урок географии "Население мира" в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Петренко Евгения Витальевна

Урок географии по теме "Население мира" в 10 классе в соответствии с ФГОС. Основа урока--системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_naselenie_mira.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога ПЕТРЕНКО Евгения Витальевна   Предмет: ............ГЕОГРАФИЯ..................................
Класс: ...............11...................................                                                                                                                                                                                             Тема:   ЧИСЛЕННОСТЬ  и     ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ ..............                                                                          
Тип урока: .........изучение нового материала...................................

Цели урока:

Метапредметные цели урока

Предметные цели

Личностные цели

– развитие  познавательной сферы школьников и мотивации к изучению географии;
– совершенствование умений  ставить учебные цели и задачи,  планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- совершенствовать умения корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда; оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- совершенствовать умения работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- совершенствовать навыки получения информации  в результате смыслового прочтения текста;
-совершенствование навыков работы  в группе по решению общих учебных задач;
-совершенствование умений  использовать устную речь  для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-совершенствовать умения использования информационно-коммуникационных  технологий получения и обработки информации, формирования  ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- формировать первичные навыки учебно- исследовательской и проектной деятельности.

– формирование осознанного  чтения с целью удовлетворения  познавательного интереса, приобретения новой информации и дальнейшего  её использования;
– формирование  навыков говорения  на основе изученного языкового материала;
– совершенствование навыков  использования карты, статистических материалов, совершенствование навыков использования карты  как языка международного общения и как средства  изучения географических процессов и явлений;

 

– воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;                                                                       -способствовать совершенствованию навыков коммуникативной компетенции, -совершенствовать навыки проектной деятельности,                                                                              -развивать умения выражать себя в разных видах творчества,  - воспитание уважительного отношения к разным культурам разных народов.

Задачи урока:
Достижение
предметных планируемых результатов:

ЗНАТЬ : понятие «естественный прирост»; численность населения мира и причины ее определяющие, характерные черты разных типов воспроизводства населения;  демографическая политика, связанная с ними, понятие «качество населения»  как новое комплексное понятие.

УМЕТЬ-анализировать статистические материалы, диаграммы, анализировать различные источники географических знаний, в том числе и Интернет-ресурсами, пользоваться тематическими картами, выполнять тестовые задания.

Технологическая карта с дидактической структурой урока 

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся

УУД

1)Организационный момент                                       Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке

  Просмотр видеофильма,

  Показ видеоклипа о множестве разных народов на Земле

Высказывание предположений, почему выбран такой клип

 Личностные УУД (самоопределение).

2) Формулировка темы, постановка задач, планирование работы на уроке                                           Цель: организовать формулировку темы урока детьми и планирование достижения этой цели

 формулируют тему, ставят цель и планируют ее достижение самостоятельно, записывают тему в тетрадь

  Организует формулирование, постановку цели, планирование этапов работы по достижению результатов

  Задание: Что необходимо знать о населении, чтобы его охарактеризовать?

Предполагаемый ответ:    численность населения

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества)

3) Изучение нового материала Цель: создание условий для результативной работы  

  Высказывают свои предположения, делают вывод, что изучение географии населения необходимо

 Ставит проблемный вопрос: Почему население представляет собой основу материальной жизни общества?

  Прием «мозговой штурм»

 Личностные УУД (смыслообразование).Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других). Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой инфор мации; уметь  перера батывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

Познавательные УУД Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Коммуникативные учебное сотрудничество, уважение ситуации успеха партнера,

БЛОК 1Численность населения Цель: организовать формирование знаний о численности населения и ее изменении

Анализируют статистические данные делают выводы о том, что население мира никогда так быстро не возрастало, как в современную эпоху, что в разных регионах мира население растет неравномерно

Предлагает для анализа график «Динамика численности населения мира», таблицу  «Рост численности населения мира» с 66 учебника

Задания: 1анализ графика, таблицы : проанализируйте график «Динамика  численности населения мира», что она показывает? Как изменяется численность населения мира? Как изменяется численность населения мира в последние сто лет? Предполагаемый ответ: растет катастрофически.

2 проанализируйте таблицу «рост численности населения мира в 1950-2010 Как изменяется численность населения  в зарубежной Европе,  а в зарубежной Азии?                                                   предполагаемый ответ: в разных регионах мира население растет неравномерно. это объясняется различным характером его воспроизводства

БЛОК 2 Воспроизводство населения.                               цель: сформировать понятие «воспроизводство населения», определить, какие факторы на него влияют  

1 Находят в учебнике определение, записывают в тетрадь, 2 прослушивают  «ленту новостей», делают прогноз изменения численности населения в данных условиях и приходят к выводу, какие процессы влияют на изменение численности населения             3 прослушивают мини-проект (опережающее задание ученицы) «Главные причины смертности в России», делают выводы о необходимости ведения здорового образа жизни

Отвечают на вопрос «Что ждет человечество?»                                              1 вымирание                                                     2 перенаселение                      3стабилизация численности (закрепляют «фишки» на доске возле выбранного ответа)

Предлагает разные источники географической информации

Предлагает прием   « Займи позицию» предлагает у доски ответить на вопрос, прикрепив свою «фишку»  рядом с выбранным ответом

Задания: Найдите в учебнике определение, что такое воспроизводство? Запишите в тетрадь ФОРМУЛА –Р-С=Е, где Р-рождаемость,  С-смертность,  Е-естественный прирост Каким бывает естественный прирост Е+  Е0  Е-         ПРИЕМ «ЛЕНТА НОВОСТЕЙ»                             задание: проанализируйте данные новости и сделайте прогноз, как изменится численность населения. ВЫВОД: Рождаемость, смертность, процессы биологические, но на них влияют социально-экономические процессы, от чего зависит уровень рождаемости социально\экон структуры общества, условий жизни, традиций занятости женщин в производстве, «цены ребенка», уровень смертности? от материальных условий жизни, питания, санитарных условий труда и быта, от развития здравоохранения, от возрастного состава

ПРОГНОЗ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, что ждет человечество: вымирание, перенаселение, стабилизация численности  как изменится численность населения мира? Уменьшится увеличится стабилизируется? Выберите правильный с вашей точки зрения ответ и поставьте рядом с ним свою фишку

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  блок 2

1 работают в сети Интернет на сайте «Численность населения. Счетчик». делают записи в таблице о численности населения мира, разных государств on line, называют страны с наибольшим и наименьшим количеством населения

Оказывает помощь тем учащимся, которым это необходимо

Работа в Интернете. Поиск информации о численности, населения, показателях рождаемости,  смертности, естественного прироста в разных странах мира

Познавательные УУД Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Два типа воспроизводства населения                                Цель: ознакомить с особенностями разных типов  воспроизводства населения и демографической политикой разных государств

Работают в группах, используют текст учебника и карту «Типы воспроизводства населения мира» , дают характеристику первому и второму типу воспроизводства населения, заполняют таблицу.                  Презентуют работу группы   1 группа-- I тип воспроизводства  2 группа—II тип воспроизводства

Находят определение «демографическая политика», записывают в тетрадь

Меняются по группам и предлагают меры по воздействию на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) для стран с разным типом воспроизводства населения

Направляет самостоятельную работу, корректирует работу Консультирует учащихся, если необходимо, координирует работу в группа Предлагает разные источники информации Корректирует ротацию групп

ПРИЕМ: работа в группах

Задания: организация работы в группах. Цель работы группы дать характеристику каждого из типов воспроизводства населения, указать для каких стран они характерны , какие демогра- фические показатели имеют.                                  Презентация работы в группах.                РАБОТА с терминами: Формирование понятия «демографическая политика». Поиск определения в учебнике с69 Демографическая политика—система административных, экономических, пропагандистских и других  мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.                 «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»: высказывание предложений какие мероприятия могут проводить государства для воздействия на естественный прирост

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  блок 2

 1 работа в сети Интернет поиск информации о демографической ситуации в России, Крыму                                           2 Защита мини-проекта «Демографическая ситуация в России»

Предлагает творческое задание создать коллаж  листовку-призыв «За сбережение народа»

Защита мини-ПРОЕКТА:  «Демографическая ситуация в России», результаты исследования которого показывают, как изменяется численность населения России, пики роста численности и уменьшения численности, вывод исследования: о необходимости мер, направленных на повышения рождаемости ТВОРЧЕСКОЕ задание: создание коллажа-листовки под девизом «За сбережение народа», подчеркнуть ценность традиционной семьи.

Релаксация

Просмотр видео для релаксации

Музыкальная пауза

Регулятивные УУД

Блок 3 Понятие «качество населения» как новое комплексное понятие

  Составляют схему «Качество населения», работают с таблицей 3 с 68    с картами атласа

  Направляет самостоятельную работу

  Задание: Составление схемы (по информации из учебника)

Задание: приведите примеры экологических, социальных, культурных, экологических условий жизни, используя свой жизненный опыт. Предполагаемый ответ: например, экономические—занятость населения (уровень безработицы), или состояние окружающей среды—экологические условия жизни

 познавательные УУД  Умение вести самостоятельное исследование по плану, анализ информации, её преобразование

Контроль .Коррекция

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

 1 Высказывание аргументов в защиту своей позиции о будущем населения планеты, смена своей позиции (если полученные знания на уроке способствовали этому)

2 Выполнение тестовых заданий ,

Самопроверка

коррекция

  Выслушивает мнение учении-ков, высказывает свою позицию (теория перехода)

Предлагает выполнить тесты на компьютере

 

 Коммуникативные:

1.Умение слушать других, отвечать на поставленные вопросы.  Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

 Рефлексия                               Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

 Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы мини-опроса «Сколько детей вы планируете иметь в будущем?»

 Предлагает ответы на вопросы: какие цели мы ставили на уроке?, достигли ли цели?

Предлагает проанализировать результаты мини-опроса

  

 Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразование).

Домашнее задание

Реклама следующего урока

Записывают в дневник.

Просушивает информацию, анализируют ее, делают выводы

Организует запись в дневник

Предлагает познавательный вопрос.

Прочитать с 62-71 , индивидуальное задание  по материалам таблицы в учебнике с 406-407 выписать «десятку » стран с наибольшей численности населения, с наибольшим естественным приростом, наименьшим естественный приростом, подготовить проект «Народы России», «Народы Крыма», «Религии Крыма» (по выбору)                                           На следующем уроке мы будем изучать нацио-нальный состав населения мира. Будет интерес но узнать одну из традиций российского наро-да. Эвенки ценили умение вести переговоры о мире. Противник высылал парламентеров — двух пожилых женщин. С пожилыми женщина-ми вступают в беседу такие же пожилые женщины, представляющие враждебную сторону. Шаман демонстративно отвергал предложения .потом в переговоры вступали пожилые мужчины. И только потом—шаманы, которые договаривались о мире. Почему такая сложная церемония? Подумайте.

Предполагаемый ответ: чтобы молодежь знала цену мира, как легко его потерять, и как сложно его вернуть.

Личностные УУД (смыслообразование).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Уроки физики в соответствии с ФГОС"

выступление на семинаре " Особенности ФГОС на второй ступени обучения"...

Применение ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения"

Материал подготовлен дляСеминара-практикума  учителей информатики по теме: «Использование инновационных педагогических технологий на уроках информатики» на тему: " Применение ЭОР на уро...

Урок алгебры в соответствии с ФГОС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911267","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]]Урок алгебры в 8 классе по теме "Степень с целым отрица...

Урок геометрии в соответствии с ФГОС

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5911320","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 50px; height: 50px;"}}]] Урок открытия нового знания в соответствии с ФГОС...

Методы активизации на уроке музыки в соответствии с ФГОс.

Перечисляются основные методы активизации деятельности учащихся на уроке музыки....

«Использование современных информационно- коммуникативных технологий на разных этапах урока музыки в соответствии с ФГОС ».

Информационно-коммуникационная компетенция — это умение самостоятельно находить и преобразовывать согласно поставленной цели необходимую информацию с использованием полиграфических и информационных те...