План-конспект урока литературы в 8 классе на тему "Пушкин - историк. "История Пугачёвского бунта"
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

Османова Ирина Николаевна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pugachyova.docx58.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ "Кармановская  СОШ"

Железногорского района Курской области

Интегрированный урок  

географии, истории и литературы  

в 7 и 8 классах

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва. Пушкин - историк. "История Пугачёвского бунта"

                         

                   Подготовила:                            

                   учитель русского языка и литературы Османова И. Н.                   

                                 

                                                                                             

                                                                                                                                     

                                                                                                                   

BOOKS

        

КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

Сценарный план урока

Тема урока

История Пугачёвского бунта.  Пушкин - историк

Цели урока

1. Обучающие:

- исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести "Капитанская дочка" и историческом труде "История Пугачёвского бунта";

- показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым  давшего описание  бунта  Е. Пугачева;

- выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачёву.

2. Развивающие:

- развивать у обучающихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;

 - вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

- формировать умение систематизировать и обобщать изученное содержание;

- формировать умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к истории России;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Тип урока

Комбинированный урок-исследование

Форма урока

Творческий отчёт  с применением ИКТ

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация,  подведение под понятие, выведение следствий, доказательство, выбор наиболее эффективных способов решения задач,  свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание, смысловое чтение, поиск, выделение и извлечение необходимой информации, умение структурировать знания, моделирование, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве  разных позиций, разрешение конфликтов, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование,

внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества, эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Основные понятия

Самоуправление - самостоятельность тех или иных территорий или общественных групп в вопросах, оговоренных с центральной властью

Межпредметные связи

Литература - история - география

Ресурсы

- Авторская компьютерная презентация;

- сообщения обучающихся;

- произведения А.С. Пушкина "История Пугачёвского бунта", "Капитанская дочка";

- фотография картины С.М. Проскудина-Горского "Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва";

- репродукции картин В. Перова "Суд Пугачёва", Г.Н. Горелова "Пугачев в Казани творит суд", А.И. Шарлеманя "Казнь Пугачёва", портрет Петра 3 работы А.П. Антропова, Л.К. Пфанцельта, совместный портрет Петра и Екатерины Г.Х. Гроота; портрет Н.М. Карамзина работы А.Г. Венецианова; портрет А.С. Пушкина работы Тропинина;

- иллюстрации к книге "Капитанская дочка".

Оформление урока: на доске записаны дата,  тема урока, портрет А.С. Пушкина; эпиграф:  "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие" (А.С. Пушкин);

1773-1775 гг. - Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва.

2 октября 1833 г. - А.С. Пушкин. "История Пугачёвского бунта".

19 октября 1836 г. - А.С. Пушкин.  "Капитанская дочка".

Структура урока

Этапы урока. Временная реализация.

Формируемые    УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Опережающее задание

1 неделя

Для формирования у обучающихся навыков поисковой и исследовательской деятельности работа осуществлялась в несколько этапов.

1 этап - Деление  обучающихся 7 и 8 классов на группы "историков" и "литераторов". Распределение заданий:

 "Историки" - сбор  сведений о эпохе Пугачевского восстания; "Литераторы" - сбор сведений о творческой истории создания "Капитанской дочки" и "Истории Пугачёвского бунта", работа с текстами произведений.

2 этап - Обобщение и систематизация собранного материала: участники каждой группы представляли собранные материалы  и обобщали проделанную работу;

- 3 этап - Обучающиеся на уроке наглядно представляют результаты своей деятельности: сообщения "историков" и "литераторов"

Самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества, эмпатия, анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, саморегуляция, использование общих приёмов решения задач, познавательная инициатива, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля, разрешение конфликтов, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра

Организация групповой деятельности, выработка и развитие специфических умений и навыков: обучение проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта исследования, презентации хода своей деятельности.

Предварительное планирование работы, определения способов решения учебных задач, нахождение ресурсов, разработка плана совместной деятельности, осуществление плана работы: изучение литературы и других источников информации, отбор информации, анализ и обобщение полученных данных, с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на учебную задачу и способы её решения; воплощение найденного способа решения задания - составление сообщений.

1. Целеполагание и

мотивация.

Актуализация знаний

   2-3 мин.

Самоопределение,

смыслообразование,

внутренняя позиция, учебно-познавательная мотивация, планирование учебного сотрудничества, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем,  волевая саморегуляция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, формулирование и аргументирование

Установочная беседа. Знакомство обучающихся с последовательностью выступлений

Слушают учителя. Психологический настрой

Запись в тетради темы, дат и эпиграфа

 2. Творческий отчёт групп учащихся

1 группа. 10 мин.

Работа с географической картой. 5 мин.

Работа с картой восстания. 5 мин.

2 группа. 15 мин.

Эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание, смысловое чтение.  

Показ презентации (учитель литературы).

Работа с картой Урала и Поволжья (учитель географии).

Работа с картой "Восстание под предводительством Е. Пугачёва" (учитель истории)

1 группа - историки":

 чтение сообщений о Петре 3, Екатерине 2,  Е. Пугачёве.

2 группа - "литераторы":  

чтение сообщений о Н.М. Карамзине, о истории создания и издания "Истории Пугачёвского бунта",

 работа по содержанию

произведения

Остальные обучающиеся слушают, делают записи в тетради

3.Обобщение

2-3 мин.

Анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, доказательство

Заключительное слово учителя

Записывают выводы в тетради

  4. Рефлексия деятельности.

2-3 мин.

Внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, рефлексия способов и условий действия, эмпатия, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Благодарность за презентацию: слайды, объявление оценок

Проставляют полученные оценки в дневники

5. Домашнее задание

1 мин.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Объяснение учителя

Записывают в дневники

Ход урока:

Слайд 1. (Тема урока. Репродукция портрета Пушкина и эпиграф урока).

1.  Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний

1) Учитель литературы:

   Сегодня мы проводим исследовательский урок, целью которого является исследование исторической эпохи 18 века. На этой основе мы постараемся выяснить роль Емельяна Ивановича Пугачёва в крестьянском восстании 1773-1775 годов и роль Александра Сергеевича Пушкина как историка, первым давшего описание этого бунта.

   Наш урок необычен тем, что он проводится в двух классах: 7-м и 8-м. По программе курса "Истории России" 7 класс приступает к изучению темы "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773 - 1775 гг.". А ребята 8-го класса изучили повесть  А.С. Пушкина "Капитанская дочка", основанную на этих событиях, и теперь им предстоит ознакомиться с историческим трудом Пушкина "История Пугачёвского бунта". Мы сочли возможным объединить эти темы для изучения в один урок.

   

2) Учитель географии:

Урок необычен ещё и тем, что проводится не одним, а тремя учителями. Обычно в школе мы изучаем географию, историю и литературу как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются, в чём вам и предстоит убедиться на сегодняшнем уроке. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Трудно оценить масштабы исторических событий, не представляя географического расположения мест, где эти события происходили.

   Для подготовки урока вы были разделены на творческие группы "историков" и "литераторов". "Историки" собирали сведения о эпохе Просвещенного абсолютизма, а "литераторы"  работали с историческим трудом Александра Сергеевича Пушкина "История Пугачёвского бунта". Сейчас нам предстоит соединить ваши исследования в единое целое.

 

3) Учитель истории:

 Итак, тема наша урока "Крестьянская война под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва 1773-1775 годов". Эпиграфом к уроку будет высказывание Пушкина: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".

   Урок зовёт нас в далёкий 18 век, который вошёл  в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году в России произошёл дворцовый переворот, следствием которого стали события, описываемые Пушкиным в "Капитанской дочке" и в "Истории Пугачёвского бунта". С российского престола был свергнут император Пётр 3.

2.  Выступление 1 группы. Сообщения "историков" о событиях 18 века

Слайд 2.(Репродукции портретов Петра 3и Екатерины 2).

1 ученик: Пётр III   (Пётр Фёдорович, имя при рождении Карл Петер Ульрих, династия  Гольштейн-Готторп-Романовская) - российский император в 1761-1762  годах, родился 21 февраля 1728 года в Киле. Внук Петра 1. Сын царевны Анны Петровны (дочери Петра 1) и герцога Карла Фридриха. По линии отца был внучатым племянником шведского короля Карла 12 и сначала воспитывался как наследник шведского престола.    Ставшая в 1741 году императрицей Елизавета Петровна хотела закрепить российский трон по линии своего отца  Петра 1 и, будучи бездетной, в 1742 году, во время торжеств по случаю своей коронации, объявила наследником российского престола своего племянника (сына старшей сестры).  Четырнадцатилетний Карл Петер Ульрих был привезён в Россию, перешёл в православие под именем Петра Фёдоровича, а в 1745 году (в возрасте 17 лет) его женили на принцессе Екатерине Алексеевне.  

   В 1754 году Екатерина родила 26-летнему Петру сына Павла. После смерти императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года  Пётр был провозглашён императором. После полугодового царствования был свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену Екатерину 2, (правил 186 дней), и вскоре убит гвардейцам 6 июля 1762 года в возрасте 34-х лет.  

 Первоначально Пётр был похоронен безо всяких почестей в Александро-Невской лавре, т.к. в Петропавловском соборе, императорской усыпальнице, хоронили только коронованных особ.     В 1796 году, сразу после кончины Екатерины, по приказу Павла 1 останки Петра 3 были перенесены сначала в домовую крепость Зимнего дворца, а затем в Петропавловский собор и перезахоронены одновременно с погребением Екатерины 2; император Павел при этом собственноручно произвёл обряд коронования праха своего отца.    В изголовных плитах стоит одна и та же дата погребения (18 декабря 1796 года), отчего складывается впечатление, что Пётр 3 и Екатерина 2 прожили вместе долгие годы и умерли в один день.

   Пётр 3 является абсолютным рекордсменом по количеству самозванцев, пытавшихся заступить на место безвременно умершего царя. Самозванцы под именем Петра Федоровича  появлялись в разных местах под разными обличиями.

    Разговоры о спасении Петра III  начались сразу после его гибели в 1762 году. Об этом люди говорили, передавали из уст в уста  слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть  самозванцев Петров III.

    Проторговавшийся купец Антон Асланбеков выдавал себя за императора в 1764 году в  районе Курска, Обояни, Мирополья. Его поддерживали местные однодворцы.

    Беглый рекрут Иван Евдокимов выдавал себя за Петра III в Нижегородском уезде.

     Гаврила Кремнев – однодворец села Грязновка Лебединского уезда, действовал в 1765 году  в Воронежской губернии и Слободской Украине. С двумя беглыми крестьянами (одного он  называл – генералом Румянцевым, другого – генералом Алексеем Пушкиным) он ездил по  селам и приводил население к присяге «императору» - к самому себе. Местными жителям он

 обещал освободить их от податей, выпустить из тюрем колодников.

    Тогда же в Изюмской провинции объявился еще один «император» - беглый солдат Петр  Чернышев.

 В 1772 году один из Козловских однодворцев утверждал, что Петр III скрывается у  донских казаков.

   По новейшим данным, в одной только России насчитывалось около сорока лже-Петров 3.

2 ученик: 18 век - век царствования Екатерины 2, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича. В июне 1762 года (после 17 лет супружества) Екатерина 2 пришла к власти, свергнув с престола своего мужа.

   Екатерина 2 правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой. В годы её правления расширилась территория государства, Россия вела активную выгодную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья.

   Екатерина была умна и образованна. Она  выбрала политику, отвечающую задачам развития страны. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения, искусства требовали денег - выросли налоги, вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Во время царствования Екатерины  положение крепостных крестьян ухудшилось, их стало можно продавать, как скот, как вещи. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. Одним из самых масштабных и кровопролитных бунтов стало восстание  под предводительством Емельяна Пугачёва.

Слайд 3. (Карта пугачёвского восстания. Репродукция портрета и автографа Пугачёва).

 Учитель географии:

   Чтобы представить себе масштабы Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, давайте обратимся к географической карте современной России.

Работа с картой Урала.

КАЗАНЬ. О происхождении названия Казани существует несколько версий и легенд. Чаще всего апеллируют к версии закипевшего котла: колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя (казан – на древнебулгарском, как и на современном татарском, значит «котёл»). Историческим символом Казани является мифическое драконоподобное существо Зилант, часто упоминаемое в легендах.

Река Урал (башк. Яйык, каз. Жайык) – река в Восточной Европе. Берёт начало на склонах вершины Круглая сотка (хребта Уралтау) в Учалинском районе Башкортостана, протекает по территории России и Казахстана, впадает в Каспийское море. Является третьей по протяжённости рекой Европы, уступает по этому показателю только Волге и Дунаю. Её длина 2428 км. Первое упоминание в русских летописях в 1140 году. Не всегда Урал носил это название. До крестьянской войны 1773-1775 гг. под Е. Пугачёва река Урал называлась Яиком, или, по-казахски, Джаиком. В переводе на русский язык: «затопляющая», «широкое русло реки» или «широко разливающийся». В древних источниках встречается название реки Урал – Ликос, Даикс, Даих, Джаих, а так же Реуза, Яик, Ягак, Улусу, Запольная река. Екатерина 2, желая стереть из памяти населения всё то, что хотя бы косвенно напоминало о народном восстании, переименовала в 1775 году реку Яик в Урал. В царском указе, изданном по этому поводу, была записана и причина переименования: «Для совершенного забвения последовавшего на Яике несчастного происшествия».

Станица Зимовейская. Родина казацких атаманов Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Первое упоминание о казачьем городке Зимовейко встпечается в 1672 году. Городок был расположен на правом берегу среднего течения Дона. После казни Пугачёва в 1775 году его дом сожгли, станица была перенесена на 2 км. Южнее и получила название Потёмкинская. После Октябрьскай революции переименована в Пугачёвскую. В 1951 году при создании Цимлянского водохранилища перенесена на его левый берег.

   Строительство ГЭС началось в 1948 году. Заполнена в 1952-1953 годах. По официальным данным, в начале 50-х годов при строительстве водохранилища было затоплено более 50 деревень. Согласно найденным дореволюционным документам, почти в каждой из них был православный храм. По рассказам, на Цимле из-под воды иногда появляется купол церкви и крест…

ОРЕНБУРГ. С 5 октября 1773 года до 23 марта 1774 года Оренбург был осаждён армией Емельяна Пугачёва. После разгрома пугачёвского бунта императрица Екатерина 2 переименовала за участие в восстании Яицкое казачество в Уральское, Яицкий городок в Уральск, реку Яик в Урал и подарила горожанам за удержание города крест Андрея Первозванного (Х), который изображён на флаге и гербе города. Так как первоначально Оренбург был основан на реке Орь, он и получил своё название Оренбург – город у слияния рек Орь и Яик. 6 августа 1741 года он был заложен. Оренбург был перенесён на нынешнее место в 1743 году. В связи с такой историей основания Оренбург называют трижды зачатым и единожды рождённым. В период с 1938 по 1957 годы город носил имя Чкалов, в честь знаменитого советского лётчика Валерия Чкалова, хотя он не только не родился и не жил в Оренбурге, но даже никогда не бывал в этом городе. С 1920 по 1925 годы был столицей Казахской республики.

Бёрды – посёлок (бывший) в городе Оренбурге. Название по бывшей здесь крепости Бердской (потом – Бердский казачий городок), основанной в 1736 году казаком Степаном Шацким на речке Берды. В переводе с диалектного башкирского бярдэ (бэрзэ) значит «хариус» (разновидность форели). Слобода при крепости называлась сначала Бердский казачий городок, затем, до 1965 года, Верды,  а с 1965 г. – Бердинская улица.

   Желая навсегда истребить память о Пугачёве и поднятом им на берегах Яика восстании, Екатерина 2 указом от 15 января 1775 г. повелела переименовать реку Яик в Урал, Яицкое казачье войско – в Уральское, а Яицкий городок – в Уральск. В дни пребывания в Уральске (21-23 сентября 1833 г.) Пушкин осматривал достопримечательности бывшего Яицкого городка, встречался и беседовал с престарелыми современниками и у4частниками Пугачёвского восстания.

СИМБИРСК. Означает «белая гора». Основан по указу царя Алексея Михайловича окольничьим Богданом Матвеевичем Хитрово в 1648 году как крепость Синбирск. Со временем Синбирск переименовали в Симбирск. Буква «Н» заменилась на «М» как более благозвучная. 9 мая 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск. В 2008 году бывший мэр города Сергей Ермаков высказался за возвращение городу исторического названия. Большинство жителей, по результатам опроса, выступили против переименования города. В 1774 г. в Симбирск доставили пленённого Пугачёва и допрашивали его со 2 по 6 октября.  26 октября Пугачёва отправили из Симбирска в Москву.

НИЖНИЙ НОВГОРОД. В 1221 году князем Георгием Всеволодовичем у места слияния двух великих рек _Оки и ВОЛГИ) был основан опорный пункт под названием Новгород Низовской земли – позже это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917 г. В 1932 г. город был переименован  в Горький. В 1990 г. городу было возвращено наименование Нижний Новгород.

3 ученик:  Пугачёв Емельян Иванович - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России -    родился в казачьей станице Зимовейской Донской губернии, в настоящее время это станица Пугачёвская Волгоградской области, здесь же ранее родился Степан Разин.

   Семья его принадлежала к православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры.

   Пугачёв пребывал на службе с 18 лет. В 19 лет женился на казачке Софье Дмитриевне Недюжевой. В браке родились пятеро детей (двое умерли в младенческом возрасте).

Пользуясь слухами, что  Пётр 3 жив, назвал себя спасшимся императором. Пугачёву тогда исполнился 31 год.

    Не многие казаки верили, что Пугачёв является Петром 3, но пошли за ним. Скрывая безграмотность, он не подписывал своих манифестов; впрочем, сохранился его "автограф" на отдельном листе, имитирующий текст письменного документа, по поводу которого он говорил грамотным сподвижникам, что написано "по-латыни".

4 ученик: Как признавался на допросах сам Пугачёв, он мало управлял своей армией, т.к. не знал ни местности, ни людей. Взятие городов и крепостей происходило по похожему сценарию: казаки переходили к Пугачёву, офицеры дрались до последнего, оставшихся в живых ждала виселица.

5 ученик: При осаде Оренбурга, длившейся 5 месяцев, штаб Пугачёва находился в Бердской слободе. В шестиоконном казачьем доме оборудовали царский дворец - "Золотую палату", стены внутри которой были оклеены золотой фольгой. Здесь Пугачёв женился вторично на семнадцатилетней Устинье Кузнецовой. 1 февраля в Петропавловской церкви Яицкого городка состоялась царская свадьба, после чего Устинья была посвящена в сан "императрицы". Священники, проведшие торжественную церковную службу венчания, после подавления восстания были отстранены за это от должностей и лишены сана.

6 ученик:  Весной 1774 года, захватив Казань, Пугачёв освобождает заключённых, среди которых обнаруживает свою семью - первую жену Софью с тремя детьми. Вплоть до пленения под Чёрным Яром, семья Пугачёва оставалась с войском, жили в отдельной палатке, а на вопрос своих соратников Пугачёв говорил, что "ето-де друга моего Емельяна Иваныча, донскова казака, жена, он-де за моё имя засечен кнутом".

 7 ученик: Пугачёв был выдан правительственным войскам казацкими полковниками, решившими в обмен на Пугачёва получить от правительства помилование, и был под конвоем доставлен в Москву.

   Казнён 10 января 1775 года на Болотной площади.

   Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену  Устинью Петровну Кузнецову приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.

 Учитель истории.

 Работа  с картой "Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва" (учебник "История России. Конец 16 - 18 век", с. 185)

3. Выступление 2 группы.  Сообщения   "литераторов"

Слайд 4.  (Репродукции портрета Карамзина).

   

1 ученик: До Пушкина в Российской империи был только один, правда, громадный, состоящий из 12 томов, исторический труд, написанный русским писателем Николаем Михайловичем Карамзиным. С  некоторыми его главами ("Марфа-посадница", Смерть Олега от своего коня") вы знакомились на уроках литературы. . Главный свой труд,  "Историю государства Российского", он писал в течение двадцати последних лет жизни  и осветил в ней события России на протяжении семи веков, начиная с описания древних племён и первых князей Руси. Текст рукописи двенадцатого тома обрывается на событиях 1612 года. То есть история России 17-го и 18-го веков ещё никем не была исследована. Александр Сергеевич Пушкин стал первым исследователем исторических событий 18 века.

   Пушкин обратился к прошлому истории России, чтобы понять настоящее. «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти» ( Л.Андреев).

    Собирая материал, Пушкин стал признанным знатоком «Пугачевщины», сам он аттестовал себя – в шутливой форме – историографом Пугачева. Но в действительности за Пушкиным было неоспоримое право на звание историографа Пугачевского восстания; с его «Истории Пугачева» собственно и началась научная историография последней Крестьянской войны в России.

 

Слайд 10. (Фотография книги А.С. Пушкина "История Пугачёвского бунта").

 2 ученик:  7 февраля 1833 года Пушкин обратился с письмом к военному министру И. Чернышёву, прося последнего разрешить ему заняться материалами из архива Генерального штаба, касающимися генералиссимуса Суворова, для написания его биографии. Александр Васильевич Суворов принимал участие в подавлении восстания и этапировал пленённого Пугачёва с Яика в Москву.

   Для написания биографии прославленного полководца Суворова Пушкин зачисляется на службу в Военную Коллегию в качестве "историографа" и получает разрешение работать в архивах.

   После этого Пушкин добивается разрешения на четырёхмесячную поездку по местам пугачёвского восстания. Он посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, опрашивая старожилов. Случаются с ним и курьёзные случаи, вошедшие в историю литературы.

   Например, в августе 1833 года во время поездки за материалами для «Истории Пугачёва» Пушкин прибыл в Нижний Новгород, где местный губернатор Бутурлин принял его за тайного ревизора. Этот сюжет был подарен Пушкиным Гоголю, который написал на его основе комедию "Ревизор". Хлестаков Гоголя в своем путешествии повторяет часть маршрута Пушкина.

   Или ещё один пример подобного курьёза. Из воспоминаний Владимира Ивановича Даля о поездке Пушкина в окрестности Оренбурга для сбора материалов о книге: "И казаки на другой же день снарядили подводу в Оренбург…и донесли: “Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под “пугачевщину” и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти” [Пушкин носил ногти необыкновенной длины: это была причуда его]. Пушкин много тому смеялся".

   Через полгода, 6 декабря 1833 года, Пушкин писал графу Бенкендорфу о законченной им "Истории Пугачёва". А биография полководца Суворова поэтом так и не была написана.

   Император ознакомился с содержанием книги и рекомендовал Пушкину переименовать её в «Историю Пугачёвского бунта».

   Под таким названием книга и вышла в свет в декабре 1834 года в количестве 3000 экземпляров, но успеха у читателей не имела. Большая часть экземпляров издания осталась нераспроданной. А критики оценивали эту книгу в основном отрицательно.

Учитель литературы о книге.

3 ученик:  В первой главе "Истории Пугачёвского бунта" Пушкин исследует историю появления яицких казаков: "На реке  Яик в пятнадцатом столетии, явились Донские казаки, разъезжавшие по Хвалынскому морю. Они зимовали на его берегах, в то время еще покрытых лесом и безопасных по своему уединению; весною снова пускались в море, разбойничали до глубокой осени, и к зиме возвращались на Яик. Подаваясь все вверх с одного места на другое, наконец они избрали себе постоянным пребыванием урочище Коловратное в шестидесяти верстах от нынешнего Уральска .

   Казаки чувствовали необходимость в сильном покровителе и в царствование Михаила Фёдоровича послали от себя в Москву просить государя, чтобы он принял их. Царь обласкал новых подданных.

   Яицкие казаки послушно несли службы по наряду московского приказа; но дома сохраняли первоначальный образ управления своего. Совершенное равенство прав".

   “Петр Великий принял первые меры для введения Яицких казаков в общую систему государственного управления. В 1720 году Яицкое войско отдано было в ведомство Военной коллегии. Казаки возмутились, но были жестоко усмирены”.  

     С этого момента и начались внутренние распри в казацкой среде, которые государство пыталось решить своим вмешательством, но безуспешно. В 1771 году мятеж обнаружился во всей своей силе. “Яицкому войску велено было выступить в погоню за калмыками, но казаки (кроме весьма малого числа) не послушались, и явно отказались от всякой службы”.   Далее события приняли необратимый характер.

   Пушкин в "Истории Пугачёвского бунта пишет, что правительство приняло строгие меры для восстановления порядка, но спокойствие было ненадежно. “То ли еще будет!” говорили мятежники: “так ли мы тряхнем Москвою”. Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам.  Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался ”. 

Слайд 6.  (Репродукция портрета Е. Пугачёва).

 4 ученик:   Во второй главе Пушкин пишет: “В смутное сие время, по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, и принимаясь за всякие ремесла. Он отличался дерзостию своих речей, поносил начальство, и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана...

        Был он росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкою. Позже он объявил себя императором Петром, сказав, "что слухи о смерти его были ложны, что он при помощи караульного офицера, ушел в Киев, где скрывался около года...  

   Сей бродяга был Емельян Пугачев, донской казак и раскольник…”

   После “провозглашения” Пугачева императором Петром и после дачи им обещаний бороться за казаков и обиженных правительством, бунтовщики стали стекаться к нему, приумножая его шайку “с часа на час”.

5 ученик: В третьей главе Пушкин замечает, что силы Пугачёва с каждым днём увеличивались. "Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч. Жалование получали одни яицкие казаки; прочие довольствовались грабежом. Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности.

   Во время пугачевского восстания было убито много людей, “бунтовщик” часто одерживал победу.

       Каждый покоренный город встречал Пугачева колокольным звоном.

   Москва была в страхе и унынии. Многочисленная московская чернь с явным нетерпением ожидала Пугачёва". Ведь Пугачёв намеревался идти на Москву.

Слайд 8.

      “Пугачев не был самовластен, - пишет Пушкин. - Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом: но наедине обходились с ним как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних рубахах, и распевая бурлацкие песни".

  Возможно, удача и продолжала бы сопутствовать самозванцу, если бы усмирение мятежников не было поручено А.И.Бибикову. Генерал-аншеф Бибиков, благодаря своему военному опыту и знанию этого дела, смог переломить ход восстания.

   

Слайд 8.

  6 ученик: В последней, восьмой главе Пушкин пишет: "Пугачёв не имел уже намерения идти на старую столицу. Окружённый отовсюду войсками правительства, не доверяя своим сообщникам, он уже думал о своём спасении; цель его была: как-нибудь пробраться в киргиз-кайсацкие степи".

Но "товарищи" Пугачёва, надеясь получить прощение, предали Пугачёва, схватив его и передав в руки правительства.

   Пугачёва в клетке отправили в Москву под надзором Суворова.

Слайды 9.

    В Москве встречен он был многочисленным народом, недавно ожидавшим его с нетерпением и едва усмирённым поимкою грозного злодея. 31 декабря 1774 года суд принял решение: "Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь, а пепел развеять".

   “Так кончился мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы, и от Кубани до Муромских лесов ”.     

Слайд 10. (Цитата Пушкина о русском бунте).

 4. Обобщение .

 Учитель литературы:

         Итак, написание исторического труда Пушкин рассматривал как способ обратить внимание правительства и Николая I на острую своевременность коренных преобразований. Шаг за шагом он восстанавливал историю «пугачевщины», неукоснительно придерживаясь фактов.

   Пушкин не занимал позиции ни одной из враждующих сторон. Увидев раскол общества на две противопоставленные силы, он призывал подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

   Пушкин писал: «Не приведи Бог  видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас  невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди  жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».

  Учитель истории:

   Так что же такое крестьянская война? Справедливая крестьянская кара угнетателям и  крепостникам? "Русский бунт - бессмысленный и беспощадный"? По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более  жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи  восстания, гражданские  войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной  жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе  и разорение, страдание и реки крови. Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении, добре и милосердии.

Учитель географии:

   Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. Поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.

   Уроки  Пушкина,  уроки  далекого прошлого не должны пропасть даром.

5. Рефлексия деятельности .

 Оценивание работ и выступлений обучающихся.

6.  Домашнее задание: 7 класс - прочитать параграф 25 учебника истории, ответить на вопросы 1-5 (с.183).  8 класс - прочитать статью  учебника литературы "Историческая повесть и исторический труд" (с.188).