Урок в 6 классе: "Ветер. Причины его образования".
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Тема урока: «Ветер. Причины его образования».

Главная задача на уроке – активизация познавательной деятельности.

Подвожу к теме урока через интеллектуальную атаку и решение проблемной ситуации.

Причины образования ветра показываются в виде схемы причинно-следственных связей.

Учащиеся работают в группах по составлению ЛОС, рассказывают о ветре: бризе, муссоне.

Проводится марафон из стихов, загадок, песен о ветре.

Проверка знаний – программированный диктант по теме «Ветер».

Подведение итогов урока. Оценивание с комментированием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок в 6 классе524 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс. Тема урока: «Ветер. Причины его образования»

Задачи урока: сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон»; продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность); формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта полушарий, старые и новые понятия, ЛОС, составленные учениками, рисунки и схемы учебника.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

«Я приготовила для вас ордена «Умник» и «Умница». Кто из вас уйдет с ними?»

  1. Проверка знаний.

 - «А проведу я на вас интеллектуальную атаку. Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке».   Работаю с понятиями на доске.

Вопрос: «Какую оболочку вы сейчас изучаете?»

Ответ детей: «Атмосферу»

Вопрос: «Что такое атмосфера?»

Ответ детей: «Воздушная оболочка»

Вопрос: «Каковы свойства воздуха?»

Ответ детей: «Температура, влажность»

Вопрос: «От чего зависит температура воздуха?»

Ответ детей: «От нагревания земной поверхности»

Вопрос: «Что такое атмосферное давление, от чего оно зависит?»

Ответ детей: «Разница в температуре воздуха»

Поощрение активных учащихся жетонами.

  1. Переход к изучению новой темы.

 Учитель: «А теперь послушайте меня, пожалуйста!

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.

Демонстрирую на интерактивной доске рисунок трубы!

<Рисунок1>

Вопрос: «Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?»

Ответ детей: «757 мм. рт. ст.»

Я дописываю эту цифру на верхушке трубы.

Вопрос: «И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?»

Ответ детей: «У основания трубы, внизу»

 Вопрос: «А на верхнем конце трубы какое давление?»

Ответ детей: «Меньшее давление»

 Вопрос: «А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше»

Ответ детей: «Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха»

Вопрос: «А как это движение воздуха можно назвать? Почему же листовки летали? Кто их распространял по воздуху?»

Ответ детей: «Ветер»

Вывешивается на доску новое понятие «Ветер».

Учитель: «Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Ветер. Причины его образования» Вашей задачей является: выявить причины образования ветра на Земле.»

  1. Изучение нового материала.

Вопрос: «И так, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха – ветер?»

Ответ детей: «Разница в атмосферном давлении»

Вопрос: «Теперь вам понятно, почему заводские, фабричные трубы, трубы на котельных делают очень высокими?»

Ответ детей: «Да! Нужна хорошая тяга! Она возникает из-за разницы в атмосферном давлении у земной поверхности и на большой высоте. Ветер будет выносить вредные загрязняющие вещества и разносить их высоко, не загрязнять воздух у земной поверхности в городе – экологическая проблема»

Вопрос: «Что же такое ветер, дайте его определение.»

 Определение  на доске, под темой.

Дети записывают в тетрадь определение.

Вопрос: «Ребята, а над земной поверхностью тоже может быть движение воздуха, т.е. ветер?»

Дети: «Да»

Вопрос: «А почему?»

Дети: «Тоже существует разница в атмосферном давлении»

Вопрос: «А почему?»

Дети: «По разному нагревается воздух: где-то более холодный, где-то более теплый, по разному давит на поверхность.»

Вопрос: «А почему воздух различный по температуре?»

Дети: «По-разному нагревается поверхность.»

Вопрос: «А почему?»

Дети: «Из-за различного угла падения солнечных лучей , из-за различной высоты Солнца»

Вопрос: «А почему различная высота Солнца?»

Дети: «Из-за шарообразности Земли»

Учитель: «А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра»

<Рисунок2>

 

Демонстрируются звенья схемы на доску. Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи. Затем дети переносят эту схему в тетрадь.

  1. Закрепление знаний.

Учитель: «А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать» Групповая работа.

Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов. Вы должны будете: 1) Рассказать о своих ощущениях. 2) Определить как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?

I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря.

Алгоритм для I группы.

  1. Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
  2. На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
  3. Объяснить (устно) условия его образования:                                                                                  а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему?                                                     б) В каком направлении перемещается ветер и почему?                                                    в) Как вы ощущаете это движение воздуха?  

<Рисунок3>

II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.

Алгоритм для II группы.

  1. Представьте, что вы ночью находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?
  2. На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
  3. Объяснить (устно) условия его образования:                                                                            а) Какое давление над сушей и над морем ночью? Почему?                                                  б) В каком направлении перемещается ветер и почему?                                                     в) Как вы ощущаете это движение воздуха?

<Рисунок4>

III группа. А у вас задание посложнее! Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом и зимой.

Алгоритм для III группы.

  1. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
  2. На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
  3. Объяснить (устно) условия его образования:                                                                      а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему?            б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года?                           в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

<Рисунок5>

Время закончилось. Выходят представители групп и рассказывают о своем ветре по своему ЛОС. К новым понятиям добавляются понятия «дневной и ночной бриз», «летний муссон», «зимний муссон».

  1. Физкультминутка.

Дети встают, вслух проговаривают стихотворение и делают соответствующие движения.   «Ветер дует нам в лицо (вращение руками)

  Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны)

  Ветерок все тише, тише (приседания)

  Деревцо все выше, выше (потягивание вверх)»

  1. Проверка усвоения знаний.

Вопрос: «А теперь давайте проверим, достигли мы цели нашего урока, или нет, т.е. правильно ли мы выявили причины образования ветра?»

Вызываю к доске ученика и прошу прикрепить стрелку от одного давления воздуха к другому (над Карским морем 762 мм. рт. ст., а над Губкинским 758 мм. рт. ст.). Объясняет причину образования ветра, дает его определение.

Программированный диктант (письменный опрос). Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют на листочках.

Запись терминов:

  1. Атмосфера
  2. Тропосфера
  3. Ветер
  4. Атмосферное давление
  5. Бриз
  6. Барометр
  7. Муссон
  8. Амплитуда
  9. Термометр
  10. Стратосфера

Последовательность выполнения:

  1. Ветер, дующий днем с моря на сушу, ночью с суши на море.
  2. Слой атмосферы, расположенный над тропосферой, простирающийся до 40-50 км.
  3. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.
  4. Прибор для определения атмосферного давления.
  5. Прибор для определения температуры воздуха.
  6. Воздушная оболочка Земного шара, вращающаяся вместе с Землей.
  7. Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течении суток, месяца или года.
  8. Нижний слой воздушной оболочки Земли.
  9. Сила, с которой воздух давит на поверхность.
  10. Ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

  1. Итог урока.

Включаю магнитофон с записью звуков ветра. Предлагаю детям провести марафон из стихов, песен, загадок о ветре. Например: «А, ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер…», «Без рук, без ног, а дверь открывает», «Ветер, ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч!» и т.д.

Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок. Выбираются самые активные ребята. Им вручаются ордена «Умник» и «Умница».

  1. Домашнее задание.

Сделать сообщения о положительном и отрицательном значении ветра (ребятам дается опережающее индивидуальное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок презентация по 6 классу"Ветер"

На данном уроке рассматриваются особенности образования ветра, виды ветра...

Ветер. Причины его образования. Значение.

Ветер играет важную роль в жизни планеты.....

конспект урока географии в 6 классе "Ветер"

конспект урока в 6 классе "Ветер"...

Разработка урока в 6 классе "Ветер"

Тип урока: комбинированный.Технология: информационно-коммуникационная.Цель урока: познакомить учащихся с видами ветров, причинами их образования, значением ветров в природе и хозяйственной деятельност...

урок 6 класс "Ветер"

Тип урока: Усвоения новых знанийЦели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений об атмосферном давлении , причинах возникновения и видах ветров.Методы формы обучения: наглядный, ч...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...