Интегрированное обучение ( география и литература)
статья по географии (6 класс) на тему

Вигуль Ольга Николаевна

В новых программах по географии, литературе и других предметах введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало  системе использования

межпредметных связей  в образовательной и воспитательной работе.

                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_geografii.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по географии учителя ГБОУ  СОШ №15

Вигуль Ольги Николаевны

 «Интегрированное обучение (география и литература)».

В новых программах по географии, литературе и других предметах введены специальные разделы о межпредметных связях. Этим положено начало, системе использования

межпредметных связях в образовательной и воспитательной работы. Межпредметные связи иногда рассматривают лишь с точки зрения рационализации процесса обучения, экономии сил и времени учащихся, более прочного усвоения школьниками знаний по изучаемым предметам. Между тем основная задача установление  межпредметных связей заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и развития учащихся путем более глубокого проникновения в объективно существующее закономерные связи в явлениях природы и общества.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена, объективными процессами в современной культуре.

Это, прежде всего тенденция интеграции научных знаний в теоретических исследованиях и в практической деятельности.

Все предметы гуманитарного цикла призваны воспитывать у детей нравственность.

Задача: повысить уровень знаний учащихся путем различных форм внеклассной работы по географии и биологии.

Я выбрала эту тему, потому что с каждым годом внеклассной работы в школе уделяется все больше внимания.

Интересы учащихся чрезвычайно разнообразны и разнесторонны. Они выходят за рамки учебной программы и потому не могут быть удовлетворены лишь работой на уроке.

Внеурочная работа-это очень широкое понятие. Это беседы и лекции, экскурсии и походы, исследование и наблюдения, практические работы в кабинете и на местности, вечера, игры, выставки и т.д.

Внеклассная работа по предмету позволяет раскрыть кругозор учащихся. Я стараюсь направить детей на систематическое изучение статей, изучающих, анализирующих географический  материал и материал по биологии.

Распространенной формой внеклассной работы по географии и биологии является чтение и обсуждение дополнительной литературы по темам.

Межпредметные связи

   Единству обучения и воспитания, комплексному подходу к воспитанию учащихся в большей мере способствуют межпредметные  связи.

   Наиболее интересной формой осуществления межпредметных связей является интегрированный урок. «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.

    Много общего можно найти в географии и литературе. Эти предметы призваны воспитывать у детей нравственность.

   Обучение географии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 11-12-летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.

   Изучение начального курса географии направлено на решение его главной задачи – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку, как уникальному и неповторимому.

Подборка литературных произведений к урокам географии в 6 классе по программе под редакцией И.В. Душиной

   

Тема урока

Названия произведения

Автор

Источник

Тема «Введение». Урок 3. Земля-планета Солнечной системы.

«Бежин луг»

И. С. Тургенев

Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 68.

Тема «Литосфера». Урок 12. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

«Янтарь».

В. Азаров

Дом по имени Земля. Сборник стихов и рассказов. Л. «Детская литература». 1987 г. Стр. 22.

Урок 13. Движение земной коры.

«Таинственный остров»

Ж. Верн

Библиотека для детей в 15 томах. Том 6. Санкт-Петербург. Лениздат. 1993 г.

Урок 14. Рельеф суши. Горы.

«Кавказ».

А. С. Пушкин

Стихотворения. М. «Художественная литература». 1983 г. Стр. 180-181.

Тема «Атмосфера».

Урок 21. Состав и строение атмосферы.

«Свидание».

И. С. Тургенев

Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 169.

«Лес и степь».

И. С. Тургенев

Стр. 252.

«Туча»

А. С. Пушкин

Стихотворения. М. «Художественная литература». 1983 г. Стр. 232.

Урок 25. Погода и климат.

«Малиновая вода».

И. С. Тургенев

Записки охотника. М. «Художественная литература». 1984 г. Стр. 24.

«Льгов».

Стр. 56.

«Бежин луг»

Стр. 58.

«Не напрасно дули ветры…»

С. Есенин

Стихотворения, поэмы. «Калининградское книжное издательство». 1973 г. Стр. 17.

Тема «Влияние природы на жизнь и здоровье человека»

Урок 33. Стихийные природные явления.

«Таинственный остров».

Ж. Верн

Библиотека в 15 томах. Том 6. Санкт-Петербург. Лениздат. 1993 г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок географии и литературы по теме: « Кавказ подо мною» в 8 классе

Интегрированный урок географии и литературы по теме:« Кавказ подо мною» в 8 классе.  Цель урока: 1)сформировать представления о природе Кавказа, используя не только учебник географии, карты ...

Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"

Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой  и со словарями в системе он-лайн; развивать ...

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и литература)"Внутренние воды.Реки."

Использование данной презентации позволит получить учащимся представление о реках не только с точки зрения географа,но и увидеть объект глазами художников и поэтов....

Интегрированный урок географии и литературы в 6 классе. Тема урока: «Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека».

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о водах Земли.Задачи: - Закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту.- Развивать образное мышление...

Интегрированное обучение на уроках литературы ( из опыта работы)

В статье рассматриваются примеры использования приемов интегрированного обучения на уроках литературы в средней и старшей школе....

«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»

•Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейш...

Интегрированный урок географии и литературы по теме "Народные промыслы Центральной России" 9 класс

Работа хороша, если в ней польза и душа.Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Ра...