Программа по географии 35 недель 10-11 классы
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Эбергард Ольга Станиславовна

Программа для 10-11 классов на 35 учебных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_10-11.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов" г. Ухта

Рекомендована

методическим объединением

учителей БИГЛАНДИИ

Протокол №________

от «____»___________2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 20»

_______________С.Е. Николаева

«_____»_______________2013г.

                                       

Рабочая учебная программа

по географии

базовый уровень

III ступень образования

срок реализации программы - 2 года

Составлена на основе программы по для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы (составитель Е.В.Овсянникова).

-3-е изд.,стереотип.-М.: Дрофа, 2010.

Составитель: Эбергард О.С.,учитель

 географии  МОУ «СОШ № 20»

г. Ухта

2013 г.

Пояснительная записка

       

           Рабочая учебная программ по географии 10-11 классы составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений ( составитель Е.В. Овсянникова).  Рабочая учебная программа составлена в соответствии с  требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.

         Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

          Цели и задачи курса:

- сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

- развить пространственно- географическое мышление;

- воспитать уважение к культурам других народов и стран;

- сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

- научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

- воспитать экологическую культуру ,бережное и рациональное отношение к окружающей среде;

- воспитать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории,;

- создать представление о разнообразии природных условий и ресурсов своей республики, ее участии в жизни страны и мира.

          В процесс преподавания наряду с предметными целями и задачами, большое внимание уделяется развитию общеучебных умений и навыков:

- работа с различными источниками информации (текстами, статистическими таблицами, справочниками, картосхемами)

- сравнение, анализ, систематизация, классификация материала;

- составление логических схем и конспектов;

- выдвижение, аргументирование и защита гипотезы.

           По Учебному плану школы на изучении курса отводится 70 учебных часов (36 учебных часов-в 10 классе, 34 учебных часа - в 11 классе). Примерная программа по географии рассчитана на 68 часов. Образовавшийся резерв учебных часов направлен на ведение часов НРК, что способствует расширению целей и задач изучаемого предмета по сравнению с примерной программой.

Отличительной особенностью данной рабочей учебной программы по сравнению с примерной также является структурная перестановка порядка изучения следующих тем: в раздел 1 «Географическая картина мира» перенесена тема 4  « Географический облик регионов и стран мира» из раздела 2 «Многоликая планета». Это связано с тем, что дальнейшее изучение географии мира без знаний расположения стран, особенностей территории стран, их государственного устройства,  может вызвать у обучающихся затруднения. В 10 классе идет изучение общего обзора современного мира, а в 11 классе большее количество часов отведено на изучение стран мира.

          В примерную программу не включены практические работы. Но они являются неотъемлемой частью при изучении данного предмета, т.к. ориентированы на формирование умения оценивать, прогнозировать, описывать, определять важнейшие составляющие курса. Таким образом, способствуют достижению планируемых результатов обучения. В рабочую учебную программу в 10 классе включены 5 практических работ, в 11 классе-4.

          Сроки реализации данной рабочей учебной программы 2 года.              

         Для реализации программы и поставленных целей имеются следующие организационно- методические условия, которые должны реализовываться в ходе учебного процесса:

- четкая целенаправленность изучения программного материала;

- использование активных, в том числе, нетрадиционных и развивающих форм обучения (лекции, проблемные дискуссии, семинары, зачеты, конференции);

- рациональная проверка ЗУНов на основе использования различных форм контроля;

- достаточность и разнообразие дидактического материала;

- постоянное внимание к экологической стороне при изучении любой темы.

Образовательные технологии, применяемые при изучении курса: объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, технология развития критического мышления посредством чтения и письма, проектные технологии.

Для проверки усвоения материала обучающимися используется как фронтальный, так и индивидуальный контроль. В качестве измерителей выступают карточки-задания, тестовые работы , практические работы, индивидуальная и групповая защита проекта.

Тематический план

10 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

контр.

работ

практич.

работ

НРК

1

Раздел 1. Географическая картина мира

36

3

5

4

1.1

Тема 1. Географический облик регионов и стран мира

5

1

1.2

Тема 2. Природа и человек в современном мире

6

2

1

1.3

Тема 3. Население мира

8

1

2

1

1.4

Тема 4. География мирового хозяйства

17

1

1

2

Всего

36

3

5

4

11 класс

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

контр.

работ

практич.

работ

НРК

1

Раздел 2. Многоликая планета

31

2

4

2

1.1

Тема 5. Зарубежная Европа

5

1

1

1.2

Тема 6. Зарубежная Азия

9

1

1

1.3

Тема 7. Америка

8

1

1.4

Тема 8. Африка

5

1.5

Тема 9. Австралия и Океания

1

1.6

Тема 10. Россия в современном мире

3

1

2

1.7

Раздел 3. Насущные проблемы человечества

3

1

1

Всего

34

3

4

3

Содержание учебного материала

10 класс

Раздел 1. Географическая картина мира (36 ч.)

География как наука. Методы географических исследований. Источники географической информации.

Уникальная роль географии в системе наук: формирование образа конкретной территории. Основная цель современной географии- обоснование путей рациональной организации общества, изучение процессов взаимодействия природы и общества на конкретной территории.

История развития географической науки; основные этапы. Структура современной географии.

Элементы научных знаний: учения, теории, законы, концепции, гипотезы, понятия и термины.

Источники географической информации: экспедиционные наблюдения, исторические документы, статистика, средства массовой информации, учебные материалы.

Методы географических исследований: описательный, сравнительный, картографический и др.

        Тема 1. Географический облик регионов и стран мира (5 часов)

Общая характеристика регионов и стран мира. Понятие о географическом регионе и субрегионе. Части света как историко- географические регионы мира; их географическое наследие и географическая специфика. Географическое наследие как элемент культуры и цивилизации, оказавшее большое влияние на современные географические особенности региона. Географическая специфика региона как историко- географический анализ пространственного рисунка размещения населения и хозяйства. Особенности состава каждого региона мира. Место регионов в современном мире.

Геополитический образ мира. Понятие о геополитике. Составляющие геополитики: сфера геополитических интересов страны, построение системы отношений с различными странами, разработка методов обеспечения интересов государства. Сферы геополитических интересов различных стран мира и методы обеспечения геополитических интересов страны. Геополитическое положение стран мира и его составляющие: экономическая и военная мощь, ресурсный потенциал и др. Современная геополитическая ситуация в мире. Политическая география как ветвь географической науки.

  Многообразие стран мира. Политическая карта как «политический портрет мира»; ее особенности. Государства и страны на политической карте. Особенности территории стран: географическое положение, величина, конфигурация. Государственное устройство стран мира: формы правления и территориально –государственное устройство. Специфика государственного устройства некоторых стран мира: абсолютные и теократические монархии, страны Содружества и др. Непризнанные государства на карте мира.

Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Значение природной среды для человека. Влияние природной среды на антропологические характеристики человека, его образ жизни, хозяйственную деятельность.

История взаимоотношений природы и человека. Постоянное расширение масштабов вторжения человека в природу. Формирование ноосферы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Природные условия и природные ресурсы- основа экономического развития. Классификация природных ресурсов по характеру их использования. Понятие о природно -ресурсном потенциале.

Географическое пространство, его основные виды и особенности.

Территория как главный ресурс для экономического развития. Основные направления использования территории. Понятие об эффективной территории.

Особенности пространства Мирового океана; его природная специфика, политическое и экономическое значение. Понятие о ресурсообеспеченности территорий стран мира.

География природопользования. Развитие человечества как история взаимоотношений человека и природы. Понятие о природопользовании. Рациональное и нерациональное природопользование. Типология стран по особенностям природопользования. Отрицательные последствия нерационального природопользования. Основные методы рационального природопользования.

Практические работы

1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

2.Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых.

НРК (1) Оценка топливных ресурсов Республики Коми.

Тема 3. Население мира (8 часов)

Численность,  воспроизводство половой и возрастной состав населения. Динамика численности населения мира в ХХ –ХХ1 вв. Типы воспроизводства населения. Особенности естественного движения населения в странах различных типов воспроизводства. Концепция демографического перехода и его социально –экономическая основа. Демографическая политика и ее основные виды. Возрастная структура населения различных регионов мира; «зрелые» и «молодые» регионы. Продолжительность предстоящей жизни населения и ее региональные различия. Половой состав мирового населения. Половозрастные пирамиды и их анализ.

Географический рисунок мирового расселения. Географическая история расселения человека. Основные особенности размещения населения. Плотность населения и отличия; ареалы повышенной плотности населения. Три типа размещения населения;  их мировая география. Понятие об урбанизации, ее основные этапы и их специфика. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Миграция населения, их критерии и виды.

  Человечество- мозаика рас и народов. Расовый состав населения мира и его     региональные особенности. Понятие об этносе (народе). Этнические процессы в современном мире. Национальный состав населения мира; одно-; дву- и многонациональные страны. Классификация народов мира по языковому принципу; основные языковые семьи и группы и особенности их размещения.

Современная география религий. Религия, ее географические виды (мировые, этнические, традиционные). Очаги возникновения и современная география распространения основных религий. География паломничества к святым местам. Особенности религиозного состава населения стран мира. Храмовые сооружения как элемент культурного ландшафта; их основные виды.

Уровень и качество жизни населения как основные критерии, определяющие условия жизни людей. Основные показатели уровня жизни населения: размеры доходов, размеры производства продукции в расчете на душу населения. Богатые и бедные страны мира. Уровень бедности, справедливость в распределении доходов населения. Качество жизни населения и его составляющие. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как показатель качества жизни населения.

Практические работы

3. Характеристика населения по половозрастной пирамиде.

4. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров мира.

НРК (2) Этнический состав населения Республики Коми.

Тема 4. География мирового хозяйства (17 часов)

Особенности развития современного мирового хозяйства. Понятие о всемирном (мировом) хозяйстве; основные этапы его развития. Факторы формирования всемирного хозяйства: глобализация, интернационализация, научно- техническая революция (НТР), социализация. Научно- технический прогресс и НТР. Научно- технический потенциал и его составляющие. Глобализация как всемирный процесс; ее проявления в экономической, политической и социальной сферах жизни современного общества. Всемирное хозяйство в эпоху глобализации; широкое развитие процессов транснационализации и экономической интеграции. Географические аспекты экономической интеграции и деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Главные интеграционные объединения. Человек в современном всемирном хозяйстве.

Факторы размещения хозяйства. Понятия о факторах размещения производства. Основные факторы размещения хозяйства и их характеристика. Изменение роли факторов в процессе исторического развития хозяйства. Типы промышленных районов. Государственная региональная политика.

«Кто есть кто» в мировой экономике. Страны мира во всемирном хозяйстве. Основные экономические показатели, определяющие место страны: размеры (масштабы), структура, темпы и уровень развития экономики. Показатели размеров экономики: валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП); страны лидеры по размерам ВВП. Структура хозяйства и соотношение важнейших сфер экономики по занятости населения и стоимости произведенной продукции. Различия в темпах экономического развития в странах мира на рубеже ХХ-ХХ1 вв.; их социально- экономическая обусловленность. Основные показатели, характеризующие уровень экономического развития страны: ВВП на душу населения и др.

Мировое аграрное производство. Значение аграрного производства. Страны- лидеры по производству сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия. Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур. География мирового животноводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели (производительность труда и пр.)

Горнодобывающая промышленность мира. Горнодобывающая промышленность во всемирном хозяйстве.  Структура добычи минерального сырья; особая роль топлива и металлических руд. Изменения в структуре производства и географии мировой топливной промышленности. Особенности географии добычи минерального сырья. Страны- лидеры по добыче полезных ископаемых; главные горнодобывающие державы. Актуальные проблемы развития горнодобывающей промышленности мира; ресурсообеспеченность, рациональное использование и пр.

Обрабатывающая промышленность мира. Роль обрабатывающей промышленности во всемирном хозяйстве. Особенности географии мировой обрабатывающей промышленности; ведущая роль стран Азии, страны- лидеры. Прогрессивные сдвиги в структуре обрабатывающей промышленности; ведущая роль машиностроения и химической промышленности. Структура мирового машиностроения; особое значение автомобильной промышленности (ее современная география).

        Непроизводственная сфера. Место непрозводственной сферы во всемирном хозяйстве. Структура непрозводственной сферы: услуги, финансы, связь, внутренняя торговля, управление. Особенности географии отдельных секторов непроизводственной сферы. Главные виды деловых и потребительских услуг; их география.

        Мировая транспортная система. Транспортная система мира; ее география; влияние НТР; роль отдельных видов транспорта. Обеспеченность транспортными путями. Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития транспорта и его показатели.      

         Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно- производственных центров; технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.

Современные мирохозяйственные связи. Международное географическое разделение труда (МГРТ) как основа развития международных экономических отношений (МЭО). Труды Н.Н.Баранского. Международная специализация производства и ее виды. Подетальная специализация и международное кооперирование производства. Масштабы участия стран в МЭО; ведущая роль стран- лидеров (США, Япония, Китай, Германия). Степень участия стран в МЭО; различный уровень открытости их экономики. Понятие о международной конкурентноспособности стран; факторы, ее определяющие. Основные формы МЭО: международная специализация и кооперирование производства, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами.

Внешняя торговля товарами. Динамичное развитие внешней торговли как свидетельство дальнейшей интернационализации производства. Прогрессивные сдвиги в структуре внешней торговли- постоянное увеличение доли готовой промышленной продукции и уменьшение доли сырья. Особенности географии мировой внешней торговли; ведущая роль Европы и Азии и стран- лидеров (США, Китай и Германия). Главные торговые потоки. Баланс (сальдо) внешней торговли; факторы его формирования и экономическая роль. Уровень развития внешней торговли.

Международные финансовые отношения. Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков- валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте; виды валют (национальная, иностранная, коллективная, резервная). Главная коллективная валюта- евро и география ее распространения. Доллар США и евро- основные резервные валюты мира. География мировой валютной торговли мира. Валютные резервы и золотой запас стран мира; источники их формирования и экономическая роль. Роль международных кредитов в развитии экономики. Внешняя задолженность стран мира; причины ее образования и возможности ликвидации. Мировой рынок инвестиций и его география. Новые мировые финансовые центры и специфика их деятельности («налоговые гавани» и офшоры).

Международный туризм. Экономическая роль международного туризма. Классификация видов туризма: приморский, морской круизный, горнолыжный, познавательный, религиозный паломнический и др. Основные туристические потоки: внутриевропейский, американо-европейский. Регионы и страны- лидеры международного туризма; ведущая роль европейских стран, а также США и Китая.

Практическая работа

5. Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран.

НРК (3) Участие Республики Коми в международных экономических проектах.

НРК (4) Хозяйство Республики Коми.

11 класс

Раздел 2.  Многоликая планета (31 часов)

Тема 5. Зарубежная Европа(5 часов)

Зарубежная Европа в современном мире. Место Зарубежной Европы: небольшая территория и численность населения, ограниченный природно- ресурсный потенциал, крупный экономический и военный потенциал, большой геополитический вес. Политическая карта и изменения на ней во второй половине ХХ века. Высокая степень заселенности территории. «Старение нации» и массовая иммиграция. Зрелая урбанизация: крупнейшие агломерации и мегаполисы.  Однородность этнического и религиозного состава населения большинства стран. Этнические и  конфессиональные проблемы и конфликты. Крупный экономический потенциал, ведущие позиции в системе международных экономических отношений. Европа- зона самых активных интеграционных процессов. Влияние интеграции на географию хозяйства региона.

Историко- географические особенности формирования европейского экономического пространства. Особенности географического (пространственного) рисунка европейского хозяйства: высокая степень освоенности территории, единое экономическое пространство. Основные этапы формирования европейского экономического пространства. Современный пространственный рисунок европейского хозяйства; главное экономическое ядро, основные экономические ареалы, экономическая ось.

Внутренние географические различия в Зарубежной Европе. Природные, политические и социально- экономические различия внутри Зарубежной Европы. Географические субрегионы и их специфика.

Северная Европа: приморское положение; морские, лесные, гидроэнергетические ресурсы; малая численность населения и высокие стандарты жизни; старые (рыболовство, судоходство, лесное хозяйство и пр.) и новые (добыча нефти и природного газа, электроника и пр.) отрасли международной специализации хозяйства. Норвегия- природная среда в жизни человека. Природные условия и природные ресурсы как основа зарождения и развития хозяйства Норвегии. Особая роль моря в жизни норвежцев. Традиционные виды хозяйства: морское и лесное хозяйство, горно- металлургическое  производство. Развитие рыболовства, морского транспорта, целлюлозно- бумажной и алюминиевой промышленности. Нефтяная эпоха в жизни Норвегии; изменения в структуре хозяйства и новая международная специализация страны; значительное повышение уровня жизни населения. Особенности размещения населения и хозяйства страны.

Средняя Европа: значительная численность населения, массовая иммиграция; крупный экономический потенциал и ведущая роль стран субрегиона в мировом хозяйстве и международных экономических отношениях; крупномасштабное развитие всех основных производств; экологические проблемы.

Германия- «экономический локомотив Европы». Историко- географические и социальные факторы превращения Германии в европейского лидера. Длительная политическая раздробленность Германии; поздняя индустриализация. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в. «Ключевое» географическое положение Германии в Европе: центральное положение, высокая степень соседства. Ограниченный природно- ресурсный потенциал страны; значительные ресурсы угля и калийных солей; благоприятные агроклиматические ресурсы. Крупная численность населения; «нулевой» прирост населения и массовая иммиграция. Традиционные трудовые навыки населения. Возрастающая роль немецкого языка в современном мире. Крупные масштабы и высокий уровень развития хозяйства страны. Высокая экспортность производства; активное участие в системе международных экономических отношений. «Полицентрический» пространственный рисунок немецкого хозяйства и его исторические корни. Ведущая роль крупнейших промышленно- городских агломераций.

Многоликая Франция. Особенности географического положения и природных условий Франции. Многообразие природных ландшафтов страны. Население Франции. Особая роль Парижа в столичной агломерации. Национальный состав населения; иммиграции и национальные меньшинства, особенности их размещения. Значительные масштабы и высокий уровень развития французского хозяйства. Отрасли международной специализации. Регионы страны и их географический облик: Парижский, Восточный, Лионский, Западный, Юго- Западный и Средиземноморский.

Великобритания: от традиций до современности. Великобритания как одна из великих держав; ее место в современном мире. Историко- географические особенности формирования населения. Национальный состав населения. Британия- страна традиций; политические традиции, традиционный образ жизни британцев. Внутренние географические различия. Географический облик районов страны: Юго- Восток, Юго- Запад, Центральная Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия (Ольстер).

Южная Европа: приморское положение; крупные рекреационные ресурсы мирового значения; отрасли международной специализации. Италия на мировых рынках. Факторы формирования специализации хозяйства. Приморское положение в Средиземноморском бассейне. Благоприятные агроклиматические и рекреационные ресурсы. Значительные трудовые ресурсы. Коренное изменение характера внешних миграций населения во второй половине ХХ в.- от эмиграции к иммиграции. Европейская экономическая интеграция и углубление международной специализации итальянского хозяйства. Особое место Италии на международных рынках потребительских товаров и туризма. Роль Севера и Юга Италии в хозяйстве и экспорте страны.

Восточная Европа: значительный ресурсный потенциал; коренные социально- экономические преобразования, смена модели развития; вступление большинства стран в ЕС и НАТО. Венгрия- страна на перекрестке Европы. Центральное положение Венгрии на Европейском континенте. Заселение территории финно- угорскими народами и создание Венгерского государства. Географическое положение и его влияние на этноконфессиональный состав населения. Современное геополитическое положение страны: продолжающаяся интеграция в Западную Европу, участие в НАТО, ЕС и Шенгенском соглашении. Западно- европейская внешнеэкономическая ориентация и международная специализация; развитие международного туризма. Влияние географического положения на формирование пространственного рисунка размещения населения и хозяйства страны. «Гипертрофированное» развитие Будапешта; его доминирующая роль в жизни страны.

Практическая работа

1.Составление сравнительной характеристики двух стран.

Тема 6. Зарубежная Азия (9 часов)

Географическое наследие Азии. Древние азиатские цивилизации и их религиозные основы.  «Культурные миры»  Зарубежной Азии; индийский, арабско- исламский, китайский и др. Географическое наследие и традиционные виды аграрного хозяйства.

Природно- ресурсный потенциал Зарубежной Азии и проблемы его использования. Природно- ресурсный потенциал Зарубежной Азии и его главные особенности: огромная величина, большое разнообразие, территориальные сочетания ресурсов, концентрация в пределах нескольких стран. Минеральные ресурсы Зарубежной Азии, имеющие мировое значение: топливо, руды металлов, прочие виды ресурсов. Крупнейшие в мире земельные ресурсы; высокая доля обрабатываемых, а также неудобных для сельского хозяйства земель и низкая доля лесов. Специфика агроклиматических ресурсов; малая доля земель, получающих достаточное количество тепла и влаги. Особенности размещения лесных, водных и рекреационных ресурсов. Высокая степень территориальной концентрации природных ресурсов в пределах нескольких ареалов и стран.

«Азиатский тип» населения. Главные особенности населения: максимальная численность, резкие контрасты в размещении, низкий уровень и высокие темпы развития урбанизации, «пестрый» состав населения (расовый, этнический, религиозный и др.), крупнейшие по масштабам миграции. Сохраняющийся максимально высокий прирост населения. Высокая степень концентрации населения всего лишь в нескольких ареалах.  Резкие контрасты в плотности населения между отдельными странами. Азия- «мировая деревня»; невысокая доля горожан и максимальное число сельских жителей; «живучесть» сельского образа жизни. Бурная урбанизация и быстрый рост городов- гигантов и городских агломераций. Пестрый этнический состав; особенности размещения крупнейших народов.  Преобладание многонациональных стран; однонациональные страны Азии. Преобладание мужского населения и его причины.

Зарубежная Азия в современном мире. Специфика положения Зарубежной Азии в мировом хозяйстве определяется: огромным ресурсным потенциалом, стабильно высокими темпами роста экономики, самым большим объемом производства. Противоречивость азиатской экономики: сочетание традиционного и современного производства. Невысокий в целом уровень развития экономики; сохраняющаяся сырьевая специализация хозяйства большинства стран; их «незрелая» территориальная структура хозяйства. Контрасты в уровне экономического развития отдельных стран региона. Особенности структуры хозяйства. Место стран региона в системе международных экономических отношений; особая роль во внешней торговле товарами и на рынке рабочей силы. Модели социально- экономического развития азиатских стран: японская (восточноазиатская), социалистическая, китайская, стран- экспортеров нефти.

Географическое пространство Зарубежной Азии. Факторы формирования экономического пространства Зарубежной Азии: колониальное прошлое, преобладание экономических связей с бывшими метрополиями, до недавнего времени слабые взаимные внешнеэкономические контакты. Отсутствие единого экономического пространства. Особая роль в экономике крупнейших стран (Китая, Индии и Японии), нефтедобывающих и новых индустриальных стран. Географические субрегионы Зарубежной Азии и факторы их формирования.

Восточная Азия: крупнейший субрегион , самый мощный ресурсный и экономический потенциал, большой геополитический вес, традиции буддизма и местных этнических религий.

Социально- экономическое развитие Китая. Динамичное социально- экономическое развитие Китая  во второй половине ХХ и в начале ХХ1 века. Превращение Китая в «стройку» и «фабрику» мира. Изменения в структуре китайского хозяйства. Уровень жизни населения. Факторы динамичного развития Китая. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства страны: ведущая роль восточных районов, развитие западных территорий. Роль специальных экономических зон. Специальные административные районы Сянган и Аомэнь.

 Японское «экономическое чудо». Развитие хозяйства Японии в первые послевоенные годы. Составляющие «экономического чуда»; его основные факторы. Смена моделей экономического развития страны: приоритетное развитие обрабатывающей промышленности в 50- 70 гг. ХХ века, развитие наукоемких производств и сферы услуг в конце ХХ века, развитие высоких технологий и научно- технического потенциала на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Особенности размещения населения и хозяйства.

Республика Корея- новая индустриальная страна. Раскол Кореи на два государства после Второй мировой войны. Различные пути социально- экономического развития КНДР и Республики Корея. Современная Республика Корея- передовая новая индустриальная страна; современная структура хозяйства и экспорта. Международная промышленная специализация: автомобильная промышленность, судостроение, электроника и др. Особая роль в хозяйстве главных экономических центров- Сеула и Пусана. Человеческий потенциал как главный ресурс для развития страны. Особенности воспроизводства и размещения населения.

Юго- Восточная Азия: «буферное» географическое положение между Восточной и Южной Азией и их социокультурное и экономическое влияние.

Индонезия- крупнейшая страна- архипелаг. Влияние островного положения на особенности заселения и освоения территории страны. Уникальность государственного индонезийского языка. Крупнейшая исламская держава мира. Резкие контрасты в плотности населения. Традиционные виды хозяйства на островах Индонезии: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и заготовка древесины, плантационное и нефтяное хозяйство. Индустриализация и развитие современных промышленных производств в машиностроении и химической промышленности. Иностранные инвестиции и создание авиационной и автомобильной промышленности, а также электроники. Развитие туризма. Крайняя неравномерность размещения населения и хозяйства; ведущая роль острова Ява.

Южная Азия как субконтинент, специфика состава стран, особенности природных условий, специфика многочисленного населения и его низкий уровень жизни, внутри- и межгосударственные проблемы и конфликты.

Индия- самая многонациональная страна мира. Место Индии в современном мире. Особенности географического положения и его влияние на формирование населения страны. Современный сложный этнический состав населения. Многообразие государственных языков и его причины. Федеративное территориально- государственное устройство Индии. Религия в жизни индийцев, ее влияние на воспроизводство и образ жизни населения. Главные религии Индии.

Юго-Западная Азия: «узловое» географическое положение, богатейшие ресурсы нефти и природного газа, острый и многолетний ближневосточный конфликт, страны- экспортеры нефти.

Турция как новая индустриальная страна. Турция- географическое положение и социально- экономическое развитие. «Узловое» географическое положение Турции. Территория страны как сфера геополитических интересов крупных держав. Формирование турецкого этноса и влияние географического положения. Индустриализация и превращение Турции в новое индустриальное государство. Место Турции в системе международных экономических отношений и отрасли ее международной специализации. Структура и размещение сельского хозяйства и промышленности; место их продукции в экспорте страны. Пространственный рисунок размещения населения и хозяйства; исторически сложившаяся ведущая роль западных районов и, особенно, Стамбула. Развитие международного туризма; главные туристические центры страны.

Азиатские страны СНГ: становление национальной экономики после распада СССР, проблемы и перспективы развития.

Казахстан- ключевая страна Центральной Азии.

Казахстан в составе России и СССР. Современное географическое положение республики. Специфика природно- ресурсного потенциала: сложные условия для развития сельского хозяйства, богатейшие минеральные ресурсы. Контрасты в плотности населения. Многонациональный характер населения; преобладание казахов и русских. Двуязычие в Казахстане: казахский как государственный язык и русский- язык межнационального общения. Хозяйство современного Казахстана три его главных производства: горнодобывающая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство. Главные виды добываемого минерального сырья; география их добычи. Электроэнергетика и металлургия- основа тяжелой промышленности страны. Специализация сельского хозяйства: производство зерна, мяса и шерсти. Экономические регионы Казахстана: их природно- ресурсный потенциал и специализация хозяйства (Запад, Центр, Север, Восток и Юг).

Практическая работа

2. Сравнительная экономико- географическая характеристика развитой и развивающейся стран.

Тема 7. Америка (8 часов)

География доколумбовой  Америки. Древнейшее население Америки- индейцы; их языки и традиционные виды хозяйства. Государства инков, ацтеков и майя. «Маисовая»  (кукурузная) цивилизация ; прочие виды земледелия и животноводства у индейцев. Специфические виды хозяйства- разведение лам и «чинампы» (плавающие участки земли).

Население и хозяйство территорий за пределами индейских государств. Особенности населения и хозяйства Амазонии и Патагонии.

        Хозяйственное развитие Америки в эпоху колонизации. Особенности европейской колонизации Америки; ее основные этапы. 15- 16 вв.- эпоха грабежа захваченных территорий. 17- 18 вв.- период становления плантационного хозяйства; выращивание сахарного тростника, кофе, какао, натурального каучука и пр. 19 в.- активное освоение внутренних территорий в США и Канаде («внутренняя колонизация»); развитие фермерского сельского хозяйства в Северной Америке. Различные пути развития Англо- Америки и Латинской Америки. Англо- Америка: быстрое развитие фермерского товарного хозяйства и бурная индустриализация. Латинская Америка: сохранение традиционного плантационного хозяйства и латифундий, развитие горного производства.

        Новое население Америки. Трудные судьбы индейцев в эпоху колонизации; вытеснение с лучших земель и массовое уничтожение. Решение проблемы рабочей силы на американских плантациях; география работорговли. Массовая европейская иммиграция в 18- 19 вв. Формирование специфических расовых групп населения- креолов, метисов, мулатов и самбо. Смешанный расовый состав населения многих стран региона; «Америка- симбиоз культур».

          География культур современной Америки. Культурно- географический облик современной Америки и его особенности: формирование в эпоху массовой европейской колонизации, большая пестрота расового состава населения, становление наций в странах Америки. Понятие о культурно- географическом субрегионе; его основные признаки (расовый, этнический и религиозный состав населения). Культурно- географические субрегионы современной Америки: Север, Горный (Андский) пояс, Вест-Индия, «Гвианский треугольник», Юго- Восток, Гренландия.

         Пространственный рисунок США. Историко- географические особенности заселения и освоения территории США. Рост территории США в 18-19 веках. Промышленный переворот и бурное развитие хозяйства в 19 веке. Современная структура американского хозяйства. География сельского хозяйства США; основные сельскохозяйственные пояса.  Горнодобывающая промышленность, ее структура и размещение. Современная структура и высокий уровень развития обрабатывающей промышленности; особенности размещения в пределах главных районов. Машиностроение и химическая промышленность- ведущие отрасли американской индустрии. Развитие электроники в «Силиконовой долине» в Калифорнии. География транспорта и сферы услуг. Соотношение сил трех районов США: Севера, Юга и Запада; ведущая роль Севера и увеличение роли в хозяйстве Юга и Запада.

          Индустриализация в Латинской Америке. Индустриализация в странах Латинской Америке во второй половине ХХ в. Модели индустриализации- импортозаменяющая и экспортоориентированная; их главные особенности. Причины смены моделей развития, преимущества экспортной ориентации. «Отверточное» (сборочное) производство в приграничных с США районах Мексики. Структура и размещение хозяйства стран Латинской Америки в условиях индустриализации. Модернизация структуры промышленности; приоритетное развитие машиностроения и химических производств. Высокая степень концентрации промышленности в главных индустриальных центрах региона.

            Бразилия- латиноамериканский гигант. Бразилия- крупнейшая страна Латинской Америки и одна из крупнейших стран мира. Большая величина и разнообразие природно- ресурсного потенциала. Главные виды природных ресурсов страны. Специфика населения страны: большая величина, значительный абсолютный прирост, распространение католицизма и португальского языка. Индустриализация и развитие современных производств; превращение Бразилии в новую индустриальную страну. Старые и новые отрасли международной специализации страны: экспортное значение сельского хозяйства, машиностроения. Резкие контрасты в размещении населения и хозяйства страны. Экономические районы Бразилии: Юго- Восток, Юг, Северо- Восток, Центрально- Западный, Север; их географический облик. Доминирующая роль Юго- Востока; «индустриальный треугольник» Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти. Амазония- зона нового освоения; ее экологические проблемы.

             Интеграционные процессы в Америке. Развитие интеграционных процессов в Америке во второй половине ХХ в. Формирование единого хозяйственного комплекса США и Канады. Международные (американо-канадские) производства: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, военное производство; их география. Интеграционное объединение НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли); сравнительные экономические показатели США, Канады и Мексики. Экономическая интеграция в Латинской Америке и развитие крупнейшего интеграционного объединения МЕРКОСУР (Южноамериканского общего стыке двух Америк); состав его участников.

             Мезоамерика- территория на стыке двух Америк. Географическое положение и состав Мезоамерики (Мексика, Центральная Америка, Вест-Индия). Природные и исторические факторы формирования населения и хозяйства Центральной Америки и Вест-Индии. Европейская колонизация и коренное изменение населения. Традиционное плантационное хозяйство. Новые виды хозяйства: горнодобывающая, обрабатывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, международный туризм, финансовая деятельность, флот «удобного флага». Узкая экономическая специализация малых островных стран. Развитие «транзитной» экономики, выполняющей посреднические функции и имеющей некоторые стадии промышленного производства.

             Америка в современном мире. Место Америки в современном мире: крупный ресурсный и экономический потенциал, наличие двух частей (Англо- Америка и Латинская Америка), особая роль США в регионе и мире. Особенности формирования и специфика современной политической карты Америки. Изменение рисунка размещения населения в эпоху колонизации; резкое усиление роли приморских территорий. Высокий уровень урбанизации; формирование крупнейших городских агломераций и мегаполисов (в США). «Старение нации» в Англо- Америке и молодость населения в Латинской Америке. Особенности структуры и размещения хозяйства стран Америки. Страны- лидеры по производству аграрной и промышленной продукции; абсолютное лидерство США. Особенности размещения хозяйства; особенная роль приморских районов. Географические типы хозяйства: плантационное хозяйство, горнопромышленные районы, районы современной обрабатывающей промышленности. Сравнительные масштабы  Англо- Америки и Латинской Америки; их место в системе международных экономических отношений. Международная специализация хозяйства стран Америки.

Практическая работа

3. Описание по картам ЭГП страны.

Тема 8. Африка (5 часов)

               Географическая история Африки. Основные ранние миграционные потоки в Африке; переселение народов банту и арабов. Традиционные виды хозяйства; их развитие в гармонии с природой. Особенности традиционного африканского общества, базирующегося на тесной общности людей; отношения в африканской семье. Поздняя и быстрая колонизация Африки на рубеже Х1Х- ХХ вв.; раздел территории между крупными европейскими державами. Противоречивое наследие колониализма; его положительные и отрицательные последствия.

          Африка в современном мире. Место Африки в современном мире: крупный природно- ресурсный потенциал, значительное и очень быстро растущее население, малые размеры экономики,  очень низкий уровень социально- экономического развития, нестабильная политическая обстановка. Разнообразие природных ресурсов и их крайне неравномерное размещение. Важнейшие виды минеральных ресурсов. Лесные и водные ресурсы: возможности и проблемы их использования. Специфика населения: традиционный тип воспроизводства, крайняя неравномерность размещения, преобладание сельского населения и формирующаяся урбанизация, сложный этнический и религиозный состав, очень низкий уровень жизни большинства населения. Отсталая структура экономики, в которой велика доля сельского хозяйства и добывающих производств. Потребительское и товарное сельское хозяйство; главные культуры. Место Африки в системе международных экономических отношений; отрасли международной специализации хозяйства.

            Географическая специфика Африки. Африканские ландшафты; двойственность («дуализм») территории- засушливые земли и переувлажненные леса. Процессы опустынивания и их последствия. Особенности размещения минеральных ресурсов;  главные ареалы их концентрации. География расселения главных африканских этносов. Национальный состав населения; официальные языки в африканских странах. Религиозный состав населения; преобладание христианства и ислама.

             Пространственный рисунок размещения хозяйства, его «очаговый» характер. Главные районы концентрации промышленности.  «Колониальный» рисунок транспортной сети. Формирующаяся урбанизация и гипертрофированное развитие главного города (как правило, столицы). Новые африканские столицы и причины их создания.  Географические субрегионы: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка; их особенности.

             ЮАР- крупнейшая экономическая держава континента. Ведущая роль Южной Африки (ЮАР) в экономике Африки. Страна переселенческого капитализма; малые масштабы европейской иммиграции. Расовый и этнический состав населения. Система апартеида и борьба коренного африканского большинства за равноправие. Официальные языки страны. Неравномерность размещения населения и ее причины. ЮАР- « страна четырех столиц». Минеральные ресурсы как важнейший фактор экономического развития страны; их главные виды и размещение. Особая роль руд драгоценных, черных  и легирующих металлов, а также алмазов. Сельское хозяйство страны, его специализация, экспортное значение. Ведущая роль в экономике страны небольшой провинции Готенг, промышленного района Витватерсранд, главных экономических центров Йоханесбурга и Претории.

Тема 9. Австралия и Океания (1 час)

  Австралия и Океания в современном мире. Заселение Австралии и Океании выходцами из Юго- Восточной Азии. Коренные жители: аборигены Австралии, тасманцы и жители Океании; их образ жизни. Европейская колонизация в 18- 19 вв. Австралия и Новая Зеландия- страны переселенческого капитализма. Этапы хозяйственного развития Австралии: 18 в.- место ссылки; 19 в.- развитие овцеводства и мясо- молочного скотоводства, зернового хозяйства, «золотая лихорадка»; 20 в.- развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. Экономическое развитие стран Океании; высокий уровень развития Новой Зеландии.  Специализация хозяйства малых островных стран Океании; большое значение культуры кокосовой пальмы.

  Географическая специфика Австралии и Океании. Особенности географического положения региона- перифирия Южного полушария. Уникальный состав региона: страна- материк и мир многочисленных островов Океании. Состав Океании и географические особенности Меланезии, Полинезии и Микронезии. Специфика географического положения и природных условий Австралии. Географические особенности заселения и освоения; современный характер размещения населения. Географические регионы Австралии; специализация их хозяйства, особая роль Юго- Востока.

Тема 10. Россия в современном мире (3 час)

             Геополитическое положение России. Россия- евразийская держава. Важнейшие сферы геополитических интересов России. Ресурсный потенциал России. Особенности природно- ресурсного потенциала и трудовых ресурсов.

             Россия в мировой экономике. Масштабы и уровень развития российского хозяйства. Место России в системе международных экономических отношений. Структура и география внешней торговли России. Конкурентные преимущества и недостатки российского хозяйства. Россия и мир в начале ХХ1 в.

  Практическая работа

  4. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

  НРК (1)  Участие Республики Коми в территориальном разделении труда.

  НРК (2 ) Участие Республики Коми в экспортном производстве страны.

Раздел 3. Насущные проблемы человечества (3 часа)

               Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в фокусе современного мирового развития. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем современности: политические, экономические и социальные. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем. Возникновение и суть сырьевых проблем. Экологические проблемы- самые актуальные проблемы современности; экологический кризис. Главные факторы возникновения экологических проблем. Пути решения экологических и сырьевых проблем- экстенсивный и интенсивный; их особенности. Экологическая ситуация в различных странах мира (доля нарушенных ландшафтов, уровень загрязненности атмосферы и пр.) Концепция устойчивого развития.

              Проблема демилитаризации и сохранения мира. Неизбежны ли войны? Понятие о милитаризации; ее противоречивое влияние на общество. Военно- промышленный комплекс (ВПК), его структура и место в экономике. Возможные пути демилитаризации общественной жизни; роль конверсии. Проблемы сохранения мира и пути создания стабильной политической обстановки. Миротворческая деятельность международных организаций и крупных государств; роль России как миротворца.

               Глобальная продовольственная проблема. Можно ли накормить всех людей: ресурсы продовольствия на планете. Основные виды продовольствия: естественное, культивируемое, промышленное. Главные виды продуктов: зерно, картофель, рыба, мясо, молоко и пр. Причины возникновения продовольственной проблемы. География сытости и голода в современном мире; калорийность питания в странах мира. Районы с самой острой продовольственной ситуацией: Южная, Восточная Азия, а также Африка. Пути решения продовольственной проблемы; как увеличить производство продовольствия.

  НРК (3 ) Экологическая ситуация в Республике Коми.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Практические работы

10 класс

1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

2.Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых.

3. Характеристика населения по половозрастной пирамиде.

4. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров мира.

5. Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран.

11 класс

1.Составление сравнительной характеристики двух стран.

2. Сравнительная экономико- географическая характеристика развитой и развивающейся стран.

3. Описание по картам ЭГП страны.

4. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Контрольные работы

10 класс

1.Диагностическая контрольная работа.

2.Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

3.Итоговая контрольная работа.

11 класс

1.Диагностическая контрольная работа.

2.Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

3.Итоговая контрольная работа.

Национально-региональный компонент

10 класс

НРК (1) Оценка топливных ресурсов Республики Коми.

НРК (2) Этнический состав населения Республики Коми.

НРК (3) Участие Республики Коми в международных экономических проектах.

НРК (4) Хозяйство Республики Коми.

11 класс

  НРК (1)  Участие Республики Коми в территориальном разделении труда.

  НРК (2 ) Участие Республики Коми в экспортном производстве страны.

  НРК (3 ) Экологическая ситуация в Республике Коми.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» обучающийся должен:

  1. Знать/понимать:

-этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

-этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;

-важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

-необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

-особенности научно-технической революции;

-понятие «природопользования», виды природопользования;

-идеи устойчивого развития общества;

-особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;

-этнический состав населения, крупные языковые мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

-занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

-крупнейшие города и агломерации мира;

-причины и виды миграций;

-культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

-секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно- экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики. Место России в мировой экономике;

-понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

-крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

-географическую номенклатуру, указанную в учебнике.

2. Уметь:

-анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

-определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

-определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами  и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

-определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;

-определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

-характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

-определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

-составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;

-уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

-выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

-устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

-составлять развернутый план доклада, сообщения;

-составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;

-строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

-составлять и презентовать реферат;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;

-работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный).

3. Оценивать:

-обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

-рекреационные ресурсы мира;

-современное геополитическое положение стран и регионов;

-положение России в современном мире;

-влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

-экологическая ситуация в отдельных странах и регионах;

-тенденции и пути развития современного  мира.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

  1.   Оценка знаний обучающихся по географии (устный ответ).

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

-самостоятельность ответа;

-логичность, доказательность в изложении материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общенаучных, специфических умений.

Оценка «5»-ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами, правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4»-ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, полный, правильный, есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3»- ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2»-ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Оценка «1»-ответ отсутствует.

 2.Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических        

знаний.

Оценка «5»-правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности: соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов, самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4»-правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников, в оформлении результатов.

Оценка «3»-правильное использование источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2»-неумение отбирать и использовать основные источники знаний, допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1»-полное неумение использовать карту и другие источники знаний.

    3.Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Оценка «5»-правильно, по плану проведенное наблюдение, точное отображение особенностей объекта или явлений в описании, зарисовках, диаграммах, схемах, правильная формулировка выводов, аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4»- правильно, по плану проведенное наблюдение, недочеты в отражении объекта или явления, правильная формулировка выводов, недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3»-допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений, допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «2»-неправильное выполнение заданий, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка «1»-не владеет умением проводить наблюдения.

  1. Критерий по оценке тестовых заданий.

Количество заданий определяется исходя из:

-целевой направленности теста;

-видов тестовых заданий;

-норматива времени на проведение теста.

При подготовке тестовых заданий необходимо применять следующие правила:

а) устанавливается соответствие тестовых заданий в соответствии с учебной программой по предмету и источниками учебной информации;

б) задания одного типа располагаются на листе группой в одном месте ( при этом инструкцию и пояснение к ним необходимо дать один раз для каждой группы заданий);

в) распределяются задания в порядке возрастания предполагаемой трудности;

г) комплектуется количество заданий теста на ограничительное время не более 40 минут;

д) составляются тестовые задания на отдельном листе (бланке) так, чтобы были пространственно разнесены и легко воспринимались задания и альтернативные ответы к ним.

е) каждая тестовая операция должна быть оценена в баллах и соответствовала эталону ответа.

           Эталон ответов (существенных операций или единиц действий)

 служат основой разработки критериев и оценки тестовых заданий.

           Критерии  оценок могут использоваться в практике оценивания только при условии выделения конкретизированных показателей и являются основными, так как они отражают усвоение обязательного минимума материала конкретного предмета. Для определения целей обучения отдельного предмета должны устанавливаться критерии оценки уровня усвоения содержания учебной программы по предмету. В основу их разработки положены показатели (выражения в процентах) положительные (+) и отрицательные (-) отметки.

           В соответствии с этими показателями определяется уровень усвоения учебной программы:

           от 100 до 80%-оптимальный уровень

           от 79 до 60%-допустимый уровень

           ниже 59%-критический уровень

           Определение критериев оценки выполнения тестового задания и уровня усвоения учебной программы по предмету (для примера в тесте максимальное количество баллов-30):

 Оценка «5»  93- 100% (28-30 б.)

 Оценка «4»  83% (26-27 б.)

 Оценка «3»  73% (21-25б.)

  1.  Оценка за умение работать с контурной картой.    

Оценка «5»-правильно определена цель работы, произведен правильный и полный отбор источников знаний для проведения работы на контурной карте, сделан наиболее рациональный выбор способа выполнения работы, правильный выбор формы фиксации географических объектов на контурной карте, аккуратное оформление работы.

Оценка «4»- правильный и полный отбор источников знаний, сделан рациональный выбор способа выполнения работы, есть небольшие недочеты по содержанию и в оформлении работы.

Оценка «3»- правильный использование источников знаний, допускаются неточности в выборе способов фиксации географических объектов на контурной карте, есть недочеты в оформлении работы.

Оценка «2»-неумение отбирать и использовать основные источники знаний, есть серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления.

Оценка «1»-полное отсутствие знаний  и умений при выполнении работы.

  1. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Оценка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для выполнения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

       Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся.

Оценка «4» Данная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата.

       Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы и приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

       Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Оценка «3» Работа выполнена и оформлена обучающимся с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся.

       На выполнение работы затрачено много времени (можно дать закончить дома).  Обучающиеся показали знание теории, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Оценка «2» Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теории и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.

Оценка «1» Полное отсутствие знаний и умений, необходимых при выполнении работы.

  1. Оценка реферата.

Оценка «5»- реферат соответствует следующим критериям: выбор темы обоснован, содержание соответствует теме, поставленным целям и задачам, материал изложен последовательно и логично, оформление согласно требованиям, работа выполнена самостоятельно, обучающийся демонстрирует знание и понимание материала и свободно отвечает на вопросы при защите.

Оценка «4»- реферат соответствует названным требованиям, но обучающийся допустил 1-2 недочета.

Оценка «3»- реферат соответствует  требованиям, но допущен 3-5 недочетов.

Оценка «2»- реферат не соответствует  требованиям, обучающийся демонстрирует незнание и непонимание материала.

Оценка «1»- содержание реферата не соответствует теме.

Список литературы для обучающихся

Максаковский  В.П. Экономическая и социальная география мира.

 М.: Просвещение, 2008год.

Приложение:

поурочное планирование на текущий учебный год

Приложение

Поурочное планирование

Класс – 10

Всего уроков – 36 (1 н/ч)

Практических работ (Пр.р.) –  5

Уроков регионального компонента (НРК) – 4

№ урока

п/п

Тема урока

Введение

Раздел 1. Географическая картина мира.

Тема 1. Географический облик регионов и стран мира

1.

Многообразие стран современного мира.

2.

Диагностическая контрольная работа.

Международные отношения и их влияние на политическую карту мира.

3.

Государственный строй стран мира. Формы правления.

4.

Политическая карта мира.

5.

Обобщение по теме «Географический облик регионов и стран мира»

Тема 2. Природа и человек в современном мире.

6.

Взаимодействие общества и географической среды..

7.

НРК (1) Оценка мировых природных ресурсов.

Пр.р. (1) Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

Оценка топливных ресурсов Республики Коми.

8.

Земельные и лесные ресурсы.

9.

Водные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

10.

Другие виды ресурсов: биологические, климатические, рекреационные.

11.

Загрязнение окружающей среды. Обобщение по теме «Природа и человек в современном мире»

Пр.р. (2) Обозначение на контурной карте крупнейших месторождений полезных ископаемых.

Тема 3. Население мира.

12.

Численность и воспроизводство населения мира.

13.

Второй тип воспроизводства  населения. Демографическая политика. Состав населения мира.

14.

Состав населения мира. Пр.р. (3) Характеристика населения по половозрастной пирамиде.

15.

НРК (2) Состав населения Республики Коми.

16

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

17.

Размещение и миграция населения.

18.

Городское и сельское населения. Урбанизация.

Пр.р. (4) Нанесение на контурную карту городов- миллионеров мира.

19.

Уровень жизни населения мира.

Тема 4. География мирового хозяйства.

20.

Мировое хозяйство: основные этапы развития. Научно- техническая революция. Международная экономическая интеграция.

21.

НРК (3) Участие Республики Коми в международных экономических проектах.

22.

Горнодобывающая промышленность мира. Топливно- энергетический комплекс.

23.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия.

24.

Машиностроение.

25.

Химическая и лесная промышленность.

26.

Легкая промышленность.

27.

Мировое аграрное производство.

28.

Непроизводственная сфера: место во всемирном хозяйстве. Структура.

29.

Мировая транспортная система. Современная информационная экономика.

30.

НРК(4) Хозяйство Республики Коми.

31.

Пр.р. (5) Составление сравнительной характеристики транспортных систем и промышленных районов двух стран.                    

32.

Итоговая контрольная работа.

33.

География мировой внешней торговли.

34.

Международные финансовые отношения.

35.

Международный туризм.

36.

Обобщение по теме «География мирового хозяйства».

Класс- 11

Всего уроков- 34 (1 н/ч)

Практических работ (Пр.р.)- 4

Уроков регионального компонента (НРК)- 3

№ урока

п/п

Тема урока

Раздел 2. Многоликая планета.

Тема 5. Зарубежная Европа.

1.

Общая характеристика зарубежной Европы.

2.

Диагностическая контрольная работа.

Зарубежная Европа. Население.

3.

Зарубежная Европа. Специализация хозяйства.

4.

Субрегионы и страны Зарубежной Европы: два подхода к выделению.

5.

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

Пр.р. (1) Составление сравнительной характеристики двух стран.

Тема 6. Зарубежная Азия.

6.

Зарубежная Азия. Общая характеристика.

7.

Зарубежная Азия. Население.

8.

Хозяйство Зарубежной Азии.

9.

Китай. Географическое положение, природные ресурсы, хозяйство.

10.

Китай: внутренние различия.

11.

Япония. Географическое положение, природные ресурсы, хозяйство.

12.

Япония: внутренние различия.

13.

Индия. Географическое положение, природные ресурсы, хозяйство, внутренние различия. Пр.р. (2) Сравнительная экономико- географическая характеристика развитой и развивающейся стран

14.

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

Тема 7. Америка.

15.

Америка. Особенности населения и хозяйства в эпоху колонизаций.

16.

США. Общая характеристика. Население.

17.

Экономика США. Промышленность. Сельское хозяйство.

18.

Макрорегионы США. Канада.

Пр.р. (3) Описание по картам ЭГП страны.

19.

Латинская Америка. Общая характеристика стран Латинской Америки.

20.

Экономика Латинской Америки. Промышленность. Сельское хозяйство.

21.

Население.

22.

Бразилия. Географическое положение, природные ресурсы, хозяйство.

Тема 8. Африка.

23.

Африка. Общая характеристика.

24.

Население.

25.

Хозяйство. Место Африки в мире.

26.

Субрегионы Африки.

27.

Южно- Африканская Республика. Географическое положение, природные ресурсы, хозяйство.

Тема 9. Австралия и Океания.

28.

Австралия и Океания.

Тема 10. Россия в современном мире.

29.

Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

Пр.р. (4) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

30.

НРК (1) Участие  Республики Коми в территориальном разделении труда.

31.

НРК (2) Участие Республики Коми в экспортном производстве страны.

32.

Итоговая контрольная работа.

Раздел 3. Насущные проблемы человечества.

33.

Глобальные проблемы человечества. Миротворческая деятельность России.

34.

НРК (3) Экологическая ситуация в Республике Коми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии (для обучающихся 10 класса) (70часов в год, 2 часа в неделю) 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений.География. 10-11 класс. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.Издательство – М.: «Просвещени...

Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ (для обучающихся 5 класса) (35 часов в год, 1 час в неделю) 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы.Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013 Рабочая программа полно...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии (ФГОС) для 10 класса (2 часа в неделю)

Рабочая программа по географии для  10 класса.(Окончательный курс при 2 часах в неделю.)...