Технологическая карта урока "Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов".
план-конспект урока по географии (5 класс)

Никитина Юлия Юрьевна

  

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.    

 

ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей тропического пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

 

2. Создать условия для изучения особенности  зоны влажных экваториальных лесов.

 

Планированные образовательные результаты:

Предметные:способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира.

Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,

-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;

-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

Личностные:развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать  уважительное  отношения к России, родному краю.

Задачи: Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:  формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей  деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД:  формировать умения:  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;   уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться;  выделять главное.

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знать  особенности распространения животных и растений в тропическом поясе.      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_nikitina_yu.yu_.docx736.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «КУРКИНСКАЯ СОШ №2»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 5  КЛАССЕ

Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.

                                                                                                                                                      ПОДГОТОВИЛА: НИКИТИНА Ю.Ю.,

   УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ, МКОУ «КСОШ №2»

 

ТЕМА: Жизнь в тропическом поясе. Зона экваториальных лесов.        

ЦЕЛЬ:1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей тропического пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

2. Создать условия для изучения особенности  зоны влажных экваториальных лесов.

Планированные образовательные результаты:

Предметные:способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира.

Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,

-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;

- развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;

-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;

-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

Личностные:развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать  уважительное  отношения к России, родному краю.

Задачи: Формировать УУД:

ЛичностныеУУД:  формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей  деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

Коммуникативные УУД:  формировать умения:  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;   уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться;  выделять главное.

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Знать  особенности распространения животных и растений в тропическом поясе.        

ТИП УРОКА - «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивный комплекс,

ХОД УРОКА

Смысловые блоки

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

I.Организационный этап урока

Приветствие. Настрой на урок.

Хлопаем только тогда, когда услышим названия предметов, которые относятся к уроку географии.

Выполняют упражнение. Проверяют готовность к уроку.

Слайд №1

Игра «Хлопок в ладоши»

Глобус, телевизор, атлас,ручка, тетрадь , контурная карта, телефон,учебник, конфета, карандаш, дневник  географическая карта.

        

Молодцы! Справились с нашим первым заданием! И на такой позитивной ноте мы отрываем наш урок.

Перед вами на столе лежат маршрутные листы. Заполните свое имя и фамилию. Каждый этап урока мы будем отмечать с вами в этот маршрутный лист.  И следующее задание «Проверь себя».

Заполняют маршрутный лист.

Мотивационный этап урока

Тестирование «Проверь себя»

(Приложение1)

Учитель следит за ходом выполнения теста. Ответы на слайде

Учащиеся выполняют тестирование по ранее изученным темам «Гидросфера, Литосфера, Атмосфера»..

Слайд№2

-А теперь давайте проверим, как вы справились с тестом.

Учитель  показывает на слайде ответы и  критерии  оценивания и объясняет правила выставления оценки.

Самостоятельно оценивают свою работу по критериям. Заполняют маршрутный лист.

Слайд№3

II.  Актуализация полученных знаний.

Игра «Письмо от почтальона»

Ребята, все узнали этого героя? Правильно к нам в гости пришел почтальон Печкин. И принес письмо. Но посмотрите! Оно не простое… Что же хочет от нас Печкин?

-Давайте мы с вами поможем  Печкину отгадать  эти объекты.

Учащиеся  читают письмо от почтальона Печкина. Высказывают свои предположения. Приступают к выполнению задания.

Слайд№4,5

Задание №1

Укажите объекты на карте.

(Приложение2)

Задание №2

Отгадай маршрут

-Молодцы! Справились с заданием. И так, а теперь давайте узнаем: откуда и куда отправился наш Печкин?  

Контролирует процесс выполнения  задания.

Учащиеся работают с интерактивным приложением по заданию.Находят указанные объекты  литосферы, гидросферы в атласе, указывают на интерактивной карте.

Учащиеся работают с атласом. Определяют объекты по координатам.

(Москва, р. Амазонка)

Интерактивный комплекс.

Слайд№6

III. Этап получения  новых знаний.

3.1. Постановка проблемы.

-И так, мы определили , что Печкин отправился из Москвы на р. Амазонка.

-А вот с какой целью он отправился именно туда, мы узнаем, прочитав  высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море.Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего Отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

   Как вы считаете, что является главным  фактором при формировании растительного и животного мира в любой точке земного шара?

-Сколько тепловых поясов выделяют на Земле?Чем эти пояса отличаются друг от друга?

  -И так, в каком тепловом поясе находится  Печкин?

-Посмотрите на доску, здесь набор слов: «тропическом, в, жизнь, поясе».

Сложите их в логическое предложение.

Именно так мы назовём тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока «Жизнь в тропическом поясе».

Учитель  зачитывает текст.

Учитель слушает ответы учащихся.

Показ карты тепловых поясов

Учащиеся слушают, определяют ключевые слова в тексте..Делают вывод о том, что изучать живое существо необходимо в сопоставлении со средой, условиями его обитания и образом жизни.

Проявляют интерес к изучаемой теме

Учащиеся делают вывод о том, что растения и животные во многом зависят о количества света и тепла, которое получает территория.

Учащиеся отвечают, что на Земле 3 тепловых пояса (тропический, умеренный, полярный)

Слайд№7

Слайд №8

Слайд №9

3.2. Формулировка задач урока

Ребята, какая цель нашего урока?

Что же такое происходит, задачи урока все перепутались. Попробуйте их собрать.

1. условия, узнать, пояса, разнообразные, тропического.

2. животным, пояса, и, познакомиться, растительным, тропического, с, миром.

Работают в парах, первый справившийся заданием, работает у доски.

1. Узнать разнообразные условия тропического пояса.

2. Познакомиться с растительным и животным миром тропического пояса.

4.        Усвоение новых знаний

-Ребята, природа тропического теплового пояса разнообразна и уникальна. В тропическом поясе выделяют три природные зоны, которые отличаются разнообразием растительного и животного мира.

-Печкин прислал нам видеофайл.. Давайте посмотрим  его и узнаем, о какой природной зоне  идет речь.

- И так, ребята, как вы думаете

в какой природной зоне  находится наш почтальон?

-Какие условия в этой зоне.

Давайте запишем в таблицу то, что мы узнали о влажных экваториальных лесах.

Работа с учебником.

Задание: Заполните таблицу.

Температура

Кол-во осадков

Особенности погоды  

Особенности растительности

+24С ; +29С

Ответ на данный вопрос мы найдем  с вами в тексте §21, стр.121-122

Показ видеоролика

Учитель проводит фронтальный опрос.

Контролирует работу учащихся.

.

Учащиеся смотрят ролик. Фиксируют основные сведения в тетрадь.

Учащиеся делают предположения о природной зоне.

Ищут ответ в учебнике  , заполняют таблицу.

Слайд №10,11,12

Видеоролик

Слайд №13

Динамическая пауза

Слайд №14

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

        

5.        Этап закрепления и первичной проверки

5.1. Работа в тетради.

-  Молодцы! Мы активно отдохнули и теперь продолжаем нашу работу.

-Ребята, а вот и новое сообщение от нашего Печкина. Посмотрим, что он нам прислал.

-Какое странное сообщение. Печкин хочет, чтобы мы с вами отгадали. какие животные обитают в экваториальном лесу.

-Справимся с его заданием? И отправляемся по маршруту «Рабочая тетрадь».Откроем рабочую тетрадь на стр.63Задание №2.4.

Показывает сообщение на слайде.

Проверяет  правильность выполненного задания.

Учащиеся внимательно читают задание, выполняют его в рабочей тетради.

Слайд №

5.2. Игра «Отгадай кроссворд»

(Приложение3)

Работает с интерактивным комплексом

Учащиеся отгадывают кроссворд.

Интерактивный комплекс.

  1. Рефлексивный этап урока

Подведение итогов урока. Выставление оценок

- Сегодня на уроке мы изучали тему «Жизнь в тропическом поясе».

- Мы выяснили, что животный и растительный мир природной  зоны  влажных  экваториальных  лесов.

Для того чтобы узнать об особенностях приспособлений животных и растений к различным условиям среды обитания мы выполняли следующие действия: анализировали текст учебника, работали с атласом и контурной картой, тетрадью.

- Вы сегодня молодцы, отлично поработали.  Прошу вас заполнить маршрутный  лист и вклеить смайлик. Оцените свою работу на уроке.

Учитель подводит итог урока.

Учащиеся заполняют маршрутный лист и дают оценку своей деятельности.

  1. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

§21, термины;

с. 129 вопрос 3 письменно

Слайд 17

 МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ФИ ученика___________________________________________

За каждое  правильно выполненное задание ставить «+»

Если задание выполнено не полностью, ставить «-».

Станция «Проверь себя»- ставить отметку.

Оценка за урок

Проверь себя

Отгадай маршрут

Тропический климат

« Кто в домике живет?»

Кроссворд

Оцени свое настроение после урока :________(укажи цифру 1,2,3)

Приложение 1

1. «География» в переводе с греческого означает:

а) «природа»      б) «смешивание»    в) «землеописание»       в) «астрономия»

2. Как называется параллель, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие?

а) экватор               б) нулевой меридиан          в) параллель                 г) полюс

3. Литосфера это -

а) твердая  оболочка   б) воздушная оболочка       в) живая оболочка

г) водная оболочка

4. Из данного списка выберите только материки

а) Европа  б) Америка   в) Австралия   г) Антарктида   д) Евразия   е) Африка

5. Атмосфера это –

а) каменная оболочка   б) воздушная оболочка   в) живая оболочка  

г) водная оболочка

6. Самое глубокое озеро планеты

а) Байкал   б) Каспийское   в) Ладожское        г) Гурон

7. В центре Земли находится

а) ядро б) мантия       в) земная кора           г) лава

Ключ: 1- в, 2-а.3-а, 4-вгде, 5-б, 6-а, 7а.

Приложение 3

014_1

014_2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Репортаж из зоны стихийного бедствия"

Технологическая карта прилагается к открытому уроку....

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса мира"...

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса"

Технологическая карта урока по географии "Климатические пояса"...

Презентация к уроку "Жизнь в тропическом поясе"

Данная презентация будет хорошим дополнением  к уроку географии при изучении тропического пояса...