Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС к учебнику Е. М. Домогацких
консультация по географии (5 класс) на тему

Вильгельм Лариса Геннадьевна

Разработки уроков географии по новым образовательным стандартам к учебнику Е. М. Домогацки для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №7 по географии. Учитель: Вильгельм Л. Г.. учитель географии МАОУ « Гимназия №1», высшей категории                      

ДАТА _15.10.2012г.

Тема

«По следам путешественников каменного века»»

Цель  

дать представление об эпохе каменного века и расселении первобытных людей

Задачи

узнать о появлении первых людей;

проследить расселение первобытных людей по планете;

выявить достижения людей Первобытного мира;

объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

Основное содержание темы, термины и понятия

Каменный век, , первобытные люди, Тур Хейрдал

Оборудование

ТСО( презентация), учебник, физическая карта полушарий, таблица

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение историческая эпоха

- уметь составлять сравнительное описание первобытного человека и животных

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль знаний о первобытном освоении Земли; приобретении опыта человечеством

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, биология, обществознание

парная

презентация

учебник, физическая карта полушарий

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала,

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшок,

Кувшины, чашки, плошки,

А чтоб не набивать живот,

Корзины сплел, лукошки.

Всю Землю он преобразил,

Везде следы оставил,

Работал, не жалея сил,

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался,

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся.

  Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

Ученики выдвигают свои  названия темы урока.

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

. Чем первобытные люди были похожи на животных, а чем отличались от них?

- НАША ЗАДАЧА: узнать о появлении первых людей;

проследить расселение первобытных людей по планете;

выявить достижения людей Первобытного мира;

объяснить представления о добре и зле в Первобытном мире и в наше время;

учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времен Первобытного мира

- Что поможет нам расширить наши знания о путешественниках каменного века?? (предлагают сравнить изображения древних людей и животных).

Составьте кластер    ( групповая

работа)        

2. Анализ результата.

- Что вы сейчас делали? Сравнивали древних людей и животных. Докажите (Вы только выбирали внешние в основном признаки). А можно сравнить их по степени освоения территории? .Нам точно известно о том, что они путешествовали. Хотите в этом убедиться? ( Карта полушарий – Тихий океан. Острова Тихого океана на которых живут издавна люди). Как они сюда попали?

- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику с.37).

ФИЗМИНУТКА.

Выход на новое знание.

СМЕЛЫЙ ПЛАН.

Тур Хейрдал думал  о том, откуда на островах Тихого океана взялись люди?

Ответьте на вопрос, прочитав текст на с. 37-38, смогли этот отважный путешественник пройти на плоту как древние люди такое большое расстояние?

Расселение первобытных людей на планете

Посмотрите на карту

Поможет нам карта в решении проблемы?

Найдите, в какой части света находится прародина человечества? (В Африке)

Проследим по карте, как расселялись древние люди? (Из Африки по всем материкам, кроме Антарктиды)

Вывод: осваивали планету

Покорение природы людьми первобытного общества

  ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ ( допишите предложение)

Прародина человечества………………………………………..

Расселение по планете-------------

 На каких материках расселялся человек из каменного века?

( Африка, Австралия, на востоке Северной Америки, на юге Евразии – Индия)

РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ НА ВНИМАНИЕ

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

                                                (Не на восток, а на запад.)

Край снегов, морозов, вьюг

Называем  словом  юг.   (не юг, а север).

Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

- На все ли вопросы мы нашли ответ?

.

Д/З №7на следующий урок предлагаются работы – проекты по темам « Хождение за три моря»

« Норманны. Освоение Севера Европы», составить презентацию « Жизнь первобытных людей»

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №9                       ДАТА _____________________________

Тема

Путешественники древности 

Цель  

Сформировать знания о путешествиях в древности. Узнать кого называют «отцом географии» и что такое « солнечный камень.

Задачи

Проследить путь финикийцев.

Ответить на проблемный вопрос: « Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?»

Как люди изучали Землю?

Основное содержание темы, термины и понятия

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова

Планируемый результат

Предметные

УУД

знать о первом плавании вокруг Африки, которое произошло более 2 тыс. лет назад.

Знать кто является родоначальником географии.

Кто нашел первым путь из Средиземного моря в Северное.

Уметь показывать географические объекты на карте.

Личностные:  осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешественники древности»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Путешествие – яркий паук
В паутине троп и дорог,
Путешествие – сладкий испуг
В миг, когда переступлен порог.

Путешествие небом к земле –
Путь с земли и до свода небес,
Путь ложится волной по воде…
Путешествие – маленький бес!

Эй, за левым плечом, куда манишь?
Пусть за правым останется дом!…
Жизнь моя, ты дорогою станешь,
От крыльца покатившись клубком.

Путешествие – шествую жизнью,
Путешествие – сети путей
Сшиты крепко – далекий путь с ближним,
Да стежками шагов – нет прочней!

А клубок вольной жизни все катит,
И размотан дорог лабиринт,
Путешествие кончено – хватит!
Вновь к крыльцу – Ариаднина нить…

 Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации.

 Могли ли в древности люди совершать кругосветные путешествия?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока.

Цель записывается на доске и обсуждается(Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди совершали путешествия?

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения  задания к рис.22на стр.41.

Работают с учебником : находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Первые географы»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

2. Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Плавание за солнечным камнем»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Работа с картой – покажите все географические объекты на карте.

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводывыставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §10

-написать сообщение о Марко Поло

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВНИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Слайд 3

Задачи урока . 1. Изучить путешествия древних людей 2. Узнать какие открытия сделали путешественники древности 3. Уметь показывать на карте географические объекты, открытые в древности.

Слайд 4

Финикия омывается Средиземным морем! Финикийцы были хорошими мореплавателями. Море служило главной дорогой!

Слайд 5

Средиземное море- космический снимок

Слайд 6

«Отец» географии греческий ученый ГЕРОДОТ 5 век до нашей эры. Путешествовал и описывал природу, жизнь народов тех мест, в которых побывал. Описывал земли скифов.

Слайд 7

Чем занимались финикийцы?

Слайд 8

Путешествие Пифея (4 век до нашей эры)

Слайд 10

Александр Македонский

Слайд 11

Во время военного похода через Азию достиг Индии.

Слайд 12

Вывод: - Границы Ойкумены ( земля, заселенная людьми) все время расширялись. - Новые знания привозили путешественники, торговцы, моряки и войны. - В Древней Греции география стала наукой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №10                       ДАТА _____________________________

Тема

Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии.

Цель  

познакомить учащихся с путешествиями норманнов и варягов; формировать знания о путешествиях Марко Поло, о жизни в Китае.

Задачи

1 Узнать маршруты морских народов и их завоевания.

2.Уметь показывать маршруты первых европейцев в Азию

Основное содержание темы, термины и понятия

Драккар, джонки, книга Марко Поло

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение ориентирование

- уметь определять стороны горизонта;

- уметь ориентироваться на местности

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль ориентирования для человека

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, биология

Групповая, парная

презентация

учебник

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Актуализация на определение темы урока.

Собрался однажды отважный отряд
И в путь он отправился морем преград.
Драккары плывут, паруса шелестят,
Щиты на боках у драккара висят.
Под ритм барабанов, что смелость дает
Отряд свой корабль вперед уведет.

Гребите, викинги, гребите
Мы вышли на простор морей.
Рубите, викинги, рубите
Отважней нет нас и смелей

Как вы думаете?

Любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам?  « Книга Марко Поло» - научный отчет или приключенческий роман?

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Анализ поставленной задачи

  1. Анализ результата.

Фаза осмысления

Викинги- это люди моря. Все остальные их называли норманнами, а в древней Руси – варягами.

В суровые северные края норманны пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться. Но, обосновавшись в холодных краях, на Скандинавском полуострове, где солнце желанный, а иногда и долгожданный гость, вода холодная, а леса дремучие, люди тоже посуровели. Как же они жили, чем занимались? Работаем с текстом №2 и по группам (пища, одежда, жилища)

3.Выход на новое знание.

От острова к острову.

 Открытие Гренландии. Повесть о гренландцах.

Именно благодаря этим кораблям норвежцы стали совершать дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни.

Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Монастыри, с которыми они вели торговлю в Британии, Ирландии и Европе по побережью Средиземного моря, располагались на пустынных побережьях и слабо охранялись. Первый набег на уединенный британский монастырь разбойники совершили в 793 году, начав тем самым эпоху разбоя. С тех пор викинги постоянно грабили корабли и города, На некоторых землях норманны строили свои поселения. Викинги основали герцогство Нормандия во Франции, а на Руси явились основоположниками династии Рюриковичей.

Историкам не совсем ясно, что заставило норманнов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу?

Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин.

А вот как был открыт и заселен самый большой остров планеты – Гренландия. Случилось так, что викинг Эйрик Рыжий повздорил со своим соседом. И произошла у них стычка, погибли люди. Эйрику Рыжему пришлось бежать от наказания. Но куда? Слышал он от мореходов, унесенных непогодой от родных берегов, о далёкой северной земле. На её поиски и решил плыть он вместе с родичами. Поплыл, пробиваясь порой через льды, и достиг этой северной и неприветливой земли. И всё же разыскал на каменистом, глубоко прорезанном узкими извилистыми заливами берегу место, куда ветер с моря почти не достигал, где росла густо-зеленая трава и вполне можно было жить. Эйрик Рыжий основательно исследовал довольно большую часть побережья гигантского, как потом выяснилось, острова. И до сих пор заселены только те места, которые он обследовал. Найденную им землю Эйрик Рыжий назвал Гренландия, что значит «зеленая страна». В те времена там было гораздо теплее и зелени было намного больше.

Найдите на карте Гренландию, каким цветом она обозначена? (белым), Что так обозначают (ледники)

Эйрик Рыжий вернулся домой и уговорил многих людей перебраться в Гренландию. Представьте себе, туда, на ледяной остров вместе с пожитками, лошадьми, коровами перебрались жить тысячи людей. И многие столетия жили там, охотились и рыбачили, торговали с Исландией, выменивали пушнину на железо и хлеб.

РАБОТА с ТЕКСТОМ учебника ( с. 47).

Ответьте мне на вопрос, какую землю Лейв Счастливый открыл к югу от Гренландии?

Я загадаю загадки по теме нашего урока, постараемся их отгадать.

Викинг – воин скандинавов,
У него суровый нрав.
Как его, скажите детки,
Называли наши предки (варяги)

Привыкли викинги к походам,
Морским путешествиям и переходам.
И ты, несомненно, уже догадался,
Какой для них транспорт
Самым главным являлся? (Корабль)

Баню топят под землёй,
Кипяточек бьёт струёй.
Как же это называют?
Ведь, наверно, каждый знает... (Гейзер)

Горы, белые как сахар,
Выплывают тут и там
В океанские просторы,
Но не сладко кораблям (айсберг)

Его «зелёным» величают,
И каждый этот остров знает.
Лежит в просторах океанских
И так он назван не напрасно.
Есть эскимосы и иглу –
Я этот остров назову… (Гренландия)

Он в географии известен,
Хоть нет о нём стихов и песен.
Залив урезан островами…
Его вы гадайте сами… (Фьорд)

А теперь ребята мы вообразим, что каждый – большая крепкая парусная лодка викингов – драккар. Идем по волнам. ( физминутка).

Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

(Ученики выполняют зарядку)

Выводы:

На этом уроке вы узнали, что

  • На протяжение почти четырех веков (VIII- XII вв) берега Европы опустошали вселявшие ужас скандинавские воины-мореплаватели-викинги

Суровые природные условия на родине побуждали викингов к плаваниям в поисках новых земель и привели этих людей, не боявшихся холодных морей к великим географическим открытиям

Этап 2.

Подготовка к изучению нового материала.

Учитель показывает предметы: бумага, деревянные палочки, шёлковая ткань, чай. Что объединяет все эти предметы?

Дети говорят, что их объединяет страна Китай
На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а скалистым морем – Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки – Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.

Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями, поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

^ 3.Природные условия Китая. Работа с текстом в группе. 

В бассейне Хуанхэ в те далёкие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озёрами и отличалась жарким, влажным климатом. Великие долины Северного Китая с их речными наносными почвами были исключительно благоприятны для земледелия. Ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация была непременным условием земледелия. В долине Хуанхэ часто затоплялись огромные пространства. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Южный Китай покрыт вечнозелёными джунглями – территория не освоена.

Как и другие народы, в древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.
Задания:

  1. Перечислить животных, обитающих в далекие времена в Китае?
  2. Чем была покрыта местность?
  3. Почему долина реки Хуанхе очень плодородная?
  4. Кому древние китайцы поклонялись? Кто стал символом царя у китайцев?

ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО И НИКОЛО ПОЛО.

РАБОТА по учебнику на с. 51-52.

Кто написал книгу « Марко Поло о разнообразии мира»?

Вывод: Какой вклад внес Марко Поло в изучении Китая?  Покажите на карте географические объекты, которые посетили веницианцы.

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

 ВОЗВРАТ к ЗАДАЧАМ урока и оценка их выполнения. Самооценка усвоения материала.

Домашнее задание: п.9-10, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн “викинги” и составить карту с пояснениями. Узнать, как определяют стороны горизонта



Предварительный просмотр:

Тест. « Путешественники древности».

  1. Родоначальником географии как науки считают

А)Эратосфена     б) Пифагора    в) Геродота

2. Народ, совершивший первое путешествие вокруг Африки-   это…….

3. Ярко оранжевый камень, образовавшийся из смолы древних деревьев, называется……………………………………………………………………..

4. Мореплаватель Пифей « твердыми медузами» назвал………………………………………………………………..

5. Назовите географические объекты, связанные с плаванием Пифея……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

6. Перечислите географические объекты, описанные Геродотом в ходе его путешествия,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Тест. « Путешественники древности».

  1. Родоначальником географии как науки считают

А)Эратосфена     б) Пифагора    в) Геродота

2. Народ, совершивший первое путешествие вокруг Африки-   это…….

3. Ярко оранжевый камень, образовавшийся из смолы древних деревьев, называется……………………………………………………………………..

4. Мореплаватель Пифей « твердыми медузами» назвал………………………………………………………………..

5. Назовите географические объекты, связанные с плаванием Пифея……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

6. Перечислите географические объекты, описанные Геродотом в ходе его путешествия,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №12                       ДАТА _____________________________

Тема

Первое кругосветное путешествие. Открытие южной земли. Пр. работа. 

Цель  

познакомить учащихся с историей первых кругосветных плаваний и научить оценивать их научное значение

Задачи

  •  организовать деятельность учащихся для получения  знаний  об истории  первых кругосветных плаваний.
  •  – способствовать развитию внимания, памяти, умению выделять главное.
  •  – способствовать развитию познавательного интереса к предмету, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Тихий океан, кругосветное плавание, Фернан Магеллан, Аристотель, Антарктида

Планируемый результат

Предметные

УУД

знать о первом плавании вокруг земного шара, которое произошло в 1519 – 1521гг.

Знать кто совершил первое плавание вокруг Земли.

Кто открыл Америку

Уметь показывать географические объекты на карте и применить знания при выполнении практической работы.

Личностные:  осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Путешествия за три моря»

для  определения темы урока учащимся предлагается  ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, выставленные на столе и прослушанную запись?»(компас,  географические карты,  макеты  кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы).

Все высказывания учащихся записываются на доске.

Затем учащимся   предлагаются исторические справки, помогающие уточнить тему.

Например: Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда  — огромный материк. Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного  мира.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Какие существуют современные доказательства шарообразности Земли?

(полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями..)

А какие представления о форме Земли были в древности? (плоская, на слонах ….) 

Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара?  (с. 141 учебник. Пифагор в 5 веке до н.э. высказал мысль о шарообразности,

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками задач урока.

Цель записывается на доске и обсуждается(Р). 

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

По мере диалога на доске записать противоречия

Плоская                 Шарообразная

                                                                                   

 А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать? (доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не доказательство, многие не принимали его, поэтому решили доказать практическим путём).

Проблема: Круглая ли Земля? (записать на доске)

   Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях.  Современных?

Работают с учебником : находят  и узнают информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

РАБОТА В парах – Рассчитайте, сколько месяцев продолжалось плавание финикийцев

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Какие средства можно было использовать в древние времена для кругосветного плавания? (корабли, компас).

Мореплаватель… Идёт в открытый океан, в неизвестность… Какими чертами характера должны были обладать мореплаватели? Учащиеся составляют портрет путешественника.

Участники команды  отбирают качества, необходимые для мореплавателя или путешественника,  записанные на  листочках, ранжируют их по значимости.
(Смелость, трудолюбие, упорство, воля, мужество, трусость, подлость, наблюдательность, внимание, гуманизм, аккуратность, хамство, грубость, жестокость, порядочность, уважение, злость, настойчивость, предусмотрительность, оптимизм, уныние, неуверенность, пессимизм, ответственность, сочувствие, героизм, чуткость, выносливость …)

Чтобы узнать, по какому маршруту предстоит команде совершить кругосветное плавание – нужно за 1 минуту составить слово из имеющихся букв, написанных на карточках.
М    а    г    е    л    л    а    н
Д р е йк

Далее команды открывают конверты с заданиями.  

1этап .

В каждой команде учащиеся работают в подгруппах,

1 подгруппа  изучает статью   о путешествии своего мореплавателя. К концу выполнения задания вся команда должна будет знать содержание  материала. Учащиеся читают свой отрывок и с помощью знаков, символов, схем отображают его содержание в тетради, так как  после   прочтения им предстоит «доложить» партнёрам информацию

2подгруппа  просматривает  фрагмент  фильма о путешествии  Магеллана  или   Дрейка.

3  подгруппа команды   № ,1 используя текст заполняет  таблицу. Оценивает  научный результат плавания Магеллана.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Магеллан

1521-1522

Поплыв на запад, обогнуть земной шар и вернуться домой с востока

Магелланов пролив,

о. Огненная Земля, Марианские о-ва

Доказал:  1.шарообразность Земли

2. все океаны соединены между собой в Мировой океан

3. вода занимает большую площадь, чем суша

4. правильные представления о размерах Земли

5. более точные карты

3  подгруппа команды   № ,2 используя текст заполняет  таблицу.

Имя мореплавателя

Годы плавания

Цель плавания

Открытия

Научный результат

Дрейк

1577-1580

обогатиться

Пролив Дрейка

Открыл самый широкий пролив

4подгуппа   отмечает на контурной карте маршрут плавания  мореплавателя  и его спутников и отмечает их открытия.

2этап. 

После изучения  материала  о путешественниках,  команды готовятся  представить информацию классу.

Осмысление.

Работа учащихся с текстом,  подготовка  к презентации  изученного материала.

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ.

  • До конца 15 века европейцы знали только три части света. Какие?  (Европа, Азия, Африка)
  • Но в конце 15 века сложились такие условия, что европейцам просто необходимо было искать новые торговые пути. Давайте выясним, что же это за обстоятельства.
  • Чтение текста учебника, §14, п.1. Называем причины необходимости географических открытий, кратко записываем в тетрадях.

ПР. Работа.

Работа с географической картой:

  • Учитель показывает направления географических открытий и рассказывает о первооткрывателях и экспедициях.

Учащиеся наносят основные направления морских экспедиций на контурные карты, а даты морских экспедиций и имена мореплавателей записывают в тетрадь

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Работа с картой – покажите все географические объекты на карте.

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

  1. Презентация  командами    изученного  материала    классу.  К доске выходят по очереди  представители команд,  излагают  содержание  материала.
  2. На настенной  карте отмечаются маршруты  кругосветных  путешествий.
  3. Обсуждение таблицы.(после обсуждения можно сравнить с образцом заполнения на слайде).

Вернёмся к нашей проблеме. 

Круглая ли Земля?

Мы сегодня вместе с Магелланом и Дрейком так же совершили кругосветное плавание и что же мы доказали? (если плыть постоянно на запад, можно вернуться с востока или наоборот; то есть  практически доказали, что Земля всё-таки круглая)

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к решению задач (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §13-14

-составить стихотворение о кругосветном путешествии

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Подведение итогов урока:

 продолжить фразу: Сегодня на уроке

Я узнал… Я понял…Я хотел бы найти сведения…

С какими великими мореплавателями мы познакомились на уроке?

Сравните маршруты 2-х путешествий. Найдите черты сходства и различия в направлениях маршрутов плаваний.

Какой вклад в науку внёс каждый их них?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №11                     ДАТА _____________________________

Тема

"Хождение за три моря Афанасия Никитина"

Цель  

Дать представление о накоплении географических знаний русскими путешественниками

Задачи

  • Познакомить с путешествием Афанасия Никитина.
  • Изучить природно-климатические особенности Индии.
  • Развивать интерес к романтическим путешествиям героев-первооткрывателей.
  • Воспитывать культуру поведения, умение работать в группе.

Основное содержание темы, термины и понятия

Русские мореплаватели, моря, которые проплывал А. Никитин

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение море

- уметь определять на карте полушарий моря;

- уметь ориентироваться на карте

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль путешествия и торговли для человека

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, биология

Групповая, парная

презентация

учебник

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

- Много интересных мест на глобусе. Я хотела бы вас пригласить в удивительное место. Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий.

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь. (Приложение1, слайд 2)

Хожение (хождение) - старославянское слово. 1. Странствие, путешествие. 2. Жанр древнерусской литературы - описание путешествия.

2Рассказ учителя.

Даже в годы ордынского ига не прекращались дальние путешествия русских людей. В небольшом городе Твери жил купец Афанасий Никитин. Задумал он путешествие в далёкую и загадочную страну. Найдите фрагмент, изображённый в рабочей тетради, на карте полушарий и определите страну, в которую мы отправимся вместе с А.Никитиным (Индия). (Приложение1, слайд 3)

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Анализ поставленной задачи

  1. Анализ результата.

Фаза осмысления

- Где находится Индия? (Приложение1, слайд 4)

Видеофрагмент из кинофильма "Старик Хоттабыч", в котором Волька, воспользовавшись подсказками старика Хоттабыча, рассказывает о месторасположении Индии.

- Согласны ли вы с ответом главного героя фильма. Опишите географическое положение Индии, пользуясь картой.

3.Выход на новое знание.

- Итак, отправляемся в путь. Какое транспортное средство выберем? ( Корабли, так как город Тверь находится на берегу реки Волги). Предлагаю разбиться на команды, выбрать капитанов, придумать названия своих кораблей, потому что во время путешествия вы будете выполнять различные задания и вести путевые заметки.

Звучит аудиофрагмент "На полярных морях и на южных:" на фоне картины Н.Генкиной "Хождение за три моря"(Приложение1, слайд 6)

Какими качествами должен обладать настоящий путешественник, и что он должен уметь, чтобы отправиться в дальние странствия?

Одним из таких путешественников был тверской купец Афанасий Никитин. Снарядил он корабли с товарами и поплыл по матушке-Волге.

- Какие товары везли с собой русские купцы? Вспомните знаменитый путь "Из варяг в греки" (меха, воск, мёд, коней). А привозили из заморских стран шёлк, жемчуг, драгоценные камни, перец, шафран.

Рассказ учителя. (Приложение1, слайд 7)

За этими товарами и отправился тверской купец. Трудным оказался его путь. Владения Руси заканчивались вскоре после Новгорода - далее шли земли казанских татар. Разграблены были купеческие корабли людьми хана Касыма, а товарищи Никитина попали в плен. Но Никитин спасся. Добрался до моря Хвалынского (Каспийского), на котором путешественников ожидали новые беды - разыгралась буря. Одно судно потерпело крушение, а члены экипажа попали в плен к горцам. А Никитину опять повезло. Далее дорога шла через Персию. Так в Древнем мире называли Иран. После Ирана Афанасий Никитин побывал на Ормузе, маленьком островке Персидского залива. Море в тех краях прозрачно настолько, что на глубине видно коралловое дно. (Приложение1, слайд 8)

Добываемый здесь жемчуг высоко ценится во всём мире. Из Ормуза Никитин через Аравийское море поплыл до Индии. Наконец-то преодолено второе море - Индийское. Но и третье море, называемое Стамбульское (Чёрное) было позади. Странствуя из одного города в другой, Никитин очень внимательно за всем наблюдал и писал заметки, которые назвал "Хождение за три моря".

8. Работа на интерактивной доске: (Приложение1, слайд 9)

-Соедините названия морей, за которые ходил Афанасий Никитин, с их современными названиями, используя карты.

Релаксация и физпауза.

Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в необычайно густом тропическом лесу. Под ногами ощущается мягкая, покрытая высокой травой, земля. Кругом тепло и влажно. Воздух наполнен незнакомыми ароматами. С огромных деревьев опускаются ветви лиан. Сквозь тихое шуршание листвы слышится шум далёкого водопада. В царстве влажного сумрака раздаются голоса экзотических птиц. Хочется, как можно дольше бродить по загадочным джунглям и наслаждаться всё новыми и новыми ощущениями.

6. Работа в группах по картам природных зон. (Приложение1, слайд 11)

Какие природные зоны пересёк Никитин, добравшись до Индии?

- Чтобы лучше познакомиться с Индией, поговорим об особенностях климата и живой природы этой страны.

Сообщение ученика.

Как растёт чай? (Приложение1, слайд 15)

Совершенно невозможно представить себе жизнь без чая. Этот ароматный напиток содержит витамины и другие полезные вещества. Из семян выжимают масло, используемое в парфюмерии. Из отходов листьев делают лекарства.

РОДИНА ЧАЯ - субтропические леса. Дикорастущий чай - деревья до 10 м в высоту со стволом диаметром более полуметра. Его соседи по лесу - вечнозеленые дубы и лавры. Чайное дерево любит тепло, листья у него тонкие, как перепонка.

Если дикорастущий чай - дерево, то культурный чай - кустарник, хотя бы просто потому, что у него постоянно срезают верхушки молодых побегов и листья - флеши. Только эти части растения и дают тот чай, который мы любим

В Европе предпочитают пить черные сорта чая. В Средней Азии любят зеленый чай, а также плиточный чай - спрессованный низкосортный чай и зеленый лист. "Цветочный чай" не изготавливают из цветков чая. Это самые нежные верхушки листьев. Для аромата туда добавляют высушенные цветки жасмина, другие душистые травы.

14. Учитель. (Приложение1, слайд 16)

В тропическом лесу прекрасные условия для жизни разнообразных животных. На доске фотографии животных. Найдите лишние. Оставшиеся распределите по группам. Дайте название каждой группе животных. Постарайтесь найти не одно решение (Групповая работа на интерактивной доске).

- Назовите самого крупного представителя растительноядных животных Индии.

15. Видеофрагмент о слоне. (Приложение1, слайд 17)

Учитель. Индийский слон меньше африканского, и хорошо приручается человеком. Отловленные дикие слоны воспитываются, дрессируются и используются на разных работах.

16. Выступление ученика. (Приложение1, слайд 18)

Cлонам в Индии теперь платят пенсию. Слайд

Слоны, работающие в штате Керала на юге Индии, теперь имеют гарантированное государством право выхода на заслуженный отдых по достижении 65-летнего возраста. Их будут обеспечивать продуктами, бесплатной медицинской помощью и достойными условиями жизни. В Индии проходит необычная акция - перепись слонов (Приложение1, слайд 19).

Во время переписи на каждого слона заводится паспорт, в котором указывается пол, примерный возраст и особые приметы. Это мероприятие проводится с целью сохранения и увеличения численности животных. Средняя продолжительность жизни слонов в Индии составляет 100 лет.

17. В Индии некоторые животные считаются священными.

Выступление ученика.

Почему в Индии корову считают священным животным? (Приложение1, слайд 20)

Среди индусов, корова - особо почитаема и сравнивается с матерью и даже богами. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость. В Индии огромное количество голодающих людей, ежедневно там умирают от голода, но при этом никто не трогает ходящих по улицам коров. Если корове вздумалось остановиться посреди дорожной трассы, ее будут бережно объезжать и никому даже в голову не придет поторопить или прогнать животное.

18. Новое домашнее животное? (Приложение1, слайд 21)

В Индии сложено множество легенд о загадочной Черной кобре невероятных размеров, укус которой убивает человека на месте. По преданию, она сторожит сокровища в заброшенных дворцах и старинных подземельях. В некоторых деревнях на юго-западе Индии  во дворах выделены места под специальные змеиные заповедники, где в норах живут священные кобры. Считается, что это угодно Черной кобре, которая оценит заботу о своих родственниках и отплатит человеку добром. Если семья переезжает, всех змей забирают с собой на новое местожительство. Удивительно то, что домашние змеи никогда не кусают членов семьи. Даже если дети, расшалившись, начинают докучать животным, те проявляют удивительное миролюбие. Впрочем, если домашней кобре надоедает чужой ребенок, она вполне может ужалить обидчика. Оказывается, наги умеют отличать своих хозяев от чужих людей!

19. Учитель. Индийский народ обожествлял не только живую, но и неживую природу.

Выступление ученика.

Священная река Ганг (Приложение1, слайд 22)

У подножия холмов сливаются воды двух рек, образуя реку Ганг. Бурный поток воды течет по ущелью через холмы, мимо величественных сосен, благоухающих гималайских кедров и алых рододендронов. При длине 2500 км, Ганг не относится к крупнейшим рекам мира. Хотя могучая река Ганг сильно загрязнена, для индусов нет на свете более святой воды. Она может смыть земные грехи с души паломника. Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Здесь каждую весну более 100 000 индусов празднуют рождение богини-матери Ганги (Приложение1, слайд 23).

Одни паломники погружаются в воду по плечи, стоя на ступеньках, ведущих под воду, другие омывают в воде только ступни. Женщины-индуски в ярких сари делают реке подношения в виде пищи и цветов. Они бросают в воду ноготки и розовые лотосы. Соблюдая ритуал, они складывают ладони лодочкой и пьют из реки воду. Затем, набрав воды в кувшины, несут ее в храм, где совершают религиозные обряды. (Приложение1, слайд 24)

20Рассказ учителя. (Приложение1, слайд 25)

4 года пробыл Никитин в Индии. Пришла пора вернуться на родину, однако путь домой оказался ещё труднее. До родной Твери Никитин не добрался. Умер под Смоленском. И оставил он после себя не золото, не серебро, а записки "Хождение за три моря".

- Сегодня мы с вами говорили о русском путешественнике Афанасии Никитине. Теперь для вас не составит труда разгадать кроссворд, который называется "Хождение за три моря".

ВИКТОРИНА

Вопросы:

1. В каком веке жил Афанасий Никитин? (В XV веке)

2. Сколько лет длилось путешествие? (6 лет)

3. За какие три моря ходил Никитин? (Хвалынское - Каспийское, Индийское- Аравийское море в Индийском океане, Стамбульское- Чёрное море)

4. Сколько раз был ограблен караван кораблей, к которому присоединился А.Никитин? (Дважды)

5. В каких частях света побывал тверской купец? (Европа, Африка, Азия)

6. Как называлась первая страна, где побывал Афанасий Никитин? (Персия- Иран)

7. Как называются заметки, которые вёл Афанасий Никитин во время своего путешествия? ("Хождение за три моря)

8. В 1966 году в Твери был построен памятник Никитину. Почему именно в этом году? (500-летие со дня отправления в путешествие)

23. Учитель.

Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского, который побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели - открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие языки. (Приложение1, слайд 26). В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику(Приложение1, слайд 27).

Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!"


Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

 ВОЗВРАТ к ЗАДАЧАМ урока и оценка их выполнения. Самооценка усвоения материала.

Домашнее задание: п.11, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн “индия” и составить карту с пояснениями.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА№26     ДАТА_____

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные  результаты

1.

Организационный момент.

Приветствие обучающихся.

Проблемная ситуация

учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту : Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)

Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке

( разделимся на группы: по выбору 1 ряд “Сходство”, 2 ряд – “Различие”)

Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.

Сходство

Различие

  • Тихий и Атлантический океаны
  • Пересекают меридианы
  • Одна часть света
  • Западное полушарие
  • Древние материки: Гондвана и Лавразия
  • Южное и северное полушария
  • Северный и южный полюса
  • Северный Ледовитый океан
  • Северный и южный тропики
  • Северный и южный полярные круга

Формирование норм и правил поведения в социуме

2.

 Актуализация знаний.

(задает вопросы)

1

Вызов” Мотивация на изучение нового материала. – 4 мин.

  1. Создание положительного настроя.
  2. Определение соответствия: материк – объект

Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие “географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка.

Учащиеся отвечают северная Америка

Записывают тему урока.

Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе

Формирование географических знаний о Северной Америке, необходимость знаний для решения практических задач

Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности.

3.

Новая тема.

 ходе беседы  для формирования  нового понятия «Северная Америка)

Работа с атласом на стр. 4 – 5.

  1. Посмотрите на различные изображения земной поверхности.

Исследуйте текст учебника: Что такое Северная Америка?

  1. Изучите текст учебника на стр. 46.

3.Сравните Природу Евразии и Северной Америки.

Ученики  разглядывают карту Северной Америки и пробуют охарактеризовать материк.

  1. Читают текст, делают вывод.

3.Систематизируют текст в виде таблицы в тетрадь.

 Формирование  коммуникативной компетенции в общении и  умении слушать

Формулируют определение  карты.

Формируются

первичные навыки  использования территориально- го подхода как основы географического мышления.

Умение определять понятия, находить необходимую информацию  

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

1.Работа в группах

1 “Картографы”:

Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:

  • по отношению к экватору;
  • нулевому меридиану;
  • тропикам;
  • полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

 

 

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.6), сделайте вывод о размерах материка и его площади.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

 

 

 

 

Покажите их на карте.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

4

физкультминутка

Выполняют упражнения

5

Закрепление материала:Самоконтроль знаний, используя эталон контроля.

Разноуровневые задания (компьютер, карточки, творческие задания

Самооценка учащихся

6

Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)

7

Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.

1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

2 уровень: задание с ментальной картой: Определить, что обозначено цифрами на карте. Или задания из рабочей тетради . № 3, 4, 5 стр. 62.

3 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Северная Америка

Слайд 2

Задачи Исследовать материк Северная Америка и определить площадь материка и крупнейшие географические объекты. Узнать о климате, рельефе, внутренних водах Северной Америки. Изучить население Северной Америки и крупнейшие города

Слайд 3

Северная Америка, материк в северном полушарии, пересекается тропиком и полярным кругом. Площадь - 20,36 млн км2. Омывается Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым океанами. Берега сильно изрезаны.

Слайд 4

Геологическое строение и рельеф

Слайд 5

Климат Чрезвычайно разнообразен из-за больших размеров материка.

Слайд 6

Реки и озера Реки Северной Америки принадлежат бассейнам Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Крупнейшая речная система Миссисипи с Миссури и притоками. Знамениты американские Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Слайд 7

Население Около 400 млн человек. Коренное (индейцы, алеуты, эскимосы) относится к монголоидной расе. Большинство населения - выходцы из Европы. Потомки завезенных из Африки рабов составляют более 20 млн человек, много смешанного населения.

Слайд 8

Государства Канада, США и Мексика. В Центральной Америке - несколько маленьких государств, составляющих вместе с государствами Южной Америки Латинскую Америку.



Предварительный просмотр:

Тема: "Географическое положение и исследование материка Северной Америки"

Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем географию,
Чтоб стал понятен мир вокруг.[1]

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся для включения их в активную учебную деятельность по изучению физико-географического положения материка Северной Америки, ориентируясь на самостоятельную работу.

Задачи:

  1. создать условия для развития у школьников:
  • умений самостоятельной работы;
  • решения проблемных ситуаций;
  • потребности в творческой деятельности;
  • информационной и коммуникативной культуры (учителя)
  1.  
  • используя карты полушарий и атласа самостоятельно выявить особенности ГП Северной Америки на земном шаре;
  • изучить обязательную номенклатуру и имена исследователей континента, и результаты их работы;
  • объяснить основные особенности ГП материка в сравнении с другим материком;
  • развивать умения делать выводы на основе полученной информации;
  • совершенствовать навыки самоконтроля (ученика)
  1. способствовать формированию у учащихся:
  • индивидуального стиля учебной деятельности;
  • умения адекватно мыслить;
  • действовать в условиях ситуации выбора (учителя)

Оборудование:

физическая карта полушарий, физическая карта Северной Америки, экран, компьютеры, географические атласы для 7 класса, контурные карты, учебник географии, рабочие листы для учащихся, карточки с географической номенклатурой, карточки с заданиями, СД – диск “География материков и океанов”

Опорные знания: определение направлений, расстояний и географических координат по карте; понятие “географическое положение материка”, план характеристики географического положения материка

Структура урока

I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала. – 4 мин.

  1. Создание положительного настроя.
  2. Определение соответствия: материк – объект

II. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока – 1 мин.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся . Создание образа материка на основе опережающего творческого домашнего задания. – 5 мин.

3. Формулировка учащимися основных задач урока на основе рабочих листов.

(Приложение 1) - 2 мин.

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору) – 15 мин.

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. (Приложение 2) Задания по выбору

5. Проблемная ситуация (работа в группах или индивидуальная работа, по выбору) –3- 4 мин.

6. Исследование Северной Америки. Компьютерная презентация, подготовленная учащейся. (Приложение 5) Заполнение таблицы. – 4 мин. Индивидуальная работа (элемент лекции)

III. Закрепление материала. Разноуровневые задания по выбору. (Приложение 3) Самоконтроль знаний. 4-5 мин.

IVРезультат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ. 2 мин.

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность) (Приложение 4) 1 мин

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор. 1-2 мин.

Ход урока: I. “Вызов” Мотивация на изучение нового материала.

1. Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.

Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте.

Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врангеля на один из материков земного шара. [1]

Я предлагаю вам совершить плавание по маршруту Врангеля.

Мы с вами побывали уже на многих материках? Какие материки мы посетили?

У меня на столе различные предметы, можете вы определить, к какому материку они относятся: (выходят к доске по желанию, берут любой предмет и определяют)

Лед – Антарктида

Кофе, песок – Африка

Какао, резина, медь – Южная Америка

Сумка, шерсть овцы - Австралия

Остались на столе кактус, джинсовая ткань, Микки-Маус . Вывод – это относится к материку Северная Америка.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала

1. Формулировка учащимися темы урока с помощью эпиграфа.

(Чтение эпиграфа к уроку).

Ребята, какие ассоциации (представления) вызывает у вас этот континент? Что вы о нем уже знаете?

2. Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ

(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) сочинить стих, нарисовать герб или рисунок о Северной Америке, книжку – раскладушку, коллаж.)

Кто хочет из вас побывать в Америке? А почему?

Итак, нам с вами предстоит совершить длительное и увлекательное путешествие по Северной Америке, чтобы познакомиться с особенностями природы этого материка.

( ПРОВЕСТИ качественную САМООЦЕНКУ творческих работ /домашнее задание/(справился успешно, справился, но были сомнения, частично справился, не справился.):

3. Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока.

(если возникают трудности опора на рабочие листы ( Приложение 1)

(Перед учащимися на парте лежат рабочие листы, здесь описан весь план работы на уроке).

Ребята, почему изучение любого материка начинают с характеристики его географического положения. Что включает в себя понятие “географическое положение”? Вспомним план характеристики ФГП материка.

(ученики уже имеют навыки работы с планом характеристики ФГП материка, и поэтому практическая работа организуется самостоятельно)

4. Организация самостоятельной работы (выполняется в парах или индивидуально по выбору)

Характеристика ФГП Северной Америки по ранее изученному плану. (Приложение 2)

Работу будут проводить

мореходы, землемеры, географы, исследователи, путешественники, картографы. Предлагаются разноуровневые задания, учащиеся сами выбирают задание в соответствии с уровнем сложности.

( работают с компьютером, картой, учебником, с атласом)

“Картографы”:

Проанализируйте физическую карту полушарий и сделайте вывод о положении материка:

  • по отношению к экватору;
  • нулевому меридиану;
  • тропикам;
  • полярным кругам.

Данные занесите в контурную карту.

“ Мореходы”

Вам предстоит совершить плавание вокруг материка Северная Америка по морям и океанам, омывающим материк. Запишите в таблицу, нанесите на контурную карту и покажите на карте все моря и океаны, омывающие Северную Америку.

моря

океаны

 

 

“Землемеры”:

Используя учебник (стр.6), сделайте вывод о размерах материка и его площади.

“Исследователи берегов”:

Совершите воображаемое путешествие вокруг материка Северная Америка. Проведите анализ береговой линии. В какой части материка береговая линия сильно изрезана, а в какой меньше?

Заполните таблицу, используя карту:

острова

полуострова

заливы

проливы

 

 

 

 

Покажите их на карте.

“Географы”:

Определите крайние точки материка Северная Америка и их координаты:

  1. Крайняя северная точка -
  2. Крайняя западная точка -
  3. Крайняя южная точка -
  4. Крайняя восточная точка -

Защита работ у доски по физической карте полушарий и Северной Америки. Другие слушают и дополняют ответы, корректируют ошибки и заполняют контурную карту.

САМООЦЕНКА.Учитель: ребята, были ли у вас сомнения при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? Учитывайте все это при самооценке

5. Проблемная ситуация

учитель: Ребята, внимательно посмотрите на карту : Какую часть света образуют вместе Северная и Южная Америки? (Америка)

Хотя они и образуют единую часть света, но это не означает их природного сходства. В чем вы видите их различие, а в чем сходство?

( разделимся на группы: по выбору 1 ряд “Сходство”, 2 ряд – “Различие”)

Педагог записывает на доске в виде таблицы, заслушав ответы учащихся.

Сходство

Различие

  • Тихий и Атлантический океаны
  • Пересекают меридианы
  • Одна часть света
  • Западное полушарие
  • Древние материки: Гондвана и Лавразия
  • Южное и северное полушария
  • Северный и южный полюса
  • Северный Ледовитый океан
  • Северный и южный тропики
  • Северный и южный полярные круга

Провести САМООЦЕНКУ

6. Исследование Северной Америки.

Заслушаем сообщение с показом презентации.

( подготовила ученица в качестве домашнего задания) (Приложение 5)

И во время сообщения и показа презентации учащиеся заполняют таблицу в тетради. (элемент лекции).

История открытия и исследования Северной Америки

дата

Исследователи

События

?

Эрик Рыжий

?

?

Х.Колумб

?

?

Дж. Кабот

?

?

Э. Кортес

?

?

Ж. Картье

?

?

Г. Гудзон

?

?

В. Беринг

?

?

А. Маккензи

?

?

Р. Амундсен

?

САМООЦЕНКА

III. Закрепление материала:Самоконтроль знаний, используя эталон контроля.

Разноуровневые задания (компьютер, карточки, творческие задания).

Приложение 3)

САМООЦЕНКА

IV. Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ.

Кто на уроке поработал отлично?

Кто хорошо?

Кто старался и работал в меру своих сил и способностей?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось? Чему я научился и что узнал нового?

V. Рефлексия: ЭКСПРЕСС-АНКЕТА (Степень участия, полезность)(Приложение 4)

VI. Домашнее задание: разноуровневые задания на выбор.

1 уровень: задание с контурной картой: нанести на контурную карту географическую номенклатуру материка Северная Америка.

2 уровень: задание с ментальной картой: Определить, что обозначено цифрами на карте. Или задания из рабочей тетради . № 3, 4, 5 стр. 62.

3 уровень: творческие задания: Кроссворд. Ключевое слово “ Гренландия” или “Северная Америка”.