Человек и литосфера
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chelovek_i_litosfera.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и литосфера

Цель урока:   Создать условия  для получения и осознания новой информации, использовать жизненный опыт обучающихся, способствовать осмыслению нового материала в жизненных ситуациях.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые и  значение их для человека; выявлять особенности воздействия человека на литосферу.

Метапредметные: готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

Личностные: осознанное  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное  уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.

Тип урока:  Урок изучения и закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

География 5 класс, автор Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А.; мультимедиапроектор, презентация, коллекция горных пород

Технологическая карта урока

 Этап урока

деятельность учителя

деятельность ученика

УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент -  1  мин.

Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания.

Подготовка класса к работе

 Личностные: самоопределение: я и другие люди

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности –

10  мин

Давайте вспомним какие оболочки (сферы) мы знаем.

Какую сферу  мы сейчас изучаем?

О чем вы узнали в этой теме?

Давайте вспомним основные понятия пройденной темы.

Атмосфера – газообразная оболочка Земли

Литосфера – твердая оболочка Земли

Гидросфера – жидкая оболочка Земли

Биосфера – живая оболочка Земли

Литосфера

Опрос детей

Основные понятия:

Литосфера

Строение земли: ядро, мантия, земная кора

Типы земной коры

Вулканы

Рельеф

Различие гор и равнин по высоте

Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические

Минералы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности

5  мин

Создает проблемную ситуацию

Презентация (слайд 1,2)

Мы с вами многое узнали о литосфере.

Я приведу  слова Вернадского, которые связаны с темой нашего урока: «Человек-величайшая геологическая сила»,

и слова нашего земляка Б. Макарова

«Увидишь дым и язвы свалок,  и  зло подумаешь подчас:

А что Земля бы потеряла не сотвори природа нас?»

Проблема: Какое воздействие оказывает человек на литосферу?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Да, сегодня мы поговорим о том, что человек - часть природы, о взаимодействии человека и изученной нами оболочке Земли-литосфере. Итак, тема урока: человек и литосфера

Презентация (слайд 3)

Давайте сформулируем цель урока

Презентация (слайд 4)

Как вы думаете, какие вопросы нам нужно обсудить при изучении этой темы?

Презентация (слайд 5)

Человек оказывает на литосферу огромное воздействие, добывая полезные ископаемые

Формулируют (уточняют) тему урока: Человек и литосфера

Ставят цели:

Узнать о том, как человек воздействует на литосферу.

Формулируют план урока:

1. Воздействие хозяйственной деятельности  человека на литосферу

2.Как и для чего используют полезные ископаемые

3.Последствия использования полезных ископаемых

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные:

общеучебные – самостоятельное формулирование поставленной цели;

Логические – формулирование проблемы

IV.  Усвоение новых знаний и способов действия

7  мин

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации:

У меня есть три описания  и три горные породы, а какая порода какому описанию соответствует, я не знаю. Как добывают эти полезные ископаемые?

Презентация (слайды  6,7)

Какие еще способы добычи полезных ископаемых вы знаете?

Презентация (слайд 8)

Разгадывают загадки, напечанные на листе бумаги и объясняют какая горная порода соответствует данному описанию?

Определяют способы добычи полезных ископаемых: открытый: карьеры, шурфы; подземный: шахты, штольни

Регулятивные:

Планирование, прогнозирование

Познавательные:

моделирование

Логические: решение проблемы, доказательство и обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V.Физкультминута -  2 мин

Презентация (слайд 9)

Выполняют упражнения

Коммуникативные: сотрудничество

VI.Проверка понимания - 7 мин

Устанавливает осознанность ситуации

Презентация (слайды

 10-12)

Задает вопросы: как и для чего используют полезные ископаемые

Презентация (слайды

 13,14)

Самостоятельная работа с текстом  учебника, используя схему-рисунок 84 на с. 89 и текст на с. 91-92,

Обмениваются мнениями со своими одноклассниками

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Логические: построение логической цепи рассуждений

VII.Первичное закрепление и коррекция – 5 мин.

Организует деятельность по применению новых знаний

Каковы последствия использования полезных  ископаемых человеком?

Презентация (слайды

15-18)

Работа в парах: выделение основных особенностей загрязнения литосферы и пути решения данной экологической проблемы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество приработе в парах

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение  и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит условению

Личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа»

VIII.Рефлексия –

 7 мин.

Итак, подошло к концу наше путешествие в удивительный мир подземелья.

Помните стихотворение Б. Макарова, с которого мы начали урок:

«Увидишь дым и язвы свалок,  и  зло подумаешь подчас: а  что Земля бы потеряла не сотвори природа нас?

Но выйдешь к роще, полной света, к пруду в сугробах лебедей, и мысль мелькнёт: « К чему всё это, когда бы ни было людей?»

Пришло время подвести итог урока: что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какую отметку вы поставите себе за урок?

Вы заметили, что в разных местах кабинета развешены высказывания, подойдите к тому, которое соответствует тому, что вы сейчас чувствуете.

Презентация (слайд 19)

учащиеся обмениваются мнениями, подводят итог урока

Выставляют отметки

Выбирают одно из высказываний:

1.Познание начинается с удивления

2.Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я усваиваю

3.Шевелить мозгами

4.Я знаю, что я ничего не знаю

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Личностные:

смыслообразование

ХI.Домашнее задание – 1 мин.

Параграф 16, творческие задания 9-11 по желанию

Презентация (слайд 20)

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Человек и литосфера"

Презентация на тему "Человек и литосфера"...

Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"

Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса....

Человек и литосфера

Данный урок является завершающим при изучении темы  «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» части II «ПРИРОДА РОССИИ» в курсе 8 класса «География России» перед проведением практиче...

Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"

Урок  географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"...

Урок « Литосфера и человек»

Тема урока: « Литосфера и человек»...

Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»

Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...

Задания к уроку "Литосфера и человек"

Задания к уроку "Литосфера и человек". Автор учебника - Домагацких Е....