"Жизнь в тропическом лесу"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Владимерец Екатерина Александровна

Главная цель: сформировать представление о растительном и животном мире в тропическом поясе. Познакомить с животными и растениями, обитающими и растущими в этих зонах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_v_tropicheskom_poyase.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Ф.И.О.   Владимерец Екатерина Александровна

Место работы: г. Краснодар МБОУ СОШ № 20

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: § 21 Жизнь в тропическом поясе.

Базовый учебник: А.А.Летягин.География. Начальный курс.5 кл.

Из-во <Вентана-Граф> 2012.

Цель: сформировать представление о растительном и животном мире

в полярных поясах и в океане.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые  понятия биогеография,влажные экваториальные леса,саванны,пустыни;познакомить с животными и растениями,обитающими и растущими в этих природных зонах; показать и создать коллекцию тропических комнатных растений;сгруппировать их по географическому принципу.

Развивающие:  развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные:   осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира,формирование основ экологической культуры,формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: формирование представлений о географии,её роли в освоении планеты человеком,формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание  целостности мира и себя как неотъемлемой части природы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям  биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

 Тип урока:  комбинированный

Форма работы учащихся: групповая

Техническое оборудование: интерактивная доска, комнатные растения, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.


Структура и ход урока.

Название этапа

 урока

Название используемых ЭОР и оборудование

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

1мин

2

 тема

Итерактивная доска.

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему.

Объясните: Что общего у этих слов?

Биосфера,биогеография.Палеонтология,живое вещество.Проверяет усвоение понятий.

 Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались.Проверяет усвоение понятий .

Дает определение новым терминам:Биогеография;знакомство с природными зонами:влажных экваториальных лесов,саванн,пустынь.

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р)

4мин

3

Изучение нового материла

Учебник,рисунки,фото.

1. Объясните (учебник стр.121):

-Что вы сегодня узнаете?

-Какие растения и животные тропического пояса вам знакомы?

- В чем уникальность нашей планеты?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)

Подводит к выводу:о разнообразии животного и растительного мира влажных экваториальных лесов;

о двух периодах сухом и влажном в саваннах;

о крайне засушливых областях Земли пустынях.

2.Демонстрирует ЭОР (природные зоны тропического пояса).

Акцентирует внимание на  то, что у каждой природной зоны свои особенности:

1.ВЭЛ много осадков,ровный ход температуры воздуха,вечнозеленая растительность,ярусность.

2.Саванны : два сезона сухой и влажный, животный мир богат.

3.Пустыни:засушливые области Земли,бедные водой,растительностью и осадками.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты и различия растительности и животного мира влажных экваториальных лесов,саванн,пустынь. (К, Р)

Просматривают (П), сравнивают растительный и животный мир этих природных зон (Р) принимают участие в диалоге с учителем.

5 мин

5 мин

3 мин

4

Практика

Коллекция комнатных растений,карточки,таблица.        

ЭОР

Слайды,фото.

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу для создания коллекции комнатных тропических

растений,сгруппировав их по географическому  принципу.

Организует работу в группах по заполнению таблицы и карточек о комнатных растениях.

-Выберите черты сходства и отличия .

(1 группа характеризует черты сходства;

2-я черты различия)

Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу  .

Организует работу в рабочей тетради ,опираясь на стр.127-129 в учебники . Смотрим видеоГеографию(интернет).

Проверяет полученный результат

Демонстрирует с помощью ЭОР  изображение и разнообразия растительного и животного мира.

Подводит к выводу: о разнообразии и отличии каждой природной зоны Земли и её особенности.

Вводит понятие биогеография,влажные экваториальные леса,саванны и пустыни.

Учащиеся разбиваются на две группы (К).

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения(П)

Озвучивают результаты, сравнивая с изображением на интерактивной доске  (П),

Самостоятельно знакомятся с содержанием § 21 и выполняют задания в рабочей тетради. (П.Р.)

Демонстрируют результат своей работы. (Л).

Смотрят. Обмениваются полученной  информацией (К)

Записывают в тетради новые понятия

4 мин

3мин

4 мин

3 мин

Физминут

«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах  современной карты  покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький,  и т.д.)Покажите на себе свойство комнатных растений:пушистые,колючие ,длинные,вьющиеся.

Как относятся эти растения к теплу,свету, влаге?

Играют, демонстрируя свои творческие таланты. (К)

2 ми

5

закрепление

слайд

1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме .

( Причинно -следственные связи:разнообразие растительного и животного мираи (природные зоны) на планете зависят от количества солнечного тепла ,влаги, света.)

Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

4 мин

6

Итог

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §21, Вопросы стр.129 творческое задание.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К).

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов "Зеленая аптека в дождевом тропическом лесу».

Данное мероприятие позволит познакомить  учащихся с  целебными свойствами наиболее известных растений тропического дождевого леса, способствовать развитию у детей любви к любым растени...

Конспект урока с презентацией по географии. Тема "Южная Америка. Животный мир тропического леса"

Конспект урока с презентацией для 8 класса коррекционной школы 8 вида (программа В.В.Воронковой)  по теме " Южная Америка. Животный мир тропического леса". Содержит много коррекционно-развивающих...

Жизнь в тропическом поясе

Разработка урока географии 5 класс по линии А.А. Летягина (Вентана-Граф). Тема урока "Жизнь в тропическом поясе"...

Обобщение по темам: «Жизнь в тропическом, умеренном, арктическом и антарктическом поясах»

данные задания позволят выявить знания учащихся сразу по несколким темам...

Презентация Тропические леса

Презентация поможет учителю дать материал по экологической теме Тропические леса. Учебное пособие Superminds 5, module 2....

Интерактивная игра по теме Тропические леса на закрепление пройденного материала. Учебное пособие Superminds 5, module 2.

Интерактивная игра поможет закрепить пройденный материал в игровой форме....

Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.     ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление ...