Курс по выбору "Лес и человек" (География) 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Хлебинская Галина Ивановна

Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации она сократилась на 40 – 50%). Ежегодно леса вырубаются на площади, сопоставимой с территорией таких государств, как Италия и Великобритания. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой. Не случайно поэтому в число пяти основных документов, принятых на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), входит «Заявление о принципах в отношении лесов».

Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_les_i_chelovek._geografiya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дмитриево-Усадская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                                Директор школы            

  ___________/Тишкина Е.А/                                   _______ /Васильева  Т.И/

 

Протокол № 1 от 28.08.2014

Рабочая программа

учебного курса по выбору «Лес и человек» в 9 классе

Составитель: Хлебинская Г.И.

2014 г.

Курс по выбору 9 класс

«Лес и человек» (География)

(34 ч, 1 ч в неделю в течение года)

Авторы: Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова,

В.В. Николина, В.И. Сиротин

Пояснительная записка

Актуальность введения курса «Лес и человек» в учебные планы связана с тем, что лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации она сократилась на 40 – 50%). Ежегодно леса вырубаются на площади, сопоставимой с территорией таких государств, как Италия и Великобритания. Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой. Не случайно поэтому в число пяти основных документов, принятых на Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.), входит «Заявление о принципах в отношении лесов».

Включение в содержание школьного географического образования курса «Лес и человек» - настоятельная необходимость сегодняшнего времени. Особенностью курса является его междисциплинарность. Он интегрирует знания учащихся по географии, биологии, истории, предметам эстетического цикла, связан с экологическими курсами и школьным курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Другой специфической чертой курса является ориентация на личность школьника, его потребности, интересы, ценности.

Научными основами курса являются учение Г.Ф. Морозова о лесе; В.Н. Сукачева, разработавшего основы лесной биогеоценологии; Ю.А. Исакова об общих закономерностях динамики растительных сообществ; А.Г. Исаченко об основах ландшафтоведения и физико-географического районирования, а также основные принципы лесного законодательства.

Основной целью курса является развитие познавательного интереса к лесу, углубление и обобщение знаний по данной проблеме, формирование умений и навыков по изучению леса, поведению в лесу и охране леса, развитие опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся. Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности.

Задачи курса:

- сформировать и развить систему знаний о значении леса в жизни человека, об основных лесных сообществах планеты, о видах лесопользования, об экологических проблемах и путях их решения;

- развить умения творческого, исследовательского характера, связанные с оценкой рациональности лесопользования; навыки безопасного поведения в лесу; готовность к практическим делам;

- формировать эмоционально-ценностное отношение к лесу, желание сохранить лесной покров своего края, России, мира.

Основные требования к уровню усвоения содержания. Учащиеся должны знать:

- общие понятия о лесе; основные лесные сообщества мира и России;

- основные виды лесопользования и связанные с ними экологические проблемы;

- основы лесного законодательства.

Учащиеся должны уметь:

- описывать лесное сообщество;

- оценивать степень антропогенных нарушений лесных экосистем;

- обеспечивать безопасное поведение в лесу;

- проводить работу по лесовосстановлению.

Учащиеся должны проявлять:

- заботу о сохранении лесных богатств, исходя из представлений о значимости леса в устойчивом развитии биосферы и его универсальной ценности в жизни каждого человека.

Ключевые понятия: лес как экосистема, типы лесов, лесопользование и виды лесных пользований, экологические проблемы лесопользования, охрана леса.

 

    Содержание курса «Лес и человек» включает материал, который предполагает формирование у школьников новых ценностных ориентаций по отношению к природе; отражает гуманистические идеи, знакомит их с реальными экологическими проблемами современ

ной жизни.        

        Содержание    программы

 

        Введение  (1 ч)

Что изучается в курсе « Лес и человек»

Раздел 1.

         Тема 1

        Общее понятие о лесе

Лес как один из основных элементов земной поверхности.Понятие о лесном биогеоценозе

Лес как открытая экосистема. Лес и лесная промышленность.Лесное хозяйство и его задачи.

        Тема 2

                   Многосторонняя ценность леса.

Среднеобразующая роль леса. Почвозащитная роль леса.Лес как место обитания животных.»Космическая роль леса»

        Тема 3

                                  Лес и искуство

Лес как источник эстетического воспитания. Леси народное творчество. Лес в легендах и преданиях. Лес и здоровье. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов.

        Тема 4

                        Экономическое значение леса.

Почему лес называют» Зеленым золотом». Группы лесов. Древесина – продукт леса.

История взаимоотношений леса и человека. Лес и культура древних охотников и собирателей. Глобальная проблема обезлесения.

                                           Раздел 2

                         Леса планеты Земля(4)

        Тема 1

Основные лесные экосистемы мира и России

Общая характеристика лесов мира. Лесистость территории.

Лесотундра. Граница лесотундры в Евразии и Северной Америке.

Охрана природных комплексов лесотундры.

 Леса умеренного пояса. Зона тайги и зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепь и степь. Формы и методы лесоразделения.

Саванны и редколесьяю. Видовой состав растительности. Хозяйственное использование леса.

Жесколиственные вечно зеленные леса и кустарники. Влияние климата на характер и видовой состав лесов.

Переменно – влажные и муссонные леса. Видовой состав растительности,особенности отдельных видов. Хозяйственное использование лесов.

Влажные эквоториальные леса. Причины сокращение площади экваториальных-влажных лесов

                                                      Тема 2

                                    Заповедные леса

Современное состояние и проблемы заповедного дела в России.Красная книга.

                                            Раздел 3.

                       Проблемы лесопользования(4ч)

                                             Тема 1

                              Лесопользование

Пользование лесом в научно-исследовательских целях,целях рекреации, нуждах охотничьего хозяйства..

        Тема 2

             Принцыпы рационального лесопользования.

Промышленное лесопользования как вид главного лесопользования.

        Тема 3

                       Рубки главного пользования.

Комплекс мер по восстановлению лесов на вырубкахОсновные районы заготовок древесины в Российской Федерации. Экологические проблемы.

                                               Тема 4

                            Лесная рекреация.

Привлекательность лесов: лесистость,породный состав,бонитет,пересеченность рельефа,наличие и протяженность береговой полосы водных оьбектов, медико биалогические оссобенности района. Воздействие человека на лес.

        Раздел 4

                         Влияние человека на состояние лесов(5ч)

                                             Тема 1

                         

                      Загрязнение окружающей  и  леса  

Виды загрязнений. Меры по предупреждению и ликвидации загрязнения лесных экосистем.  

        Тема 2

                                     Лесные пожары.

Понятие о лесном пожаре. Виды лесных пожаров, низковой,верховой,почвенный пожар.

Действие человека при пожаре. Охрана лесов от пожаров в лесном законодательстве.

        Тема 3

        Болезни и вредители леса.

Первичные вредители леса. Организационно-технические/профилактические,защитные,

Химические и не химические меры по защите леса.

        Тема 4

                              Лесовосстановление и лесоразведение

Естественное и искуственное восстановление лесов.Способы иметоды создавания и выращивания лесных культур,обеспечение лесокультурных работ семенами и посадочным материалом.

                                                        Тема 5

        Охрана леса

 Ученые-лесоводы: путь к мастерству. Подготовка кадров для лесного хозяйства Школьные лесничества, правовые вопросы охраны леса.

        Раздел 5

        Будущее лесов.(2ч)

        Тема 1      

                               Методы изучения лесов

        

Мониторинг как процесс наблюдения,оценкии прогноза состояние лесной эко системы.Современные методы изучения лесов.

        Тема 2

Международное сотрудничество по охране лесов на планете.

История, цели, основные формы сотрудничества. Основные правовые документы в области охраны окружающей среды.

        Практикум «Наша помощь лесу» (14ч)

Изучение леса. Определение видового разнообразия деревьев и кустарников в ближайшем лесу или парке. Путешествие в мир лесной гармонии.

Лесные робинзоны:Лесная аптека. Разрабатываем кодекс туриста.

Наша помощь лесу. Опытничество иисследования в лесничествах,охрана лесов, пропаганда идей бережного отношения к.лесу.

Рекомендуемая. Литература

Баландин в ВВ, БондаревлГ. Природа и цивилизация-М,1988.

ВинокуроваНФ,КамериловаГС,НиколинаВВ,Лес и человек-Учебные пособия/Под ред.Е.А Щетинского-М200.Никитин ДА,НовиковЮВОкружающая среда ичеловек-М,1986.ПротасовВФ,МолчановАВ. Экология ,здоровье иприродопользование в россии-М 1995.Сборник нормативных актов по пожарной безопасности в лесах РФ-М1995.ЯншинЛЛ,МелуААИ.уроки экологических просчетов-М1991\

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 6 класс, 2 курс

Данная программа элективного курса объемом 35 часов адресована учащимся 6 класса.Развитие у учащихся правильных представлений о природе математики и отражении математической наукой явлений и про...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» 7 класс, 3 курс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«КАЗАНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕМИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  УТВЕРЖДАЮНачальник Казанского суворо...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Урок – конференция: «Горы и человек» география 8 класс

Предмет: география Класс: 8 Автор УМК: «География России. Природа и население», под редакцией А.И. Алексеева. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2011 Тема: Горы и че...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...