Какой он, наш Алтайский край?
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

Кочкина Лилия Ивановна

Сценарий интеллектуальной экологической игры «Какой он, наш Алтайский край?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakoy_on_alt._kr.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Какой он, наш Алтайский край?

(сценарий интеллектуальной экологической игры)

Кочкина Лилия Ивановна, учитель географии МОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края,

год разработки 2008, в 2010 внесены изменения

Одним из направлений работы нашей школы является культурно-массовое.

Цель-формирование экологической культуры школьников через познавательные игры и конкурсы. Для того, чтобы экологическая работа была результативной, она проводится среди учащихся всех возрастов. Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной экологической игры «Какой он, наш Алтайский край?»

Игра проводится в форме игры-соревнования.

Тип игры: интеллектуальная, познавательная.

Педагогические возможности: игра основана на дополнительных знаниях экологии, биологии, географии.

Цели и задачи: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы; привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды своего края; формировать социально-активную позицию школьников;  выявлять и поощрять учащихся, имеющих хорошие знания по разным предметам; воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Действующие лица: ведущий, помощник ведущего, жюри конкурса.

Оборудование: регистрационные листы, песочные часы, информационные карточки, Красная книга Алтайского края, предметы для «черного ящика».

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей игре. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков. Принимают участие команды… Игра состоит из нескольких этапов. Каждый имеет свои правила. Начнем игру со стихотворения.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?

Строки этого стихотворения призывают нас задуматься о будущем, а для этого необходимо ценить то, что нам дано. В жизни много загадок, отгадать которые может только человек любопытный и знающий. В ходе игры нам предстоит продемонстрировать свои знания, а так же узнать что-то новое. Ведь девиз нашей игры: «Мы, играя, изучаем».

Первый тур « Угадай кто я?»

Ведущий: Этот тур нашей игры посвящен животным и растениям Алтайского края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время выполнения 1 мин. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда, которой задан вопрос не дала верный ответ, право ответить имеет другая команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы

  1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Дерево считается самым беспокойным и шумным.

1.Осина.   2. Дуб.  3. Ольха.  

  1. Ее воинственная «камуфляжная» окраска, завораживающий взгляд, надменность, выдающая вперед нижняя челюсть способна напугать любого подводного жителя. Ее зубы в старину клались на притолоку двери – это должно было приносить счастье. А пчеловоды клали ее череп возле летка, чтобы пчелы пролезали между ее зубами. «Будут зубастыми и злыми и не дадут себя в обиду», - утверждают пасечники. О ком идет речь? (Щука)    
  2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

    1.Рябина.   2. Береза.  3. Клен.

  1. Многоэтажные хоромы «Великого Землероя» оснащены столовой и спальней, туалетом и системой вентиляции. Расположенная на трехметровой глубине центральная комната, выстланная регулярно сменяемой подстилкой из сухой травы. Назовите хозяина данной «квартиры»? (Барсук)
  2. От семян этого дерева буквально нет спасения – так много их летит. Приземляясь, они назойливо забиваются в волосы, падают на лицо, проникают через окна в жилища.

    1.Акация.  2. Тополь.  3. Ива.

  1. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем-то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут на конуру собаки для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.
  1. Полынь.  2. Крапива.  3. Пижма.

Второй тур «Экологические праздники»

Ведущий: Сейчас во всем мире проходят природоохранные мероприятия в рамках международной акции «Спаси и сохрани». Окружающая природная среда в результате антропогенного вмешательства очень изменяется. От того как мы будем относиться к природе зависит наше будущее.

Сейчас вы услышите вопрос и три ответа на него, ваша задача – выбрать правильный. Время выполнения – 30 сек. За правильный ответ – 1 балл.

Вопросы и варианты ответов

  1. В октябре отмечается день защиты животных. Назовите число.

1)4 октября.  2)14 октября.  3)24 октября.

  1. В каком месяце отмечает свой день рождения Гринпис?

1)В январе.  2)В сентябре.  3)В мае.

  1. 20 ноября отмечается день отказа от вредной привычки. От какой?

1)От курения.  2)От злоупотребления алкоголем.  3) От наркотиков.

  1. 1-го числа какого месяца отмечают День защиты детей?

1)1 августа.  2)1 июля.  3)1 июня.

  1. Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку. В какое время года отмечают день Земли?

1)Осенью (22 ноября).  2)Весной (22 марта).  3)Летом (22июля).

Третий тур «Как не надо защищать природу»

Ведущий: Вам будут представлены задачи, а вы должны решить их и ответить, как правильно поступить в данной ситуации. Время на выполнение задания 3 мин. За правильный ответ -1 балл.

Задача 1.  Пенсионерка Неверова высадила двухгодовалые проростки черешчатого дуба, сосны обыкновенной и ели сибирской на солнечном жарком пригорочке в 5 см от пешеходной дорожки на расстоянии 20 см друг от друга.

Задача 2.  Пенсионерка Безобразова с семейством решила посадить 30-летние деревья – березу повислую, черемуху обыкновенную, клен ясенелистный  под окошком в 2-х метрах от дома. Сажать деревья решили в теплый июньский день.

Задача 3.  Экологическая активистка Неплюева, чтобы помочь первоцветам пробиться сквозь старую сухую траву, пустила пал – то есть эту траву подожгла. В лесу тщательно вычистила граблями лесную подстилку – старые листья, сучки и хвою. Оставленные туристами бумаги, пластиковые бутылки и полиэтиленовые мешки. Всю гору мусора она аккуратно сожгла.

Задача 4.  Известные любители природы пенсионерки  Неверова, Безобразова и Неплюева решили улучшить экологическое состояние маленькой речки возле родного поселка и сагитировали выбрасывать мусор не в специально отведенных местах, а на берег реки, тем самым создавая заграждения для укрепления берега. Очищая берег, они вырвали ивняк, вместе с корнями заросли старого камыша и все это сожгли.

Четвертый тур «Заповедными тропами»

Ведущий: Вам необходимо в течение минуты выбрать правильный ответ на заданный вопрос. За правильный ответ -1 балл.

Вопросы и варианты ответов

  1. Сколько заповедников на территории России на сегодняшней день?

А) 110

Б) 101

В) 83

Г) 130

  1. Национальный парк создается с целью:

А) Рекреации (отдыха)

Б) Промысла животных

В) Лечения и профилактики заболевания людей

Г) Создания коллекций растений

  1. Назовите первый официально зарегистрированный заповедник в России?

А) Астраханский

Б) Баргузинский

В) Таймырский

Г) Дальневосточный Морской

  1. Чем отличается заповедник от заказника?

А) В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность. В заказнике она либо полностью запрещена, либо частично.

Б) Заповедник создается на время до полного восстановления охраняемых ресурсов, а заказник на бесконечно длительное время.

В) Площадь заповедника всегда больше площади заказника.

Г) Заповедник бывает только федерального значения, а заказник краевого.

  1. Какой и где создан последний заповедник в России?

А) Тигирекский, Алтайский край

Б) Лапландский государственный природный биосферный заповедник, Мурманская область

В) Кологривский лес, Костромская область

Г) Буреинский, Хабаровский край

  1. Кто придумал первую Красную книгу?

А) Международный союз охраны природы

Б) ГРИНПИС

В) Департамент по охране окружающей среды Алтайского края

Г) Министерство природы России

  1. Расположите ООПТ в порядке убывания строгости установленного режима.

А) Заказники

Б) Национальные парки

В) Заповедники, в том числе биосферные

Г) Природные парки

(В,Б,А,Г)

Пятый тур «Черный ящик»

Ведущий: В этом туре нам предстоит работать с «черным ящиком». Задается вопрос и вам предстоит определить, что  лежит в «черным ящике» (звучит музыка, помощник ведущего вносит «черный ящик») и предлагается 1 мин. на обсуждение. Если вы готовы ответить и даете  правильный ответ, то получаете 2 балла. Если вы сомневаетесь, то вам будут даны  подсказки, три варианта ответа на него. Время на выполнение задания 1 мин. За правильный ответ -1 балл. В «черном ящике» находится то, что является правильным ответом.

Вопросы и варианты ответов

  1. В ящике лежит то, что по своей калорийности превосходит яйца, говядину, сливки и даже сало. Это можно использовать при лечении туберкулеза, заболевании почек. Что лежит в «черном ящике»?

1.Подсолнечник.  2.Кедровый орех.  3.Семена сосны обыкновенной.

  1. В «черном ящике» то, что напоминает реактивный  самолет. Полет этого создания сопровождается низким гудением. А происходит это потому, что оно часто размахивает крыльями, до 50-ти раз  секунду. Некоторые их представители предпочитают питаться уже готовым медом, по ночам проникают в улей, и пьют мед. Кто находится в «черном ящике»?

1.Бабочка-бражник.  2.Жужелица.  3.Шмель.

  1. В «черном ящике» находятся плоды, цветы которого в течение дня поворачиваются к солнцу, а на ночь лепестки цветов складываются «шалашиком» и тем самым защищают пыльцу от росы. Растения густо покрыты шипами, которые служат хорошей защитой от поедания его травоядными.

1.Кактус.  2.Можжевельник.  3.Шиповник.

  1.  В «черном ящике» находится то, что присуще только птицам, оно состоит из жесткого стержня и отходящих от него мягких бороздок. Это то, что облегчает птицам полет.

1.Перо.  2. Полые кости.  3.Клюв.

  1. Химическое соединение кислорода и водорода. Жидкость без запаха, вкуса и цвета. Самое распространенное вещество на Земле. В природе находится в трех состояниях. Живые организмы, в том числе и человек, состоят на 80 % из нее. Что в «черном ящике»?

1.Кровь.  2.Вода.  3.Глюкоза.

Шестой тур «Красная книга»

Ведущий: Одним из важных документов по охране природной среды, является Красная книга. Эта книга не совсем обычная. Красный цвет – это сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. В Красной книге существуют интересные странички разных цветов: красные листы – виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения, желтые – уязвимые или сокращающиеся виды, белые – виды, которые встречаются редко, серые – малоизученные или редкие, зеленые -  восстановленные виды, те, что раньше были редки.

Сейчас каждая команда получает возможность поработать на красной страничке этого важного документа. Ваша задача: в течение 5 минут вспомнить представителей животного и растительного мира Алтайского края и занести те виды, которые находятся под угрозой полного исчезновения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Количество баллов зависит только от вас самих.

Ведущий: Пока жюри подводит итог предыдущих туров, у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. Сейчас каждая команда получит по одной пословице, в течение 2 мин. Вам необходимо понять ее смысловое значение и изложить его на листочке бумаги. За полностью раскрытый смысл команда получает 1 балл.

 Задания и ответы дополнительного тура

  1. «Была бы падаль, а воронье налетит».

(В природе все взаимосвязано, вещество передается по цепям питания. Всегда есть организмы, разрушающие органическое вещество).

  1. «Не от добра дерево листья роняет».

(Листопад – приспособление растений к перенесению неблагоприятных условий).

  1. «Муравей не велик, а горы копает».

(Значение муравьев в жизни леса очень велико. Следуют разъяснения).

  1. «Всяк  кулик в своем болоте велик».

(В природе нет лишних, даже маленькая птичка играет важную роль).

Ведущий: И так, наша игра подошла к завершению. Слово предоставляется жюри. (Жюри подводит итоги игры, распределяет места по количеству набранных командами баллов. Ведущий сообщает итоговые результаты каждой команды, поздравляет победителей, вручает грамоты и призы).

Ведущий: Спасибо всем командам за активное участие в игре! Желаем вам дальнейших успехов в изучении природы родного края. До свидания! До новых встреч!

Литература

  1. Боголюбов С.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Знание, 1999.
  2. Никишов А.И., Кузнецов В.Н.  Экология. – М.: Устойчивый мир, 1999.
  3. ООПТ Алтайского края. Заповедными тропами. – Барнаул.: Экоклуб АГУ,                ГПЗ «Тигирекский», 2006.
  4. Энциклопедия «Планета Земля». – М.: Росмэн, 2004.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.
  6. CD «Экология» учебное пособие// под ред. Ахлебинина А.К. – М.: ООО «Дрофа», 2004.
  7. Воспитание экологического сознания учащихся// в жур. Дополнительное образование. - №6, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...

СИММЕТРИЯ В АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХ на примере алтайских костюмов

СИММЕТРИЯВ АЛТАЙСКИХ ОРНАМЕНТАХна примере алтайских костюмов...

Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...