программа географического кружка
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Вильгельм Лариса Геннадьевна

Пояснительная записка

к программе кружка «Юный географ»

  

 Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:

·     ознакомление учащихся с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы  России и Оренбургской области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

·     овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, современные геоинформационные технологии; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

·     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

·     воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

·     применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

·      повышение  кругозора  учащихся,  заинтересованности  к предмету    география и подготовка к олимпиаде.

 

Главная цель работы кружка – формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа природы Оренбургской области и России; воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей области.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный,  гуманистический, экологический, культурологический.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_geograficheskogo_kruzhka.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Утверждаю

                                                                                    Директор школы

                                                                                    _________ /О. А. Кузьмин                                                                                                                          

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Дополнительная образовательная

программа кружка

«Юный географ»

                                Автор: преподаватель географии

                            Вильгельм Лариса Геннадьевна

                     

Пояснительная записка

к программе кружка «Юный географ»

   

 Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы  России и Оренбургской области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, современные геоинформационные технологии; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  •  повышение  кругозора  учащихся,  заинтересованности  к предмету    география и подготовка к олимпиаде.

Главная цель работы кружка – формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае и России, создание целостного образа природы Оренбургской области и России; воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к истории и культуре народов своей области.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно – ориентированный,  гуманистический, экологический, культурологический.

Информационная справка

Кружок  «Юный географ»  работает  в летнем лагере профильного обучения.   Кружок посещают учащиеся с 5-7 класс. Кружок имеет направления работы по подготовке к олимпиаде и экзаменам. Занятия кружка в основном проходят в кабинете географии, с использованием мультимедиума, электронных учебников На кружке учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают олимпиадные задания. В работе кружка широко используются электронные диски. Также при проведении кружка используются такие формы занятий как: беседа, защита проекта, игра, практическое занятие, лекция, творческая мастерская.

Планируемые результаты

работы кружка «Юный географ»

В результате работы кружка члены кружка должны усвоить следующие умения и навыки:

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор и применить полученные знания в олимпиаде по географии;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своего края;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа кружка «Юный географ»

Природа России.

     Географическое положение. Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Красота гор и равнин России. Рельеф и геологическое строение своей местности.

     Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Смог. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Климат и человек. Опасные климатические явления. Агроклиматические ресурсы своего региона и своей местности.

Явления,  связанные  с водами, предупреждение их действий. Внутренние воды своего региона и своей местности.

    Почва – особый компонент природы и национальное богатство. Закономерности в распространении почв. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.  Особенности почв своего региона и своей  местности.

      Биологические ресурсы. Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы и их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Красота природы России. Красна книга России и Нижегородской области.

     

Оренбургская область

Положение на Урале. Крупные элементы рельефа: Высокое Правобережье, Низкое Левобережье. Речные долины и водораздельные (междуречные) плато. Мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Полезные ископаемые.

Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Погода и причины ее изменений. Опасные погодные явления. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.

Речная сеть области. Урал. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Озера, их происхождение и использование. Болота. Подземные воды.

Основные типы растительности. Распространение и особенности южнотаежных, смешанных, широколиственных, боровых лесов, лесостепи и степи. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Растения, занесенные в Красную книгу. Основные типы почв: подзолистые, серые лесные, черноземы. Их распространение, плодородие, распаханность. Эрозия почв и борьба с ней.

Фауна южнотаежных, смешанных, широколиственных и боровых лесов. Животный мир степных участков. Объекты охотничьего промысла. Охотничьи заказники. Обитатели водоемов. Промысловые рыбы.

История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Керженский заповедник. Заказники. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Природа России

1

1

2

2

Природа Оренбургской области

1

1

2

3

Решение олимпиадных  заданий  

3

3

4

Практические навыки при решении олимпиадных заданий. Работа по карте

2

2

Всего: 9 часов

План работы кружка «Юный географ».

Природа России

  1. Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые России .
  2. Климат России.
  3. Внутренние воды России
  4. Почвы России
  5. Природные зоны России
  6. Растительный  мир России
  7. Животный мир России
  8. Красная книга России
  9. Охрана природы важнейшая задача современного человека.

Природа Оренбургской области

.Оренбургская область на карте России.

     Рельеф и полезные ископаемые области.

Климат области.

Внутренние воды области

Почвы области

Природные зоны области

Растительный  мир области

Животный  мир области

Красная книга области

         Олимпиадные задания по географии.

Методическое обеспечение

Тема

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический и раздаточный материал

Технич- ое оснащение

  1. Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые России.
  2. Климат России.

  1. Внутренние воды России

  1. Почвы России

  1. Природные зоны России

  1. Растительный  мир России

  1. Животный мир России

  1. Красная книга России

  1. Охрана природы важнейшая задача современного человека.

  1. Оренбургскаяобласть на карте России. Рельеф и полезные ископаемые области.

  1. Климат области.

  1. Внутренние воды области

  1. Почвы области

  1. Природные зоны области

  1. Растительный  мир области

  1. Животный  мир области

  1. Красная книга области

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Комбинир-й

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Практикум

Комбинир-й

Практикум

Объяснит-но -иллюстрат-й

Объяснит-но -иллюстрат-й

Объяснит-но -иллюстрат-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Объяснит-но -иллюстрат-й

Объяснит-но -иллюстрат-й

Объяснит-но -иллюстрат-й

Объяснит-но -иллюстрат-й

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Наглядно-демонстрац-й

Практический

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Электронный диск

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Компьютер

Литература

  1. Авторский коллектив, науч. ред. Ф.М. Баканина, Б.И. Фридман.

     . Природа, население, хозяйство, экология. Ассоциация    

     «Поветлужье», Нижний Новгород, 2004.

  1. Т.Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов». Волгоград, 2002.
  2. Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б.. Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  3. Петрова Н.Н.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  4. Алексеев А.И.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География России: природа и население». Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  5. Максаковский М.Т.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «Экономическая и социальная география мира». Республиканский мультимедиа центр, 2004.
  6. Электронное издание «Россия на рубеже третьего тысячелетия». Республиканский мультимедиа центр, 2001.
  7. Алексеев А.И.. Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География России: хозяйство России». Республиканский мультимедиа центр, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия географического кружка.Путешествие по странам Европы.

В методической разработке предлагается детям совершить экскурсию по странам Европы с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Ученики знакомятся с интересными фактами, выход...

Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области

Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...

Программа "Географическое краеведение"

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...

Программа: географическое краеведение Удомельского района

Краеведение – это наука, знаниями которой должен владеть каждый человек, не зависимо от возраста, от должности, каждый россиянин должен знать все о своей малой и большой Родине. «Люблю и знаю, з...

Авторская программа географического кружка "Клуб путешественников "Путешествуем по Белу свету ..."

Программа поможет учителю интересно организовать внеклассную работу по географии. Так как  программой предусмотрено вовлечение в работу кружка учащихся разных возрастов с 5 по 11 классы, она може...

Программа географического кружка "Искатель"

Тип программы: авторская.Особенности программы: имеет практико-ориентированную направленность на формирование метапредметных навыков учащихся в области организации проектной и учебно-исследовательской...

Программа эколого-географического кружка "Эки Тыт"

Программа эколого-географического кружка "Эки Тыт...