповедные места России

Карта биологические ресурсы

 Практическая работа 7 «Определение роли  особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России»

§ 19-20

 стр. 113-.-116, пересказ параграфа вопросы на стр. 120 ответить устно

Раздел II. Природные комплексы России

Тема1. Природное районирование

35.

 

20.01.-25.01 

 Разнообразие природных комплексов России.

Географическое районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК). ПТК - результат развития географической оболочки. Влияние человека на ПТК. Понятие «природная зона», карта природных зон, широтная зональность и высотная поясность в России

Уметь: объяснять зависимость компонентов в ПТК, характеризовать распределение природных зон на территории России. Знать: Природно-территориальный комплекс.

Понятие «природная зона», природная зона как природный комплекс

Схема ПТК тундры.

Составление схемы,

характеризующей

ПТК.

Нанесение Природных зон на контурную карту

§21,  

 Работа с картой

36

20.01.-25.01   

Природные зоны.  Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Понятие «природная зона», карта природных зон, широтная зональность. Особенности северных природных зон. Зона лесотундры - место, где живём. Проблемы охраны природы в тундре и лесотундре. Особенности лесных зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов, хвойно-широколиственных лесов. Высотная поясность в России. Высотные пояса в горах России. Разнообразие природы - богатство России.

Уметь: составлять комплексную характеристику природной зоны, показывать природные зоны на карте, объяснять взаимосвязь компонентов на примере природной зоны тундры, тайги, степи.

Характеристика высотных поясов на примере Кавказа. Доказывать необходимость сохранения компонентов природной зоны для её полного сохранения.

Подборка слайдов по теме.

Составить схему ПТК зона тундры.

§ 23.  Устный ответ по схеме

37.

27.01.-01.02

 Разнообразие лесов России

Подборка слайдов по теме.

Творческая работа в парах - презентация прир.зоны

§24 стр.129

38.

27.01.-01.02

Безлесные зоны на юге России.

Подборка слайдов по теме.

Практ. раб. 8 «Составление комплексной характеристики двух природных зон России»

§25.Закончить практическую работу.

39.

03.02.-08.02

  Высотная поясность.

Высотная поясность, высотная зональность, субальпийские и альпийские луга.

Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов. 

Картины с изображением природных зон, карта природных зон.

Практическая   работа.     «Объяснения принципов выделения КПР на территории России.»

§26. готовиться к контролю по теме.

40.

 03.02.-08.02 

Итоговое обобщение по теме «Природные комплексы России».

Сочетание форм самостоятельной работы в малых группах и индивидуального контроля.

Индивидуальные задания - описания русской природы в произведениях.  

Рельеф Европейской части России.

                                                                                        Тема 2. Природа регионов России.

41

10.02.-15.02 

Русская равнина.

Русская равнина - центр формирования русского государства.

Комплексная характеристика природного района Русская равнина: географическое положение, образ территории, геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, природных зон. Природные комплексы, природные ресурсы.

Уникальные природные объекты. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Знать: основные черты природы Русской равнины, природные комплексы Русской равнины.

Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы Русской равнины.

Физическая карта Русской равнины Хрестоматия по физической географии. Подборка слайдов.

Работа с тематическими картами

§27. Устно ответ на вопросы стр.  157 Нанесение объектов на контурную карту

42

10.02.-15.02   

Природные комплексы Русской равнины

Составление описания мест природного района

§28 пересказ Зад.1-3 с.163

43

17.02.-22.02   

Природные ресурсы Русской равнины. Рациональное использование.

Работа у карты, проблемные задания.

§29.зад-е 2 с.166, устно ответить на вопросы стр.169

44

17.02.-22.02   

  Кавказ- самые высокие горы России

Комплексная характеристика природного района Северный Кавказ: географическое положение, образ территории, геологическое строение и рельеф, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, природных зон. Природные комплексы, природные ресурсы. Рекреационные ресурсы региона.Кавказ - молодые и самые высокие горы России. Равнины Предкавказья. Уникальность региона.

Знать: особенности размещения и характеристику компонентов природы Сев. Кавказа Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Характеризовать Сев. Кавказ как уникальный природный район России, традиции населения, связанные с природой и условиями жизни.

Карта Сев Кавказа, карта-слайд.

Творческая работа «Прекрасный Северный Кавказ»

§30. Сообщения об уникальных объектах С.Кавказа

45

24.02.-01.03     

Природные комплексы северного Кавказа

Практическая работа «Характеристика ПТК Сев.Кавказа по плану»

§31. Стр. 178  устные ответы на вопросы стр.181

46

 24.02.-01.03   

Урал  - «каменный пояс Русской земли».

Урал - «каменный пояс земли русской».

Комплексная характеристика Урала: географическое положение, образ территории, геологическое строение.

Знать: основные черты природы Уральских гор, природные комплексы Урала Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные

Карта района, подборка слайдов, фотографий.

Составление опорного конспекта –

характеристики района.

§32. Стр.181,

 На стр. 186 вопр. 3-4. Выполнить в к. карте

47

03.03.-08.03   

Своеобразие природы  Урала.

Минеральные богатства Урала, особенности климата, внутренних вод. Природные комплексы, природные ресурсы. Уникальные природные объекты. Проблемы взаимодействия человека и природы.

и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы района.

Самостоятельная работа - сравнение частей Урала.

§ 33 стр. 187 сообщения об уникальных объектах Урала.

48

03.03.-08.03   

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

Путешествие по карте, сообщения.

Повторить материал

 § 34.

49

10.03.-15.03   

Природные районы Европейской части России и Урала.

Контрольная работа с заданиями разных типов на проверку знаний, умений, сформированности  ценностного отношения к изучаемым объектам. Работа в группах и индивидуально.

Подобрать фотографии природы Западной Сибири.

50

10.03.-15.03   

Западная Сибирь: особенности природы.

Западная Сибирь - край, где мы живём.

Комплексная характеристика природного района Западная Сибирь: географическое положение, образ территории, геологическое строение и равнин-ность рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, природных зон. Природные комплексы, природные ресурсы. Проблемы взаимодействия человека и природы.

Знать: основные черты природы Западной Сибири, природные комплексы района. Уметь: представлять «лицо» района, описывать природные комплексы по картам, называть и показывать на карте уникальные природные объекты. Выявлять и предлагать пути решения комплексной проблемы рационального использования, охраны и преобразования природы района. Оценивать влияние природных условий на жизнь и деятельность человека в данном природном районе.

Физическая карта, тематические карты, экспонаты школьного музея, фильмы о родном крае.

Работа в группах по характеристике территории.

§ 35. Индивидуальные задания по вопросам стр.197, сообщения о полезных ископаемых Западной Сибири.

51

17.03.-22.03 

Природные ресурсы Западной Сибири и  условия  их освоения.

Выступления учащихся, решение проблемных задач.

§ 36. Вопросы стр. 204.работа в к.картах вопрос 1 стр.204

52

17.03.-22.03 

Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.

Практическая работа 9 «Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири»

Подобрать фотографии природы Восточной Сибири.

53

31.03.-05.04

 Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

Комплексная характеристика природного района Восточная Сибирь: географическое положение, образ территории, геологическое строение и рельеф,

Знать: названия основных природных объектов территории, их местонахождение. Уметь: составлять характеристику территории, объяснять особенности климата, рельефа, растительности, пользуясь кар-

Физическая карта района, подборка слайдов и фотографий.

Построение схемы причинно-следственных связей. Составление плана ответа.

§ 37. Ответ по плану

Стр. 208  Сообщение о ПК Восточной Сибири

54

31.03.-05.04  

Природные районы Восточной Сибири

Платформа, складчатые области,   землетрясения, плато, кряж, траппы, «полюс холода», «шепот звезд», тараны, болгуняхи, отуряхи.

Должны уметь показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте горы, равнины, реки, озера и т.д. Давать комплексную физико-географическую характеристику.

Физическая карта

Выступления учащихся

§38 стр.215

 Презентация, сказания, сообщение, доклад о Байкале, о его уникальности

55

 07.04.-12.04

Жемчужина Сибири – Байкал

Рифтовые зона, сарма, баргузин, верховик, култук, эндемические виды, гидрохимические свойства, бумажные комбинаты.

Уметь определять объекты –уникальные места России, знать их значимость,  относиться к святыням природы с уважением, знать ПК характеристику.

Видео фильм, таблицы, карты района и озера

Зарисовка карты-схемы в тетради

§39 стр.225 пересказать параграф, ответ письменно на вопрос 4 стр.229

56

07.04.-12.04 

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Тараны - наледи, отуряхи, многолетняя мерзлота. Тайга - темнохвойная и светлохвойная.

 Уметь отбирать объекты, определяющие географический образ территории. Оценивать природные условия и ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.

Тематическая карта Физическая карта

Выступления учащихся, решение проблемных задач.

§40 стр. 229 пересказать параграф,

Заполнить таблицу 9 стр. 233

57

14.04.-19.04   

Дальний Восток – край контрастов

Характеристика Дальнего Востока его контрастность в ГП, климате, Рельефе, флоре и фауне.  Объяснение взаимосвязей  и

зак5ономерносте природных компонентов района.

Должны уметь показывать на карте крупные природные районы России. Называть и показывать на карте горы, равнины, реки, озера и т.д. Давать комплексную физико-географическую характеристику.

Тематическая карта Физическая карта, видео слайды, пре6зентации

Выступления учащихся, фронтальный опрос

§41 стр.235 пересказать параграф,

В к. картах выполнить вопрос 5 стр. 238

58

 14.04.-19.04 

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы

Уссурийская тайга, эндемики, гейзеры, вулканология, гидротермальные источники.

  Уметь отбирать объекты, определяющие географический образ территории. Оценивать природные условия и ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей.

Тематическая карта

 Выступления учащихся,

тест

§42 стр.238

Стр. 247 вопрос 5 выполнить в к.картах

59

21.04.-26.04     

Природные комплексы, природные ресурсы. Дальнего Востока, освоение их человеком

Контрасты , реки, уникальный растительный и животный мир, высотная поясность

Сравнивать  ПК территории, называть имена исследователей, первопроходцев, изучавших данный район.

Географические  описания ПК Дальнего Востока.

Проверочная работа

§43 стр. 248, разобрать вопросы стр. 252

60

21.04.-26.04     

Итоговое занятие по теме «Природа регионов России»

 Итоговая  работа  по пройденному разделу.

 тестирование

Номенклатура по пройденному курсу

61

28.04.-03.05    

Повторение раздела «Общая характеристика природы»

Особенности компонентов природы России: рельефа, климата, внутренних вод, причины особенностей.

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера.

Физическая карта района, подборка слайдов и фотографий

Работа в группах, составления обобщающих схем.

Повторить §§ 5-14.

62

28.04.-03.05    

Повторение тем «Почвы, растительный и животный мир России».

Особенности компонентов природы России: почв, органического мира.

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера, называть редкие виды растений и животных.

Почвенная карта, фотографии животных.

Повторить §§ 15-20

63

05.05.-10.05 

Повторение темы «Природные комплексы».

Особенности зональных природных комплексов, их размещение, причины закономерностей.

Уметь: представлять в обобщённом виде знания по теме, применять знания при выполнении заданий практического характера.

Физическая карта района, подборка слайдов и фотографий, рисунки и фотографии. Задания.

Работа в группах, составления обобщающих схем

Повторить §§ 21-26.

64

05.05.-10.05 

Урок-зачёт по курсу «Физическая география России».

Контрольная работа из заданий разных типов, соответствующих требованиям программы по географии.

Повторить материал, вызвавший затруднение.

65

 12.05.-17.05

Анализ контрольной работы.

Отработка вопросов и тем, в которых допущены ошибки. Индивидуальная коррекция.

Раздел  III. Человек и природа.

66

12.05.-17.05   

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Природа как источник удовлетворения материальных и духовных потребностей человека. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Благоприятные, неблагоприятные, экстремальные условия жизни. Рекреационная деятельность и её зависимость от природы.

Знать: понятия: природные условия, рекреационные ресурсы. Уметь: характеризовать влияние природных условий на различные виды деятельности человека, оценивать природные условия для жизни и деятельности людей.

Физическая карта России, фотографии районов с различными природными условиями.

Работа в группах

§ 44. Вопросы стр.256.

Подготовить сообщения о СПЯ

67

 19.05.-24.05 

Воздействие человека на природу

Стихийные природные явления: причины, влияние на человека, методы предотвращения и борьба с последствиями. Районы распространения стихийных природных явлений. СПЯ своей местности.

Знать: виды стихийных природных явлений. Уметь: объяснять причины стихийных природных явлений, характеризовать пути предотвращения, уменьшения последствий стихийных природных

Карты атласа, фрагмент фильма.

 Практическая работа    «Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из ПК»

§ 45. Вопросы стр.262

Пересказ параграфа

68

  19.05.-24.05 

Рациональное природопользование

Природные ресурсы  

исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновимые и невозобновимые.  Использование  ресурсов человеком.

Охраняемые территории.

Уметь: характеризовать виды природных ресурсов, приводить примеры различных природных ресурсов, примеры их правильного и неправильного использования человеком.

Таблицы к теме

Контроль умения работать со схемой и текстом учебника.

§46. Вопросы стр.267.

 Запомнить таблицу 12 стр. 268

69

26.05-30.05  

Экологические проблемы и экологическая ситуация в России

Рациональное природопользование. Охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Экологическая ситуация в России. Места экологического неблагополучия. Причины экологических проблем.

Знать: отличия видов охраняемых территорий. Уметь: показывать на карте районы экологического неблагополучия, заповедники

Экологическая карта.

Решение проблемных задач

§47 разобрать вопросы стр. 278

70

 26.05-30.05  

 Объекты Всемирного природного наследия в России.

 Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

 Уметь: показывать на карте объекты Всемирного природного наследия в России, описывать данные объекты.

Слайды, фотографии.

Составление схемы ПК.

Устный рассказ по схеме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...