Человек и литосфера
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Человек и литосфера
Цель урока: Создать условия для получения и осознания новой информации, использовать жизненный опыт обучающихся, способствовать осмыслению нового материала в жизненных ситуациях.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: проводить изучение полезных ископаемых своей местности, выявлять и объяснять различные полезные ископаемые и значение их для человека; выявлять особенности воздействия человека на литосферу.
Метапредметные: готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине и взаимное уважение, осознание значимости литосферы, как части географической оболочки.
Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
География 5 класс, автор Кошевой В.А., Смоктунович Т.Л., Родыгина О.А.; мультимедиапроектор, презентация, коллекция горных пород
Технологическая карта урока
Этап урока | деятельность учителя | деятельность ученика | УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент - 1 мин. | Взаимные приветствия учителя и учащихся; проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания. | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение: я и другие люди |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – 10 мин | Давайте вспомним какие оболочки (сферы) мы знаем. Какую сферу мы сейчас изучаем? О чем вы узнали в этой теме? Давайте вспомним основные понятия пройденной темы. | Атмосфера – газообразная оболочка Земли Литосфера – твердая оболочка Земли Гидросфера – жидкая оболочка Земли Биосфера – живая оболочка Земли Литосфера Опрос детей Основные понятия: Литосфера Строение земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры Вулканы Рельеф Различие гор и равнин по высоте Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические Минералы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности 5 мин | Создает проблемную ситуацию Презентация (слайд 1,2) Мы с вами многое узнали о литосфере. Я приведу слова Вернадского, которые связаны с темой нашего урока: «Человек-величайшая геологическая сила», и слова нашего земляка Б. Макарова «Увидишь дым и язвы свалок, и зло подумаешь подчас: А что Земля бы потеряла не сотвори природа нас?» Проблема: Какое воздействие оказывает человек на литосферу? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Да, сегодня мы поговорим о том, что человек - часть природы, о взаимодействии человека и изученной нами оболочке Земли-литосфере. Итак, тема урока: человек и литосфера Презентация (слайд 3) Давайте сформулируем цель урока Презентация (слайд 4) Как вы думаете, какие вопросы нам нужно обсудить при изучении этой темы? Презентация (слайд 5) | Человек оказывает на литосферу огромное воздействие, добывая полезные ископаемые Формулируют (уточняют) тему урока: Человек и литосфера Ставят цели: Узнать о том, как человек воздействует на литосферу. Формулируют план урока: 1. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу 2.Как и для чего используют полезные ископаемые 3.Последствия использования полезных ископаемых | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование поставленной цели; Логические – формулирование проблемы |
IV. Усвоение новых знаний и способов действия 7 мин | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации: У меня есть три описания и три горные породы, а какая порода какому описанию соответствует, я не знаю. Как добывают эти полезные ископаемые? Презентация (слайды 6,7) Какие еще способы добычи полезных ископаемых вы знаете? Презентация (слайд 8) | Разгадывают загадки, напечанные на листе бумаги и объясняют какая горная порода соответствует данному описанию? Определяют способы добычи полезных ископаемых: открытый: карьеры, шурфы; подземный: шахты, штольни | Регулятивные: Планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование Логические: решение проблемы, доказательство и обоснование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
V.Физкультминута - 2 мин | Презентация (слайд 9) | Выполняют упражнения | Коммуникативные: сотрудничество |
VI.Проверка понимания - 7 мин | Устанавливает осознанность ситуации Презентация (слайды 10-12) Задает вопросы: как и для чего используют полезные ископаемые Презентация (слайды 13,14) | Самостоятельная работа с текстом учебника, используя схему-рисунок 84 на с. 89 и текст на с. 91-92, Обмениваются мнениями со своими одноклассниками | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Логические: построение логической цепи рассуждений |
VII.Первичное закрепление и коррекция – 5 мин. | Организует деятельность по применению новых знаний Каковы последствия использования полезных ископаемых человеком? Презентация (слайды 15-18) | Работа в парах: выделение основных особенностей загрязнения литосферы и пути решения данной экологической проблемы | Коммуникативные: инициативное сотрудничество приработе в парах Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит условению Личностные: отношение к окружающему миру «Я и природа» |
VIII.Рефлексия – 7 мин. | Итак, подошло к концу наше путешествие в удивительный мир подземелья. Помните стихотворение Б. Макарова, с которого мы начали урок: «Увидишь дым и язвы свалок, и зло подумаешь подчас: а что Земля бы потеряла не сотвори природа нас? Но выйдешь к роще, полной света, к пруду в сугробах лебедей, и мысль мелькнёт: « К чему всё это, когда бы ни было людей?» Пришло время подвести итог урока: что нового вы сегодня узнали на уроке? Какую отметку вы поставите себе за урок? Вы заметили, что в разных местах кабинета развешены высказывания, подойдите к тому, которое соответствует тому, что вы сейчас чувствуете. Презентация (слайд 19) | учащиеся обмениваются мнениями, подводят итог урока Выставляют отметки Выбирают одно из высказываний: 1.Познание начинается с удивления 2.Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я усваиваю 3.Шевелить мозгами 4.Я знаю, что я ничего не знаю | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Личностные: смыслообразование |
ХI.Домашнее задание – 1 мин. | Параграф 16, творческие задания 9-11 по желанию Презентация (слайд 20) | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в рамках ФГОС "Человек и литосфера"
Конспект урока по ФГОС для учащихся 8 класса....
Человек и литосфера
Данный урок является завершающим при изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» части II «ПРИРОДА РОССИИ» в курсе 8 класса «География России» перед проведением практиче...

Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"
Урок географии в 8 классе по теме: "Человек и литосфера"...

Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»
Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...

Задания к уроку "Литосфера и человек"
Задания к уроку "Литосфера и человек". Автор учебника - Домагацких Е....

