Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности
статья (5 класс) на тему

Омарова Патимат Исмаиловна

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. В данной статье представлен опыт работы с обучающимися 5 класса с ограниченными возможностями здоровья  (интеллектуальной недостаточностью) по формированию коммуникативных базовых учебных действий   посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности»

П.И. Омарова, учитель КОУ «Нефтеюганская школа-интернат  

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. Базовые  учебные действия (БУД) представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативное развитие - это формирование компетентности в общении, включая:

  • сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности,
  • умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
  • строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.

К коммуникативным действиям относятся: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • принятие решения и его реализация;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Развитие коммуникативных учебных действий осуществляются  через следующие формы  работы:

  • уроки
  • внеурочная деятельность (внеклассные мероприятия: экскурсии, диспуты, викторины, конкурсы, праздничные мероприятия, линейки, проектная деятельность и др.)

Предмет «Чтение и развитие речи», как один из предметов специального коррекционного образования, помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование базовых учебных умений. В соответствии с содержанием и способами организации учебной деятельности обучающихся предмет «Чтение и развитие речи» раскрывает определенные возможности для формирования коммуникативных учебных действий:

  • использование средств языка и речи для получения и передачи информации;
  •  участие в продуктивном диалоге;  
  •  самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Содержание и структура программы «Чтение и развитие речи», направленные на освоение основной образовательной программы, способствуют  формированию у обучающихся коммуникативных учебных действий. В курсе учебного предмета «Чтение и развитие речи» (5 класс) разделы: «Устное народное творчество», «Сказки», «О друзьях-товарищах», «Басни», «Спешите делать добро», «О животных», «Из прошлого нашего народа» и др. На материале  учебника происходит развитие  коммуникативных  умений посредством

  • приобретения опыта коллективного взаимодействия,  
  • формирования умения участвовать в учебном диалоге,
  • развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.

Внеклассные  мероприятия позволяют детям выполнять различные роли (лидера, исполнителя, активного зрителя), учат договариваться с одноклассниками, работать в парах и малых группах, способствуют формированию коммуникативных умений и навыков.

Внеклассные мероприятия, в которых участвовали обучающиеся 5 класса школы-интерната:

  • «Осень золотая»:
  • участие в общешкольном конкурсе чтецов «Славлю, осень, тебя – золотая пора!»;
  • коллаж «Осенний ковёр»  (подборка стихов об осени, загадок, народных примет, рисунки по теме);
  • конкурс фотогазет «Осень в нашем городе»;
  • Инсценировки русских народных сказок:

знакомимся с текстом, выбираем роли, мастерим маски, готовимся к  выступлению.

  • «День учителя»:
  • выступление на общешкольной линейке «День учителя», участие в организации оформления зала к проведению мероприятия.
  • изготовление стенгазеты  «С праздником, дорогие учителя!»
  • изготовление и оформление поздравительных открыток к  Дню учителя
  • участие в акции «Поздравляем учителей!».
  • Экскурсии в библиотеку, музеи, выставки:
  • тематическая экскурсия в Центральную библиотеку г. Нефтеюганска «Моя малая Родина»;
  • экскурсия в г. Ханты-Мансийск «Знакомство со столицей нашего округа»;
  • экскурсия в Галерею-мастерскую художника Г.С. Райшева;
  • экскурсия в Музей Природы и Человека;
  • посещение Государственного театра обско-угорских народов (спектакль «Дети неба»);
  • Организация проектной деятельности

Проект «Край, в котором мы живем»:

Задачи проекта:

  • воспитание у обучающихся, воспитанников интереса к истории и культуре родного края, приобщение их к духовным ценностям народа;
  • формирование коммуникативных учебных действий:
  •  речевой деятельности;
  • навыков сотрудничества;
  • Знакомство с пословицами и поговорками, загадками народов ханты и манси.
  • Литературное чтение «Северный край».
  • Конкурс рисунков «Ханты-Мансийск – столица Югры».
  • Участие во Всероссийских и международных интернет-конкурсах, викторинах, олимпиадах.
  • Академия Развития Творчества «АРТ-талант».
  • Образовательный портал «Продленка».
  • Международные дистанционные олимпиады и конкурсы «Мега-талант» и др.

В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают:

  • социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности,
  • умение слушать и вступать в диалог,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем,
  • интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены примерные виды заданий и упражнений. направленные на коррекцию и развитие высших психических функций. А также на формирование универсальных учебных действий...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлены некоторые виды заданий и упражнений, направленные на развитие высших психических функций и формирование УУД...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы)....