Рабочая программа по географии 9 класс Е. М. Домогацких
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Коршикова Наталья Григорьевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, перечень практических (оценочных) работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geogr_9_kl_2014.docx55.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24» ИМРСК

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ №24»

___________   Н.П.Фролова

Приказ №______

от «__» ___________ 2014 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

по географии

9 (девятый)

 (класс)

Базовый уровень

Срок реализации  программы                2014-2015

                                                              (учебный год)

 Программу составил(а)                        Коршикова Наталья Григорьевна

                                                                 учитель  географии, высшая категория

                                                                        (Ф.И.О. учителя, категория)

        

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 03 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года, № 74);
  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года, № 164, от 31 августа 2009 года, № 320, от 19 октября 2009 года, № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 5-11 классов),
  • приказом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 24 июля 2014 года № 784-пр «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных организаций  Ставропольского края»;
  • учебным планом МКОУ «СОШ №24» ИМРСК на 2014/2015 учебный год;
  • программой по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры, понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Общая характеристика курса

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. 

Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены на демонстрационные, обучающие (с выборочной оценкой)  и 6 итоговые  – обязательные  для оценивания во всем классе – внесены в календарное планирование.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане  изучение курса «География России» проходит в 8 и 9 классах, 136 часов за два учебных года. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России (68 часов), а в 9 классе населения и хозяйства (68 часов), таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Программа соответствует учебнику География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/  Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. -  М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013.

Содержание учебного курса

Часть II.  НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. Общий обзор России (34 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России (7 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV – XIX вв. Изменения территории России в XX в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

ЭГП. Факторы ЭГП России. Плюсы и минусы ЭГП страны. ПГП России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

 Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, ЭГП, ПГП, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3 Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Тема 3. Хозяйство России (20 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленности и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение на территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Природный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортна сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинированные производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы: 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания фактора размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (27 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в тоже время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский  экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад – крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. ЕЕ транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основы экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульные овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России в хозяйственной системе современного мира. (2 часа)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Учебно-тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Практические работы

Учебно-тренировочные

Оценочные

Введение. Экономическая и социальная география

1

Общий обзор России

34

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

7

2

Население России

7

2

Хозяйство России

20

2

3

Экономические районы России

27

2

2

Страны Ближнего Зарубежья

4

1

Заключение. Место России  в мировой экономике

2

Итого

68

7

7

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Программы

Примерные программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Программы. География 6-9 классы./ под ред. Душиной И. В. – М.: «Дрофа» 2008.

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения (личностные, метапредметные и предметные); представлены содержание основного общего образования по математике, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007

В учебниках реализована главная цель, которую ставили перед собой авторы, — развитие личности школьника средствами математики, подготовка его к продолжению обучения и к самореализации в современном обществе. В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий учащимся 5—9 классов выстраивать индивидуальные траектории изучения математики за счёт обязательного и дополнительного материала, маркированной разно-уровневой системы упражнений, организованной

помощи в разделе «Ответы, советы и решения», дополнительного материала: различных практикумов, исследовательских и практических работ, домашних контрольных работ, исторического и справочного материала и др.

Дидактические материалы

Дронов. В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2007.

Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс. Часть I: к учебнику В. П. Дронов, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» /Л. Е. Перлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс. Часть II: к учебнику В. П. Дронов, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» /Л. Е. Перлов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005.

Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс.- М.: Дрофа,2011.

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2003.

Дидактические материалы обеспечивают диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, закреплёнными в стандарте. Пособия содержат проверочные работы: тесты, самостоятельные и контрольные работы, дополняют задачный материал учебников и рабочих тетрадей, содержат ответы ко всем заданиям

Дополнительная литература для учащихся

Краткий справочник школьника. 5-11 кл. / Ави.- сост. П. И. Алтынов и др. – М.: Дрофа, 1997.

Атлас. География России. Население и хозяйство. 9 класс.

Контурные карты. 9 класс – М.: Дрофа, 2013.

Алексеев А.А. География России. Природа и население.-М.:Дрофа,2007.

Родионова И.А. Экономическая география России. М.: Московский лицей,2001.

Список дополнительной литературы необходим учащимся для лучшего понимания идей математики, расширения спектра изучаемых вопросов, углубления интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др. В список вошли справочники, учебные пособия, сборники олимпиад, книги для чтения и др.

Методические пособия для учителя

Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004.

В методических пособиях описана авторская технология обучения математике. Пособия построены поурочно и включают примерное тематическое планирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, тесты, задания для устной работы и дополнительные задания к уроку, инструкции по проведению зачётов, решения задач на смекалку и для летнего досуга

Печатные пособия

Комплекты таблиц справочного характера охватывают основные вопросы по географии каждого года обучения. Таблицы помогут не только сделать процесс обучения более наглядным и эффективным, но и украсят кабинет.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения

География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий

Мультимедийные обучающие программы носят  проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов математики. Диски разработаны для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс оснащён компьютерами) или в домашних условиях. Материал по основным вопросам географии основной школы представлен на дисках

Технические средства

Персональный компьютер

Мультимедиапроектор с экраном и интерактивная доска

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Метеостанция

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  1. Знать (понимать):

- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

- крупнейшие городские агломерации нашей страны;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

- географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

- давать характеристики крупных районов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

- объяснить особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Календарно – тематическое планирование по географии.
Население и хозяйство России. 9 класс.
(68 часов)

п/п

Дата

Номер и тема урока

Практические работы

Элементы обязательного минимума образования

Дом. задание

По плану

Фактич.

1.

Введение 1ч

1. Что изучает экономическая и социальная география?

Экономическая география как общественная наука. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки представления географической информации. Статистика.

§1

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы 7ч

2.

1. Формирование территории России.

Практическая работа №1 (оценочная)
«Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран».

§2

3.

2. Экономико-географическое положение России.

Географическое положение, виды и уровни ГП.

§3

4.

3. Административно-территориальное устройство РФ

Практическая работа №2 (оценочная)

«Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев»

Политико-государственное устройства РФ, количество и состав национально- и государственно-территориальных образований на территории РФ

§4

5.

4. Экономическое районирование территории РФ.

Варианты районирования территории. Географическое разделение труда. Отрасль специализации. Экономические районы.

§5

6.

5. Природные условия РФ

Деление хозяйства на добывающие и обрабатывающие отрасли. Негативные черты добывающей промышленности. Ресурсные базы России.
§6

7.

6. Природные ресурсы РФ

§7

8.

7. Хозяйственная деятельность изменение природной среды.

§8

Население России 7ч

9.

1. Численность населения России.

Практическая работа

(учебно-тренировочная)

«Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации»

Численность населения РФ. Переписи населения. Естественный прирост. Динамика естественного прироста в России

§9

10.

2. Размещение населения на территории России.

Основные области расселения восточных славян. Этапы формирования Российского государства. Направления российской геополитики.
§10

11.

3. Миграции населения.

Внутренние и внешние миграции: причины, их порождающие. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Плотность населения. Зоны расселения.
§11

12.

4. Формы расселения и урбанизация.

Городские и сельские поселения. Города по функциям, численности населения. Города-миллионеры. Городские агломерации. Две зоны расселения в России, их сравнительная характеристика
§12

13.

5. Этнический и религиозный состав населения.

Практическая работа
(учебно-тренировочная)
«Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований»
Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Народы и основные религии. Многоконфессиональность. География религий
§13

14.

6. Трудовые ресурсы и рынок труда.

§14

15.

7. Итоговый урок по теме «Население России»

Хозяйство России 20ч

16.

1. Национальная экономика и её структура.

Виды экономических систем, их основные характеристики, особенности, проблемы и недостатки. Структура экономики России. Производственная и непроизводственная сферы труда, их отраслевой состав и функции  в народном хозяйстве

§15

17.

2. Факторы размещения производства.

§16

18.

3. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

Состав и значение ТЭК в хозяйстве России. Экспортная направленность. Топливно-энергетический баланс. Условное топливо.  Экономия электроэнергии.
Главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их ГП и особенности. Основные грузопотоки. Эффективность эксплуатации. Себестоимость производства
§17

19.

4. ТЭК. Угольная промышленность.

Практическая работа
(учебно-тренировочная)

«Сравнительная характеристика двух угольных бассейнов страны».

§18

20.

5. Электроэнергетика.

Технико-экономические особенности электростанций разного типа, факторы их размещения. Энергосистема.
§19

21.

6. Чёрная металлургия.

Практическая работа
(учебно-тренировочная)
«Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных»
Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий.
§20

22.

7. Цветная металлургия.

Практическая работа№3 (оценочная)

«Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности»

Металлургические базы России, их доля в общероссийском производстве стали и проката. Промышленные центры, выпускаемая продукция. Факторы размещения предприятий.
§21

23.

8. Машиностроительный комплекс, состав и значение.

Практическая работа№4 (оценочная)
«Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности».
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав комплекса, проблемы развития.
§22

24.

9. Размещение отраслей машиностроения.

Уровень развития различных отраслей машиностроительного комплекса, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.
§23

25.

10. Химическая промышленность.


Состав комплекса. Химизация. Особенности химической промышленности, отраслевой состав.
§24

26.

11. Лесная промышленность.


Лесные ресурсы России. Функции леса. Отрасли лесной промышленности. Основные центры и факторы размещения производства.
§25

27.

12. Размещение отраслей химико-лесного комплекса.


Экологические проблемы и факторы размещения
§25

28.

13. АПК, состав, значение

Значение АПК в хозяйстве. Состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития. Мелиорация.
конспект в тетради

29.

14. Сельское хозяйство. Растениеводство.

 

Отраслевой состав и география земледелия и животноводства в России.
§26

30.

15. Животноводство.

§27

31.

16. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практическая работа №5 (оценочная)

«Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России».

Главные сельскохозяйственные районы на территории России
§28

32.

17. Пищевая промышленность.

Состав и факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности в России. Крупные центры производства.
§29

33.

18. Лёгкая промышленность.

§29

34.

19. Транспорт России.

Роль и значение транспорта для хозяйства страны. Транспортный узел, транспортная система. Пассажирооборот, грузооборот. Главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры
§30

35.

20. Нематериальная сфера

Связь, ее виды, основная задача. Сфера обслуживания, отраслевой состав, проблемы и перспективы развития.
§31

Экономические районы России 27 ч

36.

Северный экономический район

1. ЭГП, природные условия и ресурсы Северного района.

Практическая работа

(учебно-тренировочная)

«Экономико-географическая характеристика района по типовому плану»

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.

§32

37.

2. Население и специфика хозяйственной специализации.

Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

§32

38.

Северо-западный район

1. ЭГП. Специализация хозяйства района. Санкт-Петербург – центр района.


Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§33

39.

2. Калининградская область – полуанклав России.

§34

40.

Центральный район

1. ЭГП, природные условия и ресурсы района.

Практическая работа №6 (оценочная) 
«Сравнение ЭГП и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов»
Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.
§35

41.

2. Население и хозяйство района.

Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§35

42.

Центрально-Чернозёмный экономический район

1. Природные ресурсы – основа хозяйства района.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

§36

43.

2. ЦЧР – один из крупнейших с/х районов страны.

§36

44.

Волго-Вятский район

1. ГП, природные условия и ресурсы района.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

§37

45.

2. Специализация хозяйства района. Нижегородская агломерация.


§37

46.

Северо-Кавказский район

1. Особенности географического положения и природы района. Сельское хозяйство – главная отрасль экономики района.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§38

47.

География Ставропольского края

2. Особенности ЭГП, формирование природы, территории.

Практическая работа

(учебно-тренировочная)

«Определение по  картам ЭГП своего региона».

Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.

48.

3. Население

Численность населения Ставропольского края. Естественный прирост. Динамика естественного прироста. Половой, возрастной, национальный состав.

49.

4. Особенности хозяйства. Промышленность.

Группировка отраслей по их связям с природными ресурсами. Производственный потенциал.

50.

5. АПК.

География земледелия и животноводства края. Проблемы и перспективы развития АПК.

51.

6. Транспорт.

Главные особенности различных видов транспорта

52.

Поволжский район

1.ГП, природные условия и ресурсы района.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.
§39

53.

2. Поволжье – «Автомобильный цех» страны.

Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§39

54.

Уральский район

1. Особенности географического положения и богатство минеральным сырьём.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы.

§40

55.

2. Урал – главная металлургическая база страны.

Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

§40

56.

Западно-Сибирский район

1. Особенности природы и ресурсообеспеченности района.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.

§41

57.

2. Западная Сибирь – основа топливно-энергетической базы страны.

§41

58.

Восточно-Сибирский район

1. ГП, особенности природы и богатство ресурсами.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§42

59.

2. Специализация хозяйства района.

Практическая работа №7 (оценочная) 

«Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов».

§42

60.

Дальневосточный район

1. ГП, природные условия и ресурсы.

Состав района. Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства. Экологические проблемы.
§43

61.

2. Население и хозяйство района.

§43

62.

3. Итоговый урок по теме «Экономические районы России»

Страны ближнего зарубежья 4ч

63.

1. Страны Балтии и Белоруссия.

Особенности ЭГП. Природные условия и ресурсы. Характеристика населения. Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.

§44

64.

2. Украина и Молдавия.

§45

65.

3. Страны Закавказья.

Практическая работа

(учебно-тренировочная)

«Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией».
§46

66.

4. Страны Центрально-Азиатского региона

§47

Заключение 2ч

67.

1.Место России в мировой экономике.

§48

68.

2. Итоговый урок за курс 9 класса.

Практических работ-14

Оценочных-7

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ «СОШ № 24»

«___» августа 2014 г.

________ Г. А. Сошникова

 

Рассмотрено на ШМО учителей

естественно-математического цикла

Протокол № 1

от  «___»  августа  2014 г.

Руководитель МО

_________    Е. С. Зуева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОСна основе авторской программы Е.М. Домогацкого

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС на основе авторской программы Е.М.Домогацкого. Разработала учитель МО БУ "ООШ с. Краснохолма г.Оренбурга"  Гостева Ольга Ивановна...

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География»

Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География» /Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/.В данном материале приводится план на весь у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...