Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ
презентация к уроку

Аширова Елена Васильевна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.pptx219.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Презентацию подготовила : Аширова Елена Васильевна , учитель-логопед высшей квалификационной категории ГОКУ СКШ № 11 г.Иркутск

Слайд 2

Учащийся – « архитектор и строитель» образовательного процесса. В чём заключается задача школы ? Формирование у каждого ребёнка умения учиться – учить СЕБЯ . Как достичь эту цель ? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.

Слайд 3

2 понятия В широком значении: Умение учиться, т.е способность к саморазвитию и самосовершенствова - нию Универсальные учебные действия В узком значении: Совокупность действий и навыков учебной деятельности обучающегося

Слайд 4

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 5

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 6

Коммуникативные УУД включают две группы умений: Умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Слайд 7

К моменту поступления в школу у ребёнка сформированы коммуникативные компетенции: общение со взрослыми и сверстниками; владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника .

Слайд 8

Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного, конкретного, ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.

Слайд 9

фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое. Исходя из этого, у детей с ОНР и заиканием снижена самооценка, присутствует отказ от устного общения, отсутствует инициатива в общении, отмечаются отставания в учебной деятельности. А значит, затруднена социальная адаптация. Причины, влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками :

Слайд 10

Основные задачи логопедической работы: расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования .

Слайд 11

Исходным положением для системы работы по развитию речи в школе с нарушениями речи является принцип коммуникативной направленности речи. Коммуникативный подход означает, что обучение носит деятельностный характер . Соблюдение этого подхода предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности , создание у обучающихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Обучающиеся с ОНР и заиканием стремятся решать реальные и воображаемые задачи.

Слайд 12

ПЕРВЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ Главным на первом этапе является формирование техники речи. Это процесс постепенный, требующий полной и сознательной отдачи как со стороны ученика, так и со стороны логопеда. Техника речи включает в себя три основных раздела: дыхание, голос и дикцию. Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование — единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Слайд 13

ВТОРОЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ Основными формами работы на логопедических занятиях второго этапа являются чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ. Проводятся следующие виды работы : речевая зарядка; чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе; чтение по ролям басен; чтение вслух различных по сложности текстов; диалоги по прочитанному; заученный пересказ. Большое внимание уделяется работе над учебными текстами (в рамках школьной программы).

Слайд 14

ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ (цели): автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях; переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации ( начиная с краткого высказывания и до развернутой спонтанной речи); формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях ( школа, семья, общественные места ); овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоционального возбуждения и тем самым улучшения речи; воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным вследствие стрессовых ситуаций после окончания школы.

Слайд 15

Важно заикающемуся правильно себя настраивать и ориентировать на речевую работу, внушать себе веру в положительный результат. Следует не допускать ни одной мысли о неудачах, ни одного глагола с приставкой НЕ: «не получается», «не могу», «не хочу», «не буду». Логопед говорит о силе самовнушения : «Внушение — сила, а самовнушение в сто раз сильней». Логопед дает примерный набор фраз, которыми можно пользоваться для самовнушения, и предлагает каждому заикающемуся составить для себя свои формулы .

Слайд 16

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД инсценирование и драматизация диалога (с разными эмоциями – удивление, негодование); творческий пересказ от лица различных героев; составление связных рассказов на темы; сочинение по личным впечатлениям; сочинение сказки с определенными персонажами; «Тавтограммы» ( текст, где слова на одну букву) ; задания для работы в паре или группе; использование трех видов диалога:«учитель-ученики », «ученик-ученики», «ученик-ученик» задания, сопровождаемые инструкцией: «Объясни…»,«Докажи…»,«Обоснуй свое мнение…»

Слайд 17

Письменные творческие задания: подбери рифму, сочини загадку; напиши письмо другу, учителю и т.д.; напиши объявление от лица литературного героя; придумай текст приглашения на свой день рождения; придумай рекламу чему-либо; отредактируй текст; « Синквейн » (в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему).

Слайд 18

Коммуникативные действия считаются сформированными , если: ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими; знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать; умеет решать конфликтные ситуации; умеет работать в паре, группе.

Слайд 19

Итак, овладение обучающимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ....

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на уроках немецкого языка посредством информационно-коммуникативной технологии».

Иностранный язык как предмет включает  знание родного языка и логическое мышление,  общее интеллектуальное и культурное развитие обучающегося. Существует мнение, что иностранный язык дается ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...