ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
статья по русскому языку (7 класс)

Ампилогова Ирина Владимировна

Формирование коммуникативных УУД в коррекционной школе для слабовидящих на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Ампилогова И.В.

ГАОУ НОС (к)

г. Нижнего Новгорода

Статья

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: УУД представляют собой такие действия, которые обеспечивают овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Формирование коммуникативных УУД представляет собой длительный процесс, который начинается в начале школьного обучения и продолжается на протяжении всего периода обучения. В статье представлены результаты исследования коммуникативных УУД младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, процесс, школьники, формирование, школа.

Одним из важнейших шагов на пути совершенствования российского образования, стало введение Федерального государственного образовательного стандарта, регламентирующего содержание образовательного процесса на всех ступенях. Теоретико-методологической базой разработки стандарта послужил деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ классиков психологии и педагогики: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Основным положением выступает тезис о том, что развитие личности в системе образования, обеспечивается, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного процесса, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Поскольку все дети обладают различным уровнем сформированности коммуникативных умений и навыков, формирование УУД требует очень серьёзного и ответственного подхода, что позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в объективной необходимости изучения коммуникативных УУД школьников, методов и средств их формирования, для построения эффективной работы в данном направлении в дальнейшем.

Цель исследования: рассмотреть процесс формирования коммуникативных УУД у обучающихся в условиях современной школы.

Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: формирование коммуникативных УУД обучающихся.

Гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся в условиях современной школы будут эффективны, если: педагог осознаёт важность и проводит систематическую работу по формированию коммуникативных УУД с использованием различных средств.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «коммуникативные универсальные учебные действия»;

2. Изучить особенности формирования коммуникативных УУД у учащихся в образовательном процессе современной школы;

3. Выявить основные средства и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся современных школ;

4. Организовать и реализовать эмпирическое исследование по выявлению особенностей формирования коммуникативных УУД у современных школьников.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, синтез, обобщение, диагностические методы.

Методологическую основу исследования составили труды А. В. Аксаментовой, А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, Н. В. Власовой, И. А. Володарской, Ю. В. Макаровой, В. С. Новичковой, А. Ю. Петровой и т.д.

Содержание понятия «универсальные учебные действия» раскрывается в ФГОС в широком и узком смыслах. В широком смысле они представляют «действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». В узком – «способ действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [22, с. 71].

Ю. П. Прокудин приводит другой подход, к трактовке понятия подразумевая под УУД умение учиться, предполагающее через активное освоение нового социального опыта формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию [17].

С. В. Латынцев и Н. В. Моисееенко утверждают, что коммуникативные умения являются особенно существенными в условиях работы учащихся с информацией и осуществления различных видов сотрудничества между учителем и учащимися, между самими учащимися [14].

В основе понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» лежит термин «коммуникация», так как он определяет направленность УУД. Коммуникация рассматривается как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. [18].

Коммуникативные УУД призваны обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. [14].

Н. В. Власова отмечает, что в настоящее время понятие содержания и структуры коммуникативных УУД представлены тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как кооперация, коммуникация как условие интериоризации [5]. Ю. Ю. Суровицкая и К. К. Куламбаева пишут, что коммуникативные УУД обладают значительным потенциалом для саморазвития школьника, который проявляется в нескольких аспектах: обучающий, развивающий, социальный [20].

Таким образом, современное школьное обучение ориентированно на саморазвитие и самореализацию личности, что достигается, в том числе, за счёт формирования у учащихся разнообразных предметных и метапредметных УУД. В их структуре особое место отводится коммуникативным, так как коммуникация составляет основу образовательного процесса и охватывает все его уровни. Для того чтобы ребёнок сумел добиться хороших результатов в обучении, необходимо чтобы он обладал коммуникативными умениями и навыками.

Процесс формирования коммуникативных УУД осуществляется непрерывно на всех ступенях школьного обучения. Для полноценного формирования коммуникативных УУД этот процесс необходимо начинать с первых дней обучения ребёнка в школе. Ю. Ю. Суровицкая считает, что для младших школьников важность развития коммуникативных УУД заключается в том, что от их умения общаться напрямую зависит успешность обучения, уровень адаптации и комфортное ощущение себя в коллективе [23].

Если обучение в начальной школе можно обозначить как период становления коммуникативных УУД, то в средних и старших классах они выходят на новый уровень развития. О. М. Коломиец и И. А. Подругина, к числу основных УУД относят: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи [11].

Благодаря своей метапредметности, коммуникативные УУД связаны не с содержанием обучения, а с методами организации учебно-воспитательного процесса. Присвоение коммуникативных УУД происходит путем включения ребенка в различные виды деятельности с последующей рефлексией своих действий [5].

Формирование коммуникативных УУД школьников осуществляется как в образовательном процессе во время уроков, так и во внеурочной деятельности посредством различных средств и методов педагогического воздействия.

В основной школе большие возможности предоставляет организация совместной деятельности на уроке, поскольку она предполагает умение ставить общие цели. На первых порах совместной деятельности учащиеся распределяют и выбирают роли, договариваются о функциях каждого члена группы, организуют и планируют деятельность. В дальнейшем каждый участник в состоянии выполнить самостоятельно все эти операции [14].

Метод сотрудничества формирует умение согласовывать свои действия с активностью партнеров, так как занятые общим делом дети должны согласовывать свои действия для достижения общего результата. Ещё одним методом, формирования изучаемых УУД, является метод «мозгового штурма». Он формирует умение продолжать и развивать мысль других, что является важным условием для межличностных отношений [12].

Одним из наиболее привлекательных видов деятельности детей является игра. Игровые технологии могут использоваться как самостоятельно, так и в качестве более обширной технологии или собственно формы учебного занятия [16]. Универсальность игры обусловлена тем, что она может быть использована на всех этапах школьного обучения. В работе с младшими школьниками используются дидактические, коммуникативные игры и т.д.

Успешному формированию коммуникативных УУД может способствовать проектно-исследовательская деятельность, которая дает возможность обучающимся получать новые знания самостоятельно, выполнять индивидуальную работу по интересам, участвовать в совместном труде [2].

Огромные возможности для формирования коммуникативных УУД школьников предоставляет внеурочная деятельность, во время которой можно: организовывать коллективные творческие дела; проводить занятия на основе группового сотрудничества; играть в сюжетно-ролевые игры; применять такие методы, как «Мозговой штурм», «Киностудия», «Банк идей» и др.; использовать коллективную поисковую деятельность [7].

Эффективное формирование коммуникативных УУД школьников обеспечивается созданием определённых условий: учитель чётко должен знать, что и зачем он формирует, представлять все операции, и действия, которые должен решить ученик для решения учебной задачи; ученики должны знать, критерии оценки их успешности, осознавать значение развития изучаемых УУД. Успешное формирование коммуникативных УУД возможно лишь при условии высокой коммуникативной активности учащихся. Активность учащихся зависит от мотивации педагога и способности создать благоприятные условия для коммуникативной активности учеников [8].

Таким образом, на этапе школьного обучения осуществляется последовательное формирование и развитие коммуникативных УУД. Начинаясь в первом классе, этот процесс непрерывно реализуется вплоть до выпуска из школы. В начальной школе, формируются коммуникативные компетенции, необходимые для успешного взаимодействия с учителем и сверстниками. В процессе дальнейшего обучения у учащихся формируются более сложные компетенции, позволяющие эффективно управлять коммуникативным процессом, контролировать все его стороны. Формирование УУД осуществляется посредством различных методов и средств.

Школа, согласно определению, в законе «Об образовании в Российской Федерации» трактуется, как: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана» [1].

О. А. Емельянова пишет, что школа XXI века очень сильно отличается от школы XX века. Современное школьное образование ориентировано на запросы и интересы личности. В результате модернизации, была сформирована модель современной школы, которая, ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом индивидуальных особенностей [8].

Целью современного школьного образования, является закрепление и формирование свойств личности, необходимых для инновационной деятельности: коммуникативность, компетентность, креативность, способность к свободному развитию, самостоятельность и т.д. В образовательном процессе, построенном на основе системно-деятельностного и компетентностного подхода, устанавливается зависимость между знаниями и умениями, подчиненность приобретаемых знаний профессиональным умениям. Это способствует тому, что образование становится для учеников личностно значимым [19].

Образовательный процесс современной школы построен таким образом, чтобы в его рамках происходило развитие всех УУД. Так, например, в рамках образовательного процесса предполагается непрерывное активное взаимодействие между всеми его участниками, что уже само по себе способствует формированию коммуникативных УУД у учащихся.

Т. В. Ипатова, отмечает, что предметное содержание перестало быть центральной частью обучения. Сегодня каждый учитель несет ответственность не только за предметные знания и умения учащихся, но и за формирование качеств личности школьников и развитие у них способностей обучаться и развиваться. Поэтому перед учителем стоит задача организации такой деятельности учащихся, которая бы способствовала получению новых знаний через формирование УУД, применение их в других учебных предметах [9].

В структуре каждого урока, соответствующего требованиям ФГОС, обязательным этапом каждого урока в современной школе является рефлексия. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя по осознанию процесса и результата собственной деятельности, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика [12].

Таким образом, современная школа нацелена не только на формирование знаний учащихся, но и на всестороннее развитие их личности. В соответствии с социальным запросом, образовательный процесс современной школы направлен на формирование самостоятельной, активной, инициативной личности, способной участвовать в жизни общества. Образовательный процесс современной школы построен таким образом, что в нём учащийся занимает активную позицию и находится в условиях непрерывного взаимодействия, что способствует формированию у учащихся коммуникативных УУД.

На втором этапе, было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В качестве базы исследования выступила: МБОУ СОШ №27 г. Пензы.

В исследовании приняли участие учащиеся 2-го класса. Общее количество участников исследования составило 20 человек. Из них – 8 мальчиков и 12 девочек.

Для выявления уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий были использованы следующие методики: «Рукавички» и «Кто прав?», автор Г. А. Цукерман «Ковёр», автор Р. Овчарова.

Данные методики были отобраны на основании того, что при достаточно простой процедуре проведения диагностического обследования они позволяют получить достоверные данные об уровне сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Проведя диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД посредством методики «Рукавички» Г. А. Цукермана, были получены результаты, представленные наглядно в приложении 1 в форме таблицы и рисунка.

От количественных показателей перейдём к качественному анализу.

По итогам проведения первой диагностической методики Г. А. Цукерман «Рукавички», направленной на выявление сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, были получены результаты, свидетельствующие о том, что некоторые младшие школьники испытывают коммуникативные трудности в процессе совместной деятельности (кооперации).

По итогам исследования высокий уровень сформированности изучаемых коммуникативных умений был зафиксирован у четверых (20%) испытуемых. Эти дети охотно вступали в контакт со своим «напарником» по творческой деятельности, поддерживали общение, проявляли доброжелательность, умение договариваться, выслушивали мнение друг друга и т.д. Такой вывод был сделан на основании того, что узоры на их «рукавичках» практически совпадали или были очень похожими, а это значит, что дети, используя коммуникативные навыки, сумели договориться, пришли к согласию относительно того, какой узор будут изображать на рукавичках и сумели воплотить свой совместный замысел. Также во второй серии задания, они сумели договориться о том, каким образом будут использовать карандаши, при этом демонстрируя дружелюбие и способность вести себя адекватно даже при возникновении разногласий и трудностей в общении. Также эти дети оказывали своему партнёру помощь, в том случае, если он в процессе рисования испытывал затруднения.

У 12 испытуемых (60%), был зафиксирован средний уровень сформированности коммуникативных УУД. К такому выводу позволило прийти то, что у их «рукавичек» сходство было лишь частичное. Несмотря на то, что внешне некоторые пары рукавичек были похожи, они имели различия в узорах, цветовой гамме и т.д. Это свидетельствует о том, что второклассники не сумели окончательно договориться друг с другом, сформировать общий замысел и воплотить его в рисунке, а также поделить карандаши.

4 второклассника (20%) показали низкий уровень сформированности коммуникативных УУД. Изучив их «рукавички», было отмечено, что они практически не имеют сходств, каждый ребёнок рисовал то, что пожелал сам. Таким образом, эти дети предпочли наносить рисунок на рукавичку самостоятельно, не договариваясь друг с другом, либо утрачивали интерес к поддержанию коммуникативного акта, так как не сумели договориться.

Далее в рамках эмпирического исследования, была организована и проведена диагностика такого вида коммуникативных универсальных учебных действий, как: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация. Для этого была применена методика «Кто прав?», автором которой также является Г. А. Цукерман.

В ходе обследования детям предлагалось прочесть три коротких рассказа, в которых описана конфликтная ситуация. Затем испытуемым было предложено ответить на вопросы. Проанализировав ответы, был определён уровень сформированности коммуникативных УУД, в области управления конфликтами.

Количественный анализ результатов применения второй методики «Кто прав?» (Г. А. Цукерман) представим наглядно в форме таблицы и рисунка помещённых в приложение 2.

Данные, приведённые в таблице и на рисунке позволяют сделать следующие выводы:

– 6 второклассников (30%) способны выявить и идентифицировать проблему конфликта, а также выбрать и оценить оптимальный способ решения конфликта. Например, испытуемый под шифром Э-2 ознакомившись с первой ситуацией, указал на то, что причиной конфликта могло стать то, что второй мальчик назвал Змея Горыныча, нарисованного Петей, страшилищем. Петя мог обидеться на такую оценку, в результате мог возникнуть конфликт угрожающей дружбе мальчиков. Поставив себя на место Саши, испытуемый сказал, что ответил бы так: «Змей Горыныч конечно получился очень страшным, как и положено отрицательному сказочному персонажу. Тогда, Петя бы не обиделся»;

– средний уровень сформированности умения управлять конфликтами был зафиксирован у 10 учащихся второго класса (50%), эти дети, сумели найти линию бесконфликтного решения ситуации лишь частично. В частности, испытуемые под шифром Э-3 и Э-8 обдумав ситуацию № 3, не сумели сформировать точку зрения и привести доводы в пользу того, каким должен быть подарок для младшего братишки;

– низкий уровень был выявлен у 4-х испытуемых (20%). Эти дети испытывали трудности отвечая на вопросы, они не смогли с первого раза оценить ситуации, а также самостоятельно смоделировать разные точки зрения относительно предложенных ситуаций. Как правило, они выбирали точку зрения одного из героев, а вторую даже не рассматривали. Например, испытуемый под шифром Э-7 во всех трёх ситуациях выбирал наиболее близкую для себя точку зрения, либо затруднялся ответить, какой из героев прав. Отвечая на вопросы по второй ситуации, ребёнок не сумел определить, кто прав и определить линию своего поведения поставив себя на место героев.

Завершилось эмпирическое исследование диагностикой с применением методики «Ковёр» Р. Овчаровой. Данная методика позволила выявить уровень сформированности таких коммуникативных УУД, как: управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. Обследование проводилось во время урока изобразительного искусства. Учащиеся были разделены на две команды по пять человек.

Количественные показатели, полученные по результатам диагностики, представим в таблице в приложении 3.

Данные, приведённые в таблице, позволяют увидеть, что большинство участников эмпирического исследования не способны эффективно взаимодействовать в группе, в частности не все дети способны договариваться друг с другом, оказывать влияние на поведение партнёров, не способны полно и точно выражать свои мысли, используя средства вербальной (речевой) и невербальной (жесты, мимика) коммуникации.

Обобщив данные по всем трём методикам, был выведен общий уровень сформированности коммуникативных УУД у каждого испытуемого. Отразим общий уровень сформированности изучаемых УУД в таблице и на рисунке в приложении 4.

Обобщённые данные позволяют сделать вывод о том, что коммуникативные УУД у учащихся второго класса сформированы недостаточно. Причин этому может быть несколько.

Например, педагог не уделяет должного внимания формированию рассматриваемых УУД. Также недостаточность сформированности коммуникативных УУД может быть обусловлена индивидуальными психологическими особенностями детей и т.д.

Результаты диагностики показали, что у большинства детей данные УУД сформированы недостаточно. Дети не могут наладить эффективную коммуникацию, договориться друг с другом, точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию. Для некоторых представляет трудность отстаивать своё мнение, вырабатывать линию поведения в условиях конфликта

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить объективную необходимость целенаправленного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Норматика, 2019. – 144 с.
  2. Аксаментова, А. В. Формирование коммуникативных УУД посредством проектно-исследовательской деятельности / А. В. Аксаментова // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей. – Уфа: ООО «Дендра», 2018. – С. 69-72.
  3. Власова, Н. В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Н. В. Власова // Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы: сборник статей конференции. – М.: ООО «Диона», 2018. – С. 2017-209.
  4. Гайдукова, О. С. Содержание и объём понятия «универсальные учебные действия». Сущность универсального учебного действия «самоконтроль» / О. С. Гайдукова // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник статей. – Елец: ЕГУ, 2015. – С. 177-180.
  5. Демичева, С. А. Психолгические аспекты формирования коммуникативных УУД в образовательном процессе / С. А. Демичева, // Психологические основы формирования универсальных учебных действий: материалы семинара. – Комсомольск-на-Амуре: УГПГУ, 2016. – С. 20-23.
  6. Емельянова, О. А. Проблемы воспитательного процесса и пути их решения в современной школе / О. А. Емельянова // Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – № 3. – С. 48-51.
  7. Ипатова, Т. В. Метапредметные задания – средство достижения нового качества образования / Т. В. Ипатова // Реализация воспитательно-образовательных функций современной начальной школы: сборник статей. – Пермь: ПГГПУ, 2019. – С. 107-112.
  8. Коломиец, О. М. Формирование системы УУД учащихся в образовательном процессе средней школы / О. М. Коломиец, И. А. Подругина // Педагогика искусства. – 2015. – № 4. – С. 97-103.
  9. Кузьмина, М. О. Рефлексия – обязательный этап урока / М. О. Кузьмина // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования XIV: сборник трудов. – Челябинск: «Край Ра», 2018. – С. 38-42.
  10. Куприна, Л. Е. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / Л. Е. Куприна, О. А. Петухова // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция НГУ: статьи докладов. – Нижневартовск, 2016. – С. 705-708.
  11. Новичкова, В. С. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в научной литературе / В. С. Новичкова // Евсевьевские чтения: сборник статей – Саранск: МГПИ, 2017. – С. 131-135.
  12. Петрова, А. Ю. Современные игровые технологии в контексте задач развития коммуникативных УУД / А. Ю. Петрова // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. – 2018. – № 1. – С. 38-42.
  13. Прокудин, Ю. П. Основные подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников / Ю. П. Прокудин // Гаудеамус. – 2017. – № 2. – С. 31-36.
  14. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учебно-метод. Пособие / А. В. Соколов. – М.: Профиздат, 2015. – 224 с.
  15. Сорокина, Е. С. Особенности применения компетентностного подхода в современной школе / Е. С. Сорокина, Н. Н. Широкова // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования: сборник статей. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – С. 173-174.
  16. Суровицкая, Ю. Ю. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / Ю. Ю. Суровицкая, К. К. Куламбаева, А. Н. Кошербаева // Вестник Омского регионального института. – 2019. – № 2. – С. 243-256.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС.– М.: Просвещение, 2019. – 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ....

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ОВЗ

Формирование коммуникативных универсальных учебных действийу обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи в специальной (коррекционной) школе с нарушениями речи (из  опыта работы)....

Презентация на конкурс методических разработок (1 место) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с заиканием "

Задача школы - формирование у каждого ребенка умения учиться, учить себя через систему универсальных учебных действий. Для школьников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) наиболее значимыми являются комм...

Проектная деятельность на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся

Проектная деятельность  на уроках русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся (учебно-педагогический материа...