Пояснительная записка 9 класс по географии
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Петрова Елена Ивановна

Пояснительная записка с тематическим планированием на год с 2 часами в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_9_klass_13-14.doc254 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная   записка  

Рабочая программа учебного предмета «География России»  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования   и    Примерной программы основного общего образования по географии.   9 класс.  

 Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.  Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Данный учебный предмет имеет своей целью:

  • на основе конкретного материала сформировать   принципы и взгляды  учащихся  по отношению к территории своей страны как естественной среде обитания;
  • овладение основами географических знаний как средством формирования личности школьника;
  • формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся;
  • уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов;
  • выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;
  • формирование географического образа своей страны.

Изучение предмета «География России» способствует решению следующих задач:

  • формирование представления о целостности окружающего мира при его территориальном разнообразии, о сложности проблем взаимодействия единой системы «природа – население – хозяйство»; 
  • показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов;
  •  развитие у школьников системного географического мышления;
  • осознанное овладение жизненно необходимыми географическими знаниями, умениями и навыками для подготовки к выживанию и производительному труду в современных условиях;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности, нестереотипному решению географических задач и самостоятельному выбору для этого существующих источников географической информации;
  • формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

 2. Общая характеристика учебного предмета  

Рабочая программа курса в 9 классе предусматривает изучение географии населения и хозяйства России. Изучение материала происходит в следующей последовательности: изучение особенностей государственной территории и экономико-географического положения России, этапов формирования её территории, населения, географии межотраслевых комплексов, хозяйства экономических районов России.  

 Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом реализуется региональный компонент,  который представлен следующими вопросами: особенности освоения территории своего края, особенности населения, влияние природных условий на жизнь и деятельность населения, минеральные ресурсы, охрана природы, проблемы и перспективы развития экономики своего региона.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей,  а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

 3. Описание места учебного предмета   в учебном плане

 Федеральный базисный учебный  план для образовательных учреждений РФ отводит  245 часов для обязательного  изучения  учебного предмета "География" на этапе основного  общего  образования. В том числе:  в VIII-IX классе - 105 , в  IX классе, из расчета  2-х учебных часов в неделю - 70 часов.

Запланированные 28 практических работ, из них оценочных практических работ  10:

1.  Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих   ЭГП,ПГП,   страны в целом и ее отдельных территорий.

2. Составление  характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины

3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

4. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

5. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.

6.  Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

7. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

8. Оценка экологической ситуации  в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

10. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Рабочая программа предназначена для реализации в параллели 9-х классов основной школы.

9 а класс включает обучающихся со средним и высоким уровнем учебных возможностей. На уроках в данном классе необходимо применять формы, предусматривающие самостоятельное освоение учебного материала: составление комплексной характеристики,  решение проблемных задач, деловые игры, подготовка сообщений, выполнение творческого задания в группах. Необходимо расширять кругозор обучающихся, особенно тех, кто нацелен на выбор социально-экономического профиля,  используя на уроках сведения об особенностях экономического развития страны в разные периоды, учить анализу и сравнению, использованию карт для построения ответа.

9 б класс включают обучающихся со средними и низкими учебными возможностями. При работе с классом требуется чёткая алгоритмизация деятельности, применение приёмов активизации познавательной деятельности,  таких как проблемные вопросы, обращение к личностному опыту обучающихся, организация конкурсов, викторин. Особо следует обратить внимание на формирование умения работать с картами атласа, так как у многих ребят недостаточно развито пространственное мышление.

      Ведущими формами работы на уроке  используются беседы, диалог,  дискуссия, диспут, работа в парах и группах, практикумы, лекции, географические конкурсы, заочные путешествия, деловые игры. На уроках применяются  цифровые информационные технологии (интерактивная доска, компьютеры).

      Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

      Формы промежуточного контроля: проверочные работы (тесты, географические диктанты, кратковременные письменные работы).

      Итоговый контроль проводится в форме письменных зачётов с использованием  тестовой технологии, заданий в формате  ГИА.  

Основной  формой организации учебного процесса является классно – урочная форма обучения.

Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся: комбинированный урок, практическая работа, обобщение знаний, урок изучения нового материала, урок-игра.

      Приоритетным является практическая деятельность учащихся. Важное внимание обращается на развитие умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, ресурсами Internet и др.

 4. Содержание  учебного предмета  

Раздел 1.  Геополитическое положение России (5 часов)

Что изучает экономическая география

География как наука. Источники географической информации. Экономическая и социальная география. Методы географии: статистический, картографический, метод районирования, моделирование, геоинформационный.

Геополитическое положение России.

Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России: республики, автономные округа и область, края, области. Сравнение ГП России с положением других государств.

Государственная территория России. Государственные границы России. Экономическая зона РФ.

Практическая работа1.

 Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих   ЭГП,ПГП,   страны в целом и ее отдельных территорий.

Раздел 2.  Население России (6 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Численность крупнейших народов России. Языковой состав населения. Основные языковые семьи. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Крупнейшие народы России и их размещение.

 Определение и анализ основных. статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Практическая работа 2.

 Составление  характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины

Раздел 3. Экономика Российской Федерации (3 часа)

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Типы экономических систем в России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Функциональная структура хозяйства. Наука и её роль в жизни общества.

Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.

Место России среди стран мира. Экспорт и импорт России. Экономические связи России с другими государствами.

Раздел 4.  География межотраслевых комплексов (23 часов)

Машиностроительный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность -и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Звенья АПК. Сельское хозяйство - ведущее звено АПК. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство. Основные рыбопромысловые бассейны.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности. Проблемы агропромышленного комплекса России.

Инфраструктурный комплекс. Состав инфраструктурного комплекса и его роль в  хозяйстве страны. Понятия: инфраструктура, транспорт, транспортный узел, грузооборот. магистраль. Транспорт: отраслевой состав, значение для хозяйства и жизни населения. Различия видов транспорта. Связь и сфера обслуживания, значения для развития экономики и жизни населения. Проблемы развития инфраструктурного комплекса в России и пути их решения.

Практические работы.

Определения главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Характеристика металлургической базы.

 Практическая работа  3.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Практическая работа 4

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Раздел 5. Территориальная организация и районирование России. (2часа)

Западный макрорегион (18 часов)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое). Причины районирования России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Экономические районы, условия, влияющие на специализацию района.

Западный макрорегион – Европейская Россия. Экономические районы, входящие в состав западного макрорегиона. Территория и население районов западного макрорегиона.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов - Север и Северо-запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал.

Состав районов. Особенности географического, геополитического и экологогео-графического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности ею территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем районов.

Практические работы.

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Практическая работа 5.

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

6.  Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.

7. Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения.

8. Оценка экологической ситуации  в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Раздел 6. Восточный макрорегион – азиатская Россия (9 часов)

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Состав районов. Особенности географического  положения районов , их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического  положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Место и роль районов в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности ею территориальной организации. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности.

Практические работы.

Оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Характеристика Норильского промышленного узла.

Практическая работа 10.

Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Раздел 7. Страны нового зарубежья (2 часа)

 География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.

Экономические отношения России и стран нового зарубежья. Основные торговые партнёры России. структура экспорта и импорта.

Повторение 2 часа

5.  Тематическое планирование  

п/п

Дата проведения

Тема урока

 

Основные виды деятельности

 

Примечание

программа

фактич.

Геополитическое положение России.

1

    01.09. –

06.09

 

Введение. Что изучает экономическая география.  

Определить понятия «География как наука». Установить источники получения знаний о природе, населении. Методы  получения знаний, обработки, передачи и представления географической информации.

2

01.09. –06.09

Политико-административное устройство России.

Определение географического положения. Виды и уровни географического положения. Работа с контурной картой.

3

08.09.-13.09

Государственная территория РФ

 

Политико-административное устройство России: республики, автономные округа и область, края, области. Государственная территория.

4

08.09.-13.09

Географическое положение России. Экономико-геграфическое положение (ЭГП).

Работа с контурной картой Практическая работа 1 «Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих   ЭГП,ПГП,   страны в целом и ее отдельных территорий».

5

22.09.-27.09

Политико-географическое положение.

Закрепление учащимися номенклатуры карты. Индивидуальные ответы  у карты.

Население России и новых независимых государств

6

 22.09.-27.09

Особенности освоения и заселения территории России.

 Сравнение населения России. Определить экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Конспект в тетради.

7

15.09.-20.09

Численность и естественный прирост населения России.

   

Рассмотреть численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Решение задач на определение естественного прироста.

8

15.09.-20.09

Миграции населения.

 Определение направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

9

29.09.-04.10

Национальный состав населения России.

 

Показать народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы.

 Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Практическая работа 2 «Составление  характеристики культуры и традиций народов своей Малой Родины».

10

29.09.-04.10

Урбанизация в России. Города России.

 

Рассматривают городское и сельское население, роль крупнейших городов. Описание функций городов, составление вопросов Работа со статистическими таблицами. Практическая работа «Крупнейшие народы и их размещение»

11

06.10.-11.10

Итоговый урок по теме «Население».

 

Тестовая контрольная работа с заданиями разного типа: с выбором одного ответа, на соответствие, со свободным ответом, на проверку практических умений.

 

Экономика Российской Федерации

13

13.10.-18.10

Проблемы ресурсной основы экономики России

 

Актуализировать принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения: проблемы ресурсной основы экономики называть потребляющую и производящую зоны России, роль России в мировой экономике.

 .

14

13.10.-18.10

Россия в современной мировой экономике.

Территориальная структура хозяйства. Решение проблемных задач.

География межотраслевых комплексов

15

20.10.-25.10

Межотраслевые комплексы.

Научный комплекс  

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей. Определяют основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, понятие «факторы размещения производства.

16.

20.10.-25.10

Машиностроительный комплекс.

Умение описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; определять значение и состав машиностроительного комплекса; показывать главные районы и центры.

 17

27.10.-01.11

Факторы размещения отраслей машиностроения

Определяют  главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, решение проблемных задач.

18

27.10.-01.11

География машиностроения

 

Определяют основные районы и крупные центры. Практическая работа «Определения главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам».

 19

10.11.-15.11

Военно-промышленный комплекс

Определять  разный состав отраслей машиностроения, объяснять факторы их размещения;  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений. Работа с атласом и контурной картой

20

10.11.-15.11

Топливно-энергетический комплекс: значение и проблемы.

Рассмотреть состав и значение ТЭК. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Решение проблемных задач

 

21

17.11.

-22.11

Топливная промышленность

 

Практическая работа 3 «Характеристика угольного бассейна». Научиться показывать крупнейшие месторождения полезных ископаемых, составлять по картам и статистическим материалам характеристику угольного или нефтяного бассейна

22

17.11.

-22.11

Электроэнергетика России

 

Современная электроэнергетика: ТЭС, ГЭС, АЭС, альтернативные источники энергии. Топливно-энергетические ресурсы России. ТЭК и охрана окружающей среды. Работа с картой:  сравнивать электростанции разных типов, показывать на карте размещение крупнейших электростанций России.

23

24.11.-29.11

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, Природные ресурсы для производства металлов. Сырьё для химико-лесного комплекса. Охрана природы при производстве конструкционных материалов и химических веществ.

24

24.11.-29.11

Металлургический комплекс

Составление графического конспекта. Работа учащихся с информационными источниками знаний.

25

01.12.-06.12

Факторы размещения металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

Научиться определять факторы размещения основных производств, основные районы размещения. Главные металлургические базы. Решение задач разного вида.

26

01.12.-06.12

Цветная металлургия.

Выявлять особенности металлургических баз страны. Практическая работа «Характеристика металлургической базы»

27

08.12.-13.12

Химико-лесной комплекс.

Факторы размещения химической промышленности.

Оценивать значение комплекса для развития хозяйства страны, называть факторы размещения отраслей.  Выполнение обучающей практической работы «Межотраслевые связи химической промышленности».

28

08.12.-13.12

Лесная промышленность

По атласу определять характеристику  лесной промышленности, называть меры по охране природы, которые должны применять в отраслях, производящих конструкционные материалы

29

15.12.-20.12

Зачёт по темам, изученным в I полугодии

Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы.

30

15.12.-20.12

Состав и значение АПК.

 

Агропромышленный комплекс: состав, особенности развития, роль в хозяйстве страны,   находить информацию об особенностях отраслей по картам атласа.

 

31

22.12.-27.12

Земледелие и животноводство.

 

Сельское хозяйство. Факторы, влияющие на размещение отраслей Сельского хозяйства. Практическая работа 4 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур».

32

22.12.-27.12

Пищевая и лёгкая промышленность. Проблемы АПК и пути их решения.

 

Определять характеристику лёгкой и пищевой промышленности, её размещения. Проблемы развития АПК.  Роль АПК в решении проблемы продовольственной безопасности страны. Пути решения проблем развития АПК. Работа с картой, решение проблемных задач.

33

29.12.-03.12

Состав инфраструктурного комплекса. Транспорт.

 

Понятия: инфраструктура, транспорт, транспортный узел, грузооборот. магистраль.

Состав инфраструктурного комплекса и его роль в  хозяйстве страны.

34

 12.01.-17.01.

Железнодорожный и автомобильный транспорт

Обучающая практическая работа «Проектирование транспортной магистрали»  умение характеризовать значение инфраструктурного комплекса, отдельных видов транспорта,  показывать на карте магистрали, транспортные узлы.

35

12.01.-17.01

Роль транспорта. Сухопутный транспорт. Водный, воздушный транспорт.

Транспорт: отраслевой состав, значение для хозяйства и жизни населения. Различия видов транспорта. (деловая игра)

Работа в группах – защита рекламных проектов.

36

19.01.-24.01

Связь, сфера обслуживания.

 

Связь и сфера обслуживания, значения для развития экономики и жизни населения. раскрывать сущность представленных понятий, состав сферы услуг и её значение рекреационные зоны России, предлагать пути решения проблем в развитии комплекса.

37

19.01.-24.01

Итоговый урок

Обобщить знания по пройденным  темам

Территориальная организация и районирование России

38

26.01.-31.01

Районирование России.

 

Определение причин  районирования России.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения по атласу.  Проблемы экономического районирования. Экономические районы, условия, влияющие на специализацию района.

39

26.01.-31.01

Западный макрорегион - Европейская Россия.

 

По картам атласа определить Западный макрорегион - Европейскую Россию.  Работа в контурных картам по определению экономических районов, входящих в состав западного макрорегиона. Территория и население районов западного макрорегиона.

Западный макрорегион – Европейская Россия

40

02.02.-07.02

Центральная Рос сия: ЭГП,  состав, историческое изменение ГП.  

 

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.   Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования.

41

02.02.-07.02

 Население и главные черты хозяйства

 

Работа с картами. Заполнение таблиц.  Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности

42

09.02.-14.02

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский район

Достопримечательности.

Топонимика.

43

09.02.-14.02

  Географические особенности  областей Центральной России.

Практическая работа «Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России»

44

16.02.-21.02

Волго-Вятский и  Центрально-Чернозёмный районы

Работа с текстом учебника.  Практическая работа 5 «Экологические и водные проблемы Волги - оценки и пути решения». Достопримечательности.

45

16.02.-21.02

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

46

23.02.-28.02

Центральная Россия: обобщение  

Работа в группах по карточкам-программам.

47

23.02.-28.02

Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Работа в группах, индивидуальный контроль

48

02.03.-07.03

Хозяйство  Европейского

Севера

 

Работа в группах, индивидуальный контроль, Практическая работа 6 «Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона».

49

02.03.-07.03

Народные промыслы  Европейской части России

Защита творческих работ.  Достопримечательности.

50

09.03.-14.03

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Работа с текстом учебника и картами. Практическая работа 7 «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе».

51

09.03.-14.03

Население и хозяйство Северного Кавказа

Составление конспекта, выполнение заданий проблемного характера. Достопримечательности.

52

16.03.-21.03

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. выполнять краткие записи, задания по карте.

53

16.03.-21.03

Население и хозяйство Поволжья.

 

Практическая работа «Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья» .  

Достопримечательности.

54

23.03.-28.03

Урал: ЭГП, природные условия и ресурсы.

 

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Индивидуальный контроль  Практическая работа 8 «Оценка экологической ситуации  в разных частях Урала и пути решения экологических проблем».

55

23.03.-28.03

Население и хозяйство района.

Применить полученные знания при характеристике народов Урала

56

06.04.-11.04

Регионы европейской части России: проблемы, перспективы развития.

Работа в группах – составление обобщающей таблицы.

57

06.04.-11.04

Итоговый урок по теме «Западный макрорегион»

Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

58

13.04.-18.04

Общая характеристика Восточного макрорегиона.

 

Выявление различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического  положения территории, основных этапов ее освоения. Топонимика.

59

13.04.-18.04

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

Работа с учебником и рисунками в учебнике, таблицами. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Оценка природных ресурсов и их использования

60

20.04.-25.04

Западная Сибирь.

 

Практическая работа  9   «Оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека»  Применение ранее полученных знаний по работе с атласом

61

20.04.-25.04

Наш регион в хозяйстве Западной Сибири.

Работа с информационными источниками по определению  рейтинг нашего района на мировом уровне и уровне других районов.

62

27.04.-02.05

Восточная Сибирь

Работа с картой, составление схем ТПК

63

27.04.-02.05

ТПК Восточной экономической зоны.

Практическая  работа  «Характеристика Норильского промышленного узла» Применение ранее полученных знаний по работе с атласом, контурными картами, карто-схемами.

64-65

04.05.09.05

Дальний Восток: особенности развития.

   

Задания со свободным ответом Практическая работа 10 «Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона».

66

04.05.09.05

Обобщение по темам, изученным за год.

Работа в группах – выполнение заданий на систематизацию знаний. Работа  с информационными данными

67

11.05.-16.05

Зачёт по темам, изученным за год.

Контрольная работа с заданиями разного вида: тесты, практические задания, работа с картой, вопросы.

Страны нового зарубежья. Повторение «Экономическая география России»

68

11.05.-16.05

Страны нового зарубежья.

Определение на основе атласа особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Составление сложного плана

69

18.05.-23.05

Экономические отношения России и стран нового зарубежья.

Экономические отношения России и стран нового зарубежья. Основные торговые партнёры России. структура экспорта и импорта. Работа с тематическими картами, ответ по плану

70

18.05.-23.05

Повторение, изученного за год: подготовка к итоговой аттестации.

Использование полученных знаний при рассмотрении нового материала а так же материал, изученный в течение учебного года. Индивидуальные задания

2 часа  соединяются с  уроками   для повторения материала

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

 

Для обучающихся:  

  1. Дронов В.П., Ром В.Я.  География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учеб. завед. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Справочник по географии для школьников и абитуриентов. – М.: «Издательство АСТ», 2002.

Для учителя:

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по геграфии6 население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2006.
  2. Максаковский В.П.  Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии / Сост. Н.Н. Петрова. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / авт.-сост. Е.В.Овсянникова. – М.: Дрофа, 2010.
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
  7. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы6 Метод. пособие. – М. Дрофа, 2000.
  8. Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение»,  «Дрофа»,  «Русское слово», «Вентана-Граф»)  /  Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – М.: издательство «Глобус», 2008.
  9. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)  

Интернет-ресурсы

  1. http://standart.edu.ru/- Федеральный государственный образовательный стандарт.  
  2. http://www.edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование».
  3. http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал.  
  4. http://window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  5. http://school-collection.edu.ru-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

   Кабинет географии имеет специальное смежное помещение – лаборантская, предназначенное для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета – рабочие места для учащихся и учителя.

Оборудование кабинета

1.  Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе школьная   метеостанция, комплект для путешествий:

- теллурий;

- комплект лабораторного оборудования «Пчелка»

2. Стенды для постоянных и временных экспозиций;

3.  Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:

        -  аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видео –информации;

        -  компьютер,

        -  мультимедиа – проектор,

        -  интерактивная доска,

        -  коллекция медиаресурсов, в том числе  электронные приложения к учебникам, обучающие программы,

        -  выход в Интернет,

 -  экранно-звуковые пособия,

   -  принтер (лазерный) цветной,

4.  Комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам изучаемого  курса.

5.  Библиотека учебной, программно- методической, учебно-методической, справочно- информационной и научно- популярной литературы.

6.  Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведение контрольных работ и т.д..

 7. Планируемые результаты

1.Знать:

      содержание основных понятий и терминов.

2. Называть/показывать:

  • особенности экономико-географического положения России;
  • виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;
  • основные расы, народы, языки, религии мира и России, численность населения России, особенности состава населения России;

—- крупнейшие городские агломерации мира и России;

— основные страны мира, страны СНГ и граничащие е Россией государства, субъекты РФ;

—         межотраслевые комплексы России, факторы  размещения отраслей хозяйства;

     --- основных внешнеэкономических партнеров России;

пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений.

3.Определять:

—         характеристику территории из разных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм);

—         источники географической информации для решения конкретных задач.

4.        Описывать:

—         объекты, явления, процессы экономической и социальной географии.

---  территориальную организацию хозяйства России;

5.        Объяснять:

  •  общие и региональные особенности населения России и их пространственные различия;
  •  особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России, России в целом и отдельных стран мира;

— особенности экологических ситуаций отдельных регионов России.

6.        Прогнозировать:

—         тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государства;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое  положение     отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем страны и отдельных регионов;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
  1. Оценивать и прогнозировать:
  • природно-ресурсный потенциал   региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Требования к знаниям и умениям.

   Учащиеся должны знать:  

- площадь территории крупных регионов;

- особенности физико- и экономико-географического положения региона ;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их   рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;

- народные промыслы, их особенности;

- взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

   Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории  любого региона;

- определять размеры, протяженность территории;

- работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику одного из звеньев АПК

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса

В пояснительной записке отражена структура документа, дана характеристика предмета, цели и задачи, общеучебные навыки и умения, результаты обучения....

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 6 класск уч. Е.М. Домогацких,  Н.И. Алексеевского...

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 8 класс...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по географии 6 класс • Учебник: Дронов.В.П. География. Землеведение. 6 кл

Рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии «Землеведение», авторской программы для общеоб-разовательных учреждений «Землеведение. 6...

Пояснительная записка рабочей программы География Алтайского края

Цель регионального курса «География Алтайского края»: способствовать развитию личности школьника, становлению его гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.   создани...