Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ
презентация к уроку

Аширова Елена Васильевна

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.pptx219.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Презентацию подготовила : Аширова Елена Васильевна , учитель-логопед высшей квалификационной категории ГОКУ СКШ № 11 г.Иркутск

Слайд 2

Учащийся – « архитектор и строитель» образовательного процесса. В чём заключается задача школы ? Формирование у каждого ребёнка умения учиться – учить СЕБЯ . Как достичь эту цель ? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.

Слайд 3

2 понятия В широком значении: Умение учиться, т.е способность к саморазвитию и самосовершенствова - нию Универсальные учебные действия В узком значении: Совокупность действий и навыков учебной деятельности обучающегося

Слайд 4

Виды УУД Личностный Регулятивный Познавательный Коммуникативный

Слайд 5

УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

Слайд 6

Коммуникативные УУД включают две группы умений: Умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.

Слайд 7

К моменту поступления в школу у ребёнка сформированы коммуникативные компетенции: общение со взрослыми и сверстниками; владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника .

Слайд 8

Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного, конкретного, ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.

Слайд 9

фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое. Исходя из этого, у детей с ОНР и заиканием снижена самооценка, присутствует отказ от устного общения, отсутствует инициатива в общении, отмечаются отставания в учебной деятельности. А значит, затруднена социальная адаптация. Причины, влияющие на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками :

Слайд 10

Основные задачи логопедической работы: расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования .

Слайд 11

Исходным положением для системы работы по развитию речи в школе с нарушениями речи является принцип коммуникативной направленности речи. Коммуникативный подход означает, что обучение носит деятельностный характер . Соблюдение этого подхода предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности , создание у обучающихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Обучающиеся с ОНР и заиканием стремятся решать реальные и воображаемые задачи.

Слайд 12

ПЕРВЫЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ Главным на первом этапе является формирование техники речи. Это процесс постепенный, требующий полной и сознательной отдачи как со стороны ученика, так и со стороны логопеда. Техника речи включает в себя три основных раздела: дыхание, голос и дикцию. Работа над различными отделами речевого аппарата проводится одновременно, так как дыхание, артикуляция и голосообразование — единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Слайд 13

ВТОРОЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ Основными формами работы на логопедических занятиях второго этапа являются чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ. Проводятся следующие виды работы : речевая зарядка; чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе; чтение по ролям басен; чтение вслух различных по сложности текстов; диалоги по прочитанному; заученный пересказ. Большое внимание уделяется работе над учебными текстами (в рамках школьной программы).

Слайд 14

ТРЕТИЙ ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ (цели): автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях; переход от подготовленных форм речи к самостоятельной импровизации ( начиная с краткого высказывания и до развернутой спонтанной речи); формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях ( школа, семья, общественные места ); овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнений и эмоционального возбуждения и тем самым улучшения речи; воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным вследствие стрессовых ситуаций после окончания школы.

Слайд 15

Важно заикающемуся правильно себя настраивать и ориентировать на речевую работу, внушать себе веру в положительный результат. Следует не допускать ни одной мысли о неудачах, ни одного глагола с приставкой НЕ: «не получается», «не могу», «не хочу», «не буду». Логопед говорит о силе самовнушения : «Внушение — сила, а самовнушение в сто раз сильней». Логопед дает примерный набор фраз, которыми можно пользоваться для самовнушения, и предлагает каждому заикающемуся составить для себя свои формулы .

Слайд 16

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД инсценирование и драматизация диалога (с разными эмоциями – удивление, негодование); творческий пересказ от лица различных героев; составление связных рассказов на темы; сочинение по личным впечатлениям; сочинение сказки с определенными персонажами; «Тавтограммы» ( текст, где слова на одну букву) ; задания для работы в паре или группе; использование трех видов диалога:«учитель-ученики », «ученик-ученики», «ученик-ученик» задания, сопровождаемые инструкцией: «Объясни…»,«Докажи…»,«Обоснуй свое мнение…»

Слайд 17

Письменные творческие задания: подбери рифму, сочини загадку; напиши письмо другу, учителю и т.д.; напиши объявление от лица литературного героя; придумай текст приглашения на свой день рождения; придумай рекламу чему-либо; отредактируй текст; « Синквейн » (в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему).

Слайд 18

Коммуникативные действия считаются сформированными , если: ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими; знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими; умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать; умеет решать конфликтные ситуации; умеет работать в паре, группе.

Слайд 19

Итак, овладение обучающимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Презентация на конкурс методических разработок (1 место) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с заиканием "

Задача школы - формирование у каждого ребенка умения учиться, учить себя через систему универсальных учебных действий. Для школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наиболее значимыми являются комм...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Формирование коммуникативных УУД в коррекционной школе для слабовидящих на уроках русского языка...