Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по географии (6 класс) на тему

Резанова Оксана Георгиевна

 В презентации освещены теоретические вопросы по формированию  УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО
 по теме «Ветер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uud_ovz.pptx401.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья Невинномысск-2013г.

Слайд 2

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 4

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Слайд 6

ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные

Слайд 7

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 8

Личностные УУД - действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 9

Регулятивные действия - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Слайд 10

Регулятивные действия - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к воле-вому усилию - к выбору в ситуации мотивацион-ного конфликта и к преодолению препятствий.

Слайд 11

Познавательные УУД. Общеучебные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; - поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Слайд 12

Общеучебные УУД - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече-ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; - умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); - постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Слайд 13

Познавательные УУД. Логические УД. - выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - подведение под понятия, распознавание объектов; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; - выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательство.

Слайд 14

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования , выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Слайд 15

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Слайд 16

Закономерности формирования учебных действий (УД) Уровни сформированности УД 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 Репродуктивное усвоение, Продуктивное усвоение, ученик – объ ект обучения учащийся – субъ ект обучения Усвоение → действий → образца → алгоритма → способа → общего фактов УД УД перестройки способа алгоритма решения учебных задач Треб. ФГОС: Базо вый П овышенный (опо рный) (функциональный) НЕТ

Слайд 17

Закономерности формирования учебно-познавательного интереса (УПИ) Уровни сформированности УПИ 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 Репродуктивное усвоение, Продуктивное усвоение, ученик – объ ект обучения учащийся – субъ ект обучения О тсутствие → Р еакция → Л юбопыт - → С итуатив - → Устойчи - → О бобщ . УПИ на новизну ство ный УПИ вый УПИ УПИ Треб. ФГОС: Базо вый П овышенный (опо рный) (функциональный) НЕТ

Слайд 18

Закономерности формирования целеполагания (ЦП) Уровни сформированности ЦП 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 Репродуктивное усвоение, Продуктивное усвоение, ученик – объ ект обучения учащийся – субъ ект обучения Отсутст . → Принятие → Переопр . позн . → Принятие → Переопр . → Самост . постан . ЦП практ . задачи З в практ . З п озн . Ц. пр. З в позн . Ц Ц Треб. ФГОС: Базо вый П овышенный (опо рный) (функциональный) НЕТ

Слайд 19

Закономерности формирования действий контроля (ДК) Уровни сформированности ДК 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 Репродуктивное усвоение, Продуктивное усвоение, ученик – объ ект обучения учащийся – субъ ект обучения Отсутст . → Контр. на ур . → Пот. к онтр. → Акт. контр. → Потенц . рефл . → Актуал . рефл . ДК непр . в н . на ур . пр. вн . на ур . п р. вн . контроль контроль Треб. ФГОС: Базо вый П овышенный (опо рный) (функциональный) НЕТ

Слайд 20

Закономерности формирования действий оценки (ДО) Уровни сформированности ДО 1 → 2 → 3 → 4 → 5 → 6 Репродуктивное усвоение, Продуктивное усвоение, ученик – объ ект обучения учащийся – субъ ект обучения Отсутст . → Неад . р етр . → Адекв . ретр . → Неад . прогн . → Пот. адекв . → Актуал . адекв . ДО ДО ДО ДО ДО прогн . ДО Треб. ФГОС: Базо вый П овышенный (опо рный) (функциональный) НЕТ

Слайд 21

II . Алгоритм стартовой диагностики уровня сформированности УУД учащихся Выбрать предметы , по которым будет организован внутренний мониторинг уровня сформированности УУД учащихся класса. Познакомиться с содержанием диагностических таблиц, чтобы осознать, что конкретно следует отслежи вать в поведении учащихся в ходе уроков и во внеучебной деятельности. Организовать наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности в течение примерно 1 месяца. Составить (устно или письменно) краткую характеристику учебно-познавательной и поведенческой деятельности учащихся (см. образец), используя терминологию диагностических таблиц. Соотнести составленные характеристики учащихся с основными и дополнительными признаками диагностических таблиц и определить уровень сформированности их УУД.

Слайд 22

Результаты стартовой диагностики учебно-познавательного интереса и УУД УУД Старто -вый уровень Программа развития учебно-познавательного интереса и регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД Итого-вый уровень 1 четв . 2 четв . 3 четв . 4 четв . УПИ ЦП 1 УД 2 ДК ДО ДСР КД

Слайд 23

Результаты стартовой диагностики УУД УУД Старто -вый уровень л. УУД Программа развития личностных УУД Итого-вый уровень л. УУД 1 четв . 2 четв . 3 четв . 4 четв . НО ДС ЛС 2

Слайд 24

Диагностика УУД проведена. Что дальше? Необходимо: Выделить отстающие по уровню УУ Д каждого ребенка и осознать возможные причины возникновения выявленных проблем неравномерности формирования УУД. Спроектировать программы индивидуализации обучения и воспитания детей класса на ближайшую четверть, то есть построить индивидуальные траектории развития УУД учащихся, используя принцип «развивай, но только после выравнивания». Скорректировать собственную учебно-воспитательную работу с детьми класса, используя методические рекомендации по индивидуализации обучения и воспитания. Оценить уровень УУД учащихся в конце четверти по результатам наблюдения и уровневых контрольных работ. Спроектировать новые программы индивидуализации обучения и воспитания детей на следующую учебную четверть.

Слайд 25

Составляем программу индивидуализации обучения УУД Старто -вый уровень Программа развития учебно-познавательного интереса и регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД Итого-вый уровень 1 четв . 2 четв . 3 четв . 4 четв . УПИ ЦП 1 1→2 2→3 2→3 3→4 3 УД 2 2→3 3→3 3→4 4→4 4 ДК ДО ДСР КД

Слайд 26

Общие рекомендации по развитию УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся. 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.

Слайд 27

3 . Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной . Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

Слайд 28

Примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «Ветер»

Слайд 29

Начинаем эксперимент Оборудование -2 тарелки, в ода,песок . Покажите бриз и самум

Слайд 30

Разбираем стихотворение А.С.Пушкина могуч – сильный – сила; гоняешь, волнуешь – со скоростью – скорость; всюду веешь – дует в разных направлениях- направление.

Слайд 31

Теперь вспомните, как в жаркий день из прохладной комнаты занавеску буквально утягивает в окно и она там на улице, развивается. А все почему?

Слайд 32

Логические задачи о ветре Льва Николаевича Толстого.

Слайд 33

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Слайд 34

Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?

Слайд 35

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»

В данной работе даётся краткая характеристика УУД  и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматрива­ются с позиций обучения практическим умени­ям, формирования у детей жизненной ком...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...