ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
статья по биологии на тему

Лунгу Наталья Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

В последнее время изменяются требования к содержанию образования и процессу обучения обучающихся. В соответствии с ФГОС в учебном  процессе  необходимо освоение обучающимися  всех  результатов основной образовательной программы  общего образования: личностных, метапредметных, предметных. В своей повседневной деятельности большинство учителей формируют эти умения.  Наша главная задача – это учить детей способам действий, как учиться, то есть универсальным учебным действиям. А главным результатом Российского образования должно стать, умение учиться всю жизнь, освоение  обучающимися компонентов учебных действий. Одним из факторов успеха в сфере жизнедеятельности, будь это семья или коллектив, должны присутствовать навыки общения, в которых необходима грамотность и компетентность. Способность адаптироваться и быть активным человеком, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения – залог успеха.

 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрировать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предмет «Биология» включает в себя продуктивное чтение, проблемный диалог, оценивание учебных успехов.

На уроках биологии для формирования коммуникативных универсальных учебных действий использую специальные творческие задания, кроссворды, интерактивные головоломки, тесты, ролевые игры, развивающие воображение обучающихся, умения общаться, слушать другого, обосновывать свою точку зрения. Основой коммуникативного подхода в обучении является диалог, живое общение, влияющее на  формирование всесторонне развитой личности. Для организации общения на уроках биологии использую работу в группах и парах, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Работа  над упражнениями творческого плана обеспечивает возникновения между обучающимися доброжелательности взаимопонимания, а групповая поддержка поможет ребенку осмыслить учебную задачу.                                      Примерами таких заданий множество. Вот некоторые из них, которые можно  использовать в работе по учебнику «Биология». 5 класс. Пономаревой И.Н.: 

1) Расскажи товарищу:

-Как человек использует в своей жизни живые организмы?  

- Какие методы использует для изучения природы?

2) В паре с товарищем выполни лабораторную работу: «Изучение строения увеличительных приборов»

3) В группах создайте стенгазету на тему «Клетка – живая система»».

4) Групповая работа по составлению кроссворда «Бактерии», «Грибы», «Растения».

 5) Групповая работа по проверке биологических терминов.                                                   Отгадай, о ком говорим:                                                                                                          «Совокупность всех растений называют…………?»

«Микроскопические обитатели почвы, пресных и соленых вод – это……………?»

«Организмы питающиеся готовыми органическими веществами – называются……….?»

6) Работа в  двух командах. Первая команда будет представлять голосеменные растения, а вторая – покрытосеменные растения. Команды по очереди высказывают по одной фразе о том, кто лучше приспособлен к условиям обитания. Выигрывает команда, высказавшаяся последней.

7) Составь  домашнее задание партнеру по теме: «Среды жизни планеты Земля», «Экологические факторы среды».

 9) Составь устный  или письменный (по критериям) отзыв о работе товарища на уроке.

10) Творческое задание «Напиши письмо другу (учителю)». Представь, что ты переписываешься с другом (учителем) из другого села. Он хочет  узнать о приспособлениям  организмов к жизни в природе. Что ты напишешь ему?

Посоветуй соседу по парте, как надо себя вести, чтобы избежать переломов и вывихов.

11) В классе на заседании «Биологического общества» расскажи ребятам о своём путешествии: в лес, парк, зоопарк, заповедник, краеведческий музей. Будь готов ответить на их вопросы.

12) Прочитай параграф «Значение живых организмов в природе и в жизни человека»» и подготовь с товарищем ее инсценировку « Биологическое разнообразие»

13) Подготовь рассказ  о природных сообществах.

14) Опиши устно: «Природные зоны России», «Жизнь организмов на разных материках».

15) Объясни соседу по парте для, чего нужны биологические знания.

16) Совместно с товарищем придумайте сказку: «Как появился человек на Земле»?

17) Создание мини-проекта «Охрана живого на Земле», стенда (уголка) «Сохраним планету»

Необходимым  компонентом образовательного процесса для формирования коммуникативных универсальных учебных действий является рабочая тетрадь. Именно тетрадь к учебнику является помощником учителю в реализации программ современного образования. Наиболее эффективные приемы, которые используются на уроке  при работе с тетрадью, для усвоения предмета – это  совместное умение работать с текстом, нахождение ответов на вопросы, заполнение таблиц по тексту учебника.

Таким образом, организация групповых, парных форм работы  на уроках биологии помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.  А от навыков конструктивного общения, приобретенных в школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка. 

1. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии «Биология в школе», №8, 2010                                                                                                                                                      2. И.Н. Пономарева. И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Учебник «Биология». 5 класс. М.: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (Работа в группах на уроках биологии)

Организация групповой деятельности на различных видах уроков.          Урок:1. дискуссия2. Усвоение нового материала3.«деловая и ролевая игра»4. зачёт5. се...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы)....