План урока по географии, 7 класс.
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему

Бразин Алексей Михайлович

Цель данного урока - обучить учащихся называть и показывать территории с определенным типом климата, характерные типу погод на материке; определять температуру и количество осадков по климатической карте; объяснять причины формирования типов климата на континенте. Основано на учебнике для преподавателей под редакцией В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Климат Африки.

Цели: называть и показывать территории с определенным типом климата, характерные типу погод на материке; определять температуру и количество осадков по климатической карте; объяснять причины формирования типов климата на континенте.

Оборудование: записи вопросов на доске, «климатическая карта Африки», «физическая карта Африки», климатограммы.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Предлагается провести  опрос по вопросам. Работать может весь класс.

Вопросы:

1) Назовите и покажите преобладающие формы рельефа Африки?

2) Какими особенностями отличается рельеф Африки?

3) Где в Африке находятся горы новой складчатости?

4) На доске:

Восточно-Африканское плоскогорье.

Нагорье Ахаггар.

Ливийская пустыня.        а) Щиты.

Котловина реки Конго.        б) Плиты.

Плато Дарфур.

Котловина озера Чад.

Пустыня Калахари.

5) Почему высшая точка Африки - вулкан Килиманджаро - находится в пределах платформы, а не складчатой области, как на других материках?

6) Почему в Африке мало складчатых гор?

7) Как различается рельеф Северной и Западной, а также Южной и Восточной Африки?

8) Назовите и покажите месторождения полезных ископаемых.

9) Определите зависимость полезных ископаемых от рельефа.

10) Как можно подразделить рельеф Африки в соответствии с его развитием?

11) Покажите границы разломов.

II. Изучение нового материала.

Возможно проведение урока-практикума.

Вступительная беседа.
Почти вся Африка расположена в низких широтах. Большая часть материка лежит между двумя тропиками. Два раза в году Солнце в этих районах в полдень стоит в зените, а его самое низкое полуденное положение примерно такое же, как в Москве в день летнего солнцестояния. Зимой даже в самых «прохладных» крайних южных и северных районах среднемесячные температуры на равнинах не опускаются ниже 8 °С.
Климату Африки принадлежит мрачный рекорд, связанный с «небесным электричеством». В Зимбабве во время влажного сезона погибает более ста жителей от ударов молний.
2. Работа с картой «Климатическая карта Африки».
– Назовите климатические пояса Африки.
– Какие из них основные, какие переходные?
– Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади и самые маленькие площади.
– Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка. Объясните их размещение.
– Укажите изменение температуры в связи с изменением: а) географической широты, б) рельефа, в) океанических течений.
Высота солнца над горизонтом и времена года в Африке (рис. 2).”см.вложение”
Экватор пересекает Африку почти посередине. Поэтому, когда к северу от экватора лето, к югу от него — зимний период. Африка — самый жаркий материк на земном шаре.
Вопросы. 1. Какие самые холодные месяцы в Северной и Южной Африке? 2. Между какими широтами солнце в Африке бывает в зените? 3. Когда в Африке солнце бывает в зените на экваторе, на Северном тропике, на Южном тропике?
Пассаты, влияние океанских течений и рельефа на климат Африки (рис. 3).”см. вложение”
В северной части Африки пассаты проходят над сушей и несут сухой тропический воздух, а в Южной Африке пассаты дуют с Индийского океана — этот воздух влажный.
Холодные океанские течения у северо-западных и юго-западных берегов Африки понижают температуру в прибрежных частях материка и усиливают его сухость, а теплые течения у юго-восточных берегов, наоборот, способствуют насыщению воздуха влагой, образованию осадков и повышению температуры в зимние месяцы.


Вопросы.

1. Почему теплый воздух над экватором поднимается вверх, а в областях высокого давления воздух опускается вниз?

2. Пассаты в северном и южном полушариях дуют в различных направлениях. Почему? 3. Какая существует зависимость между количеством выпадающих осадков и распределением атмосферного давления?

4. Почему смещаются пояса высокого и низкого давления?


Климатические пояса Африки.


Карту-схему вычерчивают на настенной контурной карте или на классной доске. Ученики вслед за учителем выполняют карту-схему на своих контурных картах.
Вопросы. Для каких климатических поясов Африки характерны следующие особенности и почему: а) солнце всегда бывает в зените; б) больше всего выпадает осадков; в) малая облачность и нисходящие воздушные потоки; г) зима влажная, лето сухое; д) зима сухая, лето влажное?
3. Практикум.
Каждая группа выполняет свое задание. Для облегчения работы учащиеся при характеристике своего климатического пояса заполняют таблицу. 1-я группа – экваториальный, 2-я группа – субэкваториальный, 3-я группа – тропический.
Таблица «Климатические пояса Африки».

Пояс

Воздушные массы

Вертикальное движение

Ветры

Температура

Осадки

Летом

Зимой

Летом

Зимой

Кол-во

Режим


4. Сообщения учащихся.
Один человек от группы (наставник) дает характеристику своего климатического пояса. После его выступления остальные члены группы, или один, дополняют характеристику образным описанием погоды, интересными фактами и примерами, заранее приготовленными дома. (Каждая группа выступает 5 мин.)
5. Анализ климатограмм по учебнику.
На севере – на побережье Средиземного моря и юго-западной оконечности Африки сформировался субтропический климат с сухим жарким летом и теплой влажной зимой.
Задание. Проанализируйте климатограммы. Какой можно сделать вывод?
Завершающая часть:
III. Итог урока. Закрепление темы.
1. Выставление оценок за работу по практикуму.
2. Установление соответствия.
Повтор новых понятий.
3. Вопросы:
1) Если в пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пусты¬ня Сахара или Калахари?
2) Назовите территории, где выпадает менее 100 мм осадков в год. (Полуостров Сомали.) Почему?

Домашнее задание: задание в контурной карте: §26; указать границы поясов, самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"

План урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"...

План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся...

План урока по географии 7 класса на тему: «Страны Юго-Западной Азии»

План-конспект урока по географии 7 класса на тему: «Страны Юго-Западной Азии», с отзывом учителей....

План урока по географии 7 класс "Открытие и исследование Антарктиды"

Базовый уровень: понятие «Антарктический оазис», органический мир материка; открытие и современные исследования Антарктиды....

План урока по географии.7 класс

Конспект урока по географии...

План урока по географии.7 класс

Конспект урока по географии...

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"...