Человек и литосфера
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Данный урок является завершающим при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» части II «ПРИРОДА РОССИИ» в курсе 8 класса «География России» перед проведением практической работы. Урок комбинированный с применением информационных технологий.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.
Задачи урока: образовательные: сформировать представление о полезных ископаемых и их использовании, определить условия жизни человека на равнинах и в горах; развивающие: вызвать познавательный интерес к географическим знаниям и проблемам; учить школьников решать доступные для них географические задачи, вырабатывать у них комплексный подход к фактам, явлениям, процессам, умение мыслить пространственно, «привязывая» свои суждения к карте; работать над усвоением приёмов мышления, находить причинно-следственные связи; способствовать развитию у обучающихся таких способностей, как наблюдательность, память, воображение, внимание; воспитывающие: воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, ответственность, стремление к самообразованию, толерантность, патриотизм. На уроке была обеспечена комплексность при выполнении поставленных задач.
Презентация к уроку "Человек и литосфера" (в действии) доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/человек_и_литосфера.swf
модифицированная версия игры "Литосфкра" доступна по ссылке http://октябрьскоготнянская-школа.рф/images/presentation/chelovek_i_litosfera/igra_litosfera.swf
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75 КБ | |
| 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьскоготнянская средняя общеобразовательная школа»
Борисовского района Белгородской области
«ЧЕЛОВЕК И ЛИТОСФЕРА»
(открытый урок географии в 8 классе)
ПОДГОТОВИЛА:
учитель географии
МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ» Ряполова Т.Н.
Кулиновка,
2014 г.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ
Учитель Ряполова Т.Н.
Тема урока: Человек и литосфера
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых, определить условия жизни человека на равнинах и в горах и создать условия для достижений результата.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, изучать и использовать способы запоминания географических объектов, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры различных полезных ископаемых в том числе для Белгородской области. Приводить примеры различных ископаемых гор и равнин.
Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную) для подготовки ответа на вопрос, использовать речевые свойства для выражения своих чувств, мыслей, работать в коллективах, в парах с выполнением различных ролей.
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
География 8 класс, Дронов В.П., Лобжанидзе А. А., атлас 8 класс «Дрофа», карта строения земной коры, учебник «Природоведение» (картинки минералов, образцы горных пород и минералов)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания. Слайд 1,2 | |
| Проверка знаний по теме Слайд 2,3 | Отвечают на вопросы теста, работают в парах: взаимо-проверка тестов. Слайд 5 |
| Сегодня мы продолжим изучение раздела «Природа России» и познакомимся с влиянием человека на литосферу. Но сначала давайте вспомним, что такое литосфера? Все мы знаем, что человек и природа взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Человек в ходе своей деятельности влияет на природу, изменяет ее качество. Слайды 5-7 | Литосфера – это верхняя твердая оболочка Земли, состоящее из кристаллических и осадочных пород |
А как вы думаете, влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? | Да, конечно влияет. | |
Как влияет? | В земной коре находятся различные полезные ископаемые. | |
О полезных ископаемых расскажет Медведев Максим | Опережающее творческое домашнее задание Демонстрация презентации Слайды 9-19 | |
Что такое полезные ископаемые? | Это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве. | |
Посмотрите внимательно таблицу. Посмотрите деление по вертикальному столбику и горизонтальному. Металлические полезные ископаемые, иногда и неметаллические, например асбест, сера, графит – это рудные породы (руды черных и цветных металлов, благородные металлы) | Анализируют таблицу: по физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твердые, жидкие и газообразные, по составу и особенностям использования различают тоже 3 вида: горючие неметаллические металлические | |
Какие полезные ископаемые относятся к нерудным? | Это неметаллические и негорючие твердые горные породы и минералы. | |
Наша страна богата различными полезными ископаемыми, но размещены они в земной коре неравномерно. В их распределении прослеживаются определенные закономерности. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых и геологическим строением и тектоникой. Откройте стр. 10-11 атласа и посмотрите полезные ископаемые какого происхождения и какие наиболее распространены на платформах, плитах, щитах. А теперь посмотрите, какие полезные ископаемые распространены в горно-складчатых областях. | Это стройматериалы (песок, глина, гравий), также сера, апатиты, фосфориты и др. Обучающиеся вспоминают строение платформ: 2 яруса, 1 ярус – это кристаллический фундамент, 2 ярус- осадочный чехол. Определяют, что на платформах в основном расположены такие полезные ископаемые как каменный и бурый уголь, нефть, газ – это горючие полезные ископаемые. На щитах – различные руды: железные, медные, никелевые и др. – рудные. Горючие полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, а рудные – магматическое и метаморфическое. Обучающиеся зарисовывают рисунок. В предгорных прогибах и межгорных впадинах распространены осадочные породы, в горах – рудные. Обучающиеся рисуют схему в тетрадь. В осадочном чехле платформ сформировались осадочные полезные ископаемые, в фундаменте платформ и в горах преобладают рудные полезные ископаемые. | |
Сделаем вывод по заданию: Попробуйте сказать, что такое месторождение? | Обучающиеся отвечают на вопрос | |
А большие по площади скопления образуют бассейны. | ||
Расскажите о воздействии человека на литосферу при добыче полезных ископаемых. | Обучающиеся отвечают на вопрос | |
Воздействие равнинности территории России на деятельность человека? | ||
Загадки | Обучающиеся отгадывают загадки | |
Практическая работа по контурным картам Слайд 20 | Обучающиеся заполняют контурные карты | |
| Слайд 22 | Обучающиеся делают упражнения |
| Творческие задания Слайды 23-26 | Обучающиеся делают сообщения |
Характер поверхности (рельеф) имеет боль-шое значение для жиз-ни и хозяйственной деятельности людей. И поселения во многом определяются формой рельефа. Посмотрите таблицу на слайде 20 До какой высоты на-блюдаются благопри-ятные условия для ве-дения промышленного и гражданского строительства, ведения с/х и отдыха населения? | Добывая полезные ископа-емые, человек сильно изменя-ет облик Земли, нарушает при-родные ландшафты. Наибольшее изменение облика Земли происходит при откры-той разработке недр – появля-ются отвалы, заброшенные после отработки карьеры, безжизненные «индустриаль-ные пустыни», лишенные рас-тительности. При подземной добыче часто происходит про-седание земной поверхности над выработанными пластами, появляются терриконы, куда складываются пустые породы, поднятые наверх. | |
Выделяют жизнь людей на равнинах и в горах. Зарисовываем в тетрадь таблицу и по учебнику выписываем «+» и «-» жизни в горах и на равнинах. Жизнь человека в горах (отвечает Мезенцева Мария) Влияние человека на литосферу (отвечает Присада Марина) | Обучающийся отвечает на оценку. Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:
| |
|
Слайд 27-28 | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
| Игра «Литосфера»[1] (презентация) Слайд 29 | |
| Слайд 30 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка пройденного материала
Проверь себя
Проверь себя № Вариант 1 № Вариант 2 1 В 1 Г 2 Б 2 Б 3 Б 3 А 4 А 4 Б 5 В 5 А, В, Е, З 6 А, В 6 А 7 А 7 Г, А, Б, В 8 В, Б, Г, А 8 Б «5» «4» «3» 8 6-7 4-5
Человек и литосфера
28 октября Тема урока: «Человек и литосфера»
Значение литосферы Литосфера во многом определяет условия жизни и особенности хозяйственной деятельности человека. На ее поверхности люди живут, строят города и заводы, прокладывают дороги, возделывают поля; из недр добывают полезные ископаемые. Значительные территории подвержены стихийным бедствиям, связанным с литосферой.
Презентация на тему: «Полезные ископаемые» Выполнил: ученик 8 класса Медведев М.
Что такое полезные ископаемые Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые платформ Рудные ( приурочены к щитам и фундаменту платформ) Балтийский щит медные, никелевые руды Осадочные ( приурочены к осадочному чехлу платформ) Крупные угольные бассейны Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Донецкий
Полезные ископаемые складчатых областей Магматические герцинская складчатость Урал, Алтай Метаморфические Кайнозойская складчатость Кавказ, Срединный хребет
Месторождения – это крупные скопления руд. Всего из земной коры человек добывает более 200 видов ископаемых. Месторождения
Бассейны Бассейны – это группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.
Россия – одна из самых богатых ресурсами страна мира В России имеются: крупные месторождения нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама, золота, платины, асбеста, графита, слюды.
Рейтинг по запасам и добычи нефти в России:
РЕЙТИНГ ПО ЗАПАСАМ И ДОБЫЧИ НЕФТИ В РОССИИ:
ЗАГАДКИ
Практическая работа 73 72
Физкультминутка (наклоны вперед и назад) Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (вращение головой) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (возвращение на место) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Творческие задания Жизнь и хозяйствование на равнинах Жизнь и хозяйствование в горах Воздействие человека на литосферу
Виды хозяйственной деятельности Виды хозяйственной деятельности Условия для их осуществления (максимально допустимая абсолютная высота) Благоприятные Ограниченно- благоприятные Неблагоприятные Промышленность и гражданское строительство до 1500 м 1500—2000 м более 2000 м Сельское хозяйство до 2500 м 2500—3000 м более 3000 м Отдых населения до 2000 м 2000—2500 м более 2500 м 71
Домашнее задание изучить § 16, составить кроссворд или викторину по теме «Литосфера» повторить §§ 12-15
Закрепление изученного материала ИГРА
Сегодня на уроке … … я узнал(а)… … я научился(ась)… … мне понравилось…
МБОУ « Октябрьскоготнянская СОШ» Борисовского района Белгородской области Открытый урок по географии на тему: «Человек и литосфера» Учитель : Ряполова Татьяна Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"
Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса....

Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"
Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"...
Человек и литосфера
Конспект урока...

Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»
Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...

Задания к уроку "Литосфера и человек"
Задания к уроку "Литосфера и человек". Автор учебника - Домагацких Е....

