Разработка урока в 6 классе "Ветер"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Вишневская Елена Николаевна

Тип урока: комбинированный.

Технология: информационно-коммуникационная.

Цель урока: познакомить учащихся с видами ветров, причинами их образования, значением ветров в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся понятие «ветер»; выявить причины образования ветров, опираясь на знания, полученные при изучении темы «Атмосферное давление»; сформировать понятия «бриз», «муссон» и объяснить причины их образования; раскрыть значение ветра в хозяйственной деятельности человека.

Развивающая: развивать умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра; развивать умения строить розу ветров.

Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся и эстетического восприятия географических объектов.

Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта России, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация по теме: «Ветер», учебник «Начальный курс географии» Герасимовой Т.П.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты: Знать понятие «ветер», объяснять причины образования ветров, описывать значение ветра для человека, определять направление и скорость ветра, строить «розу ветров».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter.razrabotka_uroka.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Новодевичье

Конспект урока

для 6 класса на тему:

«АТМОСФЕРА.ВЕТЕР»

                                Выполнила: учитель географии

                                                                Вишневская Е.Н.

                                 с.Новодевичье 2014

Тема урока: «Атмосфера.Ветер».

Тип урока: комбинированный.

Технология: информационно-коммуникационная.

Цель урока: познакомить учащихся с видами ветров, причинами их образования, значением ветров в природе и хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

Образовательная: сформировать у учащихся понятие «ветер»; выявить причины образования ветров, опираясь на знания, полученные при изучении темы «Атмосферное давление»; сформировать понятия «бриз», «муссон» и объяснить причины их образования; раскрыть значение ветра в хозяйственной деятельности человека.

Развивающая: развивать умения выстраивать причинно-следственные связи при определении направления ветра; развивать умения строить розу ветров.

Воспитательная: создать условия для воспитания географической культуры учащихся и эстетического восприятия географических объектов.

Средства обучения: физическая карта полушарий, физическая карта России, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация по теме: «Ветер», учебник «Начальный курс географии» Герасимовой Т.П.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты: Знать понятие «ветер», объяснять причины образования ветров, описывать значение ветра для человека, определять направление и скорость ветра, строить «розу ветров».

Ход урока:

1.Организационный момент. 

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, выявление отсутствующих.

2.Проверка домашнего задания. Повторение изученного материала.

Географический диктант.

  1. Воздушная оболочка нашей планеты.
  2. Разность между самой высокой и самой низкой температурами воздуха.
  3. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все предметы, находящиеся на ней.
  4. Самый нижний слой атмосферы, на дне которой мы живём.
  5. Главный газ, из которого состоит атмосфера.

Ответы: атмосфера, амплитуда, атмосферное давление, тропосфера, азот.

     Вопросы для фронтального опроса:

  1. Какие факторы влияют на изменение атмосферного давления?
  2. Как изменяется давление с высотой?
  3. Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Расскажите о его строении.
  4. На дне пропасти давление 780 мм рт.ст., а на поверхности 740 мм рт.ст. Найдите глубину пропасти.

2. Подготовка к основному этапу урока. 

Для определения темы и цели урока предлагается отгадать загадку.

Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.

Хоть безрукий, но бывает

Груши с веток обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою, он сердит.

Только что он был везде –

Миг – и нет его нигде.    (Ветер)

-Как будет называться тема нашего урока?

-А что мы сегодня узнаем в этой теме, как вы думаете?

Тема нашего урока – Ветер. 

Сегодня мы узнаем:

Что такое ветер? Почему он образуется?  Как измерить силу, скорость и направление ветра? Какие бывают ветры? Где на земном шаре бывают самые сильные и где – самые постоянные ветры? Какое значение имеют ветры?

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

 Что такое ветер? 

-Придумайте за одну минуту определение термина «ветер».

(Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.)

Характеристика ветра. 

Ветер обладает силой, скоростью и направлением.

Направление ветра. 

-Чем отличается северный ветер от южного?

 Направление ветра – это направление, откуда дует ветер. Существуют главные направления и промежуточные. Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т.д. На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. На шпилях высоких зданий, на башнях старых замков и сейчас можно увидеть флюгеры в виде животных или сказочных персонажей.

 Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Шкала 12-бальная.

-Пользуясь шкалой Бофорта, опишите признаки одного из ветров.

Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра.

Штиль – отсутствие ветра и ветровые волны не образуются.

Шторм – скорость ветра 15 – 30 м/с.

Ураган (тропический циклон – тайфун) – скорость ветра более 30 м/с.

Самое ветреное место на Земле – в Антарктиде, на Земле Адели- 87 м/с.

Причины образования ветра. 

-Запишите  причины образования ветра в тетрадь.

  • Разница в атмосферном давлении.
  • Разный характер подстилающей поверхности (суша и вода).
  • Разная высота над уровнем моря.
  • Разная широта и разный угол падения солнечных лучей, т.е. существует разница температур.

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Типы ветров. 

Бризы – ветры на побережье больших водоемов, меняющий своё направление два раза в сутки. Объясните, почему бриз днём имеет направление на сушу, а ночью – на море. Бриз хорошо выражен в тёплое время года, когда контраст температуры (вода-суша) наибольший.

Бризы образуются также в городах. Их называют городскими бризами. Дневной бриз дует с прохладных зелёных окраин города к центру, который нагревается сильнее. Ночной бриз направлен от центра к окраинам, т.к. асфальтированный центр остывает быстрее, чем окраина.

Постоянные ветры

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовётся «муссон».

А летом всё делается наоборот –

С моря на сушу берёт разворот.

-В чём сходство муссона и бриза?

Ещё в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне-июле в сказочно богатую страну Индию. В это время Ю-З ветер надувал паруса кораблей, и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан. В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И опять попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали «маусин», что означает «время года, сезон». Впоследствии французы это слово стали прои зносить на свой лад – муссон.

Постоянные ветры.

Название ветра

Районы распространения

Направление

Пассаты

Тропики

С-В, Ю-В

Ветры западного переноса

Умеренные широты

З, С-З

Муссоны

Восточное побережье Евразии и Северной Америки

Летом – с океана на материк, зимой – с материка на океан

Стоковые ветры

Антарктида

От центра материка к периферии

Для любознательных. Местные ветры. В разных местах жители давали свои названия местным ветрам.

«Женатый» на оз. Селигер – стихает на ночь.

«Мужичий» - северный ветер на Дону.

«Бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной погодой, благоприятный для сушки белья).

«Гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (приносит плохую погоду).

«Плакун» - западный ветер в Архангельском поморье, сопровождается дождем.

«Самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.

Значение ветра.

 Ветер великий в природе работник. 

Ещё А.С.Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море…

1.Переносит влагу на материки. Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью.

2.Очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

3.Ветер «съедает» горы, сглаживает их. Создает причудливые формы рельефа.

4.Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев.

Значение ветра для хозяйственной деятельности человека. Как человек использует ветер? 

Люди ещё в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.     А.С.Пушкин

1.Вырабатывает энергию – ветряные мельницы, ветровые электростанции.

2.Ветер – одна из причин бедствий. Сообщение учащегося о торнадо.

Региональный компонент. Сообщение учащегося о смерчах, посещавших Нижегородскую область.

Если об изменении температуры воздуха можно судить по графику, то о направлении ветров можно узнать по графику, называемому «роза ветров».

Самостоятельная работа.

Построение «розы ветров» с использованием календаря погоды  и инструктивной карты (для примера использовать рисунок 75 на стр.118 учебника)

4.Первичное закрепление новых знаний и умений.

Вопросы для закрепления:

1.Какие необходимы условия для образования ветра?

2.Как определить силу ветра?

3.Как определить направление ветра?

4.От чего зависит скорость ветра?

5.Для чего человеку необходимы знания о ветрах?

6.Между пунктами. А и Б дует ветер. Определите его направление. В какой из точек (1, 2, 3) будет наиболее сильный ветер и наименее сильный.

1.  А – 770 мм рт.ст.         Б – 755 мм рт. ст.

2.  А – 769 мм рт.ст.         Б – 740 мм рт. ст.

3.  А – 743 мм рт.ст.         Б – 752 мм рт. ст.

7.Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра:

Образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.

8.Покажите стрелкой направление ветра:

В

С

З

Ю

СВ

СЗ

ЮВ

ЮЗ

9.В Индии к этим ветрам приспособились следующим образом. В сухой сезон года они выращивают хлопчатник, а во влажный – рис. Какое явление помогает индийцам на одной и той же территории выращивать столь различные культуры?  (муссонные ветры)

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке? Для чего это нужно? Что вам показалось самым интересным на уроке? Какие возникли трудности?

Дать анализ работы класса, выделить и оценить самых активных учащихся. Указать на успешность овладения знаниями и недостатки. Наметить пути их преодоления.

6.Мониторинг урока

-Ребята, пожалуйста, выберите цвет, соответствующий вашему настроению и раскрасьте квадратик.

Красный - Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня. Я много с пользой и хорошо работал на уроке. Я получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке.

Жёлтый – Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал. Я сумел выполнить все задания, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зелёный – Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно. Домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

7. Информация о домашнем задании

1.§ 39, задание к тексту стр. 117, задание 4 стр.120.

2.В рабочей тетради зад.№5,6 на стр.68(по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...